Историческая личность: методика изучения.
статья по истории на тему

Алексеева Ирина Викторовна

Историческая личность: методика изучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskaya_lichnost.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Историческая личность: методика изучения.

Гуманизация исторического образования предполагает повышенное  внимание к личности, раскрытие идеи самоценности человека как субъекта социального развития. Речь идёт не только об увеличении  количества  изучаемых исторических персоналий, но и переосмысление методологических подходов к анализу деятельности выдающихся людей прошлого.

Формированию умения давать развернутую характеристику исторической личности способствует использование алгоритма. В алгоритме заложены  смысловые опоры, на которых  строится  система знаний об исторической личности.

Использование алгоритма предусматривает осмысленное, а не механическое  запоминание большого  конкретно-исторического  материала, позволяет учащимся самостоятельно анализировать и обобщать факты из разных источников и способствует формированию исторического мышления.

Памятка-схема « Характеристика исторического деятеля.»

  1. Сведения о жизненном пути ( происхождение, наиболее существенные факты биографии) Условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов, убеждений.
  2. Личные качества ( интеллектуальные, нравственные, волевые), степень их соответствия задачам, которые решал исторический  деятель.
  3. Жизненные принципы, идеалы, мотивы поведения.
  4. Способы действия; средства достижения цели.
  5. Соотнесенность целей исторического деятеля и интересов какой –либо социальной группы. Круг друзей, единомышленников и круг врагов.
  6. Противоречия в деятельности  и личности.
  7. Роль  личности в истории, результаты и значение деятельности.
  8. Отношение ученика к историческому деятелю.
  9. Художественная, публицистическая и научная литература, содержащая сведения о данном человеке.

Если деятельность личности повлияла на выбор той или иной альтернативы исторического развития  памятку можно дополнить вопросами :

  1. Какие варианты развития  событий  реально существовали в данный исторический момент?
  2. При каких условиях мог  осуществиться тот или иной вариант?
  3. Какие факторы  определили  исход событий?
  4. Каковы были мотивы деятельности личности, повлиявшей на ход событий? Что повлияло  на выбор ( внешние обстоятельства, интересы, устремления, мысли, эмоции, нравственные устои самого человека)?
  5. Каковы  были достоинства и недостатки избранного пути ?
  6. Каковы были результаты и последствия выбора для положения разных групп людей, для экономики, для политики, для международных отношений и т.д?

В старших классах  характеристика исторической личности дополняется и углубляется за счёт привлечения политологических и социологических знаний.

Характеристика исторического деятеля может стимулировать обсуждение на уроках нравственных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

историческая личность и методика ее изучения на уроках истории

Историческая личность и методика ее изучения на уроках истории...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ИЗУЧЕНИН ДЕЗАДАПТИРОВАННОГО ПОДРОСТКА И ЕГО БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ...

Методики изучения личности

Методики используемые для успешной профориентации подростков....

Методики изучения личности школьников

Данные методики позволяют выявить учащихся с высоким уровнем беспокойства-тревожности, определить жизненные ценности, уровень самооценки школьников....

Методики изучения личности учащихся

Исследование личности учащихся позволяет в значительной степени организовать индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его возрастных, психолого-педагогических особенностей, наклонносте...

М. И. Рожков "Методика изучения социализированности личности учащегося"

Методика М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования являет...

Приёмы изучения исторической личности на уроках истории

Статья "Приёмы изучения исторической личности на уроках истории"...