Историческая личность: методика изучения.
статья по истории на тему
Историческая личность: методика изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskaya_lichnost.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Историческая личность: методика изучения.
Гуманизация исторического образования предполагает повышенное внимание к личности, раскрытие идеи самоценности человека как субъекта социального развития. Речь идёт не только об увеличении количества изучаемых исторических персоналий, но и переосмысление методологических подходов к анализу деятельности выдающихся людей прошлого.
Формированию умения давать развернутую характеристику исторической личности способствует использование алгоритма. В алгоритме заложены смысловые опоры, на которых строится система знаний об исторической личности.
Использование алгоритма предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала, позволяет учащимся самостоятельно анализировать и обобщать факты из разных источников и способствует формированию исторического мышления.
Памятка-схема « Характеристика исторического деятеля.»
- Сведения о жизненном пути ( происхождение, наиболее существенные факты биографии) Условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов, убеждений.
- Личные качества ( интеллектуальные, нравственные, волевые), степень их соответствия задачам, которые решал исторический деятель.
- Жизненные принципы, идеалы, мотивы поведения.
- Способы действия; средства достижения цели.
- Соотнесенность целей исторического деятеля и интересов какой –либо социальной группы. Круг друзей, единомышленников и круг врагов.
- Противоречия в деятельности и личности.
- Роль личности в истории, результаты и значение деятельности.
- Отношение ученика к историческому деятелю.
- Художественная, публицистическая и научная литература, содержащая сведения о данном человеке.
Если деятельность личности повлияла на выбор той или иной альтернативы исторического развития памятку можно дополнить вопросами :
- Какие варианты развития событий реально существовали в данный исторический момент?
- При каких условиях мог осуществиться тот или иной вариант?
- Какие факторы определили исход событий?
- Каковы были мотивы деятельности личности, повлиявшей на ход событий? Что повлияло на выбор ( внешние обстоятельства, интересы, устремления, мысли, эмоции, нравственные устои самого человека)?
- Каковы были достоинства и недостатки избранного пути ?
- Каковы были результаты и последствия выбора для положения разных групп людей, для экономики, для политики, для международных отношений и т.д?
В старших классах характеристика исторической личности дополняется и углубляется за счёт привлечения политологических и социологических знаний.
Характеристика исторического деятеля может стимулировать обсуждение на уроках нравственных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
историческая личность и методика ее изучения на уроках истории
Историческая личность и методика ее изучения на уроках истории...
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
ИЗУЧЕНИН ДЕЗАДАПТИРОВАННОГО ПОДРОСТКА И ЕГО БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ...
Методики изучения личности
Методики используемые для успешной профориентации подростков....
Методики изучения личности школьников
Данные методики позволяют выявить учащихся с высоким уровнем беспокойства-тревожности, определить жизненные ценности, уровень самооценки школьников....
Методики изучения личности учащихся
Исследование личности учащихся позволяет в значительной степени организовать индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его возрастных, психолого-педагогических особенностей, наклонносте...
М. И. Рожков "Методика изучения социализированности личности учащегося"
Методика М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования являет...
Приёмы изучения исторической личности на уроках истории
Статья "Приёмы изучения исторической личности на уроках истории"...