Приёмы изучения исторической личности на уроках истории
статья по истории

Постникова Анна Ивановна

Статья "Приёмы изучения исторической личности на уроках истории"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Постникова А.И.

В истории личностями называют людей, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, отличающихся от других людей в каком-либо отношении, причем не только в положительном, но и в отрицательном смысле[4] .

Понятие историческая личность обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учётом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или положительной, но чаще всего она бывает многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности той или иной личности[1].

Науке известно и понятие «выдающаяся личность», характеризующее деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований[4].

Историческим личностям, по мнению В.О.Ключевского, свойственны стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся  общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий, отрешенность от национальной замкнутости и исключительности[3].

Изучение личностей является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы. Рассматривая их жизнь и деятельность, нельзя забывать о том, что каждый из них творил в условиях внутренней и внешней борьбы. Различные историки по-разному оценивают их деятельность. Одни, восхищаясь, отодвигают на второй план недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все пороки.

Оптимальное формирование представлений об исторической личности  обеспечивается при наличии следующих условий:

- необходимость показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств. ;

- показать, что деятельность исторической личности, задачи, которые она стремилась решить, были обусловлены предшествовавшим историческим развитием, показать связь данного деятеля с его предшественниками. [2].

Приемы и методы изучения исторических деятелей необходимы на уроках истории. Молодежь должна знать историю своей родины, быть достойными гражданами и патриотами своего Отечества. Не должна померкнуть память  о Великой Отечественной войне, о людях, с оружием в руках, мужественно и самоотверженно отстоявших честь, свободу и независимость Отечества от черных сил фашизма. Это светлая память о живых и павших, сражавшихся за мир и счастье на земле.

Литература

1. Блюментрит Г. Роковые решения вермахта. Ростов-Дон, 1999. С.99

2. Кучеров А.М. Полководцы Великой Отечественной войны. – М.: Просвещение, 1988г-234с.

3. Литературная газета 1988г.24 февраля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Изучение исторических персоналий на уроках истории

Изучение исторических личностей на уроках истории является важнейшим условием понимания хода исторического процесса . На уроках необходимо показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркн...

Формирование исторической памяти на уроках истории и во внеклассной работе. Обухова.Л.И., учитель истории и обществознания МАОУ лицея №6 г. Тамбова.

Несколько лет назад  на выпускном вечере, провожая своих ребят в большую жизнь, напутствуя их  произнесла слова:Храни огонь родного очагаИ не позарься на огни чужие.Таким законом наши предки...

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....

Доклад на МО учителей истории и обществознания "Опыт работы с историческими источниками на уроках истории"

Материал предназначен для учителей истории, активно работающих на уроке с истрорическими истрчниками....