Методики изучения личности учащихся
тест на тему
Исследование личности учащихся позволяет в значительной степени организовать индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его возрастных, психолого-педагогических особенностей, наклонностей, увлечений, статусного положения в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_lichnosti_rebyonka.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы немаловажным является изучение личности учащихся с целью выявления основных характеристик: особенностей темперамента, наклонностей учащихся, их взглядов, увлечений, удовлетворенности занятиями, взаимоотношениями в коллективе, уровня межличностного общения, статусного положения в группе.
Основные диагностические методики исследования личности учащихся. Анкетирование.
Дорогой друг! Мы предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты.
I. Чего ты больше всего ждёшь от занятий в объединении? (выбери не более трёх ответов и обведи кружочком соответствующие номера)?
- Подружиться с ребятами, найти друзей.
- Приобрести новые знания, умения в области твоих интересов.
- Научиться влиять на людей, самостоятельно организовывать различные дела.
- Укрепить своё здоровье, улучшить физическую подготовку.
- Выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя.
- Поделиться опытом деятельности своей детской организации, узнать о других.
- Просто отдохнуть, весело провести время.
II. Отметь, пожалуйста, те качества, которые по твоему мнению очень важны для людей (не более 6): 1. Любознательность. 2. Честность. 3. Предприимчивость. 4. Доброта. 5. Смелость. 6. Дисциплинированность. 7. Трудолюбие. 8. Инициативность. 9. Справедливость. 10. Честолюбие. 11. Милосердие. 12. Требовательность к себе.
III. Как ты относишься к спорту (обведи цифру, соответствующую ответу)?
- Постоянно тренируюсь, участвую в соревнованиях (впиши виды спорта)
- Занимаюсь на досуге, но постоянно не тренируюсь ( впиши виды спорта)
- Спортом интересуюсь только как зритель, болельщик
- Спорт меня не увлекает.
IV. Как ты относишься к искусству (обведи цифру, соответствующую ответу)?
- Посещаю (окончил) специальную школу, студию, кружок (впиши что)
- Занимаюсь самостоятельно следующими видами искусства: (впиши чем)
- Искусство меня интересует только как зрителя, слушателя.
- Искусство меня мало интересует.
V. Как ты оцениваешь своё здоровье (обведи цифру, соответствующую ответу)?
- Чувствую себя совершенно здоровым.
- Здоровье в целом хорошее, но хотелось бы быть более крепким.
- Здоровье иногда «хромает», хотя болезненным себя не ощущаю.
- К сожалению, здоровьем похвалиться не могу, болею довольно часто.
VI. Что из перечисленного удаётся тебе без особых затруднений (отметь кружочком соответствующую цифру, возможно несколько ответов)?
- Познакомиться с новыми людьми, вступить с ними в разговор.
- Найти интересное для себя дело без помощи других.
- Организовать других ребят для выполнения какого-либо дела, занятия.
- Справиться с возникающими в жизни сложностями.
- Довести задуманное дело до конца.
- Прийти другим на помощь в случае необходимости.
- Отказаться от удовольствия, если это приносит вред моему здоровью и волнует моих родителей и близких.
- Выступить с каким-либо предложением.
- Самостоятельно решать вопрос, актуальный для класса, школы, организации.
VII. Приходилось ли тебе проявлять инициативу в указанных областях:
А. В работе деткой организации (в работе школы)
1. Да. Довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.
Б. В трудовой деятельности
1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.
В. В оказании помощи другим: товарищам, малышам, инвалидам, престарелым
1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.
Г. В занятиях по интересам
1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.
VIII. Твой возраст (впиши число полных лет), дата рождения (число, месяц, год), знак зодиака.
IХ. Фамилия, имя.
Анкета «Я и ценности моей жизни»
Дорогой друг!
Предлагаем тебе поразмышлять о смысле и ценностях жизни человека.
Выполни, пожалуйста, следующие задания:
- Продолжи предложения:
- Хорошая жизнь-это….
- Счастливый человек-это тот, кто…
- Больше всего я ценю в людях…
- Цель моей жизни заключается в том, что…
- Назови три свои заветные желания:
- Первое желание………..
- Второе желание………..
- Третье желание…………
- Ответь на вопрос, где ты можешь в наибольшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению):
-на уроке
- в общественных делах
- на занятиях кружка, клуба, секции
- при проведении досуга
нигде
где ещё (допиши)
- Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)
- дома
- в классе
- в кружке, клубе, секции
- в компании друзей
- нигде
- где ещё (напиши)
Спасибо!
Анкета «Я и смысл моей жизни»
Дорогой друг!
Предлагаем тебе подумать о смысле и ценностях жизни человека.
Выполни, пожалуйста, следующие задания:
- Продолжи предложения:
- Свобода выбора - это…
- Честный человек - это тот, кто…
- Я понимаю справедливость как…
- Смысл моей жизни заключается в том, что…
- Укажи, какие из перечисленных целей жизни и качеств человека для тебя являются важными. Обведи кружочком ниже каждого выражения одну цифру, которая будет твоим ответом.
Цифры обозначают:
1 – совсем неважно
2 – почти неважно
3 – немного важно
4 – довольно важно
5 – очень важно
Самостоятельность в суждениях и оценках.
1 2 3 4 5
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).
1 2 3 4 5
Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений)
1 2 3 4 5
Здоровье (физическое и психическое)
1 2 3 4 5
Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)
1 2 3 4 5
Интересная работа.
1 2 3 4 5
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
1 2 3 4 5
Свобода как независимость в поступках и действиях.
1 2 3 4 5
Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)
1 2 3 4 5
Хорошие и верные друзья.
1 2 3 4 5
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора,интеллектуального развития)
1 2 3 4 5
Счастливая семейная жизнь.
1 2 3 4 5
Творчество (возможность творческой деятельности)
1 2 3 4 5
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)
1 2 3 4 5
Активная, деятельная жизнь.
1 2 3 4 5
Равенство (братство, равные возможности для всех)
1 2 3 4 5
Рисуночный метод
Рисунок успешно позволяет выявить основные ценности и предпочтения личности, особенности индивидуальных стратегий и стилей человека.
- Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рисование является игрой, поэтому в атмосфере игровой деятельности протекать и тестирование.
- Всегда следует применять единый стандарт бумаги (один размер и качество), единый рисовальный материал (если карандаши, то одинаковые для всех, фломастеры одинаковых оттенков).
- Следует помнить, что рисунок может быть индикатором как творческих способностей, так и протекания патологических процессов.
- Чем старше ребёнок, тем менее надёжным является здесь показатель умственного развития.
Рисунок несуществующего животного
Детям необходимо нарисовать любое не существующее в природе животное.
Интерпретация.
Положение на листе:
- рисунок расположен ближе к верху – высокая самооценка, потребность в признании;
- ближе к низу – неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие стремления к пониманию.
Изображение головы:
- голова повёрнута налево относительно смотрящего – реализм, обдумывание, планирование;
- голова повёрнута направо относительно смотрящего – нерешительность,
- голова изображена в фас – эгоцентризм;
- большая – мыслительный тип.
Изображение ушей (значимость мнения о себе окружающих):
- большие – считает, что окружающие хорошего мнения о нём.
Изображение рта:
- с языком – вербальность, значение слов;
- с зубами – агрессия, но защитная;
- с губами – чувственность;
- круглый заштрихованный – тревожность, боязливость.
Размер глаз – степень страха.
Ресницы – степень истероидности.
Рога, клыки, иглы, когти, клювы – агрессия.
Перья, грива, шерсть, всякие украшения – истероидность.
Изображение опоры:
- крепкая – уверенность, фундаментальность, рационализм;
- слабая – мечтательность, легкомысленность.
Изображение множества разнообразных конечностей – самораспространение.
Изображение контура:
- чёткий – высокоэнергичный тип личности;
- слабый – малоэнергичный тип личности.
Большое количество изображенных деталей свидетельствует об энергичности, вмонтированные механические части в живую ткань – о шизоидности, половые признаки животного – о сексуальной озабоченности.
Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур
Требуемый материал-это два пронумерованных листа бумаги размером 10 *10 см. Испытуемый подписывает каждый лист. Первый лист - пробный рисунок, второй - основной.
Инструкция: «Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти геометрические фигуры в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно. Чтобы все 3 элемента в изображении человека присутствовали, а ума общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем 10, необходимо дорисовать недостающие. Поле отдельных элементов фигуры можно заштриховать карандашом. Всем понятно? Тогда приступайте!»
Обработка данных достаточно проста: учитываются оба рисунка и по количеству геометрических фигур, и по преобладающему цвету; подсчитывается количество затраченных на изображение человечка треугольников, кругов и прямоугольников, и результат записывается в виде трёхзначных чисел. Сотни обозначают суммарное количество использованных для изображения человечка треугольников, десятки -количество кругов, единицы - количество квадратов. Полученные числа составляют формулу рисунка, по которой испытуемого относят к соответствующему типу.
Интерпретация данных основана на предпочтениях выбора геометрических элементов в изображении человека.
Люди с кодом-ключом рисунка 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109 (фигура без кругов). Обычно эти люди делают то, что считают нужным здесь и сейчас, и достаточно сильно сосредоточены на своём «я». Они воспринимаются окружающими как весьма черствые и конфликтные. Обычно не замечают чужих проблем и переживаний, но сами умеют создавать новые проблемы себе и другим. Нуждаются в контроле действий, поддержке, поощрении, заинтересованности в их планах и успехах со стороны других. Не любят критики, весьма нетерпимы к чужим оценкам своих начинаний. Часто теряют душевное равновесие, меняют сферу основной деятельности и приложения сил.
Люди с кодом-ключом рисунка 910, 811. 920, 712, 721, 613, 622. 631, 640. чаще всего такие люди склонны к лидерству и организаторской деятельности, хорошо адаптируются к социокультурному пространству, его нормам и ценностям. Обладают даром убеждать других, умело держать в своих руках контроль над событиями и ситуациями. Уверены в себе, энергичны, ответственны и весьма конкурентноспособны в профессиональной деятельности. Благодушны в отношении к окружающим, когда их собственные дела идут успешно, но нетерпимы в оценке людей и событий, если начинают проигрывать. Смелы и остроумны в общении, любят давать советы при решении чужих проблем. Склонны работать в уплотнённом графике. Их время постоянно занято делом, общением, домом, собственным престижем.
Люди с кодом-ключом рисунка 514, 523, 532, 541, 550. Такие люди постоянно преданны делу и близким, исполнительны, ответственны, хотя в принятии важных решений склонны к длительным раздумьям и колебаниям. Любят заниматься социальной благотворительностью. Активные защитники справедливости и своего близкого круга. Контактны, умеют утешить, успокоить, поддержать своей уверенностью в победе правды. Жизнерадостны, оптимистичны, сентиментальны. Умеют делать своё дело профессионально. На работе склонны идти на компромисс, любой конфликт принимают как личную обиду и тяжело переживают.
Люди с кодом-ключом рисунка 415, 424, 433, 442, 451,460. Эти люди отличаются разнообразием способностей и творческой одарённостью. Романтичные идеалисты, доверчивы в общении, часто сомневаются в себе, легко ранимы. Нуждаются в поддержке и подбадривании, поскольку часто чувствуют себя одинокими и покинутыми без реальных на то оснований. Многократно уходят в творческую деятельность в разных сферах-от литературы и поэзии до музыки и тонких ручных работ. Склонны иметь увлечения, занимающие место второй профессии. Отличаются последовательностью в выполнении любого дела.
Люди с кодом-ключом рисунка 316, 325, 334, 352, 361, 370. Такие люди увлечены общим познанием жизни, решением глобальных проблем, склонны к изучению природы. Увлекаются синтетическими видами искусства - театром, кино, режиссурой, мультипликацией, цирком, массовыми зрелищными представлениями. Могут успешно осуществлять сложную координационную работу. Ориентированы на поддержку слабых и беззащитных. Умеют прощать ошибки. Способны к творческой работе со сложными коллективами.
Люди с кодом-ключом рисунка 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Это люди, которые легко переключаются с одного вида деятельности на другой, обладают повышенным чувством новизны. Склонны к заботе о других, сопереживанию. Имеют высокоразвитую интуицию и богатое воображение, склонны к изобретательской деятельности. Отрицательно реагируют на посягательства на их свободу творчества.
Люди с кодом-ключом рисунка 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Люди с конструкторскими, техническими или художественными склонностями. Обладают пространственным видением, богатым воображением, занимаются творчеством в интеллектуально-художественной и технико-прикладной областях. Неуравновешенны и эмоциональны, часто одержимы собственными идеалами. Не приемлют никакого давления, кроме самоконтроля. Предпочитают творить в одиночку, с головой уходят в сферу собственного творчества. Объективно нуждаются в тепле и внимании других людей.
Люди с кодом-ключом рисунка 550, 451, 460, 352, 361, 370, 262, 271, 280, 154, 163, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091. У этих людей много сил и энергии уходит на переживания в связи со своими и чужими проблемами. На реальные действия и полную самореализацию собственных способностей их зачастую не хватает. Зациклены на сегодняшней ситуации, неконструктивно используют своё время, слабо планируют будущее. Не отличаются высокой целеустремлённостью и инициативностью в реализации жизненных планов, часто меняют направления своих действий.
Характеристика цветов:
синий – пассивный цвет, цвет покоя и удовлетворённости, психологического доверия;
зелёный – активный цвет (защита), цвет воли, упорства, целеустремлённости, стремления к самоутверждению, основанного на неуверенности в себе;
красный – цвет активности, агрессии, стремления к успеху;
жёлтый – пассивный цвет, цвет радости, раскованности, желания освободиться;
фиолетовый – цвет соединения несоединимого, желание совместить всё с помощью волшебства, магии, нахождение в состоянии, говорящем о необходимости бережного отношения;
коричневый – цвет пассивной жизнедеятельности, физического нездоровья, потребности в безопасности и ощущении жизненного блага;
чёрный – цвет кризиса, озлобленности против судьбы;
серый – цвет ограничения, желания отгородиться, стресса и истощения нервной системы.
Метод социометрии
Учащимся объединения предлагается распределить по конвертам с названиями всех детей. На конвертах написаны определения, которые имеют свой статус:
- я бы выбрал этого человека старосты объединения (I);
- я бы назначил этого человека руководителем микрогруппы (II);
- я бы поручил этому человеку только выполнение несложного задания (III);
- я бы вряд ли доверился этому человеку (IV).
Возможны варианты надписей и другого содержания, например: этих людей я бы пригласил к себе на день рождения, этому человеку я бы доверил тайну, этого человека я боюсь и т.д.
Каждый ребёнок должен распределить всех участников (кроме себя) по конвертам и сдать их педагогу. Обработка представляет собой занесение результатов в таблицу.
Номер участника, который выбирает
№ п/п | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | С |
1 | Иванова Ира | I | IV | I | II | II | II | IV | III | II | I | |
… | ||||||||||||
10 | ||||||||||||
11 |
Последний столбец в таблице является социометрическим статусом ребёнка(С).
Он рассчитывается по формуле
С = 4*BI+3*BII+2*BIII+1*BIV
К-1 ,
где ВI – количество первых выборов;
ВII – количество вторых выборов;
BIII – количество третьих выборов;
BIV –количество четвёртых выборов;
К – количество тестируемых человек.
Существует градация в зависимости от набранных баллов:
от 3 до 3, 4 – претендент на лидерство,
от 2, 5 до 2, 9 – предпочитаемый;
от 2 до 2, 4 – принятый;
от 1 до 1, 9 – изолированный( отверженный).
Недописанный тезис
Эту методику также называют «недописанным» предложением. Тезис-это некоторое законченное суждение по какому-либо вопросу. Дописать тезис-это значит высказать вполне определённое суждение и обозначить своё отношение к предмету речи.
Наилучший вариант проводимой методики-когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса.
Педагог может заранее подготовить печатный вариант бланка и сделать необходимое количество ксерокопий.
Поиск содержания недописанного тезиса производится исходя из ценностного объекта, отношение к которому исследуется педагогом.
Варианты недописанных тезисов:
- Хорошая жизнь-это…
- Быть человеком-это…
- Самое главное в жизни…
- В нашем объединении всегда…
- Если видишь недостатки человека…
- Когда я вижу идущих мне навстречу старших ребят…
- Когда я вижу, как мой товарищ совершает дурной поступок…
- Наивысшая ценность для человека-это…
Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообразные. Вариант содержания методики «Незаконченное предложение»
- Больше всего мне не нравится в объединении…
- По сравнению с другими наше объединение …
- Если было бы можно, я бы…
- Иногда я боюсь
- Больше всего мне нравится…
- Думаю, что без проблем смогу…
- По-моему, лучший педаго тот…
- Когда кто-то кричит на меня…
- В будущем я хочу…
- Для меня нет ничего хуже…
- Жду-не дождусь, когда…
- Мне хотелось бы научиться…
- Я ценю в людях такие качества, как…
- Когда другие делают что-то лучше, чем я…
- Если бы меня спросили: «Что такое счастье?»,- я бы ответил (а)…
Фантастический выбор
Учащиеся называют важные для них ценности и указывают лица, находящиеся в зоне их ценностной сферы. Например:
- Приплыла к тебе Золотая рыбка. Спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей.
- Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?
- У тебя в руках Цветик-семицветик. Отрывай мысленно лепестки, чего ты попросишь для себя?
- Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит только потереть ее шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?
- Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять всё, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.
Шкала одиночества
Предлагается ряд утверждений, заключённых в таблицу.
№ Утверждение п/п | Часто | Иногда | Редко | Никогда | |
1 | |||||
… | |||||
20 | |||||
Количество вариантов ответов |
Необходимо их рассмотреть последовательно каждое и оценить с точки зрения частоты их проявления применительно к жизни анкетируемого человека при помощи четырёх вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отмечается знаком «+».
Утверждения:
- Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.
- Мне не с кем поговорить.
- Для меня невыносимо быть таким одиноким.
- Мне не хватает общения.
- Я чувствую, будто никто не понимает меня.
- Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.
- Нет никого, к кому бы я мог обратиться.
- Я сейчас больше ни с кем не близок.
- Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.
- Я чувствую себя покинутым.
- Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.
- Я чувствую себя совершенно одиноким.
- Мои связи с другими людьми поверхностны.
- Я тоскую по компании.
- В действительности никто как следует не знает меня.
- Я чувствую себя изолированным от других.
- Я несчастен, будучи таким отверженным.
- мне трудно заводить друзей.
- Я чувствую себя исключённым и изолированным от других.
- Люди вокруг меня не со мной.
Обработка данных
Подсчитывается количество из вариантов ответов. Сумма ответов«часто»умножается на три, сума ответов «иногда» - на два, сумма ответов «редко» - на один, сумма ответов «никогда» - на ноль. Полученные результаты складываются.
Результаты показывают степень одиночества:
От 40 до 60 баллов – высокую;
от 20 до 40 баллов – среднюю;
от 0 до 20 баллов – низкую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа изучения личности учащихся
Программа изучения личности учащихся на первом курсе...
Пути взаимодействия классного руководителя и психолога по изучению личности учащегося
Материалы методической работы содержат описание направлений взаимодействия классного руководителя и педагога-психолога по изучению личности учащихся, с описанием сфер психолого-педагогической диа...
Изучение личности учащегося.
Для классного руководителя....
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
ИЗУЧЕНИН ДЕЗАДАПТИРОВАННОГО ПОДРОСТКА И ЕГО БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ...
Программа изучения личности учащегося и коллектива
В программу включены различные анкеты, диагностические карты, цветограмма, таблицы....
Методики изучения личности
Методики используемые для успешной профориентации подростков....
Методики изучения личности школьников
Данные методики позволяют выявить учащихся с высоким уровнем беспокойства-тревожности, определить жизненные ценности, уровень самооценки школьников....