Роль внеурочной деятельности в школе при изучении иностранного языка.
статья на тему
Внеурочная деятельность в школе является важнейшей частью процесса развития способностей детей. Данную работу можно и нужно с пользой применять для более углублённого изучения иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vneurochnoy_deyatelnosti_v_shkole_pri_izuchenii_inostrannogo_yazyka.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Матюшкина Ольга Геннадьевна, учитель ГБОУ гимназия 399г.Санкт-Петербург.
Роль внеурочной деятельности в школе при изучении иностранного языка.
The role of extracurricular activities in the study of a foreign language.
Внеурочная деятельность в школе является важнейшей частью процесса развития способностей детей. Данную работу можно и нужно с пользой применять для более углублённого изучения иностранного языка
Ключевые слова: внеурочная деятельность, развитие способностей детей, изучение иностранного языка.
Extracurricular activities in school is the most important part of the process of development of abilities of children. This work can and should be usefully used for a more in-depth study of a foreign language.
Key words: extracurricular activities, the development of children's abilities, learning a foreign language.
Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, способствующая в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Эта работа объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [1]. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся [3].
Для изучения иностранного языка польза внеурочной работы просто неоценима. При ограниченности времени на уроке не всегда удаётся выйти за рамки программы, расширить лексику, отработать сложные грамматические правила. Внеурочная же деятельность даёт возможность педагогу откорректировать деятельность детей в зависимости от того, на что необходимо направить внимание.
Направления внеурочной деятельности, к которой могут быть привлечены учащиеся, разнообразны - художественно-эстетическое, научно-познавательное, общественно - полезная деятельность, проекты [4]. Любое из этих направлений так или иначе может быть применено для углублённого изучения иностранного языка.
1.Проекты – наиболее популярная форма внеурочной работы, в которой можно использовать различные виды языковой деятельности, что особенно важно[4]. Они могут выполняться ребятами совершенно разного возраста, Тематика проектов разнообразна – тема по страноведению, какой-то вопрос, связанный с историей, культурой, языкознанием. Наиболее полезно, чтобы в презентации проекта присутствовала речь (развивается навык говорения), а текст составлялся на иностранном языке (развитие навыка письма).
Приведу примеры подобных работ:
-Проект о названиях дней недели в английском языке - привлекается вся группа, каждый берёт один день, выясняют происхождение названия. Текст составляют сами, затем обсуждают в группе, находят ошибки. Можно предварительно предложить шаблоны с использованием тех правил грамматики, которые изучены. Здесь возможна работа в смешанной разновозрастной группе, что особенно важно и ценно[2]. Цели метапредметные (общеразвивающие), ребята познакомятся с историческими фактами, римской и скандинавской мифологией; предметные - расширение лексики, развитие навыка говорения в процессе защиты проекта.
-Проект о замках Шотландии. Выполняется учениками среднего и старшего звена. Данный проект позволяет ребятам ближе познакомиться с историей и культурой Шотландии [6]. Также, так как сопровождающие иллюстрации текстов выполняются на английском языке, ребята расширяют лексический запас, отрабатывают ряд грамматических правил.
-Проект о Рождестве. Готовится старшеклассниками. Ребята не просто подготавливают историческую справку, изучают традиции. Презентовать проект можно в виде проведения праздника в младших классах.
В процессе работы может возникнуть сложность при сборе и отборе информации. Необходимо чётко поставить задачи и цель проекта, сузить и чётко структурировать работу[4; 6].
2. Внеурочная деятельность в форме музыкально-вокального кружка. Данный вид деятельности наиболее оправданно применять на начальной стадии изучения иностранного языка, особенно удачно, если происходит это в младшем возрасте.
Польза вокальной деятельности для изучения иностранного языка очевидна. Во время разучивания вокальных произведений лучше запоминаются какие-то часто используемые фразы, при этом сразу же формируется правильная интонация. Также вокальные упражнения очень продуктивно использовать для развития правильного произношения - во время пения артикуляционный аппарат легче выстраивает правильную позицию, которая становится привычкой, а затем повторяется во время говорения. Также роль вокальной работы неоценима для преодоления различных логопедических проблем (например, заикания), мешающих как в обычной речи, так и при говорении на иностранном языке.
Основные сложности - подготовленность преподавателя, который должен иметь музыкальное образование. Также трудно подобрать репертуар. Однако, как правило, занимаясь активно вокальной работой, педагог накапливает банк распевок и попевок, остаётся лишь применить данный музыкальный материал.
3.Клуб читателей на английском языке - вид внеурочной деятельности, который также может охватывать ребят самого разного возраста. В процессе работы дети изучают новые литературные произведения (общекультурное развитие), отрабатывают правила чтения (навык чтения), выполняя задания к произведениям, развивают навык говорения.
Сложности могут возникнуть при отборе литературного материала. В нашей школе клуб читателей на английском языке существует как в младшей, так и в средней ступени. Используются произведения, адаптированные для чтения, соответствующие возрасту.
В старшей школе можно предложить к чтению произведения английских классиков, неадаптированный текст. Также можно использовать современные статьи в иностранных журналах, взятые на сайтах.
4. Кружок «Говорим по-английски».
Польза данного вида внеурочной деятельности также неоспорима – на уроке дети ограничены темой, временем и, зачастую, не хватает возможности научиться свободно вступать и продолжать разговор на различную тематику. В процессе занятий кружка ребята учатся общаться, развивают навык говорения, расширяют лексику, узнавая какие-то разговорные фразы, общепринятые выражения [1].
5. Совместное создание курса «Продвинутая грамматика».
Данный вид внеурочной деятельности ориентирован на ребят, владеющих компьютером. В процессе работы ребята учатся ориентироваться в электронных образовательных ресурсах, самостоятельно создавать грамматические упражнения в программе Learning.apps и других ЭОР. Данная деятельность полезна для отработки грамматических правил [7].
Сложности этой работы могут быть связаны с низкой технической обеспеченностью. Также необходимо соблюдать санитарные нормы работы ребёнка на компьютере. Как показывает практика, ребята воспринимают подобные занятия грамматикой как игру, выполняют упражнения с удовольствием, увлечённо придумывают собственные задания по образцу.
6.Снимаем фильм по нашей учебной программе.
В любую программу изучения английского языка входит диалогическая речь. Возможно предложить ребятам на основе диалогов снять небольшие видеоотрывки. Это помогает развить навык говорения, ребята отрабатывали произношение, составляли тексты и т. д. [7]. В целом, такая работа помогает активизации учебного процесса, усиливает заинтересованность всех ребят, даже слабоуспевающих. Ребята получают возможность услышать свою речь в записи, оценить ошибки в произношении. Сложности могут возникнуть на этапе подготовки съемки, но, в целом, работа может пройти достаточно успешно.
7. Подготовка событий, связанных с праздниками, выступлениями также является формой внеурочной деятельности, в которой могут активно участвовать учителя английского языка. Например, конкурс английской песни проводится во многих школах. В процессе подготовки ребята знакомятся с английской музыкальной культурой.
В целом, хочется подчеркнуть, что представлены далеко не все возможные виды внеурочной деятельности, которые могут быть полезны для изучения иностранного языка. Думается, что многие коллеги могли бы также познакомить нас с опытом своей внеурочной работы.
Список литературы
1. Аксенова Н.И. Системно - деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012г.). Спб.: Реноме, 2012. С. 140-142.
2. Бухаркина М. Ю. Технология разноуровневого обучения. //Иностранные языки в школе 2003 №3, С. 11-13.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Арти-Глассо, 2000 – 281 с.)
4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения. // Директор школы. - 1995. №6. С. 39-48.
5. Ильченко Е.В. «Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка». М.: «Центр современных гуманитарных исследований», 2003. С.24-37
6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. - 2000. - №3. - С. 3-9.
7. Шмаков С.А. Игра учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 2004(1994). 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ РОЛЕВЫХ ИГР
Предлагаю Вашему вниманию статью ролевых играх на уроках английского языка, которые содействуют развитию таких качеств, как спмостоятельность и инициативность, а так же воспитывают чувство коллективиз...
Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть изучения иностранного языка в рамках реализации ФГОС
Статья рассказывает об опыте работы в загородном лагере в предметной школе по английскому языку...
Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности
В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...
Роль мотивации в достижении успешности в изучении иностранного языка
Материал имеет целью рассмотреть роль мотивации в достижении успешности в изучении иностранного языка с точки зрения обновления содержания обучения, формирования социальных к...
РОЛЬ ТЕХНОЛОГИИ «WARMING UP» В ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
В данной статье содержится краткий обзор специальных приемов в рамках педагогической технологии «ice breakers» и «warming up», которые позволят эффективно изучать учебный матер...
Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся школы на уроках иностранного языка в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов
Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содерж...
РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС
Актуальность развития мотивации учеников средней школы, обусловленная поиском путей обучения иностранному языку в условиях ФГОС и пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации...