Методическая разработка урока по истории в 9 классе
методическая разработка по истории на тему

Горожанцев Александр Федорович

Методическая разработка урока для обучающихся 9 класса. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война».Причины, цена и значение Великой Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 70_pobedy_urok.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Силинская основная общеобразовательная школа

Методическая разработка урока

для обучающихся 9 класса

(номинация №2)

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Великая Отечественная война».

Причины, цена и значение

Великой Победы.

                                    Разработал: Горожанцев Александр Фёдорович

                                                          МОУ Силинская ООШ

                                                          Учитель истории

                                                                                           

2015 г

Тема урока:   «Причины, цена и значение Великой Победы».

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Форма урока: Урок-исследование.

Дидактическая цель: 

Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме: «Великая   Отечественная война».

Задачи урока:

Образовательные:

1.Исследовать наиболее вероятные версии причин Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

2.Оценить итоги и последствия Великой Отечественной войны.

Развивающие:

1.Продолжить развитие умений работать с дополнительными источниками информации.

2.Формирование умений вести диалог, доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

1.Воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся.

2.Формирование связей между поколениями путем изучения героического прошлого нашей страны.

Оборудование урока: Карта «Великая Отечественная война.1941-1945г.г.»; портреты полководцев Великой Отечественной войны; таблицы: «Соотношение сил СССР и Германии на московском направлении осенью 1941г.», «Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942г.»; плакаты: В.Б.Корецкий «Воин Красной армии, спаси!», Н.Н.Жуков «Бей насмерть!»; раздаточный материал для работы в группах (см. Приложение), ПК, проектор.

Основные понятия: Военно-стратегическая обстановка, приказ № 270, № 227; психологическая готовность; антигитлеровская коалиция; цена Победы.

Выдающиеся личности: И.Сталин, Г.Жуков, К.Рокоссовский, И.Конев, А.Василевский.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация темы урока.

1. Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная войне посвящено большое количество литературы и тем не менее, обращаясь к данным событиям с позиций сегодняшнего дня мы должны признать, что о Великой Отечественной войне сказано ещё не все. До сих пор в истории войны есть немало «белых», «черных» и даже «кровавых» пятен. Очень  много работ, посвящённых Великой Отечественной войне, написано с казенно-патриотических позиций. Некоторые события  представлены в искаженном, а порой и в фальсифицированном виде. Действия Красной Армии идеализировались, преобладал победный тон, не принято было говорить о горьких уроках, ошибках, реальных масштабах поражений и потерь. Да иначе и быть не могло. На историков «давил» идеологический пресс. Во время и после войны на всех работах о Великой Отечественной войне лежал отпечаток «культа личности» Сталина, считавшегося непогрешимым творцом всех побед. После разоблачения «культа личности», мало что изменилось. По-прежнему авторы замалчивали правдивые и трагические страницы Великой Отечественной войны. Все это породило массу мифов и недомолвок.

К счастью, в наши дни положение изменилось. Мы можем и должны знать правду о тех Великих днях, какой бы она не была. Это наш долг перед теми, кто погиб, защищая нашу жизнь, наше будущее. В канун 70-летия Великой Победы, анализируя и исследуя события тех лет, хотелось бы попытаться найти ответы на проблемные вопросы. Возвращаясь в далекое прошлое, мы продолжаем связь поколений и восстанавливаем память о тех, кто навсегда остался лежать в нашей многострадальной земле.

III. Систематизация и обобщение.

 Проблемное задание.

Военные действия фашистской Германии против Дании продолжались 1 день, Голландии-5 дней, Бельгии-19 дней, Польши-35 дней, Франции-44 дня, Норвегии-63 дня. Почему же опытная,  хорошо вооруженная немецкая армия, захватив многие страны Европы, пройдя тысячи километров до Москвы и до Сталинграда, не смогла сломить сопротивление Красной Армии?

Давайте попытаемся, работая с дополнительными источниками, приоткрыть завесу тайны над вопросом об истинных причинах Победы советских людей в Великой Отечественной войне.

План.

1. Характеристика и анализ военно-стратегического положения в начале Великой Отечественной войны.

2. Исследование наиболее вероятных версий причин Победы СССР в Великой  Отечественной войне.

3. Цена Победы.

1. Шансы на Победу… (Характеристика и анализ военно-стратегического положения).

Задание для учащихся: Работая с таблицами: «Соотношение сил СССР и Германии на московском направлении осенью 1941г.» и «Соотношение сил СССР и Германии на Сталинградском направлении в ноябре 1942г.» (см. Приложение № 1) сделайте выводы о степени готовности двух сторон к войне.

    Учащиеся работают с раздаточным материалом (Приложение № 1). Одновременно материалы приложения демонстрируются на экране с помощью проектора.

   Анализируя данные, таблицы учащиеся приходят к выводу о том, что немецко-фашистские войска превосходили Красную армию:

- в личном составе – в 1,4 раза;

- в танках – в 1,7 раза;

- в самолетах – в 2 раза;

- в орудиях и минометах – в 1,8 раза.

Учитель дополняет: Сложность обстановки состояла также и в том, что Советское командование не смогло своевременно оценить обстановку, правильно определить направление главных ударов противника и сосредоточить против них основные силы и средства за счет пассивных участков. В результате, сотни тысяч человек попали в окружение, и фронт оказался открыт.

Задание для учащихся: Используя карту, охарактеризуйте военно-стратегическую обстановку в первые месяцы войны.

Ученик: Внезапность и мощность удара противника, его численное превосходство были на столько велики, что уже через 3 недели фашистские войска оккупировали Латвию, Литву, Белоруссию, значительную часть Украины, Молдавии и Эстонии. Основные силы Западного фронта оказались в окружении. Образовался 500 километровый разрыв фронта, открывший путь на Москву.

Вопрос: Оцените сложившуюся обстановку для судьбы страны.

Ученик: Осенью 1941г. создалась прямая угроза захвата Москвы. Если бы это произошло, то  патриотический дух советских солдат резко бы упал. Кроме того, это могло подтолкнуть Японию и Турцию к вступлению в войну на стороне Германии.

Задание для учащихся: Познакомившись с дополнительными материалами, сделайте вывод о психологическом состоянии немецких солдат на первом этапе войны ( Приложение № 2).

Учащиеся  читают и анализируют воспоминания участников боев, делают вывод о том, что немецкие солдаты были хорошо вооружены, обучены, дисциплинированы, вели себя нагло и самоуверенно. Это обстоятельство говорит о боевой и психологической готовности немецких солдат.

Учитель: Таким образом, мы убедились, насколько сильны были враги. Что же остановило немецко-фашистские войска? Каковы причины победы СССР?

2. Исследование наиболее вероятных версий причин победы советского народа в Великой Отечественной войне.

(На предыдущем уроке учащиеся получили опережающее задание по данному вопросу).

Задание для учащихся: Работая в группах, исследуя и анализируя предложенный материал, попытайтесь выявить вероятные причины, которые привели к Победе СССР в Великой Отечественной войне.

Версия №1 

- Страх перед репрессиями. Приказы №270,  №227. (Приложение №3).

Задание творческой группе №1:

- Чем обусловлено появление данных приказов?

- Чем поразили вас эти приказы?

- Предложите другие решения по исправлению положения в сложившейся ситуации?

- Считаете ли вы, что эти приказы привели к победе СССР в войне?

Версия  №2 

– Психологическая готовность к борьбе с врагом. (Приложение №4).

Задание творческой группе №2:

- Как повлияли произведения литературы и искусства на психологическое состояние советских солдат?

- Чем руководствовались наши солдаты, идя в бой на врага?

- Может ли психологическая готовность солдат быть причиной победы СССР над фашистской Германией?

Версия №3-

 «Большая кровь». (Приложение №5).

Задание творческой группе №3:

- Согласны ли вы с тем, что победа в войне досталась ценой огромных человеческих жертв?

- Может ли подобная версия считаться весомой причиной победы СССР?

Версия №4

- Боевая мощь Советской армии и военное искусство советских полководцев: Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева и др.

Задание творческой группе №4:

- Как вы оцениваете боевую мощь Красной Армии?

- Кто из высшего командного состава Красной Армии, на ваш взгляд, внес наибольший вклад в победу?

Версия №5

- Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа.

Задание творческой группе №5:

- Приведите примеры мужества и героизма советских солдат в годы войны.

- Как вы думаете, что заставило советских людей проявлять мужество и героизм?

Версия №6

- Создание антигитлеровской коалиции.

Задание творческой группе №6:

- Какие страны вошли в состав антигитлеровской коалиции?

- Какую роль сыграли Великобритания и США в достижении победы над фашистской Германией?

- Какие еще страны сыграли важную роль в достижении победы над Германией?

Каждая творческая группа высказывает свою точку зрения на поставленные вопросы, после чего идет обсуждение и делается общий вывод:

«Рассмотрев основные версии причин победы СССР в ВОВ можно сделать вывод о том, что не все версии бесспорны. Главную роль в достижении победы сыграли мужество и героизм советских людей, а также огромный талант наших полководцев. Остальные версии не имели решающего значения»

3. Итоги и последствия Великой Отечественной войны.

На основании изученных материалов (учебник, дополнительная литература, таблицы, карты и т.д.) учащимся предлагается составить кластер: «Итоги и последствия ВОВ»  

                                                                                   

IV. Заключение.

  1. Подведение итогов и выставление оценок.
  2. Заключительное слово учителя:

« Некоторые люди могут сказать: « А стоит ли ворошить это страшное прошлое, в очередной раз бередить раны? Люди уже устали от рассказов о войне». В ответ я хотел бы сказать им, что нет недостаточно. Нет, не все мы знаем, а главное понимаем в нашем прошлом и сегодняшний наш урок яркий тому пример. Может кто-то из нас впервые задумался о том, как и почему пришла к нам Победа…  Какую цену мы за нее заплатили? Глазами потомков мы заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далекие дни. Это очень важно. И совершенно прав поэт писавший:

Я напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть,

Она, как правда, нам нужна.

Размышляя над услышанным мы не просто впитываем эти знания, мы становимся другими, учимся рассматривать исторические события с разных точек зрения, оценивать и анализировать их. Так наше поколение становится ближе к прадедам, лучше их понимает. А это очень важно: не осудить, не быть безразличным.

Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее.

V. Организация домашнего задания.

Написать эссе на тему: «Моя семья в годы ВОВ».

Приложение №1

Соотношение сил СССР и Германии

на Московском направлении осенью 1941 г.

Войска и вооружение

СССР

Германия

Личный состав  (тыс. чел.)

Количество танков

Количество самолётов

Орудия и миномёты (тыс.шт.)

1250

990

667

7,6

1800

1700

1390

14,0

Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 г.

Войска и вооружения

СССР

Германия

Личный состав (тыс. чел.)

Количество танков

Количество самолетов

Орудия и минометы (тыс. шт.)

1134,8

1560

1916

14,9

1011,5

675

1219

10,3

Соотношение сил на Орловско-Курском направлении

в начале июля 1943 г.

Войска и вооружения

СССР

Германия

Личный состав (тыс. чел.)

Количество танков

Количество самолетов

Орудия и минометы

1336

3444

2172

19,1

900

2733

2050

10,0

Приложение № 2

Из дневника начальника генерального штаба Ф. Гальдера, написанных спустя неделю после начала войны с СССР:

«…Упорное сопротивление русских заставляет нас вести бой по всем правилам наших боевых уставов. В Польше и на западе мы могли позволить себе известные вольности и отступления от уставных принципов. Теперь это уже недопустимо».

Из воспоминаний маршала К. К. Рокоссовского:

«Нанесенный врагом неожиданный удар огромными силами и его стремительное продвижение вглубь территории на некоторое время ошеломили наши неподготовленные к этому войска. Они подверглись шоку... Наблюдались случаи, когда даже целые части, попавшие под внезапный фланговый удар небольшой группы вражеских танков и авиации подвергались панике… Боязнь  окружения  и страх перед воображаемыми парашютными десантами противника в течение длительного времени были настоящим бичом… Беспорядочное движение мчавшихся по одиночке и группами машин больше напоминало паническое бегство, чем организованную эвакуацию».

Из дневника Вильгельма Гофмана:

«Командир роты говорит, что русские войска совсем разбиты, держаться дальше не могут. Выйти к Волге и взять Сталинград не такое уж сложное дело. Фюрер знает, где слабое место у русских, победа близка…»

Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова:

«В боях  и полевой службе немецкий солдат знал своё дело, был упорен, самоуверен и дисциплинирован…»

«Советскому войну пришлось иметь дело с опытным и сильным врагом, у которого вырвать победу было не так-то просто. Штабы немецких частей, соединений и армий были обучены современным способам организации боя, сражений и операций. Управление войсками осуществлялось при помощи радиосредств, которыми они были обеспечены. В ходе сражений они настойчиво добивались от войск выполнения поставленных задач».

Приложение №3.

Из приказа Ставки Верховного главнокомандования №270, от 16 августа 1941 г.:

«…Приказываю: 1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен  врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров. Расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.

2.Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности… пробиваться к своим… И если… начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен – уничтожить их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи».

Из директивы Ставки командующим фронтами, от 12 сентября 1941 г.:

«… Приказываю:

  1. В каждой стрелковой дивизии иметь заградительный отряд из надежных бойцов численностью не более батальона.
  2. Задачами заградительного отряда считать прямую помощь комсоставу в установлении твердой  дисциплины в дивизии, приостановку бегства одержимых паникой военнослужащих, не останавливаясь перед применением оружия».

Из приказа Ставки Верховного главнокомандования №227, от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад»!

«…У нас стало намного меньше территории… стало намного меньше людей,  хлеба, металла, заводов, фабрик…  У нас уже сейчас нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину…                                                                                              

       Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв…

Безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем отступать…

Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов…

Приложение № 4

Мусса Джалиль.

 Варварство.

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!-

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

-Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плачь, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Что бы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…

                                                                                               

Приложение № 5.

Потери в живой силе армий СССР и Германии

в разные периоды Великой Отечественной войны (в тыс. чел.).

Период войны

Потери СССР

Потери Германии

1.Первые четыре месяца войны.

2. Московская битва.

3.Сталинградская битва.

350

450

600

450

500

800

 

 

:

Список литературы:

  1. Всемирная история. Том X (под редакцией В.В.Курасова). М. изд-во. «Мысль» 1965 г.
  2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт  История России. XX- нач. XXI в.в. Учебник для  9 кл. общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2005 г.
  3. Нацистских преступников- к ответу! Составитель Д.М. Погоржельский. М. «Политиздат». 1983 г.
  4. В.Ф. Карпенко  Земля шатковская. (прошлое и настоящее) г. Арзамас. 2004 г.
  5. А.В. Серкин Тематическое и поурочное планирование по истории России XX-нач.XXI в.в. М. изд-во «Экзамен». 2007 г.
  6. А.И. Тюрина, В.Д. Федоров, Л.А. Чемоданов История Горьковской области (учебное пособие) Горький Волго-Вятское кн. изд-во 1989 г.
  7. Школьный словарь-справочник 9-11 кл.
  8.  История России XX в. (под ред. В.В. Барабанова) М. «АСТРЕЛЬ*АСТ      2002 г.
  9. Школьная энциклопедия «РУСИКА» История России XX в.М. «ОЛМА-     ПРЕСС» Образование 2003.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Всемирная история. Том X (под редакцией В.В.Курасова). М. изд-во. «Мысль» 1965 г.
  2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт  История России. XX- нач. XXI в.в. Учебник для  9 кл. общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2005 г.
  3. Н.В. Загладин, С.И. Козленко. История России XX- нач. XXI в.в. Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. М. «Русское слово». 2007 г.
  4. Нацистских преступников- к ответу! Составитель Д.М. Погоржельский. М. «Политиздат». 1983 г.
  5. В.Ф. Карпенко  Земля шатковская. (прошлое и настоящее) г. Арзамас. 2004 г.
  6. Педагогическое обозрение (научно-методический журнал Министерства Образования и науки Нижегородской области Нижегородского института развития образования) №1. 2005 г., №2 2005 г., №1-2. 2007 г.
  7. А.В. Серкин Тематическое и поурочное планирование по истории России XX-нач.XXI в.в. М. изд-во «Экзамен». 2007 г.
  8. А.И. Тюрина, В.Д. Федоров, Л.А. Чемоданов История Горьковской области (учебное пособие) Горький Волго-Вятское кн. изд-во 1989 г.
  9. Школьный словарь-справочник 9-11 кл.

     История России XX в. (под ред. В.В. Барабанова) М. «АСТРЕЛЬ*АСТ             2002 г.

10. Школьная энциклопедия «РУСИКА» История России XX в.М. «ОЛМА-ПРЕСС» Образование 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Методическая разработка урока по истории 9 класс "Культура Серебряного века"

Разработка урока с использование информационно-коммуникационных технологий....

Методическая разработка урока по истории 9 класс

Методическая разработка урока по истории 9 класс по теме "Холодная война"...

Методическая разработка урока по истории 5 класс

Методическая разработка урока по истории 5 класс по теме: "Древнейшие цивилизации Индии и Китая"...