Методическая разработка урока по истории в 9 классе
методическая разработка по истории на тему
Методическая разработка урока для обучающихся 9 класса. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война».Причины, цена и значение Великой Победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
70_pobedy_urok.docx | 36.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Силинская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка урока
для обучающихся 9 класса
(номинация №2)
Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Великая Отечественная война».
Причины, цена и значение
Великой Победы.
Разработал: Горожанцев Александр Фёдорович
МОУ Силинская ООШ
Учитель истории
2015 г
Тема урока: «Причины, цена и значение Великой Победы».
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Форма урока: Урок-исследование.
Дидактическая цель:
Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме: «Великая Отечественная война».
Задачи урока:
Образовательные:
1.Исследовать наиболее вероятные версии причин Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
2.Оценить итоги и последствия Великой Отечественной войны.
Развивающие:
1.Продолжить развитие умений работать с дополнительными источниками информации.
2.Формирование умений вести диалог, доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
1.Воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся.
2.Формирование связей между поколениями путем изучения героического прошлого нашей страны.
Оборудование урока: Карта «Великая Отечественная война.1941-1945г.г.»; портреты полководцев Великой Отечественной войны; таблицы: «Соотношение сил СССР и Германии на московском направлении осенью 1941г.», «Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942г.»; плакаты: В.Б.Корецкий «Воин Красной армии, спаси!», Н.Н.Жуков «Бей насмерть!»; раздаточный материал для работы в группах (см. Приложение), ПК, проектор.
Основные понятия: Военно-стратегическая обстановка, приказ № 270, № 227; психологическая готовность; антигитлеровская коалиция; цена Победы.
Выдающиеся личности: И.Сталин, Г.Жуков, К.Рокоссовский, И.Конев, А.Василевский.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация темы урока.
1. Вступительное слово учителя.
Великая Отечественная войне посвящено большое количество литературы и тем не менее, обращаясь к данным событиям с позиций сегодняшнего дня мы должны признать, что о Великой Отечественной войне сказано ещё не все. До сих пор в истории войны есть немало «белых», «черных» и даже «кровавых» пятен. Очень много работ, посвящённых Великой Отечественной войне, написано с казенно-патриотических позиций. Некоторые события представлены в искаженном, а порой и в фальсифицированном виде. Действия Красной Армии идеализировались, преобладал победный тон, не принято было говорить о горьких уроках, ошибках, реальных масштабах поражений и потерь. Да иначе и быть не могло. На историков «давил» идеологический пресс. Во время и после войны на всех работах о Великой Отечественной войне лежал отпечаток «культа личности» Сталина, считавшегося непогрешимым творцом всех побед. После разоблачения «культа личности», мало что изменилось. По-прежнему авторы замалчивали правдивые и трагические страницы Великой Отечественной войны. Все это породило массу мифов и недомолвок.
К счастью, в наши дни положение изменилось. Мы можем и должны знать правду о тех Великих днях, какой бы она не была. Это наш долг перед теми, кто погиб, защищая нашу жизнь, наше будущее. В канун 70-летия Великой Победы, анализируя и исследуя события тех лет, хотелось бы попытаться найти ответы на проблемные вопросы. Возвращаясь в далекое прошлое, мы продолжаем связь поколений и восстанавливаем память о тех, кто навсегда остался лежать в нашей многострадальной земле.
III. Систематизация и обобщение.
Проблемное задание.
Военные действия фашистской Германии против Дании продолжались 1 день, Голландии-5 дней, Бельгии-19 дней, Польши-35 дней, Франции-44 дня, Норвегии-63 дня. Почему же опытная, хорошо вооруженная немецкая армия, захватив многие страны Европы, пройдя тысячи километров до Москвы и до Сталинграда, не смогла сломить сопротивление Красной Армии?
Давайте попытаемся, работая с дополнительными источниками, приоткрыть завесу тайны над вопросом об истинных причинах Победы советских людей в Великой Отечественной войне.
План.
1. Характеристика и анализ военно-стратегического положения в начале Великой Отечественной войны.
2. Исследование наиболее вероятных версий причин Победы СССР в Великой Отечественной войне.
3. Цена Победы.
1. Шансы на Победу… (Характеристика и анализ военно-стратегического положения).
Задание для учащихся: Работая с таблицами: «Соотношение сил СССР и Германии на московском направлении осенью 1941г.» и «Соотношение сил СССР и Германии на Сталинградском направлении в ноябре 1942г.» (см. Приложение № 1) сделайте выводы о степени готовности двух сторон к войне.
Учащиеся работают с раздаточным материалом (Приложение № 1). Одновременно материалы приложения демонстрируются на экране с помощью проектора.
Анализируя данные, таблицы учащиеся приходят к выводу о том, что немецко-фашистские войска превосходили Красную армию:
- в личном составе – в 1,4 раза;
- в танках – в 1,7 раза;
- в самолетах – в 2 раза;
- в орудиях и минометах – в 1,8 раза.
Учитель дополняет: Сложность обстановки состояла также и в том, что Советское командование не смогло своевременно оценить обстановку, правильно определить направление главных ударов противника и сосредоточить против них основные силы и средства за счет пассивных участков. В результате, сотни тысяч человек попали в окружение, и фронт оказался открыт.
Задание для учащихся: Используя карту, охарактеризуйте военно-стратегическую обстановку в первые месяцы войны.
Ученик: Внезапность и мощность удара противника, его численное превосходство были на столько велики, что уже через 3 недели фашистские войска оккупировали Латвию, Литву, Белоруссию, значительную часть Украины, Молдавии и Эстонии. Основные силы Западного фронта оказались в окружении. Образовался 500 километровый разрыв фронта, открывший путь на Москву.
Вопрос: Оцените сложившуюся обстановку для судьбы страны.
Ученик: Осенью 1941г. создалась прямая угроза захвата Москвы. Если бы это произошло, то патриотический дух советских солдат резко бы упал. Кроме того, это могло подтолкнуть Японию и Турцию к вступлению в войну на стороне Германии.
Задание для учащихся: Познакомившись с дополнительными материалами, сделайте вывод о психологическом состоянии немецких солдат на первом этапе войны ( Приложение № 2).
Учащиеся читают и анализируют воспоминания участников боев, делают вывод о том, что немецкие солдаты были хорошо вооружены, обучены, дисциплинированы, вели себя нагло и самоуверенно. Это обстоятельство говорит о боевой и психологической готовности немецких солдат.
Учитель: Таким образом, мы убедились, насколько сильны были враги. Что же остановило немецко-фашистские войска? Каковы причины победы СССР?
2. Исследование наиболее вероятных версий причин победы советского народа в Великой Отечественной войне.
(На предыдущем уроке учащиеся получили опережающее задание по данному вопросу).
Задание для учащихся: Работая в группах, исследуя и анализируя предложенный материал, попытайтесь выявить вероятные причины, которые привели к Победе СССР в Великой Отечественной войне.
Версия №1
- Страх перед репрессиями. Приказы №270, №227. (Приложение №3).
Задание творческой группе №1:
- Чем обусловлено появление данных приказов?
- Чем поразили вас эти приказы?
- Предложите другие решения по исправлению положения в сложившейся ситуации?
- Считаете ли вы, что эти приказы привели к победе СССР в войне?
Версия №2
– Психологическая готовность к борьбе с врагом. (Приложение №4).
Задание творческой группе №2:
- Как повлияли произведения литературы и искусства на психологическое состояние советских солдат?
- Чем руководствовались наши солдаты, идя в бой на врага?
- Может ли психологическая готовность солдат быть причиной победы СССР над фашистской Германией?
Версия №3-
«Большая кровь». (Приложение №5).
Задание творческой группе №3:
- Согласны ли вы с тем, что победа в войне досталась ценой огромных человеческих жертв?
- Может ли подобная версия считаться весомой причиной победы СССР?
Версия №4
- Боевая мощь Советской армии и военное искусство советских полководцев: Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева и др.
Задание творческой группе №4:
- Как вы оцениваете боевую мощь Красной Армии?
- Кто из высшего командного состава Красной Армии, на ваш взгляд, внес наибольший вклад в победу?
Версия №5
- Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа.
Задание творческой группе №5:
- Приведите примеры мужества и героизма советских солдат в годы войны.
- Как вы думаете, что заставило советских людей проявлять мужество и героизм?
Версия №6
- Создание антигитлеровской коалиции.
Задание творческой группе №6:
- Какие страны вошли в состав антигитлеровской коалиции?
- Какую роль сыграли Великобритания и США в достижении победы над фашистской Германией?
- Какие еще страны сыграли важную роль в достижении победы над Германией?
Каждая творческая группа высказывает свою точку зрения на поставленные вопросы, после чего идет обсуждение и делается общий вывод:
«Рассмотрев основные версии причин победы СССР в ВОВ можно сделать вывод о том, что не все версии бесспорны. Главную роль в достижении победы сыграли мужество и героизм советских людей, а также огромный талант наших полководцев. Остальные версии не имели решающего значения»
3. Итоги и последствия Великой Отечественной войны.
На основании изученных материалов (учебник, дополнительная литература, таблицы, карты и т.д.) учащимся предлагается составить кластер: «Итоги и последствия ВОВ»
IV. Заключение.
- Подведение итогов и выставление оценок.
- Заключительное слово учителя:
« Некоторые люди могут сказать: « А стоит ли ворошить это страшное прошлое, в очередной раз бередить раны? Люди уже устали от рассказов о войне». В ответ я хотел бы сказать им, что нет недостаточно. Нет, не все мы знаем, а главное понимаем в нашем прошлом и сегодняшний наш урок яркий тому пример. Может кто-то из нас впервые задумался о том, как и почему пришла к нам Победа… Какую цену мы за нее заплатили? Глазами потомков мы заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далекие дни. Это очень важно. И совершенно прав поэт писавший:
Я напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть,
Она, как правда, нам нужна.
Размышляя над услышанным мы не просто впитываем эти знания, мы становимся другими, учимся рассматривать исторические события с разных точек зрения, оценивать и анализировать их. Так наше поколение становится ближе к прадедам, лучше их понимает. А это очень важно: не осудить, не быть безразличным.
Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее.
V. Организация домашнего задания.
Написать эссе на тему: «Моя семья в годы ВОВ».
Приложение №1
Соотношение сил СССР и Германии
на Московском направлении осенью 1941 г.
Войска и вооружение | СССР | Германия |
Личный состав (тыс. чел.) Количество танков Количество самолётов Орудия и миномёты (тыс.шт.) | 1250 990 667 7,6 | 1800 1700 1390 14,0 |
Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 г.
Войска и вооружения | СССР | Германия |
Личный состав (тыс. чел.) Количество танков Количество самолетов Орудия и минометы (тыс. шт.) | 1134,8 1560 1916 14,9 | 1011,5 675 1219 10,3 |
Соотношение сил на Орловско-Курском направлении
в начале июля 1943 г.
Войска и вооружения | СССР | Германия |
Личный состав (тыс. чел.) Количество танков Количество самолетов Орудия и минометы | 1336 3444 2172 19,1 | 900 2733 2050 10,0 |
Приложение № 2
Из дневника начальника генерального штаба Ф. Гальдера, написанных спустя неделю после начала войны с СССР:
«…Упорное сопротивление русских заставляет нас вести бой по всем правилам наших боевых уставов. В Польше и на западе мы могли позволить себе известные вольности и отступления от уставных принципов. Теперь это уже недопустимо».
Из воспоминаний маршала К. К. Рокоссовского:
«Нанесенный врагом неожиданный удар огромными силами и его стремительное продвижение вглубь территории на некоторое время ошеломили наши неподготовленные к этому войска. Они подверглись шоку... Наблюдались случаи, когда даже целые части, попавшие под внезапный фланговый удар небольшой группы вражеских танков и авиации подвергались панике… Боязнь окружения и страх перед воображаемыми парашютными десантами противника в течение длительного времени были настоящим бичом… Беспорядочное движение мчавшихся по одиночке и группами машин больше напоминало паническое бегство, чем организованную эвакуацию».
Из дневника Вильгельма Гофмана:
«Командир роты говорит, что русские войска совсем разбиты, держаться дальше не могут. Выйти к Волге и взять Сталинград не такое уж сложное дело. Фюрер знает, где слабое место у русских, победа близка…»
Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова:
«В боях и полевой службе немецкий солдат знал своё дело, был упорен, самоуверен и дисциплинирован…»
«Советскому войну пришлось иметь дело с опытным и сильным врагом, у которого вырвать победу было не так-то просто. Штабы немецких частей, соединений и армий были обучены современным способам организации боя, сражений и операций. Управление войсками осуществлялось при помощи радиосредств, которыми они были обеспечены. В ходе сражений они настойчиво добивались от войск выполнения поставленных задач».
Приложение №3.
Из приказа Ставки Верховного главнокомандования №270, от 16 августа 1941 г.:
«…Приказываю: 1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров. Расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.
2.Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности… пробиваться к своим… И если… начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен – уничтожить их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи».
Из директивы Ставки командующим фронтами, от 12 сентября 1941 г.:
«… Приказываю:
- В каждой стрелковой дивизии иметь заградительный отряд из надежных бойцов численностью не более батальона.
- Задачами заградительного отряда считать прямую помощь комсоставу в установлении твердой дисциплины в дивизии, приостановку бегства одержимых паникой военнослужащих, не останавливаясь перед применением оружия».
Из приказа Ставки Верховного главнокомандования №227, от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад»!
«…У нас стало намного меньше территории… стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик… У нас уже сейчас нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину…
Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв…
Безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем отступать…
Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов…
Приложение № 4
Мусса Джалиль.
Варварство.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!-
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
-Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плачь, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Что бы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Приложение № 5.
Потери в живой силе армий СССР и Германии
в разные периоды Великой Отечественной войны (в тыс. чел.).
Период войны | Потери СССР | Потери Германии |
1.Первые четыре месяца войны. 2. Московская битва. 3.Сталинградская битва. | 350 450 600 | 450 500 800 |
:
Список литературы:
- Всемирная история. Том X (под редакцией В.В.Курасова). М. изд-во. «Мысль» 1965 г.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России. XX- нач. XXI в.в. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2005 г.
- Нацистских преступников- к ответу! Составитель Д.М. Погоржельский. М. «Политиздат». 1983 г.
- В.Ф. Карпенко Земля шатковская. (прошлое и настоящее) г. Арзамас. 2004 г.
- А.В. Серкин Тематическое и поурочное планирование по истории России XX-нач.XXI в.в. М. изд-во «Экзамен». 2007 г.
- А.И. Тюрина, В.Д. Федоров, Л.А. Чемоданов История Горьковской области (учебное пособие) Горький Волго-Вятское кн. изд-во 1989 г.
- Школьный словарь-справочник 9-11 кл.
- История России XX в. (под ред. В.В. Барабанова) М. «АСТРЕЛЬ*АСТ 2002 г.
- Школьная энциклопедия «РУСИКА» История России XX в.М. «ОЛМА- ПРЕСС» Образование 2003.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Всемирная история. Том X (под редакцией В.В.Курасова). М. изд-во. «Мысль» 1965 г.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России. XX- нач. XXI в.в. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2005 г.
- Н.В. Загладин, С.И. Козленко. История России XX- нач. XXI в.в. Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. М. «Русское слово». 2007 г.
- Нацистских преступников- к ответу! Составитель Д.М. Погоржельский. М. «Политиздат». 1983 г.
- В.Ф. Карпенко Земля шатковская. (прошлое и настоящее) г. Арзамас. 2004 г.
- Педагогическое обозрение (научно-методический журнал Министерства Образования и науки Нижегородской области Нижегородского института развития образования) №1. 2005 г., №2 2005 г., №1-2. 2007 г.
- А.В. Серкин Тематическое и поурочное планирование по истории России XX-нач.XXI в.в. М. изд-во «Экзамен». 2007 г.
- А.И. Тюрина, В.Д. Федоров, Л.А. Чемоданов История Горьковской области (учебное пособие) Горький Волго-Вятское кн. изд-во 1989 г.
- Школьный словарь-справочник 9-11 кл.
История России XX в. (под ред. В.В. Барабанова) М. «АСТРЕЛЬ*АСТ 2002 г.
10. Школьная энциклопедия «РУСИКА» История России XX в.М. «ОЛМА-ПРЕСС» Образование 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"
Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты
Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы взаимного обучения.Имеет целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...
Методическая разработка урока по истории 9 класс "Культура Серебряного века"
Разработка урока с использование информационно-коммуникационных технологий....
Методическая разработка урока по истории 9 класс
Методическая разработка урока по истории 9 класс по теме "Холодная война"...
Методическая разработка урока по истории 5 класс
Методическая разработка урока по истории 5 класс по теме: "Древнейшие цивилизации Индии и Китая"...