Путешествие по Древней Греции (материалы открытого урока)
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Мурашов Андрей Сергеевич

Материалы представлены конспектом урока и RAR архивом презентации, разбитым на шесть частей. Для распаковки архива  необходимо скачать все части презентации и её запустить кликом по содержанию архива первой части.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие по Древней Греции»

(повторительно - обобщающий урок по теме «Древняя Греция»)

Цели урока:

1. Расширить и углубить знания учащихся по истории Древней Греции на основе использования исторических источников и литературы.

2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствовать развитию умений и навыков познавательной деятельности, приобретенных на предыдущих уроках.

3. Повысить культуру общения у детей, воспитание бережного отношения к памятниками культуры.

Задачи:

 Рассмотреть в нестандартной игровой форме следующие проблемы:

а) природа и географическое положение стран Древней Греции;
б) общественный строй в Древней Греции; 
в) военно-политическая история страны;
г) религия и культура Древней Греции.

Оборудование:

1. Карта: «Древняя Греция»
2. Схема путешествия по Древней Греции. 
3. Призы, лавровый венок для награждения победителя.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть на уроке. Я вам предлагаю совершить вместе со мной путешествие вглубь веков. Согласны?

Все дело в том, что ко мне попал древний свиток, в котором было очень интересное послание. Давайте его прочитаем!

(на мультимедиа  слова– ученик читает)

Ученик  (читает): 

Я -  многоопытный  муж, известный  ахеец, который

Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою

Многих людей,  города посетил и обычаи видел,

Я предлагаю и вам  - не сидите на месте!

Вы совершайте скорее  любые  открытия

И побывайте в том месте, откуда я родом!

Учитель (обращается к учащимся)Ребята, это письмо отправил один из очень известных моряков, о путешествиях которого вы совсем недавно говорили на уроках истории. Как вы думаете, кто он?

(Учащиеся, высказывая разные версии, приходят к выводу, что это Одиссей.) -Ребята, а откуда родом Одиссей? (Его родина – остров Итака)

-А какому государству принадлежит этот остров? (Греции)

-Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? (В Древнюю Грецию) -Что дала Древняя Греция  следующим поколениям? Почему мы говорим о ней, как о великой цивилизации прошлого?   Об этом и будет наш урок.

-Итак, наш сегодняшний урок – «Путешествие по Древней Греции»        

(на экране - тема)

Учитель: -Путешествие наше будет не простым, на пути нам встретится много преград. Но я уверен, что мы их преодолеем. А тех, кто будет помогать мне в этом виртуальном путешествии,  я буду награждать лавровыми листьями. Эти листочки вы сможете прикрепить на венки, которые находятся на ваших партах. В конце нашего урока  вы сможете сами увидеть, кто был самым активным.

-Кстати, почему лавровый лист выбран как приз? (Учащиеся отвечают, что из листа лавра в Древней Греции делали венок для победителя.)

-Ребята, а на чем совершали свои странствия греки? (на кораблях) Нас тоже ждет прекрасный корабль. (на слайде – плывет) -Итак, мы отправляемся!

-Ребята, мы с вами попали на три  тысячи лет назад. Но, чтобы добраться до Древней Греции мы должны знать, где она находится. Дело в том, что в сундуке Одиссея помимо послания была карта. Давайте ее изучим.(слайд)

-Покажите, пожалуйста, где находится Греция, на каком полуострове. (Балканский полуостров, полуостров Пелопонесс) 

-Какие моря ее омывают. (Эгейское, Критское, Ионическое) 

-Какие полисы вы знаете в Древней Греции? (Спарта, Афины) 

-Какая самая известная гора в Греции? (Олимп) 

Учитель: -Итак, мы с вами в Греции. Я предлагаю вам совершить небольшую остановку. Наша первая остановка «Афины». (слайд) 

-Мы попали с вами в Др. Афины. Чтобы лучше их узнать мы должны превратиться с вами в др. афинян.

(Учитель надевает венок и говорит) –И вот мы на вершине Акрополя.

-Я Перикл, уже многие годы являюсь стратегом этого города. Сегодня нам предстоит принять решение о сборе денег на строительство храма, посвящённого нашей покровительнице богине Афине.

-Предлагаю вам сделать это открытым голосованием, чтобы все видели позицию друг друга по этому вопросу.

-Итак, кто за то, чтобы деньги были собраны? (подняли руки)

-Воздержавшиеся и против есть? Решение принято, я вами доволен, наше собрание считается закрытым (снять венок)

-Сейчас мы с вами приняли участие в управлении государством путём голосования  

-Как древние греки называли возможность участия в управлении государством народа? (демократия)

Мы вспомнили что такое демократия, гражданин, др.

Мы с вами хорошо поработали

Учитель: - Молодцы! Мы можем продолжить наш путь!

-Предлагаю вам побывать в самом необычном полисе Древней Греции – Спарта. – Чем необычен этот город? (отвечают) 

Одиссей для каждого из вас приготовил задания.  Обратитесь к вашим свиткам. Представим, что мы стали спартанцами и будем отвечать так же кратко, как и они- лаконично. Поставьте  ответы ДА или НЕТ напротив  вопросов рядом с утверждениями.

Верите ли вы, что спартанцам запрещалось пользоваться факелами.

Да

Верите ли вы, что молодые спартанцы обязаны были докладывать обо всех своих действиях.

Да

Верите ли вы, что спартанцы не считают пьянство – серьезным пороком.

Нет

Верите ли вы, что, если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор.

Да

Верите ли вы, что питались спартанцы очень скудно.

Да

– обменяйтесь свитками. Проверьте вашего соседа по парте.

Молодцы, мы хорошо поработали.

Учитель: посмотрите, на карте Одиссея высится гора Олимп (вновь – на карту) -Чем знаменита эта гора? (На ней жили олимпийские боги). -Наша новая остановка – Гора Олимп.(слайд – остановка Гора Олимп)

-Чтобы мы смогли благополучно закончить наше путешествие мы должны оказать почтение олимпийским богам.

-Только прежде чем совершить восхождение на Олимп – нам необходимо передохнуть. Я предлагаю вам выполнить небольшую разминку (физкультминутка – можно мультимедийная)

-Ребята, страшное чудовище  преграждает нам путь и не подпускает нас к горе до тех пор, пока не разгадаем его загадки. Сразимся с чудовищем? (слайд) 

Учащиеся: - Да!

Учитель: - для того, чтобы его победить, надо собрать атрибуты, символы богов. 

 (для  2-х учеников): в ноутбуках Богиня Афина и Богиня Артемида

 1) копье, 2) яблоко, 3) трезубец, 4) колчан, 5) лук, 6) венок из цветов, 7) щит. Вы должны выбрать атрибуты «своей» богини. (Афина - №1, 7; Артемида - №4, 5)

Вернёмся к свиткам, на которых на которых находятся загадки Минотавра:

А. Этот предмет принадлежит Зевсу. По преданию, он получил их в дар от своих братьев и сестер, когда вывел их из утробы Кроноса. (1. молнии)

Б. Этот предмет мог принадлежать богу кузнечного мастерства Гефесту и титану Прометею, научившему людей ремеслам. (2. молот)

В. Этот предмет принадлежит Посейдону, богу землетрясения и моря. (трезубец)

Г. Этот предмет впервые изготовил Гермес, потом отдал его Аполлону, а тот отдал его Орфею. С его помощью он смог приручать диких зверей, двигать скалы, деревья. А во время путешествия с аргонавтами спас путешественников от сирен. (лира)   

Д. Богиня мудрости и знания; учит людей искусствам и ремеслам, девушек – рукоделию.  Защитница городов и крепостей.   Покровительница героев, непобедимая воительница. (Афина)

Е. Богиня эта дает счастье в браке, благословляет деторождение. Способствует росту трав, цветов и деревьев, исцеляет от болезней.  Покровительница животных, богиня - охотница. (Артемида)

(Проверка по слайду класса и за ноутбуками)  

Видео ролик о жизни богов

Возьмите лавровые листы. Которые вы заработали на уроке и сделаем венки.

 Обобщение — ребята, почему древние греки верили в существование олимпийских богов? ( Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь.)

 — Почему же сейчас люди не верят в существование олимпийских богов? ( Потому что современная наука может объяснить многие сложные явления природы.)  

 — Объясните, почему ученые и мы с вами изучаем легенды и мифы древних греков? ( Потому что это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки. )

Учитель: - Вот мы и прошли вместе с вами тот путь, который нам указал Одиссей. А теперь – мы возвращаемся обратно.

Сегодня мы ещё раз убедились,  что Древняя Греция- великая цивилизация, история которой дала миру демократию, искусство, религию, олимпийские игры.  Почему мы говорим о ней, как о великой цивилизации прошлого? (Рефлексия)

Учитель - Мне хочется поблагодарить вас всех за работу на уроке.

Домашнее задание: написать послание Одиссею от имени участника путешествия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...

Разработка урока. Урок-игра "Путешествие по Древней Греции"

Урок-игра "Путеществие по Древней Греции"...

Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции» Урок-игра с театрализованным представлением

Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции»  Урок-игра с театрализованным представлением...

Открытый урок по истории "Путешествие по Древней Греции"

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класс:Путешествие по Древней Греции(повторительно-обобщающий урок в форме игры «Брейн - ринг»). Цель урока:  1. Систематизация знани...

Технологическая карта открытого урока по истории "Путешествие в Древнюю Грецию"

Урок "Путешествие в Древнюю Грецию" 5 классПовторительно-обобщающий урок в форме игры....