открытый урок по истории в 5 классе "Путешествие по древней Греции"
методическая разработка по истории (5 класс)

Рыбченко Ольга Александровна

Открытый урок по истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Открытый урок по истори в 5 классе783.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Урок истории по теме

«Путешествие по Древней Греции»

 

                                                 Учитель:Рыбченко Ольга Александровна.

                                                 Дата проведения:  апрель 2018 г.

                             МБОУ «Ситьковская основная школа»

2018

                                                         

 « Повторительно – обобщающий урок по  теме « Древняя Греция» 5 класс

Цели:        обучающие:

         - обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы Древняя Греция;

        

        Развивающие:

        -  развивать навык самостоятельной и групповой  работы;

        - умение работать с различными источниками информации;

        - умение рассуждать, обобщать, делать выводы;

        Воспитательные:

        - воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;

        - творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил;

Задачи урока:

         - показать учащимся, каково значение культуры Древней Греции и её влияние на мировую культуру;

        - помочь осознать вклад эллинов в развитие культуры народов.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с изображением богов и памятниками архитектуры Древней Греции, разрезанная картинка, на которой написаны термины

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урока: игра – путешествие « Виртуальная экскурсия»

                                        Ход урока.

  1. Организационное начало урока.
  2. Сообщение темы и целей урока.

 - На протяжении многих уроков мы с вами изучали древнюю страну с очень интересной культурой. Эта страна называется Грецией или Элладой, как называли её сами греки. Эта страна повлияла на культуру народов мира, ее люди оставили свой след в истории. Тема нашего сегодняшнего урока –«Повторение и обобщение знаний по Древней Греции». Как вы думаете, какие цели мы с вами сегодня для себя поставим? ( мнения ребят) .

 - Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много нового и интересного. Обобщая всё вами сказанное, хочу сказать, что цели нашего урока заключаются в обобщении и приведение в систему всех тех знаний, которые вы получали при изучении этой древней цивилизации. Мы повторим с вами местоположение Греции, её политическое устройство, культурно – историческое наследие. Будем развивать ваше умение мыслить, делать выводы, составлять связный рассказ, а так же выясним, кто из вас лучше всех знает термины и исторических личностей древности.

 - Сегодня мы совершим  экскурсию, путешествие по Элладе. В ходе нашей игры вы будете разделены на две команды. Первая « Одиссея», вторая « Илиада». Почему я решила выбрать такие названия? И мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества, уважения и поддержки своего товарища по команде и своих соперников соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.

 - Начинаем наше путешествие в прошлое. В течение урока вы будете выполнять задания как самостоятельно, так  и в группе, поэтому работайте активно.

3. Обобщение и систематизация знаний.

- Прежде чем нам совершить экскурсию, мы должны побольше узнать о той стране, в которую собираемся отправиться. Первый тур называется « Визитная карточка».

Цель этого этапа заключается в том, что вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции. Сейчас вы выступите в роли туроператора. Это такие люди, которые рассказывают желающим отдохнуть о какой – либо стране. Но рассказать так, чтобы им захотели туда поехать. Сейчас я вам раздам карточки. Вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции: где находится, чем окружена, какой климат, почва, чем занимается население и составить рассказ. Так как вы выступите в этой роли впервые, то я решила вам облегчить немного задачу: чтобы ваш расск5аз получился красивым и связанным,  у меня есть готовый текст, но в нём есть пропуски. Вы должны их заполнить. За каждый правильно заполненный пропуск вы получите по 1 баллу. Максимально за этот конкурс вы можете получить 10 баллов.

        ( учащиеся выполняют работу)

Карточка № 1.

        Эта страна расположена на  ( Балканском ) полуострове. Греция по рельефу -  это (горная) страна, т.к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – ( Олимп) , по преданию на ней живут( греческие боги). В Греции нет (леса), пригодного для строительства, хвойный строевой ( лес) можно найти только на севере. Климат в Греции очень ( жаркий) , так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию.  Почвы ( каменистые) , плодородных ( рек) нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по ( Эгейскому) или ( Ионическому ) морю.

Ответы:  Балканском, горная, Олимп, греческие боги, леса, жаркий, каменистые, рек, Эгейское, Ионическое.

Карточка № 2.

Греция – это страна ( гор) и быстрых горных (рек) с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в знойный летний день. Зима в Греции короткая, но                        ( тёплая). Хотя в стране мало ( лесов) и ( плодородных земель), её природу нельзя назвать бедной. Между гор находятся зелёные ( пастбища) , на которых пасутся овцы и козы. Путешествия по стране вы можете увидеть огромные ( виноградники), ягоды которых переливаются на солнце. Из (оливок) эллины делают  масло , которым атлеты  смазывали свои тела при борьбе. У местных жителей вы можете приобрести ( амфоры) – сосуды для вина и масла и ( пифоры) – сосуды для хранения зерна.

Ответы: гор, рек, тёплая, лесов, плодородных земель, пастбища, виноградники, оливки, амфоры, пифоры.

Подведём итог: - Молодцы, с первым заданием справились хорошо и  принесли в копилку своей команды первые очки.

2 конкурс- Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой страны, но и хоть немножечко знать язык.  Второй тур называется « Переводчик». Как вы думаете, какова цель этого конкурса? ( ответы детей).

Цель:

- НА этом этапе я хочу выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. У меня в двух конвертах разрезанные слова. В одном термин, а во втором его значение. Вы должны правильно соотнести слово и его значение. За правильно выполненное задание вы получите 5 баллов.

Демос

Простой народ

Ареопаг

Совет знати

Архонты

Правители

Долговой камень

Камень, установленный на земле должника

Демократия

Власть народа

Илоты

Рабы

Лаконичная речь

Краткая

Пираты

Морские разбойники

Полис

Город – государство

Атлет

Участник состязаний

Ипподром

Место для проведения конных соревнований

Стратег

Военачальник

Амфора

Сосуд для вина с маслом или вином

Педагог

Сопровождающий ребёнка

Триера

Мелкосидящий военный корабль с тремя рядами вёсел

Оратор

Человек, умеющий произносить речь

1 команда Каковы источники рабства в Древней Греции? (Пиратство, покупка рабов чужеземцев, превращение в рабов за долги, в ходе завоеваний захват пленников и превращение их в рабов)

2 команда 

Кого в Греции называли отцом истории (Геродота)- 4 балла

Говоря об удивительной стране – Греции, её народе, нужно помнить и об их культуре, преданиях, мифах и легендах,  которые оказали большое влияние на культуру других народов. Мифы сложены древними греками в те далёкие времена, когда люди только начали  вглядываться в окружающий мир, только приступили к его исследованию. Эллины, мешая правду с вымыслом, придумывали и рассказывали друг другу удивительные истории.

 Третий тур « Мифы и легенды Древней Греции».

 Цель: вспомнить мифы и легенды древней Греции.

 - на слайдах вы видите названия предметов. Ваша задача по ним вспомнить миф, назвать его героев. За правильный ответ  1 балл

Миф 1. Меч и клубок ниток. ( миф о Тесее и Минотавре

Миф 2. корабль и чёрные паруса ( Эгей и его сын Тесей)

Миф 3. перья, воск, нитки. ( Дедал и Икар)

Миф 4. яблоко с надписью « Прекраснейшей ( миф о начале Троянской войны)

Миф 5. огонь, утёс, цепи, орёл, печень  ( миф о Прометее)

Миф 6. Город, трезубец, источник с морской водой, копьё, оливковое дерево (миф о споре Афины и Посейдона)

Миф 7. головная боль, топор, щит, крылатая богиня Ника ( миф о рождении богини финны)

Миф 8. троянский конь ( миф о победе греков )

Подведём итог: - Вы молодцы, вспомнили греческие мифы.

Но путешествия по Греции, нельзя не вспомнить священную гору Олимп, на которой, по преданию греков, жили боги. Следующее наше задание так и называется « Священный  Олимп». Какова цель этого задания? ( ответы детей)

Цель:

 По предметам определить кому из греческих богов принадлежит данная вещь и покровителем чего он являлся.

 - Сейчас по опознавательным признакам вы должны не только вспомнить бога, ног и назвать покровителем чего он являлся. За каждый правильно данный ответ вы получите по 2 балла. Вопросы будут заданы каждому участнику. Если ваш товарищ не знает ответа, то вы можете помочь ему. Если будет дана только одна характеристика, например назовёте только бога, но не вспомните, олицетворением чего он был, то команда получит только 1 балл.

        1) орёл, молния. ( Зевс – бог грома и молнии)

        2) Меч, шлем, копьё ( Арес – бог войны)

        3) Трезубец. Дельфин ( Посейдон – бог моря)

        4) Зеркальце, золотое яблоко ( Афродита – богиня любви и красоты)

        5) Олень, стрела, колчан со стрелами ( Артемида – богиня охоты)

        6) Трёхглавый пёс, колесница ( Аид – бог подземного царства)

        7) Кифара, лавровый венок ( Аполлон – бог покровитель искусства)

        8) Ячменный или пшеничный колос( Деметра – богиня плодородия)

        9) Шлем, щит, сова, весы ( Афина – богиня мудрости и справедливости)

        10) Волшебные сандалии ( Гермес – вестник богов)

            11) Семейный очаг, корона, узы брака ( Гера – покровительница семейного очага)

Подведём итог: - Молодцы, вы вспомнили всех богов по их опознавательным признакам. Боги покровительствуют нам, поэтому в пути с нами ничего не случится. А мы продолжаем своё путешествие по Греции.

Мы с вами знаем, что в Афинах были развиты культура, искусство, образование. Поэтому как вы считаете, какова цель следующего  тура?

-Конечно же мы должны вспомнить про храмы, школы, театр. Как всё это было развито в Афинах. (стихи Мих.Л и Коровина Т.)

Посмотрите на слайд и определите, что изображено на картине. За каждый правильный ответ 2 балла.

1 команда Парфенон (Храм богини Афины Это самое прекрасное творение греческих строителей. Сооружённый из мрамора, окружённый колоннами он вызывал всеобщее восхищение.)

2 команда Эрехтейон (на том месте Акрополя, где согласно мифу спорили между собой Афина и Посейдон находится Эрехтейон в одном из портиков вместо обычных колонн стояли кариатиды- каменные фигуры юных девушек)

Второе задание1. Как называется площадь в древнегреческом городе, где ведется торговля?

2 Почему греки воздвигли храм в честь Ники Бескрылой?

  1. В чём отличие финикийского алфавита от греческого?
  2. Из каких частей состоял древнегреческий театр?

- Наше путешествие продолжается. Сейчас мы с вами оказались перед воротами прекраснейшего города – Афины. Но  вход нам преграждают стражники. Они не впустят нас до тех пор, пока мы с вами не разгадаем эти странные числа, которые размешены на воротах.  Следующий наш конкурс « Лента времени». Какую цель мы поставим перед собой в этом конкурсе?

Цель: закрепить знания дат.

        776 г. н. э. – первые Олимпийские игры

          594 г. до н. э. – реформы Солона

          490 г. до н. э. -  Марафонская битва

         480 г. до н. э. –  вторжение персов в Элладу ( Саламинское сражение)

        338 г. до н.э. – сражение близ города Херонея

        443 г. до н.э. – народное собрание выбрало Перикла первым стратегом

 - Подведём итог: Вы успешно справились и с этим заданием.

6 тур «Реформы»

Обратите внимание, о чём говорят аристократ и торговец?

Показывается подготовленная сценка:

Торговец:

- Я богаче тебя. Посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! Почему только вы, аристократы, судите. Избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.

Аристократ:

- Ты богаче, это верно, но что с того! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком. Поденщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды, и прадеды, и прапрадеды – все заседали в совете старейшин. А ведем мы род от самих богов. Не смей равняться с нами! Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот этим я отличаюсь от тебя.

(команды отвечают на вопросы. Правильный ответ 2 балла)

1- Что означают слова «богатым можно стать, а знатным нужно родиться»?

(человек трудится и зарабатывает себе богатство- может стать владельцем торговых кораблей, складов, домов, а знатность передаётся по наследству )

2- Чем были недовольны афинские купцы и владельцы кораблей? Чего они требовали?

(недовольны тем, что их не допускали к управлению государством. Требовали получить право управления полисом.)

3- Чем были недовольны простые земледельцы? Их требования.

(Были недовольны тем, что их заставляли работать на богатых, обращали в рабство за долги. Большая часть земель принадлежала богатым землевладельцам На полях бедняков ставили долговые камни, отбирали землю. Должника продавали в рабство, могли продать на чужбину, навсегда разлучить с семьей)

  1. (Бедняки требовали отменить долговое рабство и вернуть им потерянные земли.
  2. Бедняки требовали отобрать часть земли у знати и поделить между неимущими.

4.Кем являлся Солон?

В 594 г. до н. э. Солон был избран первым, то есть главным, архонтом. Он издал новые, более справедливые законы взамен жестоких законов Драконта и провел реформу (преобразование) управления государством.

  1. Какие законы он установил?

(\- освобождение должников от рабства;
- сняты долговые камни; заложенные участки вернули их владельцам;
- возвращение в Афины проданных в рабство за долги;
- равенство всех перед законом

6- Означает ли реформа Солона полное уничтожение рабства в Афинах?

(Нет, остались привозные рабы-чужеземцы

3. Права и обязанности афинских граждан по реформам Солона. Таблица на сладе. Распечатанная раздаётся ребятам.

Категории афинских
граждан

Обязанности

Права

1.Самые богатые граждане
(«пятисотмерники»)

За свой счет строили и содержали военные корабли. Вносить деньги в казну на государственные нужды.

Участие в Народном собрании. Избираться в суд. Избираться на высшие государственные должности – архонтов, стратегов.

2.Состоятельные люди
(«всадники»)

Служили в армии, как правило, всадниками.
Вносить деньги в казну на государственные нужды.

Участие в Народном собрании. Избираться в суд. Избираться на государственные должности

3.Люди со средним достатком («зевгиты»)

Служба в армии
тяжеловооруженными воинами – гоплитами. Вносить деньги в казну на государственные нужды.

Участие в Народном собрании. Избираться в суд. Избираться на государственные должности

4.Самые неимущие:
безземельные или малоземельные – «феты»

Служила в армии
легковооруженными воинами, а во флоте матросами и гребцами.

Участие в Народном собрании. Избираться в суд.

7  - Подумайте, почему в реальной жизни бедняки отказывались от своего права стать судьей?

 (Нет , так как им необходимо было зарабатывать себе на жизнь. Судьям, сборщикам налогов не платили денег)

8. Кто и когда установил плату за выполнение государственно службы?

(Первый стратег Афинского полиса Перикл, в 443 году до н.э.)

И впереди у нас остался последний конкурс: « Личность в истории». Какую цель мы поставим для себя в этом конкурсе?

Цель: обобщить и систематизировать знания о исторических личностях Древней Греции.

 - Мы с вами уже много вспомнили о Греции, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны. Я сейчас вам буду читать высказывания этих людей, а вы должны назвать, кому принадлежат эти слова и какой вклад он внёс в развитие страны. Если вы сумеете назвать и историческое лицо и тот вклад, который он внёс в развитие истории своей страны, то получите 2 балла. Если ваш ответ будет неполным, то сможете принести в копилку своей команды – 1 балл.

Вопросы для 1 команды:

  1. Кто изображён на бюсте? (Мальтиад)
  2. Какую должность вы занимали в Афинах? (стратега).
  3. Почему вас избрали на эту должность? (я опытный воин, знаю привычки персов).
  4. В каком сражении вы принимали участие и против кого? (Марафонской битве, в 490г. до н. э.).
  5. Кто возглавлял войско персов? (Дарий I).
  6. Чем в военном отношении вас превосходили персы? (у них была конница и лучники).
  7. Почему вы решились на сражение? (персы отплыли на кораблях в беззащитные Афины).
  8. Какую тактику вы использовали, чем закончилась битва? (сражение фалангой, греки победили).

Вопросы (ответ) для 2 команды:

  1. Кто изображён на скульптуре? (Леонид.)
  2. Откуда вы и почему вас поставили во главе войска? ( Я царь Спарты, а цари в Спарте командуют войском).
  3. В каком сражении вы и ваше войско завоевало славу? (у Фермопил)
  4. Кто возглавлял войско персов? (царь Ксеркс)
  5. Какое количество воинов было у греков возле Фермопил? (7 тыс.)
  6. Почему вы потерпели поражение? (нашелся предатель)
  7. Почему 300 спартанцев осталось сражаться зная, что сражение будет проиграно? (в Спарте, воин покинувший своё боевое место становился предметом насмешек и лишался всех прав).
  8. Чем закончилось сражение? (спартанцы все погибли).

        1) « …афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса…» ( Эгей)

        2) « Ты забыл про воздух, сын мой! Мы полетим между морем и небом»                    ( Дедал)

        3) « Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире» ( Афродита)

        4) « О владыка морей» Отец мой! Пусть Одиссей никогда не увидит Отчизны. Если же волею судьбы он достигнет Итаки, пусть возвратится один, на чужом корабле и несчастье найдёт в своём доме» ( Полифем, циклоп)

        5) « Мать чёрная, земля многострадальная,

        С которой сбросил я  позорные столбы.

        Рабыня раньше, а теперь свободная…» ( Солон)

        6) « Да, я упал лишь один раз» Кто из вас бросит меня на землю ещё 2 раза и станет победителем?»          ( Милон)

        Подведём итог:

 4. Подведение итога урока.

- Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране древнего мира – Греции. Хочется сказать, что эта страна с её интересной культурой, людьми оказала влияние на культуру многих стран. Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно. На следующем уроке мы с вами начнём изучать ещё одну древнюю цивилизацию – Рим.

 5. Рефлексия.

 - Я хочу, чтобы вы продолжили начатые мною предложения.

1. Сегодня на уроке для себя сделал вывод…

2. Мне было интересно….

3. Во время урока я столкнулся с трудностями…

4. От урока у меня осталось впечатление….

5. Для себя я сделал вывод….

6. Выставление оценок.

Карточка № 1.

        Эта страна расположена на ________________________________ полуострове. Греция по рельефу -  это __________________________ страна, т.к.   хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции  - ________________, по преданию на ней живут                            . В Греции нет ________________, пригодного для строительства, хвойный строевой __________________ можно найти только на севере. Климат в Греции очень                                                   , так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию.  Почвы  ______                                     , полноводных                           нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по ___________________или   _____________________морю.                                     

Карточка № 2.

Греция – это страна  ___________________ и быстрых горных ___________ с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в знойный летний день. Зима в Греции короткая, но _____________________. Хотя в стране мало __________________ и                    ___________________, её природу нельзя назвать бедной. Между гор находятся зелёные _____________________________ , на которых пасутся овцы и козы. Путешествуя по стране вы можете увидеть огромные _________________________________, ягоды которых переливаются на солнце. Из  ________________ эллины делают  масло , которым атлеты  смазывали свои тела при борьбе. У местных жителей вы можете приобрести __________________________ – сосуды для вина и масла и ________________ –бочки для хранения зерна.

Демос

Простой народ

Ареопаг

Совет знати

Архонты

Правители

Долговой камень

Камень, установленный на земле должника

Демократия

Власть народа

Илоты

Рабы

Лаконичная речь

Краткая

Пираты

Морские разбойники

Полис

Город – государство

Атлет

Участник состязаний

Ипподром

Место для проведения конных соревнований

Стратег

Военачальник

Амфора

Сосуд для вина с маслом или вином

Педагог

Сопровождающий ребёнка

Триера

Мелкосидящий военный корабль с тремя рядами вёсел

Оратор

Человек, умеющий произносить речь

1. Ахиллес.

2. Одиссей

3. Фетида

4. Циклоп

5. Гектор

6. Харибда

7. Патрокл

8. Сирены

9. Андромаха

10. Пенелопа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...

Открытый урок по истории на тему Религия древних греков

Презентация описывает богов древней Греции и области их поклонения с закреплением проверочного материала...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Открытый урок по истории "Путешествие по Древней Греции"

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класс:Путешествие по Древней Греции(повторительно-обобщающий урок в форме игры «Брейн - ринг»). Цель урока:  1. Систематизация знани...

Технологическая карта открытого урока по истории "Путешествие в Древнюю Грецию"

Урок "Путешествие в Древнюю Грецию" 5 классПовторительно-обобщающий урок в форме игры....

открытый урок по истории в 5 классе на тему: Мифы и легенды Древней Греции"

Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме.Задачи урока:1. Образовательные:- проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме;- привлечь обучающихся ...