Опубликованный урок "ПётрI в Нижнем Новгороде".
учебно-методический материал по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок в 7 классе.
Тема: « Посещение Петром I Нижнего Новгорода».
Тип урока - комбинированный.
Вид урока - практическое занятие по развитию познавательных умений.
Цель урока: создать условия для раскрытия возможностей учащихся по нахождению, отбору и анализу уже изученного в 7 классе материала, применению его в новой ситуации.
Задачи урока:
Обучающая - после первого знакомства с материалом о посещении Петром I Нижнего Новгорода на более высоком уровне подойти к определению места города Нижнего Новгорода и области во влиянии на историческую судьбу самой России.
Развивающая - дальнейшее формирование таких навыков, как работа с текстом и данными документов, аргументация собственной точки зрения, взаимообучения и синтеза в мыслительной деятельности, сочетания синтеза и анализа.
Воспитывающая - способствовать повышению интереса к изучению истории родного края.
Литература:
1.Мельников А.Памятники пребывания Петра I в Нижнем Новгороде//Нижегородская старина,- 2001.- № 2,3,5.
2.Смирнов Д.Н. Нижегородская старина, - Н.Новгород, 1995г.
3.Соловьёв С.М.Чтения и рассказы по истории России.- М.,2005.
4. Филатов Н.Ф.Заметки об истории нижегородского края петров-
ской поры.- Н. Новгород, 1996.
5.Филатов Н.Ф. Нижегородский край: факты, события, люди. –
Н.Новгород, 1997г.
План урока: | |||
I Вызов | 1 .Организационный Момент. 2.Повторение. 3.Заявлена тема, цель урока. | Фронтальный опрос Индивидуальная работа (заполнение первых двух колонок таблицы «ЗХУ») (Смотри «Ход урока») Работа в парах Фронтальная (у доски) общая таблица на класс | 2 мин 4 мин 2 мин 5 мин |
II Осмысление | 4.Этап усвоения новых знаний. | Индивидуальная работа с текстом Доклад ученика, | 10МИН 3-5мин |
III Размышление | 5.Этап закрепления нового материала. 6. Подведение итогов. | - Индивидуально ученики заполняют третью колонку таблицы «ЗХУ». Фронтально (то же) Возвращение фронтально ко второй колонке общей на класс таблицы «ЗХУ». На какие вопросы не ответили? Откуда можем почерпнуть ответы? Послесловия учителя. Выводы учеников. | 2-3 мин 2-3 мин 2-4 мин 4-5 мин |
7.Информирование учащихся о домашнем задании. | Оно вытекает из составленных ими самими вопросов. Вариативность домашнего задания | 2мин |
Ход урока:
Фронтальныйопрос. Цель урока. | - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с Вами поговорим о Петре I. Согласны ли вы с тем, что оценки его деятельности достаточно противоречивы? Что Вам об этом известно? - Считаете ли вы его великим реформатором? - Реформы в какой области, на ваш взгляд, проводимые Петром I, были наиболее прогрессивными для России? Почему? Азовский и Каспийский походы готовились Петром I" в Нижнем Новгороде. И целью нашего урока сегодня будет - доказать, что Нижний Новгород был передовым городом в деле реформирования армии, создании флота, обеспечение политического роста Российского государства. -Скажите, какие проблемы хотел разрешить Пётр I, планируя Азовские походы? | В военной области. Современная армия. Создание флота. Завоевал выход в моря - возможность наиболее благоприятной мировой торговли. 1. Обезопасить государство от набегов крымских татар. 2. Поиск выхода к морю (развитие морской торговли). |
Индивидуальная работа (4 мин.) | Открываем тетради, заполним два первых столбика таблицы «ЗХУ». На это вам дается 4 минуты. | Ребята заполняют в тетрадях две первые колонки таблицы: | ||||
Знаю | Хочу узнать | Узнал | ||||
Что ребята помнят, Читали или смотрели о посещении Петром I Нижнего Новгорода. | Предполагают о чем пойдет речь на уроке или что им еще интересно узнать о посещениях Петром I Нижнего Новгорода. | |||||
Работа в парах. Фронтальная работа. Записывают общую на класс таблицу. | -Время вышло. Теперь обсудим в парах самые интересные ваши знания и предположения. -Итак, что у нас получилось? Составим общую на класс таблицу. Постарайтесь не повторяться. |
3 | X | У |
Был в Нижнем | 1.Цели посещения? | |
Новгороде дважды. | 2.Когда приезжал? | |
Разница во времени | З.Где останавливался? | |
посещения Петром I | 4.Что нижегородцы делают для сохранения памяти о пребывании | |
города больше четверти | ||
века. | Петра I в Нижнем? | |
Второй раз приезжал с | 5. Кто сопровождал Петра в | |
семьей. | походах? | |
Жил в доме купца | 6.С кем из Нижегородцев он | |
Строганова. | встречался? | |
Поклонялся праху | 7.Какие вопросы Пётр I решал, | |
Кузьмы Минина. | чем занимался? 8.Из каких исторических источников мы узнаём о посещении Петром I Нижнего Новгорода? Кому он сам писал об этом? | |
Индивидуальная работа с текстом. | -Сейчас вы получите текст и постарайтесь с его помощью: 1. Ответить на нтересующие класс вопросы. 2.доказать, что Нижний Новгород был передовым городом в деле реформирования армии, создании флота (что, как вы понимаете, являлось целью урока). На индивидуальное ознакомление с текстом вам даётся 10 минут. |
Текст:
Двадцатитрёхлетний монарх был озабочен обеспечением безопасности Русского государства от набегов крымских татар и поиска выхода к морю для вывоза за границу хлеба, кожи, сала и мехов. Решением обеих проблем явились знаменитые Азовские
походы (1695,1696).
Вышли из Коломны в Апреле, Флотилия состояла из 150 стругов с ратными людьми и
40 стругов с артиллерией.
В Нижний суда прибыли 16 мая, после месячного плавания Нижегородская остановка продолжалась около недели, так как понадобилась перегрузка войск и боевых припасов (шестнадцать тысяч пудов пороха, четырнадцать тысяч бомб и девять тысяч ядер
и прочее) на суда большей грузоподъёмности и приспособленные для плавания в волжских водах.
Останавливался ПётрI в этот свой приезд на Почаинском съезде в каменном доме торгового человека гостиной сотни Ефима Чатыгина (дом уцелел до наших дней-Почаинская улица,27). (См.на доске рисунок).
Часть своего времени царь употребил на поездку в Чернореченский загон. Здесь он приказал начать постройку деревянных судов, годных для плавания на реке и на море.
Вызванные из Коломны и Дединова мастера совместно с местными жителями начали строительство кораблей. Позднее, в 18 и 19 столетиях, этот промысел достиг здесь боль
шого развития.
Поход 1695 года под Азов, во время которого царь впервые побывал в Нижнем Новгороде, окончился неудачей: Азов не был взят. На исходе того же года Пётр I указал строить военные корабли в Воронеже, чтобы спустить их грядущей весной в Азовское море. В 1696 году на воду спустили два больших военных корабля, 23 галеры и 4 брандера, обеспечивших захват турецкой крепости Азов.
Тогда же, в 1696 году, нижегородец Василий Серебренников построил по указу Петра I на Москве - реке опытную пиловальню для распилки брёвен. Но в Подмосковье не было корабельного леса. Тогда для пополнения Азовской флотилии нижегородцы предложили Петру I остроумный способ сборного строительства морских судов. Возглавил этот необычное дело крестьянин Благовещинского монастыря Клим Калмыков. ПётрI высоко оценил изобретательность и сметку нижегородских корабелов.
В 1698 году он указал именно в Нижегородском крае на реке Пьяне поставить две пильных мельницы. Уже в этом же году на строительстве работало 300 плотников и более тысячи чернорабочих. Их согнали с семьями на жительство из Нижегородского и Арзамасского, а также Алатырского уездов . Поселение стало зваться по заводу «Пильней» (ныне рабочий посёлок Нижегородской области).
Второй раз Пётр I прибыл в Нижний Новгород 28 мая 1722 года во время предстоящей войны с Персией. Его встречал епископ Питирим. Приготовленные нижегородцами для похода 245 судов поджидали царские войска.
30 мая Пётр I отпраздновал в Нижнем Новгороде своё 50-летие. Царь выслушал молебен в Спасо-Преображенском кремлёвском соборе. Он поклонился праху Минина, произнёс «Вот истинный спаситель отечества!».
В этот приезд Пётр I остановился в доме «именного человека» Григория Строганова. Отдав дань гостеприимству (чему были посвящены два первых дня пребывания царской семьи в Нижнем), Пётр принялся за текущие дела. Распорядился продолжать работу в трёх традиционных местах судостроения ( в том числе торгового в Балахне), Пётр приказал построить в Нижнем Новгороде ещё верфь для оснастки судов. Дав нижегородцам ряд мелких указаний по «новоманевренному судостроению», Пётр отплыл к Макарьевскому монастырю.
Доклад ученика 3-5мин (было опережающее задание). | -А как вы думаете, почему именно в Нижнем Новгороде Пётр I решил устроить судоверфь? Историческую справку о том, что Нижний Новгород XVII века является городом наиболее массового судостроения вы услышите от своего одноклассника. По летописным записям 14 века мы знаем различные типы волжско-окских судов. 60-метровый струг в 16 веке в Нижнем Новгороде ( из указа таможенникам) стоил 30 рублей, 20-метровый- 19рублей. К концу 17 века стоимость судов возросла почти в два раза. Их продавали промышленникам под Нижним Новгородом ежегодно сотнями. В 17 веке ежегодно для найма на суда к весне в Нижний собиралось до 100 тыс.человек судорабочих. Постоянная потребность в железе, парусине, бельной бечеве и смоляных канатах для оснастки кораблей обусловила бурное развитие железоделательных, прядильноткатцких и канатных промышленных призводств. которыми и славился с древнейших времён Нижний Новгород. В 1636 году на нижегородский рейд встал трёхмачтовый корабль «Фридрих», предназначенный для плавания не только по Волге, но и по Каспийскому морю. С тех пор постройка таких крупных кораблей для выхода в Каспийское море в Нижнем Новгороде стала делом обыденным. В 1665 году здесь было срублено сразу 14 таких судов, через 5 лет - их было уже 150. | 1 .Так как другого места столь массового судостроения в России 17 века не было и т.к. 2. Пётр I активно использовал не только опыт местных корабелов, но и материальную базу купеческого Нижнего Новгорода. |
Индивидуальная работа. | -Спасибо. Заполните теперь в своих тетрадях 3-ю колонку таблички «ЗХУ» - что вы узнали нового на уроке. | Нижний Новгород основной город судостроения. Пётр I отпраздновал своё- 50-летие 30 мая 1722 году в Нижнем Новгороде. Судостроение было развито в Нижнем Новгороде с XIV века. Н.Новгород помог Петру I овладеть Азовом, победить на Каспии. |
2 мин. Фронтально. 2-3 мин. 4 мин. | -Итак, на какие вопросы, поставленные вами, мы ответили? -полностью на 1) и 2) -частично на 3),5),6),7) -на какие не ответили? (4)и 8)). -Откуда мы можем взять информацию для ответа на эти вопросы? Заполните 3-ю колонку таблицы «ЗХУ» на доске. Смирнов в своей книге «Нижегородская старина» писал: «последние годы показали живучесть судостроительного промысла на Чернореченских и особенно на Балахнинских верфях. Особенно отличились Балахнинцы вскоре после строительства Вышневолоцкого канала. Правительство заказало в Новгородской губернии (поблизости от канала) местным верфям ряд морских судов – тялок - для провода в столицу. Однако эти суда вышли неудачными, часть их на пробах перевернулась. Сенат постановил передать заказ в Балахну. Более 40 тялок балахнинских мастеров, выстроенных не -смотря на новизну дела, в короткий срок, были приведены водой к устью реки Тверцы. Здесь по приказанию Петра, нагруженные воинскими снарядами и порохом , они были отправлены через новый канал в Петербург. Князь Галицын . сопровождавший суда , по приходу на Неву отметил в рапорте царю прекрасные качества Балахнинских судов». | Телепередачи, газеты, журналы, литература, музей, архив. |
Такое вариативное домашнее задание развивает интерес к обучению и ответственность при высказывании собственного мнения. | -Мне хотелось бы предложить вам такой вариант домашнего задания: вы отвечаете на оставшиеся не разобранные свои вопросы, прозвучавшие на уроке: l. Bce постараются найти ответ на вопрос: где останавливался Пётр I в Нижнем Новгороде? 2. Кто сможет, ответит на вопрос: что делают нижегородцы для сохранения памяти о пребывании Петра I в Нижнем Новгороде? -Благодарю Вас за работу. Урок окончен. | Учитель специально упустил часть информации в тексте (вопрос Д/З для всех). Оценки могут быть поставлены за интересные данные в таблице «ЗХУ», докладчику, умеющему обработать данные документа (обязательно учитывая индивидуальный рост каждого ученика, его психологические особенности). Можно оценить и выполнения доклада при подготовке домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ экспериментальной работы по английскому языку в МБОУ СОШ № 172 Московского района г. Нижнего Новгорода (2007-2012 год)
Современные родители не могут не понимать необходимости знания иностранного языка в наши дни, так как «происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, в средствах коммуникации (использование...
Тулупова О.В. Нижний Новгород, НИРО Профессиональная педагогическая позиция современного учителя
Тулупова О.В.Профессиональная педагогическая позиция современного учителя...
Презентация "Знаменитые люди Нижнего Новгорода"(на анг.)
Презентация "Знаменитые люди Нижнего Новгорода" на английском языке. Может быть использована как на уроке, так и как тематический классный час....
Презентация "Знакомство с Нижним Новгородом"
Презентация "Знакомство с Нижним Новгородом" может быть востребована на уроках краеведения или в проведении внеклассных мероприятий....
Урок-презентация. Образ метели в повести А.С. Пушкина "Метель". Учитель МБОУ СОШ №74 Шерстянкина Л.Л. г. Нижний Новгород.
Данный урок развивает творческие способности, мышление учащихся. Тип урока: мастерская, интегрированный, с использованием ИКТ. Задачи: формирование аналитических навыков при работе с текстом. Ра...
«Французский след» на улицах Нижнего» Методическая разработка экскурсии по Нижнему Новгороду
Цель нашей экскурсии –повысить интерес к истории Нижнего Новгорода и к истории нашей страны не только учеников гимназии но и французских гимназистов и туристов .Актуальность этой тематики в том.что на...
Классный час: Путешествие по "старому" Нижнему: Нижний Новгород 800+.
Классный час: Путешествие по "старому" Нижнему: Нижний Новгород 800+....