Рабочая программа по истории
рабочая программа по истории на тему
Рабочая программа учебной дисциплины в соответствии с ФГОС является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление, по направлению подготовки 080100 Экономика. Дисциплина "История" входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogse_02_bukh.docx | 49.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Арзамасский коммерческо-технический техникум |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
по специальности среднего профессионального образования
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
История
2012 г.
Одобрена методическим объединением гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №___ от «___»_____________20 г Председатель МО: _________________Л.И. Ледянкина | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Зам. директора по УР __________________А.В. Шарина |
.
Авторы:
Е.В. Лебедева, преподаватель II квалификационной категории ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»
Е.Ю. Леванова, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 13 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
- Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины в соответствии с ФГОС является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление, по направлению подготовки 080100 Экономика.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально- экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.
Задачи:
– рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;
– показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;
– сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
– показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 8 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 56 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 0 |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 8 |
в том числе: | |
индивидуальное расчетное комплексное задание | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 6 |
выполнение домашних заданий | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. | 19/16/(4) | |||
Тема 1.1 Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. | 10/8/(2) | |||
1 | Внутренняя политика СССР к началу 1980-х гг. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. | 6 | 1 | |
2 | Внешняя политика СССР. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». | 2 | ||
3 | Культура народов Советского Союза. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. Общественная жизнь к началу 80-х годов. Противоречия в развитии художественной культуры. Ростки «антисистемы». | 2 | ||
4 | Практическая работа № 1 «Особенности внутренней и внешней политики СССР к началу 1980 гг.». | 2 | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.1 (проработка конспектов занятий, учебной литературы). Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
| 2 | |||
Тема 1.2 Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х – начале 90-х гг. | 9/8/(2) | |||
5 | Европа во второй половине 80-х гг. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. «Новое политическое мышление». Распад социалистической системы. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. | 6 | 2 | |
6 | Кризис и распад СССР. «Перестройка» и ее итоги. Политика «гласности»: достижения и издержки. Национальная политика и межнациональные отношения. Августовский политический кризис 1991 г и его последствия. Беловежские соглашения. | 2 | ||
7 | РФ как правопреемница СССР. Состояние социально-экономической, политической сфер после распада СССР. Россия на международной арене: отношения с Западом, с международными организациями. Экономика и национальные интересы. | 2 | ||
8 | Практическая работа № 2 «СССР: историческое наследие» | 2 | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.2 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка доклада, сообщения). Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
| 1 | |||
Раздел 2. Россия и мир в конце XX – начале XXI вв | 35/30/(4) | |||
Тема 2.1 Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. | 7/6 | |||
9 | Россия и страны СНГ: проблемы и перспективы. Надежды на сохранение единого оборонного и экономического пространства. Споры о разделе собственности бывшего СССР. Договор о коллективной безопасности (1994). Содружество «разных дистанций». Отношения с Украиной и Белоруссией. | 6 | 2 | |
10 | Локальные конфликты в РФ и СНГ в 90-е гг Обострение межнациональных отношений. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. | 2 | ||
11 | Страны СНГ и международные организации Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.1 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка доклада, сообщения). Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
| 1 | |||
Тема 2.2 Укрепление влияния России на постсоветском пространстве | 7/6/(2) | |||
12 | Россия на постсоветском пространстве. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Соглашение об образовании Евроазиатского экономического сообщества (2000). Переговоры о создании единого экономического пространства. | 4 | 2 | |
13 | Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. | 2 | ||
14 | Практическая работа № 3 «Изменения в территориальном устройстве РФ» | 2 | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.2 (проработка конспектов занятий, учебной литературы). Подготовить ответы на вопросы:
| 1 | |||
Тема 2.3 Россия и мировые интеграционные процессы
| 7/6 | |||
15 | Международные организации и массовые движения. ООН: история создания, цели и задачи, структура, руководство и деятельность. Самостоятельные международные организации, созданные ООн для решения специализированных задач: ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МОТ, МАГАТЭ, ВТО. Военно-политические союзы, НАТО. Неправительственные международные организации. Гри́нпис. Движение антиглобалистов. | 6 | 2 | |
16 | Современные проблемы международных отношений Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. РФ и международная безопасность. | 2 | ||
17 | Интеграция в сфере образования и культуры Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. Причины и результаты процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.3 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка доклада, сообщения). Подготовить ответы на вопросы:
| 1 | |||
Тема 2.4 Развитие культуры в России. | 7/6 | |||
18 | Культура России переходного периода. Изменения в духовной жизни. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Проблема сохранения индивидуальной свободы человека, его нравственных ценностей и убеждений в условиях усиления стандартизации различных сторон жизни общества. | 6 | 2 | |
19 | Проблемы сохранения культурных традиций. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. Место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира. | 2 | ||
20 | Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения. Формирование «общеевропейской» культуры. Деятельность современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России. | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.4 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка доклада, сообщения). Подготовить ответы на вопросы:
Выполните реферативную работу (5-7 стр.), раскрывающую пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России. | 1 | |||
Тема 2.5 Перспективы развития РФ в современном мире. | 7/6/(2) | |||
21 | Главные условия политической стабильности в РФ. Развитие правового государства в РФ. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития. Сотрудничество с соседними народами. | 4 | 2 | |
22 | Новые технологии, их значение. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Осмысление сути важнейших научных открытий и технических достижений в современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике. | 2 | ||
23 | Практическая работа № 4 «Перспективные направления и проблемы развития современной России» | 2 | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.5 (проработка конспектов занятий, учебной литературы). Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Принципы построения отношений России с государствами Запада и «третьего мира». | 1 | |||
Дифференцированный зачет | 24 | Дифференцированный зачет | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала использованы следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «История».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «История».
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедийный проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Загладин Н.В. Всеобщая история. ХХ век: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2008.
- Загладин Н.В. (отв.редактор), Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России. ХХ – начало ХХI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2007.
- Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в ХХ – начале ХХI века. 11 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010.
- Мир в ХХ веке: Учеб. Для 11 класса общеобразоват учреждений. О.С. Сороко-Цюпа, В.П. Смирнов, А.И. Строганов; Под ред. О.С. Сороко-Цюпы. – М.: Дрофа, 2004.
Дополнительные источники:
- Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.
- Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
- Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007.
- Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев; МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. : Юристъ, 2005. – 237 с.
- Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстил -полиграфия, 2009.
- Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 1998.
- Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.: Институт экономических стратегий, 2006.
- Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008.
- Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009.
- Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985- 2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2004.
- Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008.
- Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007.
- Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2005.
Интернет-ресурсы:
- http://school-collection.edu.ru
- Электронный ресурс «Студенческая электронная библиотека «ВЕДА». Форма доступа: www.lib.ua-ru.net
- Электронный ресурс «Википедия». Форма доступа: www.ru.wikipedia.org
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
| практические задания, внеаудиторная самостоятельная работа |
| практические задания, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: | |
| внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| внеаудиторная самостоятельная работа |
| практические задания, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование |
| внеаудиторная самостоятельная работа |
| внеаудиторная самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...