Урок ОПК "Монастырь".
рабочая программа по истории (5 класс)
Цель урока – сформировать образ монастыря.
Задачи урока:
предметные - формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального народа России; донести до сознания учащихся лексическое значение слов «монах, монастырь, призвание, послушание», раскрыть особенности любви человека к Богу;
метапредметные - развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; развивать устную и письменную речь учащихся; навык самостоятельной работы с текстом; осмыслить роль монахов в истории России;
личностные - развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу.
Подготовительная работа: экскурсия в храм, подбор музыкального сопровождения для урока, подбор и оформление творческих домашних заданий, оформление презентации «Когалымская Пюхтица», карточки-понятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_opk._monastyr.docx | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «МОНАСТЫРЬ»
Фокина Надежда Ивановна
Учитель истории и обществознания
I квалификационная категория
Цель урока – сформировать образ монастыря.
Задачи урока:
предметные - формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального народа России; донести до сознания учащихся лексическое значение слов «монах, монастырь, призвание, послушание», раскрыть особенности любви человека к Богу;
метапредметные - развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; развивать устную и письменную речь учащихся; навык самостоятельной работы с текстом; осмыслить роль монахов в истории России;
личностные - развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу.
Подготовительная работа: экскурсия в храм, подбор музыкального сопровождения для урока, подбор и оформление творческих домашних заданий, оформление презентации «Когалымская Пюхтица», карточки-понятия.
Оборудование: компьютер, проектор; карточки-термины, магниты и магнитная доска, презентации «Когалымская Пюхтица», «Иоанн Кронштадтский», раздаточный материал (карточки с заданиями), ватман, (на ватмане) проиллюстрировать соответствие понятий и определений, кроссворд.
Ход урока
- Вступительная беседа с опорой на группу подготовленных учащихся.
Мы с вами не раз бывали в нашем когалымском храме Свято-Успенского женского монастыря. Нас встречал там Отец Илия, иерей патриаршего подворья Свято-Успенского Пюхтицкого Ставропигиального женского монастыря. В храме можно видеть сестёр-монашек, занятых своими делами. Монашеская жизнь скрыта от посторонних глаз, лишь иногда удается к ней прикоснуться. Тем временем фильмы о быте и отношениях внутри монастырских стен, такие как "Остров" Павла Лунгина или "Скоро весна" Веры Сторожевой, привлекают широкую аудиторию, а книга о проблемах современного монашества "Плач третьей птицы" стала бестселлером церковных лавок.
Как вы думаете - когда человек свободнее: когда он живёт в полном достатке мирской жизни, или когда все его имущество может уместиться в одном чемодане?
Что по-житейски означает монашеский обет отказа от собственности? Что вы узнали о жизни в монастыре?
(Отвечают ученики по группам. Группы работали по опережающему заданию под руководством детей, посещающих воскресную школу при храме). Рассказ сопровождается слайдами.)
1 группа. Когда человек только поступает в монастырь, испытывая любовь к Господу, желание служить Богу и ближним искренне и сильно. В первое время ему легко исполнять любое послушание, он готов отказываться от любого своего мнения. Но проходит время. И пребывание в монастыре начинает приниматься человеком как испытание. На верность, на прочность, на искренность. Испытание истинности и силы любви к Богу и ближнему. Вот тут-то с человеком и начинает происходить то, что непременно должно произойти, чтобы определились в человеческой душе все изъяны и слабые места. Однако сестры, поступившие в монастырь, имеют цель желанную и горячо ожидаемую - это монашеский постриг, во время которого, как известно, человек дает Богу обеты. А уж раз дает, то их непременно надо исполнить. А без предварительной подготовки, без уроков, без шишек и синяков, без неизбежных при этом ошибок и работы над ними не обойтись никак.
Ну что такое собственность в монастыре? Это ведь не квартира. Это не дача и не машина. Это даже не стиральная машина и не кухонная плита. Все это осталось в миру. Монах нищ. Нет у него своего ничего. Монастырь общежительный, значит и житие общее.
Как проходит день в монастыре. Не у игуменьи, а у простой монахини или послушницы. С чего и во сколько он начинается, как проходит, чем заканчивается?
2 группа. Каждый день в монастыре начинается с полунощницы в 6.15 утра. Полунощница продолжается до 7.30.
В 7.40. начинаются Часы и Литургия, которая заканчивается около 10 часов. До десяти часов каждая из сестер молится в храме, кроме тех, которые несут послушания на кухне, в трапезной, в просфорне,
Сразу после Литургии - завтрак. Затем все сестры расходятся на послушания.
О том, чем предстоит сестре заниматься в этот день, она узнает накануне из сетки расписаний. С вечера благочинная назначает каждую сестру на конкретный вид послушаний и вывешивает эту информацию на доске объявлений.
В 14 часов обед - трапеза. После трапезы - вновь выход на послушания.
Вечерняя служба в 17 часов и заканчивается в восьмом часу вечера. Сразу по окончании вечерней службы - ужин. И вновь все сестры должны присутствовать на трапезе. После этого чтение общих вечерних правил. После вечернего правила часть сестер расходится на послушания, часть идет на крестный ход. Крестный ход заканчивается в 21 час.
Во время трапезы сёстры слушают душеполезное чтение, что-либо из житий святых.
Что означает слово «послушание»? Какой смысл в него вкладывается?
3 группа. У слова «послушание» два смысла. Первый и самый простой - полезная деятельность или труд в соответствии с нуждами монастыря. Это может быть и приготовление еды на кухне, и обслуживание трапезы сестер и духовенства, и работа в швейной мастерской - шитье облачений, мелкий ремонт одежды. Возрождаются древние монастырские традиции: сестры вышивают золотой и серебряной нитью, пишут иконы. Но и уборка храма после богослужения - это тоже послушание.
Есть у слова «послушание» и другой, более глубокий смысл. Когда за внешним простым исполнением того или иного поручения, за каждой ситуацией, которая возникает между старшим по духовному званию и младшим, скрывается непростая, серьезная, кропотливая духовная работа, в процессе которой сестры учатся полностью отсекать свою волю и видеть во всем только Волю Божию. Этот труд - тяжкий. Порой лишь к концу жизни этот труд приносит плоды. Пример тому - судьба одной сестры женского монастыря, располагавшегося в Рязанской губернии: «Монахиня Порфирия, поступила в монастырь в десять лет, обучена грамоте в монастырской школе. Сорок лет провела в послушницах. Монашеский постриг состоялся, когда ей исполнилось пятьдесят лет. И как итог: «Монахиня хорошая и к послушанию способная»».
А если совсем просто, то каждая сестра несет в монастыре то послушание, которое сможет принести ей несомненную духовную пользу, и уж руководство-то монастыря об этом позаботится непременно.
Монах оставляет мир, но какова мера отношений сестер с близкими, которые остались в миру?
Назад в мир сестер родственники не тянут. Рассуждения и мудрости хватает у обеих сторон.
- Работа с учебником.
Чтение текста. Урок 26.
Рассуждение после чтения текста
Объясни значения слов «инок» и «монах».
Каковы этапы возрастания от послушника до монаха. Что здесь вам кажется самым трудным?
Монахи - избранные из избранных. Ведь Господь далеко не всех призывает к монашеству, и поэтому мало иноков. Люди, которые однажды были призваны Богом и поступили в монастырь, живут в очень маленьком и достаточно закрытом коллективе. А поэтому и круг людей, через которых Господь духовно учит иноков, очень мал.
- Активизация изучаемой темы. Работа в группах.
Соотнесите термин и определение (можно использовать учебник).
Настоятель Братья Трапеза Устав Преподобный Игумен Скит Мантия Обет Келья | титул настоятеля монастыря; монахи, живущие в монастыре; небольшая обитель; жилище, монаха, комната или отдельно срубленный дом; образец, форма, установление, правило для жизни монахов; глава монастыря; вкушение пищи, сопровождаемое чтением жития святых или чтением поучений; строгие обязательства монаха; очень, весьма подобный Богу, святой; облачение, окутывающие все тело, знак жизни под Божьей защитой; |
Какой элемент монашеской одежды вы нашли?
Какие другие элементы монашеского облачения вы знаете? Что символизируют элементы монашеского облачения?
Как монахи оказались в городах?
Почему монахи так ценят послушание?
Прочитайте отрывок из стихотворения. Автор: Мать Мария, 1930
Ввели босого и в рубахе – Пускай он ищет наг, один, Простертый на полу, во прахе Свой ангелоподобный чин. Там, в прошлом, страстной воли скрежет; Был нерадивый Иоанн, Потом власы главы обрежут, Обет священный будет дан. И облекут в иное платье, И отрешат от прежних мук. Вставай же инок, брат Игнатий, Твою главу венчал клобук. Новоначального помилуй И отгони полночный страх, Ты, чьей недремлющею силой Вооружается монах… |
Как названо в стихотворении монашеское служение (ангелоподобный чин) и почему? (Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, посланцам Бога).
Зачитайте, как проходит чин пострига.
Почему Иоанн стал братом Игнатием? (Перемена имени человека, избравшего монашеское служение).
У Кого просит защиты лирический герой стихотворения.
Почему монахи считают себя воинами? С кем или с чем они ведут борьбу?
Как вы думаете, почему тип святости, к которому причисляют монахов, называется «преподобные»?(Показать репродукции икон преподобных Серафима Саровского, Иоанна Кроншадтского или других).
Материнской обителью монастырского подворья в Когалыме является Свято-Успенский Пюхтицкий женский монастырь, что в Эстонии, возникший молитвами великого праведника российской земли св. Иоанна Кронштадтского. Иоанн Кронштадтский был человеком с обострённо чуткой совестью, чужие страдания принимал как свои собственные, старался помочь каждому нуждающемуся. Но его помощь заключалась в том, что он, прежде всего, старался привести человека к Богу, так как только Бог может сделать человека счастливым. А для этого следовало научить людей видеть любовь Божию, верить и надеяться на Его помощь. А время для России было сложное, переломное. (Слайды презентации «Иоанн Кронштадтский» ).
Используя текст учебника на с.83, приведите пример героического служения Отечеству Святого Луки.
Почему он принял монашество и почему продолжал заниматься врачебной деятельностью?
- Закрепление. (Включение в систему знаний )
Отгадывание кроссворда на листах ватмана. (коллективная творческая деятельность обучающихся)
Вопросы к кроссворду.
По горизонтали.
- Главный труд монаха.
- Титул настоятельницы женского монастыря.
- Как монахини обращаются к послушницам.
- Свод правил для жизни монахов.
- Строгое обязательство.
- Подобный Богу.
- Принятие пищи.
- Жилище монаха.
Ответы: молитва, игуменья, сестра, устав, обет, преподобный, трапеза, келья.
По вертикали
- Ключевое слово – монастырь.
5. Подведение итогов
1. Как вы считаете, кто выбирает путь монашества? Выскажите свое мнение о том, почему возникают монастыри и к чему призваны люди, избравшие путь монашеского служения?
2. И что самое сложное, на ваш взгляд, в монашеском делании? (Послушание).
3. Почему именно в послушании Богу и старшим традиционно воспитывались дети?
4. В чем послушание не для монаха, а для обычного человека (послушание в семье, в школе, в обществе) полезно, а в каком случае оно может тормозить развитие человека?
5. А вы хотели бы найти свое призвание?
- Домашнее задание (по выбору учащихся):
Приготовить сообщение об Иоанне Кронштадтском.
Приготовить информацию о монастырях России, которые известны вам по рассказам ваших близких, или где хотели бы вы побывать.
- Рефлексия.
Что нового вы узнали на нашем уроке? Мне важно узнать, пригодятся ли вам эти знания?
Поблагодарить учащихся за активную работу на уроке.
Памятка для семьи (раздать учащимся)
Что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве.
• Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
• Из монастыря без благословения выходить нельзя.
• Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).
• Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова – "прости" и "благослови".
• Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.
• Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас" (в женском монастыре: "Молитвами святых матерей наших..."). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: "Аминь".
• Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
• При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе. При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: "Спасайся, брат (сестра)"; а другой отвечает на это: "Спаси, Господи". В отличие от мира, за руку друг друга не берут.
• Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают "Аминь", за столом молчат и внимают чтению.
• К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.
• Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...