Рабочая программа по истории для 7 класса
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Козлова Ольга Александровна

Рабочая программа по истории  составлена на основании:

Государственного Федерального стандарта основного образования, принятого17.12.2010г,

Федерального базисного учебного плана 2004г, 

Примерной программы основного общего  образования по истории.-

Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 150 с.;

авторских программ: «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М.Ванюшкиной/Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008;

«История России 6-9 кл.» А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной /Программы общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2010.

Программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю.

Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI  по XIX вв.  и истории России с конца XVI по  XIII вв. учащимися 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_istorii_7_klass.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мучкапская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к утверждению         методическим советом школы

протокол №_____ от __________

Утверждена приказом

МБОУ Мучкапской СОШ

 №___ от __________

 Директор школы:

____________ /  Мишина Л.Н  /                            

Рабочая программа учебного предмета

«История»

для  7  класса

  на 2014 – 2015 учебный год

Составитель: Козлова Ольга Александровна

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории  составлена на основании Государственного Федерального стандарта основного образования, принятого17.12.2010г,Федерального базисного учебного плана 2004г,  Примерной программы основного общего  образования по истории.- Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 150 с.; авторских программ: «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М.Ванюшкиной/Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008; «История России 6-9 кл.» А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной /Программы общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2010.

Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI  по XIX вв.  и истории России с конца XVI по  XIII вв. учащимися 7 класса.

Цели:  учащиеся 7 класса должны получить знание об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в России и мире за 200 лет.

Задачи:

 - выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени, о встречи миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий.

 - должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа; приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;

 - анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;

 - научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;

 - уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения;

 - воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

 - освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

 - овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

 - формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

 - применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы.

Отличительные особенности рабочей учебной программы по сравнению с примерной программой, в том, что она составлена в соответствии со структурой учебника, предполагает проведение повторительно-обобщающих уроков по четвертям.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета История Историю России и Всеобщую историю в 7 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 28 часов и на историю России – 42 часа. В рабочей программе сокращены темы 3 и 5 в части 1 за счет блочной выдачи материала.

В Рабочей программе учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы  (при выборе форм контроля  используются творческие задания, позволяющие развивать культурную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся). Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи. Методы обучения, предусмотренные программой: наглядный, словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия), работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана), видеометод. Используемые технологии обучения: компьютерные (новые информационные) технологии обучения, проблемное обучение, интерактивные формы обучения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Новая история (32 часа)

Глава I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. (15 часов)

Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.

Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор,. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.

Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война и Вестфальская система. 

Учащиеся должны  

знать/понимать:  темины изучаемого разела,   изученные виды исторических источников; последствия географических открытий, уметь характеризовать деятельность конкистадоров

умеь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Повторительно-обобщающий урок.

Глава II.Ранние  буржуазные революции. Международные отношения. (3 часа)

Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.

Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция». 

Учащиеся должны  

знать/понимать:  термины изучаемого раздела,   изученные виды исторических источников;иметь представление об организации управления страной в XVI в.

уметь:Делать сравнительный анализ англиканской и католической церквей; выделять главное в тексте; работать с документами;составлять характеристику историческим деятелям и явлениям

Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований. (13 часов)

Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение, Вольтер,. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война. Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.  

Учащиеся должны  

знать/понимать:  темины изучаемого разела,   изученные виды исторических источников; 

уметь: Составлять план и таблицу; выделять главное в тексте;Устанавливать причинно-следственные связи; оперировать терминами и понятиями; Анализировать текст документа; выделять главное;актуализировать ранее изученный материал для решения новых учебных проблем.

Повторительно-обобщающий урок.

ИСТОРИЯ РОССИИ XVII—XVIII вв. (38 часов)

Глава 1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI—XVII в. (4 часа)

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 —1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий И. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых. 

Учащиеся должны  

знать/понимать: Самостоятельно готовить сообщения по заданной теме, выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу, термины изучаемого периода.

уметь:Устанавливать причинно-следственные связи; оперировать терминами и понятиями; Анализировать текст документа;

Глава 2. РОССИЯ В XVII в. (10 часов)

Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Экономическое и социальное развитие. Экономические по-1 следствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы.

Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякиной суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.

Повторение и обобщение (I ч)

Учащиеся должны  

знать/понимать: Самостоятельно готовить сообщения по заданной теме, выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу, термины изучаемого периода.

уметь: Устанавливать причинно-следственные связи; оперировать терминами и понятиями; Анализировать текст документа; работать с картой.

Повторительно-обобщающий урок.

Глава 3. Россия при Петре I (8 часов)

Преобразования Петра I .Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 1697-—1698 гг.

Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.

Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.

Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.

Цена и последствия реформ Петра I.

Внешняя политика Петра I. Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.

Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход.

Итоги внешней политики Петра I.

Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов.

Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И.Н.Никитин.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи, «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Учащиеся должны  

знать/понимать: Самостоятельно готовить сообщения по заданной теме, выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу, темины изучаемого периода.

уметь:Устанавливать причинно-следственные связи; оперировать терминами и понятиями; Анализировать текст документа;работать с картой.

Повторительно-обобщающий урок.

Глава 4. РОССИЯ В 1725—1762 гг. (3 часа)

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.

Внутренняя политика. Изменение еистемы центрального управления. Верховный тайный совет: Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741 —1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П.А.Румянцев. П.С.Салтыков.

Учащиеся должны  

знать/понимать: Самостоятельно готовить сообщения по заданной теме, выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу, термины изучаемого периода.

уметь: Устанавливать причинно-следственные связи; оперировать терминами и понятиями; Анализировать текст документа; работать с картой.

Глава 5. РОССИЯ В 1762—1801 гг. (13 часов)

Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика; просвещенного абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.

Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика..

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф.Ф.Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г.А.Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитрй. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.

Культура и быт во второй половине XVJII в. Развитие образования, Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Москов-ского, университета (1745 г,),,,Становление отечественной науки.. Академия наук. М. В. Ломоносовым. И. Щеин. Г. В. Рихман, В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин, .

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И, Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н.М.Карамзин.

Театр. Ф.Г.Волков. Крепостные театры. П. И Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.

Музыка. Д. С; Бортнянекий. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин, Руст екая народная музыка.

Изобразительное, искусство. Историческая живопись. А- П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И, Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова, Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин.

Архитектура. Барокко. В. В- Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В.И.Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старое (Александре-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Обобщение Россия и мир на рубеже XVIII— XIX вв.

Повторительно-обобщающий урок

Учащиеся должны  

знать/понимать: Самостоятельно готовить сообщения по заданной теме, выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу;темины изучаемого периода.

Уметь:Использовать ранее изученный материал для решения проблемных задач; обобщать изученный материал; делать выводы; работать с картой.

Повторительно-обобщающий урок по курсу.  

Итоговое повторение

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Новая история

32

1

Глава I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.

15

2

Глава II.Ранние  буржуазные революции. Международные отношения.

3

3

Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований.

14

ИСТОРИЯ РОССИИ XVII—XVIII вв.

38

1

Глава 1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI—XVII в.

4

2

Глава 2. РОССИЯ В XVII в.

10

3

Глава 3. Россия при Петре I

8

4

Глава 4. РОССИЯ В 1725—1762 гг.

3

5

Глава 5. РОССИЯ В 1762—1801 гг.

13

Итого:

70

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

-выдающихся деятелей этого периода;

-основные этапы и ключевые события истории России и мира с XVII века до начала XXI; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь

-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Литература и средства обучения:

Для обучающихся:

  1. А.Я. Юдовская Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс

учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А., Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2010

  1. Рабочая тетрадь Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800 под ред. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина.- М., Просвещение 2011;
  2. М.В. Пономарев Атлас по истории Нового времени XVI – XVIII века. – М.: Дрофа, 2011 с комплектом Данилова, Л.Г. Косулиной «История России конец XVI – XVIII век», 7-й класс, М, Просвещение, 2010 год;
  3. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2011;

Для учителя:

  1. Поурочные разработки по новой истории: 7 класс, А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина – М., Просвещение, 2009
  2. История России конец XVI – XVIII век: 7 кл.: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной / авт. Сост. Н.Ю. Колесниченко.- Волгоград: Учитель, 2008;
  3. Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.

Дополнительная литература:

  1. Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.
  2. Книга для чтения по Новой истории. Под ред. Н.Е. Овчаренко. – М., Просвещение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...