Один из десяти
творческая работа учащихся по истории (7 класс) по теме
Букреева Анастасия МБОУ СОШ№38 г.Озерск, Челябинская область
Руководители: Великанова Ирина Николаевна, Лисакова Анна Николаевна
Работа из проекта "Озерчане-малолетние узники фашистских лагерей"
По статистике в фашистских концлагерях выживал лишь один ребенок из десяти.
Об одном из тех, кто выжил и пишет Настя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 288.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Один из десяти
Озерск стал первым городом в Челябинской области, где 25 лет назад возникла общественная организация бывших малолетних узников фашистских концлагерей. И пусть по сей день она не имеет официального статуса, это не важно. Важно то, что люди, пережившие ужасы концлагерей, могут встречаться, общаться, делиться воспоминаниями, ведь у них столько общего.
Возглавил тогда эту организацию замечательный человек Георгий Александрович Сурин.
Георгию Александровичу, одному из первых, 5 лет назад мэр города А. Калинин вручил серебряную медаль «Непокоренные».
Эта медаль появилась только в 2008 году. Она - знак отличия для бывших узников фашистских концлагерей. Она для тех, кто, несмотря на детские годы, с честью и мужеством прошел тяжелые испытания
11 миллионов советских людей было уничтожено в концлагерях, из них 1 миллион 200 тысяч детей. Всего же жертвами фашисткой неволи было 5 миллионов детей. Дожил до освобождения лишь один ребенок из 10.
Георгий Александрович оказался одним из десяти.
Мы с ребятами к 70-летию Победы собираем материал о малолетних узниках фашистских лагерей, мы встречаемся с теми, кто остался жив, чтобы записать их воспоминания.
Так мы попали к Георгию Александровичу.
Дома были жена и дочь. И все вместе они рассказывали нам о тяжелом детстве Георгия Александровича, которому к началу войны исполнилось всего 5 лет.
Он родился в селе Новоселье, Псковской области в 1937 году. Жил с братом и родителями.
«Немцы напали сразу. Никто даже не успел что-либо предпринять. Почти все взрослое население убежало в леса» – рассказывает жена Георгия Александровича.
А семью Георгия немцы выгнали в сарай, а сами заняли их жилье. Чуть позже их отвезли на поезде в Прибалтику в трудовой лагерь, где они жили в бараках.
Жизнь там была невозможной, как рассказывает Георгий Александрович. «Территория огорожена высокими заборами с колючей проволокой, тут же вышки с автоматчиками. Первое время все пленники сидели в бараках, потому что боялись выходить». Их почти не кормили. А вот работать заставляли подолгу. Всех, кто мог работать, отправляли строить дороги, валить лес. Он с братом работал на мотовозе. Возили разные материалы типа щебенки. В воспоминаниях Георгия Александровича осталось название станции, около которой они работали – Паневежис(1).
Наверное, это было страшно.
«Когда прорвали блокаду Ленинграда, наша армия стала давать отпор», - говорил Георгий Александрович со слезами на глазах.
Русские наступали, но наша армия не успела освободить лагерь, в котором работала семья Георгия Александровича. Немцы бежали, прихватив пленных с собой.
Их опять посадили в вагоны для угля и повезли. Около Даугавпилса(2) они встали в тупик. Тут же налетели русские самолеты и стали бомбить вагоны, из которых, как только те остановились, побежали люди. Весь состав. В рассыпную. Мать Георгия Александровича убежала в лес и больше ее не видели. Он, брат и отец спрятались под вагон, где и остались ждать.
Когда прошла бомбежка, они еще долго ходили искать мать, но так и не нашли. Питались они едой из вагона немцев, куда бегал брат. Но потом его ранил в спину немец, притаившийся в вагоне.
Когда наши части пришли, Георгия с отцом и братом накормили и сказали уходить с этой станции. Тогда их приютила минометная часть, поселив в сарае. Они снова и снова ходили искать маму, но так больше ее и не видели: ни мертвой, ни живой.
Шел 1943 год.
Когда минометная часть уходила с Даугавпилса, семье Георгия помогли переправиться в Вильнюс (3). Там, по словам Георгия Александровича, проживал брат отца, которого, попав в город, они так и не нашли. Втроем они поселились в каком-то брошенном бараке. Отец устроился работать ночным сторожем. Около барака стоял трактир, где всегда собиралось много людей.
В 1946 году умер отец. Георгия (с братом) забрали в приют, откуда он частенько убегал в трактир и ночевал там на стульях. Но брат приходил и забирал его обратно.
В трактире работала женщина с Урала, из Кусы. Её муж был шофером. Поскольку Георгий постоянно прибегал в трактир, он запомнился этой женщине. И когда они с мужем уезжали на Урал, то взяли мальчиков с собой. Когда приехали, мальчиков отдали в Кусинский детский дом. Там Георгий с братом заболели и поэтому пропустили целый год учебы. На тот момент Георгию было 7-8 лет.
Позже брата направили обратно в Вильнюс, где и призвали в армию. А Георгий остался в детском доме, окончил с отличием семь классов и поступил в горный (политический) техникум в Свердловске. Он выучился на обогатителя рудных металлов.
В 1958 году, после окончания техникума, его направили в Озерск.
Вот так сложилась судьба человека, который в годы войны был малолетним узником фашистских лагерей. Георгий Александрович, действительно, не покроенный – ни тогда, ни после войны.
Его жена рассказала нам, что он был очень активным человеком и в свое время объездил всю страну. «Разве что не был на Северном полюсе и на Байкале».
Конечно, возраст берет свое. Сейчас Георгию Александровичу 77лет. Вспоминать о пережитом ему очень тяжело. Помогали ему в этом и жена, и дочь. Подсказывали что-то друг другу, вспоминая прошлое (словно были там все вместе). Это значит, что в семье бережно хранят воспоминания. Час, который мы провели в доме Суриных, навсегда останется в моем сердце.
Приложение
1 Паневежис – город на севере Литвы
2 Даугавпилс - город республиканского подчинения в Латвии второй по величине и значению город страны после столицы Риги
3 Вильнюс - столица Литвы
А это фотография запроса о подтверждении статуса малолетнего узника фашистских лагерей и история Георгия Александровича, написанная его рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к песне "Десятый батальон"
Эта презентация была создана для исполнения песни "Десятый батальон. Слайды подобраны к словам песни....

Организация проведения первых уроков стереометрии в курсе геометрии десятых классов
Статья, плсвященная организации проведения первых уроков стереометрии в курсе геометрии десятых классов...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Антропогенез. Расы. Расизм.". (В десяти частях). 11 класс.
Презентация для интеративной доски....
Наш десятый класс А
Данная презентация показывает итог работы классного руководителя по созданию нового классного коллектива в конце учебного года для родителей класса на родительском собрании...

Музыкально-дидактические игры объединения "Солисты" для детей в возрасте от шести до десяти лет
Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкального эстетического воспитания. В процессе игры на музыкал...
сравнительный анализ социальных норм и десяти заповедей
Я хочу предложить вашему вниманию урок "Сравнительный анализ социальных норм и десяти заповедей", который проводился в рамках семинара "Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси".Урок обществоз...

Десятая открытая олимпиада по математике для учеников пятых классов
Десятая открытая олимпиада по математике для учеников пятых классов...
Комментарии
Малолетние узники фашистских лагерей
Одна война, у всех тяготы и лишения, а история семьи своя. Хорошо, что Вы задумали собрать такой материал в одну книгу!
Сережа, спасибо тебе, что
Сережа, спасибо тебе, что участвуешь в общем деле, что учишься хранить память. Рассказы малолетних узников останутся в вашей памяти навсегда , и эта память не даст вам быть равнодушными. Молодец!