сравнительный анализ социальных норм и десяти заповедей
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Я хочу предложить вашему вниманию урок "Сравнительный анализ социальных норм и десяти заповедей", который проводился в рамках семинара "Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси".
Урок обществознания проходил совместно со священослужителем, отцом Сергием, который давал собственные комментарии к презентации и отвечал на вопросы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khristianskie_tsennosti.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
09.12.2014.
Тема : «Социальные нормы и христианские ценности. Сравнительный анализ».
В рамках семинара «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»
Тип урока: систематизация знаний по теме «Социальные нормы и ценности»;
Форма урока -урок-дискуссия
Способ изложения материала: эвристический (частично поисковый)
Обучающие цели :
1).сформировать представление о сущности и значении социальных норм и соотношении их с
христианскими ценностями
Развивающие цели : развивать умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями, различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы, участвовать в дискуссии.
Воспитательные цели :
- формировать отношение к социальным ценностям, нормам права ;
- формирование чувства ответственности за свои поступки;
-формировать навыки социального поведения.
Оборудование урока:
1. презентация
2. репродукции
Ход урока.
Уважаемые гости ! Ребята !
Сегодня у нас необычный урок, так как вести урок мы будем совместно с отцом Сергием , который любезно оказал нам честь в обсуждении данной темы.
В 988 году легендарный князь Владимир привел языческую Русь в христианство, и с этого момента началось формирование уникальной российской цивилизации, которая насчитывает 1000 лет.
На дворе уже 21 век, наука и техника поражает своими фантастическими возможностями, ученые отнимают у природы тайну за тайной, но как ни странно институт религии сейчас востребован как и раньше.
Сегодня в ходе нашего урока нам предстоит вспомнить, что такое социальные нормы, как эти нормы влияют на поведение людей, а также сделать сравнительный анализ с христианскими ценностями.
Притча
Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной : дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т.д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела – строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой…
И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему : как распределить стыд и правду среди людей ? Ведь таланты боги даруют избирательно : одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т.д. А как поступить со стыдом и правдой ?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей…
Добро, любовь ,семья, справедливость, правда, честь – все это общечеловеческие ценности, которые сплачивают человеческое общество во всем его многообразии, придают обществу устойчивость, стабильность, способствуют взаимодействию и сближению разных народов, культур, религий.
А почему мы вспомнили о ценностях ?
Потому что, все социальные нормы основаны на ценностях.
??? Что такое ценности ?
Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего
человечества. То, без чего человек не мыслит полноценной жизни. Ценности
упорядочивают действительность, придают смысл человеческой жизни.
??? Как называется учение, изучающее ценности ?
Аксиология.
Вспомним, что такое социальные нормы ?
Социальная норма – это общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности. Непременным компонентом социальной нормы является санкция – награда или наказание, одобрение или порицание.
Напомните нам, каковы основные виды социальных норм ?
( показ презентации )
Виды социальных норм | Характеристика | Примеры социальных норм |
Обычаи | Одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять. | Празднование Нового года в ночь 1 января. |
Традиции | Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию и почитаются, как правило, большинством членов общества | Регулярные встречи выпускников школ, вузов. Знаменовать начало какого-нибудь крупного дела определенным ритуалом : закладка первого камня, разбить бутылку шампанского о борт корабля, разрезать алую ленту при открытии социального объекта. |
Нормы морали | Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе. | «Поступайте по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («Золотое правило нравственности») |
Правовые нормы | Формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой. Правовые нормы обязательно выражены в официальной форме :ив законах или других нормативных актах ; это всегда записанные нормы ; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система. | «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства»(Конституция РФ,ст.29,п.2 ) |
Религиозные нормы | Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм. | «Никому не воздавайте злом за добро, заботьтесь о добром между всеми людьми…Не мстите за себя, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам,гл.12) |
Политические нормы | Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами .Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах. | «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»(Конституция РФ, ст.3, п.2 ) |
Эстетические нормы | Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер. | Разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой в эпоху Античности. |
Зачем человечеству ценности и социальные нормы ?
Общечеловеческие ценности и социальные нормы сплачивают человеческое общество во всем его многообразии, придают обществу устойчивость, стабильность, способствуют взаимодействию и сближению разных народов, культур, религий.
Мы часто слышим понятия «моральные нормы» и «нравственные нормы», думая, что это синонимы.
На самом деле, в чем отличия морали от нравственности ?
Мораль – это система моральных норм, основанная на принципах гуманизма, добра, справедливости, милосердия.
Нравственность – это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и
практическое следование им в повседневной жизни.
А теперь перейдем к сравнительному анализу социальных норм и христианских ценностей в виде 10 заповедей
Десять заповедей - Декалог или Закон Божий - являются предписаниями, которые, согласно библейскому рассказу, были даны Богом на горе Синай Моисею на пятидесятый день после Исхода из Египта.
Текст десяти заповедей по Библии.
( презентация )
1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Комментарий
Если не буква, то дух второй заповеди, запрещающей преклоняться перед чем-либо, кроме единого Бога, нарушается многими. Современными кумирами стали богатство, земное счастье, физические удовольствия, преклонение перед вождями и лидерами. Идолом делается “наука,” когда ее голос противопоставляется вере. Является идолом все то, к чему человек чрезмерно привязывается, чему отдает свои силы и здоровье в ущерб спасению своей души. Страсти: наркомания, пьянство, курение, азартные игры, чревоугодие — все это жестокие кумиры несчастного грешника.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Комментарий :
Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Комментарий :
Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их авторитет, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважение родителей есть великий грех.
6. Не убивай.
Комментарий
Этой заповедью Господь Бог запрещает отнятие жизни — у других людей или у самого себя. Жизнь есть величайший дар Божий, и только Бог назначает пределы земной жизни человека.
Самоубийство есть тяжкий грех. В самоубийстве, кроме убийства, заключаются еще грехи отчаяния, маловерия, ропота против Бога и дерзкое восстание против промысла Божия. Ужасно еще то, что человек, насильственно оборвавший свою жизнь, лишает себя возможности покаяться в своем грехе, потому что после смерти покаяние не действительно. Чтобы не отчаиваться, надо помнить, что временные страдания посылаются нам для спасения души.
Человек является виновным в убийстве и тогда, когда сам лично не убивает, но способствует убийству или допускает других до убийства. Например: судья, осуждающий подсудимого, невинность которого ему известна; всякий, кто помогает другим совершать убийство своим приказанием, советом, согласием; кто укрывает убийцу и тем способствует совершению новых преступлений; всякий, кто не избавляет ближнего от смерти, когда мог бы это сделать; всякий, кто тяжелым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих подчиненных и тем сокращает их жизнь; всякий, кто невоздержанием и различными пороками разрушает свое здоровье. Человек бывает виновен в убийстве даже если убил другого человека нечаянно, потому что допустил неосторожность. Уничтожение зародыша в утробе матери Церковь причисляет к убийству.
Как следует смотреть на войну и на смертную казнь преступников?
Несомненно, что война есть зло. Но войну оборонительную следует признать, как меньшее зло в сравнении с допущением неприятеля на территорию своей страны и всех последствий агрессии. Убийство на войне церковь не рассматривает, как частный грех человека, когда воин идет “отдать душу свою за ближних своих.”
7. Не прелюбодействуй.
Комментарий :
Этой заповедью Господь Бог велит мужу и жене хранить взаимную верность, неженатым же быть целомудренными — чистыми в делах, словах, мыслях и желаниях. Чтобы не грешить против седьмой заповеди, надо избегать всего, что возбуждает нечистые чувства, как то: сквернословие, “пикантные” анекдоты, бесстыдные песни и пляски, смотрение соблазнительных фильмов и фотографий, чтение безнравственных журналов.
8. Не кради.
Комментарий :
Здесь Господь Бог запрещает присвоение того, что принадлежит другим. Виды кражи разнообразны: воровство, грабительство, святотатство (присвоение священных предметов или небрежное обращение с ними), взяточничество, тунеядство (когда получают плату за работу, которую не исполняют), лихоимство (когда берут с нуждающихся большие деньги, пользуясь их бедой) и всякое присвоение чужой собственности путем обмана. Является воровством, когда человек уклоняется от платежа долга, утаивает найденное, обмеривает и обвешивает при продаже, удерживает плату работника и т.д.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Комментарий :
Этой заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь, как например: ложные показания на суде, доносы, наговоры, сплетни, злословие и клевету. Клевета есть дело дьявольское, ибо само имя “дьявол” значит “клеветник
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Комментарий :
Этой заповедью Господь учит нас воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. В то время, как предыдущие заповеди говорили преимущественно о поведении человека, эта последняя заповедь обращает наше внимание на то, что происходит внутри нас: на наши мысли, чувства и желания. Она призывает нас стремиться к душевной чистоте. Всякий грех начинается с нехорошей мысли. Если человек на этой мысли останавливается, то возникает греховное желание. Желание толкает человека на самый поступок. Поэтому, чтобы успешно бороться с соблазнами, надо научиться пресекать их в самом зародыше — в мыслях.
Зависть—это яд для души. Как бы человек не был богат, если он завистлив, ему всегда будет мало и он всегда будет недоволен.
По мере обсуждения учащиеся проводят параллели заповедей с какими-либо социальными нормами – моральными, правовыми и т.д.
ВЫВОДЫ :
Выражены Десять Заповедей весьма кратко и ограничиваются самыми минимальными требованиями. В этом заключается их большое преимущество: они предоставляют человеку максимум свободы в устройстве своих житейских дел, отчетливо определяя лишь те границы, которые нельзя переступать, не поколебав основ общественной жизни.
Как видим, в Десяти Заповедях есть определенная последовательность. Так, в первых четырех заповедях говорится об обязанностях человека по отношению к Богу, следующие пять определяют взаимоотношения между людьми, последняя призывает к чистоте мыслей и желаний.
Десять Заповедей и другие заповеди, определяющие моральное поведение человека, составляют вместе с новозаветным учением единый нравственный закон. О Десяти Заповедях надо сказать, что они содержат в себе самые основы нравственности, закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого человеческого общества. Поэтому, они являются как бы “конституцией” или “Маgnа Chаrtа” человечества. Вероятно, по причине такой чрезвычайной важности и неприкосновенности Десять Заповедей, в отличие от других заповедей, были написаны не на бумаге или другом каком-либо тленном веществе, но на камне.
Таким образом, Десять Заповедей дают людям то основное нравственное руководство, которое необходимо для созидания, как частной, так и семейной и общественной жизни. Жизнь показывает, что, пока государство в своем законодательстве руководится этими моральными принципами и заботится о соблюдении их, жизнь в стране течет нормально. Когда же оно отступает от этих принципов и начинает попирать их, будь это тоталитарное или демократическое государство, жизнь в стране приходит в расстройство и катастрофа надвигается.
Как вы ранее правильно определили : нормы невозможны без санкций.
И как тут не обойти вниманием понятие греха ?
Что такое грех ?
Грех — прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей ; действие человека, наносящее вред самому человеку, другим людям или всему человечеству в целом
Какое понятие из социальных норм подходит к данному случаю ?
Светское (нерелигиозное) сознание вместо религиозной концепции греха использует концепцию правонарушения, преступления перед законом.
Уважаемые участники нашей дискуссии!
Я надеюсь мы получили много полезной информации или духовной пищи, которые дают нам поводы задуматься о смысле жизни, о наших поступках, правильно ли мы живем и есть ли путь исправления или спасения.
Спасибо всем большое !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ учебников по истории
Сравнительный анализ освещения истории СССР/ России второй половины ХХ – начала XXI века в школьных учебниках истории СССР в период «перестройки». Можно говорить о недоста...
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Разработки уроков по сравнительному анализу стихотворений русских поэтов..
Разработки уроков по сравнительному анализу лирических произведений направлены на приобщение учащихся среднего звена к постижению основ поэзии, изучению литературоведческих терминов и анализа ст...
Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения
Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...
Исследовательская работа "Сравнительный анализ основных особенностей национальных вариантов английского языка"
В работе содержится краткий анализ лексических, грамматических и фонетических особенностей американского, канадского, австрийского и новозеландского вариантов английского языка....
Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Поэту" и В.Брюсова "Юному поэту"
Материал содержит примерный сравнительный анализ двух стихотворений разного времени...
Логико-математический анализ темы «Комбинаторика». Сравнительный анализ содержания и логики изложения материала в учебниках А. Г. Мордковича и Ю. Н. Макарычева
В данной статье реализован сравнительный анализ содержания и логики изложения материала раздела математики "Комбинаторика" в действующих учебниках А. Г. Макарычева и Ю. Н. Мордковича. В стат...