На фронтах Гражданской войны.
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Разработка урока по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document_3.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2. На фронтах Гражданской войны.

Цели:

  1. Сформировать четкое представление о “белой”, “красной” и третьей силе,” противостоявшей белым и красным; показать эволюцию тактической линии меньшевиков и эсеров в гражданской войне;
  2. Развитие умения анализировать, систематизировать и обобщать исторические факты; выдвигать свою точку зрения на события и аргументировано ее отстаивать.
  3. Воспитание патриотизма и чувства уважения к историческому прошлому нашей страны.

Тип урока: изучение нового материала с использованием модульной технологии, практическое занятие с использованием технологии группового обучения с элементами уровневой дифференциации.

Ключевые знания: роль чехословацкого корпуса во вступлении Гражданской войны во фронтовой этап; позиция меньшевиков и эсеров в Гражданской войне; специфика войны Советской России с Польшей.

Внутрипредметные и межпредметные связи: курс всеобщей истории

Ключевые понятия: белый террор, демократическая контрреволюция, интервенция, красный террор

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных событиях Гражданской войны;

Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.

Работа с исторической картой: показать на карте район дислокации частей чехословацкого корпуса; пункты высадки войск стран Антанты; территорию Советской республики к концу лета 1918 года.

Работа с историческими источниками:

  • Из постановления СНК о красном терроре. 5 сентября 1918 г.
  • Из воззвания «Ко всем бывшим офицерам генерала А.А.Брусилова

Основные персоналии: А.В. Колчак, М.В. Фрунзе, М.Н.Тухачевский.

Основные даты: 25 мая 1918 года – начало восстания чехословацкого корпуса; с 16-17 июля 1918 года – расстрел царской семьи в Екатеринбурге; сентябрь – образование Уфимской Директории; 18 ноября – свержение Уфимской директории и передача всей полноты власти адмиралу Колчаку; 1920 – апрель – октябрь – советско – польская война.

Образовательная среда:

  1. Карта « Гражданская война в России «
  2. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Бранд «История России  20 –начало 21 века», Москва, Просвещение, 2014
  3. Презентации по теме

Ключевые вопросы:

  1. Выступление чехословацкого корпуса.
  2. «Демократическая контрреволюция».
  3. Красный и белый террор.
  4. Южный фронт.
  5. Наступление Юденича на Петроград.
  6. Интервенция.
  7. Война с Польшей. Разгром Врангеля.

 Ход урока:

  1. Блиц- опрос по домашнему заданию.
  2. Рассказ учителя:

2.1.  Выступление Чехословацкого корпуса.

По ходу объяснения, учащиеся продолжают заполнение таблицы» Этапы и события Гражданской войны»

  1. «Демократическая контрреволюция» Восточный фронт.

Эвристическая беседа:

- каковы особенности формирования Восточного фронта?

- какие события и почему способствовали переходу правых эсеров и меньшевиков на путь вооружённой борьбы с большевиками?

- какую политику заняли эсеры по отношению к Декрету о земле?

- какой путь выбрали эсеры для борьбы с большевиками?

Изучение отрывка из документа:

 Совета партии эсеров «О прекращении вооружённой борьбы против большевиков»:

- почему социалистические партии приняли решение о прекращении вооружённой борьбы против большевиков?

- изменилось ли их отношение к большевистской власти?

Рассказ о событиях на Восточном фронте.

Учащиеся продолжают заполнять таблицу «Этапы Гражданской войны в России».

Презентация о личности адмирала А.В.Колчака.

2.3.Красный террор.

Работа с документом «Из постановления СНК о красном терроре «

- в чём суть красного террора? какими методами он осуществлялся?  

Убийство царской семьи.

- согласны ли вы с точкой зрения, что смерть Николая была выгодна всем политическим силам: и красным, и белым, и Антанте?

2.4 Южный фронт. Самостоятельное заполнение таблицы Этапы и события Гражданской войны».

2.5 Иностранная интервенция.  

- Работа в тетрадях: каковы цели и особенности вмешательства иностранных государств во внутренние дела России?

2.6 Война с Польшей.

- проблемный вопрос? каковы причины войны 1920 ГОДА С Польшей?

- почему В.И.Ленин назвал войну с Польшей политической ошибкой?

Презентация о личности М.Н.Тухачевского.

2.7 Разгром Врангеля.

Презентация о личности М.И.Врангеля

Домашнее задание: параграф 15, вопросы стр. 118.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Гражданская война в России"

Презентация к уроку по теме "Гражданская война в России" - http://depositfiles.com/files/1fr3qnku...

Гражданская война в России

Методическая разработка урока...

Рабочий лист урока "На фронтах Гражданской войны", 9 класс

Рабочий лист поможет организовать самостоятельное изучение материала  по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...

Гражданская война между Цезарем и Помпеем в «Записках» Цезаря, биографиях Плутарха и «Гражданских войнах» Аппиана

ВведениеГражданские войны в любую эпоху вызывают большой интерес. Что сподвигло граждан своей страны вести боевые действия против своих сограждан, какие мотивы были у лидеров каждой стороны и какой ко...

Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская война в Испании Австрия от демократии к авторитарному режиму

Данная разработка поможет учителю провести интересный и запоминающийся урок по этой сложной теме. Презентация также может быть полезна учащимся при самостоятельном изучении темы, при подготовке домашн...