На фронтах Гражданской войны.
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 2. На фронтах Гражданской войны.
Цели:
- Сформировать четкое представление о “белой”, “красной” и третьей силе,” противостоявшей белым и красным; показать эволюцию тактической линии меньшевиков и эсеров в гражданской войне;
- Развитие умения анализировать, систематизировать и обобщать исторические факты; выдвигать свою точку зрения на события и аргументировано ее отстаивать.
- Воспитание патриотизма и чувства уважения к историческому прошлому нашей страны.
Тип урока: изучение нового материала с использованием модульной технологии, практическое занятие с использованием технологии группового обучения с элементами уровневой дифференциации.
Ключевые знания: роль чехословацкого корпуса во вступлении Гражданской войны во фронтовой этап; позиция меньшевиков и эсеров в Гражданской войне; специфика войны Советской России с Польшей.
Внутрипредметные и межпредметные связи: курс всеобщей истории
Ключевые понятия: белый террор, демократическая контрреволюция, интервенция, красный террор
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных событиях Гражданской войны;
Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.
Работа с исторической картой: показать на карте район дислокации частей чехословацкого корпуса; пункты высадки войск стран Антанты; территорию Советской республики к концу лета 1918 года.
Работа с историческими источниками:
- Из постановления СНК о красном терроре. 5 сентября 1918 г.
- Из воззвания «Ко всем бывшим офицерам генерала А.А.Брусилова
Основные персоналии: А.В. Колчак, М.В. Фрунзе, М.Н.Тухачевский.
Основные даты: 25 мая 1918 года – начало восстания чехословацкого корпуса; с 16-17 июля 1918 года – расстрел царской семьи в Екатеринбурге; сентябрь – образование Уфимской Директории; 18 ноября – свержение Уфимской директории и передача всей полноты власти адмиралу Колчаку; 1920 – апрель – октябрь – советско – польская война.
Образовательная среда:
- Карта « Гражданская война в России «
- Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Бранд «История России 20 –начало 21 века», Москва, Просвещение, 2014
- Презентации по теме
Ключевые вопросы:
- Выступление чехословацкого корпуса.
- «Демократическая контрреволюция».
- Красный и белый террор.
- Южный фронт.
- Наступление Юденича на Петроград.
- Интервенция.
- Война с Польшей. Разгром Врангеля.
Ход урока:
- Блиц- опрос по домашнему заданию.
- Рассказ учителя:
2.1. Выступление Чехословацкого корпуса.
По ходу объяснения, учащиеся продолжают заполнение таблицы» Этапы и события Гражданской войны»
- «Демократическая контрреволюция» Восточный фронт.
Эвристическая беседа:
- каковы особенности формирования Восточного фронта?
- какие события и почему способствовали переходу правых эсеров и меньшевиков на путь вооружённой борьбы с большевиками?
- какую политику заняли эсеры по отношению к Декрету о земле?
- какой путь выбрали эсеры для борьбы с большевиками?
Изучение отрывка из документа:
Совета партии эсеров «О прекращении вооружённой борьбы против большевиков»:
- почему социалистические партии приняли решение о прекращении вооружённой борьбы против большевиков?
- изменилось ли их отношение к большевистской власти?
Рассказ о событиях на Восточном фронте.
Учащиеся продолжают заполнять таблицу «Этапы Гражданской войны в России».
Презентация о личности адмирала А.В.Колчака.
2.3.Красный террор.
Работа с документом «Из постановления СНК о красном терроре «
- в чём суть красного террора? какими методами он осуществлялся?
Убийство царской семьи.
- согласны ли вы с точкой зрения, что смерть Николая была выгодна всем политическим силам: и красным, и белым, и Антанте?
2.4 Южный фронт. Самостоятельное заполнение таблицы Этапы и события Гражданской войны».
2.5 Иностранная интервенция.
- Работа в тетрадях: каковы цели и особенности вмешательства иностранных государств во внутренние дела России?
2.6 Война с Польшей.
- проблемный вопрос? каковы причины войны 1920 ГОДА С Польшей?
- почему В.И.Ленин назвал войну с Польшей политической ошибкой?
Презентация о личности М.Н.Тухачевского.
2.7 Разгром Врангеля.
Презентация о личности М.И.Врангеля
Домашнее задание: параграф 15, вопросы стр. 118.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Гражданская война в России"
Презентация к уроку по теме "Гражданская война в России" - http://depositfiles.com/files/1fr3qnku...
Гражданская война в России
Методическая разработка урока...
Рабочий лист урока "На фронтах Гражданской войны", 9 класс
Рабочий лист поможет организовать самостоятельное изучение материала по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной...
Урок истории в 10 классе «На фронтах гражданской войны. Экономическая политика красных и белых»
Урок истории в 10 классе...
ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)
В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...
Гражданская война между Цезарем и Помпеем в «Записках» Цезаря, биографиях Плутарха и «Гражданских войнах» Аппиана
ВведениеГражданские войны в любую эпоху вызывают большой интерес. Что сподвигло граждан своей страны вести боевые действия против своих сограждан, какие мотивы были у лидеров каждой стороны и какой ко...
Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская война в Испании Австрия от демократии к авторитарному режиму
Данная разработка поможет учителю провести интересный и запоминающийся урок по этой сложной теме. Презентация также может быть полезна учащимся при самостоятельном изучении темы, при подготовке домашн...