Рабочая программа по истории в 9 классе, 102 часа
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Мутракшова Надежда Леонидовна

Пояснительная записа и календарно-тематическое планирование по истории в 9 классе. А.А. Даниов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Бранд, О.С. Сороко-Цюпа. НРК История Кузбасса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_istorii_v_9_klasse._102_chasa.doc442 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МАРИИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПИХТОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СОГЛАСОВАНА

на педагогическом совете

МКОУ «Пихтовская оош»

Протокол от 28.08.2014 № 1.

   

 

             УТВЕРЖДЕНА

              приказом  МКОУ «Пихтовская оош»

              от 29.08.2014  №111

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

9 КЛАСС

Составитель:

Мутракшова Надежда Леонидовна,

учитель истории и обществознания

(включая экономику и право)

Пихтовка 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по учебному предмету «История» для  9  класса составлена на основе   следующих документов:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного  приказом Минобразования РФ от 05.03.2004  № 1089;
  • федерального перечня  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • учебного плана МКОУ «Пихтовская оош», утверждённого  приказом МКОУ  «Пихтовская оош» от 29.08.2014  № 111.
  • положения о порядке разработки и  утверждения рабочих  программ учебных предметов (курсов) МКОУ «Пихтовская оош», утверждённого  приказом МКОУ «Пихтовская оош» от 27.06. 2014  № 108.

      Изучение истории  на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

      - овладение учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом,  социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

     Задачи изучения учебного предмета:

     - сформировать у учащихся целостное представление об основных чертах индустриального общества, становлении и развитии  информационного общества, о преимуществах эволюционного пути развития общества, о причинах революций, о бурном экономическом развитии, о новой социальной структуре общества и его движении к социальным реформам как к средству разрешения социальных противоречий, о дальнейшем развитии правовых государств, о международных конфликтах, приведших к войнам, о развитии истории родного края в ХХ в.

     - сформировать умения постановки и решения познавательных проблем, используя методы исторического анализа;

     - осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов мира, показать их общие черты и различия;

     - охарактеризовать наиболее яркие личности, показать их роль в истории и культуре;

     - сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов;

     - сформировать у учащихся целостное представление о роли нашего края в истории Отечества и мира в целом;

     - осветить основные этапы, важнейшие события истории России  XX в.;

     - осветить основные этапы, важнейшие события всеобщей истории  XX в.;

     - осветить основные этапы, важнейшие события истории Кузбасса XX в.;

     -воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, формирование личностного отношения к истории своей страны.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

     В соответствии с учебным планом МКОУ «Пихтовская оош» на изучение учебного предмета «История» из Федерального компонента в 9 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. 

     Предмет «История» изучается в трех модулях «Всеобщая история», «История России», истории Кузбасса (национально-регионального компонента (НРК).

      Распределение учебного времени: всеобщая история – 28 часов, история России –  40  часов,  история Кузбасса (НРК)-34 часа.

   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

        В результате изучения истории на базовом уровне учащийся должен

        знать/понимать:

  • даты основных событий истории России, всеобщей истории, истории Кузбасса периода XX-начало XXI века;
  • термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века;
  •  важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века;
  • изученные виды исторических источников;

        уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
  • определять последовательность и длительность важнейших событий   отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
  • сравнивать свидетельства разных источников, дискутировать, анализировать исторический источник;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • владеть компетенциями:
  • коммуникативной,
  • смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития,
  • информационно-поисковой рефлексивной компетенцией,
  •  учебно-познавательной,
  •  профессионально-трудовой.

      Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний  об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

     Основными формами  проверки знаний и умений учащихся по учебному предмету «История» являются устные и письменные ответы, контрольные работы, самостоятельные работы, тестирование, сравнительные таблицы, обобщающие уроки, реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.

(НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН XX - начало XXI в.)

Введение. Новейшая история как историческая эпоха (1 ч.)

   Периодизация новейшей истории XX — начало XXI в. и особенности исторического   развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия. Достижения и проблемы XX в., определяющие историю человечества в новом тысячелетии.

Раздел 1. Новейшая история. Первая половина XX в.  (14 ч.)

Тема 1. Страны Европы и США  в 1900-1918 гг. Первая мировая война (4 ч.)

    Мир в начале XX в.— предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Вторая промышленно-технологическая революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и США. Индустриальное общество в начале XX в.: главные векторы исторического развития и черты социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную эпоху, лидеры и догоняющие. Особенности модернизации в начале XX в. Усиление регулирующей роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь в начале XX в. Социальный реформизм как один из основных элементов государственной политики индустриально развитых стран. Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала в первой трети XX в.

Предпосылки формирования в начале XX в. единого мировой хозяйства и его последствия. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами.    

Основные направления демократизации социально-политической жизни в начале XX в. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Социалистическое движение в начале XX в.: внутренние разногласия, эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма. Либералы у власти. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху.

Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военнополитических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока — Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Рост националистических настроений в европейском обществе.

     Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины  Первой мировой войны. [Гаврило Принцип.] Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества.

Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. [Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. Вашингтонская конференция (1921 —1922 гг.), договоры колониальных держав. Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений.

Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии (7 ч.)

 Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни (всеобщее избирательное право). Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе. Раскол в рабочем и социалистическом движении: образование леворадикальных сил — коммунистических партий. Активизация праворадикальных сил — образование и расширение влияния фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны        

Развитие международных отношений в 1920-е гг. Провал идеи коллективной безопасности. Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг.

Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества.

      Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социально-психологические последствия мирового экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель - социальные реформы и государственное регулирование. Тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 20-30.-е гг. XX в.

      Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма. Ф. Рузвельт - политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Начало социально-ориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог «нового курса» Ф. Рузвельта. Внешняя политика США в 1930-е гг.

      Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в Великобритании и Франции. Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом и социальными проблемами. Внешняя политика Великобритании в 1930-е гг. Народный фронт (1936-1939 гг.) во Франции. Историческое значение либерально-демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

      Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней экспансии. Италия в 1920-1930-е гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. Особенности итальянского фашизма.

      Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская партия на пути к власти. Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (1933 - 1939 гг.). Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Внешняя политика Германии в 1930-е гг.

     Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.). Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. Особенности испанского фашизма.

     Международное положение СССР в 1930-е гг. - конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-политический блок Берлин - Рим - Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности.

Тема 3. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине ХХ века  (1 ч.)

Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах Востока в первой половине XX в. Культурно - цивилизационные особенности и проблемы модернизации в условиях формирования единого мирового хозяйства. Способы осуществления модернизации: реформы или революции. Проблема синтеза, традиций и модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии.

Культурно - цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Особенности социально-экономического и политического   развития латиноамериканских стран в первой половине XX в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки.

Тема 4. Вторая мировая и ее уроки (3 ч.)

Причины и характер  Второй мировой войны (1939—1945 гг.).

Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939 — июне 1941 г. Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 — 1944 гг.

Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. Движение Сопротивления и его герои.

Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фашизма. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира.

Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944—1945 гг.). Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества.

Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских государств. Сепаратный договор с Японией Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945—1946 гг.) процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности.

     Знать  основные  понятия  темы: империализм,  рыночная  экономика,  тоталитаризм,  фашизм,  милитаризм,  экспансия,  модернизация  

    Уметь излагать  причины,  ход,  последствия  и  итоги  Первой  мировой  войны;  анализировать  статьи  Версальского  мирного  договора;  характеризовать  причины  и  особенности  мирового  кризиса;  находить  и  объяснять  сходные  черты  и  различия  итальянского,  германского  и  испанского  фашизма;  объяснять  особенности  экономического  и  политического  развития  стран  Востока.

Раздел 2. Новейшая история. Вторая половина XX в.  (12 ч.)

Тема 5. Мир во второй половине ХХ века: основные тенденции развития (4 ч.)

    Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав — СССР и США. Ядерное оружие — равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения.

      Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945—1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы.

      Причины экономического кризиса 1974 —1975 гг. и 1980— 1982 гг. Новый этап научно-технической революции. Предпосылки перехода  к постиндустриальному  (информационному)   обществу, его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки II образования в информационном обществе. Три этапа социально-экономической политики ведущих капиталистических стран Запада в 1970—1990-е гг.: либерально-реформистский, социал-реформистский, консервативно-реформистский. Противоречия социально-экономического развития современных стран в конце XX — начале XXI в. и условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).

Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине XX в.: консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX в. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Подъем и крах коммунистических партий и международного коммунистического движения. Последовательное увеличение влияния социал-демократов и переход на платформу умеренного реформизма. Факторы возрождения правых экстремистских группировок и партий во второй половине XX в. Неофашизм. Крайности современных националистических движений. Демократизация как вектор исторического развития во второй половине XX — начале XXI в.

     Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине XX — начале XXI в, Новые социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов, экологические, феминистское и этнические движения, культурные связи, группы взаимопомощи и др. Процесс формирования гражданского общества и отражение в нем противоречий перехода к постиндустриальному обществу. Новые социальные движения как движения гражданских инициатив.

Тема 6. Страны и регионы мира во второй половине ХХ века.: единство и многообразии  (5 ч.)

США. Предпосылки превращения США в центр мировой полг тики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945—1990-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США — сверхдержава в конце XX — начале XXI в.

Великобритания.  «Политический маятник»   1950—1990-х гг.: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании.  М. Тэтчер — «консервативная революция». Э. Блэр — политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии.

Франция.   Социально-экономическая  и  политическая история Франции во второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. Попытка «левого эксперимента» в начале- 1980-х гг. Практика сосуществовании левых и правых сил у власти — опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя   политика   Франции.   Париж — инициатор   европейском интеграции.

      Италия. Провозглашение республики. Политическая нестабильность как особенность итальянской партийно-политической системы во второй половине XX в.  Реформа избирательной системы. Развал прежних партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально-экономического развития Италии.

Германия. Три периода истории Германии во второй половине XX в.: оккупационный режим (1945—1949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР (1949—1990-е гг.), объединенная Германия (с 1990 г.— ФРГ). Историческое соревнование двух социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и политические проблемы объединенной Германии.

      Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Принципы формирования мировой социалистической системы (социалистический лагерь). Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.). Революции 1989-1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX-XXI вв.

      Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки. Культурно-цивилизационные особенности развития Азиатско-Тихоокеанского региона, индо-буддийско-мусульманского региона в 1970-1990-е гг. Основные модели взаимодействия внешних влияний и исламских традиций в мусульманском мире. Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в. Место стран Азии и Африки в системе международных отношений.

Япония. Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги. Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в.

Китай. Гражданская война (1946—1949 гг.) и провозглашение КНР.  Восстановление национальной экономики в  1949—1957 гг. «Большой скачок» и его результаты. Особенности китайской модели реформирования экономики в конце XX в.

Индия. Пути реформирования индийского общества во второй половине XX в.  Внешняя политика Индии, ее роль в современном мире.

      Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в. Варианты модернизации в странах Латинской Америки. Региональная экономическая интеграция. Демократизация в латиноамериканских странах - тенденция в конце XX - начале XXI в.

      Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962 г.) и его значение при переходе от конфронтации к переговорам. Гонка вооружений и проблема разоружения. Напряженность и разрядка в международных отношениях. Окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток и превращение ее в глобальную силовую структуру. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире: американский и европейский варианты. Образование Европейского союза и его расширение на Восток. Угроза международного терроризма. Российско-американские отношения в конце XX - начале XXI в.

Тема 7.  XX век и культура (2 ч.) 

    Культура в первой половине XX века. Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале XX в. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального. Науки об обществе в начале XX в.

    Новая художественная система - от модернизма и авангардизма начала XX в. до постмодернизма конца XX - начала XXI в.

    Новые идеи и направления в художественной культуре в начале XX в. Стиль модерн (художественные направления - импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и др.). Авангард (художественные направления - абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в архитектуре.

   Символизм в музыке (Р. Вагнер), в литературе (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме), в изобразительном искусстве (О. Бердслей, П. Де Шаванн, Г. Климт, А. Беклин).

   Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века (Г. Ибсен, А. Чехов, Г. Гауптман). Литература «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пасос, Э.-М. Ремарк). Литература авангарда (Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст). Антиутопии в литературе (Е. Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл).

   Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусства. Кумиры начала XX в. (Андре Дид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин).

    Наступление тоталитаризма в 1930-е гг. Эмиграция научной и культурной элиты. Нью-Йорк - новый художественный центр мира. Наука и искусство в тоталитарном обществе. Наука на службе войны, искусство на службе у пропаганды.

   Культура во второй половине XX в. Научно-техническая революция. Достижения и проблемы. Формирование постиндустриального (информационного) общества. Роль науки, знаний информации и образования в современном мире. Революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Персональный компьютер. Интернет.

    Новые философские направления: от экзистенциализма до постмодернизма (М. Фуко, Ж- Деррида). Осмысление проблем информационного общества.

    Литература второй половины XX в. Антифашистская литература. Философская литература (Т. Манн). Литература экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю), авангарда (Э. Ионеско), магического реализма латиноамериканских писателей (X. Борхес, Г. Маркес), постмодернизма (У. Эко. «Имя розы», М. Павич. «Хазарский словарь», П. Коэльо. «Алхимик»),

    Изобразительное искусство во второй половине XX в. Нью-Йоркская (1945-1960 гг.) и европейская (1945-1960 гг.) художественные школы. Новые художественные направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.). Постмодернизм в архитектуре.

Кинематограф второй половины XX в. Направления и жанры. США - главный поставщик массовой кинематографической продукции. Музыкально-коммерческая индустрия (шоу-бизнес), рок и поп-музыка. Роль средств массовой информации. Массовая культура и элитарное искусство. Двойственная роль массового искусства.

Тема 8.  Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (1 ч.)

Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты. Предпосылки глобализации и ее противоречия. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, ее социально-экономические последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные  проблемы современности, пути их решения.

      Знать  основные  понятия  темы:  причины,  ход  военных  действий  и  итоги  Второй  мировой  войны,  «холодная  война»,  «гонка  вооружений»,  «военно-политические  блоки»  

Уметь анализировать основные  события  на  Восточном  и  Западном  фронтах;  называть  основные  черты    и  признаки  индустриального  и  постиндустриального  общества;  выявлять  новые  тенденции  в  развитии  европейских  государств  и  США;  анализировать основные  направления  экономического  и  политического  развития  современной  Германии;  объяснить  влияние  европейского  опыта  и  традиций  на  политическое  развитие  стран  Востока.

ИСТОРИЯ РОССИИ.

( XX- начало XXI века)

Тема 1: Россия в начале  XX в. (1900—1916 гг.) (8 ч.)

Политическое развитие России в начале XX в. Характеристика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее реформирования.

Личность Николая II, его политические воззрения.

Либеральная (земская) программа политических преобразований. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая II.

Экономическое развитие России в начале XX в. Особенности развития российской экономики начала XX в. Роль государства в экономике России. Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм.

Кустарная Россия; удельный вес и производственные формы кустарного производства. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Социальная структура Российской империи начала XX в. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Поместное дворянство, его экономическое положение и политическая роль в государстве. Характеристика русской буржуазии, ее неоднородность. Специфика русского «небуржуазного» массового сознания. Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. Социальная психология. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция.

Первая русская революция. Антиправительственное движение в 1901 —1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные революционные события. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Создание первого представительного органа власти — Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных политических партий.

Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября»: политические доктрины, решение аграрного и национального вопросов, социальный состав, численность. П. Н. Милюков. А. И. Гучков.

Традиционалистские (монархические) партии и организации: программные лозунги, социальный состав, численность. Черносотенное движение. В. М. Пуришкевич.

Итоги революции.

Реформы П. А. Столыпина. Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Деятельность I Государственной думы, ее аграрные проекты.

Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика, II Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги столыпинской аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Убийство П. А. Столыпина.

III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.

Россия в Первой мировой войне. Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны. Создание двух военно-политических блоков в Европе. Обострение русско-германских противоречий. Начало Первой мировой войны, ее причины, цели и планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Итоги военной кампании 1914—1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях.

Обострение внутриполитической ситуации. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Отношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения.

       Знать  основные  понятия  темы: геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация, политическая система, гражданское общество, многоукладная экономика, монополистический капитализм, социальная дифференциация, маргинализация населения, личная уния, финансовая олигархия, средние слои, аграрное перенаселение, массовое сознание, общинная психология, полицейский социализм, революция, движущие силы революции, конституционная монархия, политическая партия, программа партии, партийная тактика, Государственная дума, парламентская фракция, переселенческая политика, отруб, хутор, кооперация, аннексия, мировая гегемония, контрибуция, Антанта, мировая война, революционное оборончество, пацифизм, пораженчество, Брусиловский прорыв, кризис власти, радикализация общества, декаданс, символизм, акмеизм, футуризм, модерн.

Уметь анализировать  модернизационные  процессы  в  странах  Европы,  США  и  России;  излагать  причины,  ход  и  итоги  российской  революции  1905-1907  гг;  Первой  мировой  войны

Тема 2: Россия  в 1917-1927  гг. (9 ч.)

От Февраля к Октябрю. Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение Николая II.

Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Социально-экономическая политика. Рождение новой власти на местах.

Альтернативы развития страны после Февраля.

Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. Апрельские тезисы. Выработка новой стратегии и тактики РСДРП (б).

Апрельский кризис Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика.

Июльские события в Петрограде. Переход РСДРЩ б) на нелегальное положение.

Выступление генерала Корнилова и его последствия. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. П.Д.Троцкий. Октябрьский переворот в Петрограде. Крах праволиберальной альтернативы.

Становление советской власти. II  Всероссийский съезд Сонетов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы.

III  Всероссийский съезд Советов. Формирование советской государственности. Отношение большевиков к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Борьба в РСДРП (б) по вопросу о сепаратном мире. Брест- Литовский мирный договор; его условия,  экономические и политические последствия их принятия.

Эволюция экономической политики советской власти. «Военный коммунизм». Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений.

Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Н. Я.  Духонина, выступления атаманов А. М. Каледина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации.

Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных правительств. Уфимская директория.

«Мятеж» адмирала А. В. Колчака. Политическая и социально-экономическая программа колчаковского правительства. Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров во время Гражданской войны. Военные действия на Восточном фронте. Конец ко лчаковского режима.

Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое Войско Донское атамана П. Л. Краснова. Добровольческая армия генерала А. И. Деникина. Характер белогвардейской власти на юге. Политические декларации и социально-экономическая политика. Белый террор. Движение зеленых. Н. И. Махно. Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина.

Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная Горка, Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере.

Белый Крым. Социально-экономическая программа П. Н. Врангеля. Разгром Врангеля.

Гражданская война на национальных окраинах.

Война с Польшей, ее классово-политический смысл и итоги.

Окончание Гражданской войны. Причины победы красных.

«Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 1920—1921 гг. Кронштадтское восстание.

Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений.

Развитие политического процесса в 20-е гг. Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образование СССР.

Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И. Ленина. Усиление И. В. Сталина.

Внешняя политика в 20-е гг. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне.

Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. II конгресс Коминтерна.

Эволюция взглядов В. И. Ленина на идею мировой революции. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну.

Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская конференция. Рапалльский договор.

Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке.

Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: причины, факты, последствия для внутреннего положения в стране.

Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции».

Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-технической интеллигенции.

Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру.

      Знать  основные  понятия  темы:   субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, Учредительное собрание, сепаратный мир, чрезвычайная продовольственная политика, «военный коммунизм», продразверстка, гражданская война, красный и белый террор, новая экономическая политика, продналог, концессия, «командные высоты» в экономике, однопартийная система, авторитарный режим, федерация, унитарное государство, Коминтерн, эмиграция, сменовеховство.

     Уметь характеризовать  события  февраля – октября  1917 г,  определять  сущность  «двоевластия»;  сопоставлять  НЭП  и  политику  «военного  коммунизма»

Тема 3: СССР в 1928—1938 гг. (4 ч.)

Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух точек зрения на причины и пути выхода из кризиса: И. В. Сталин против Н. И. Бухарина.

Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома».

Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги.

Коллективизация. Раскулачивание. Форсированная индустриализация и насильственная коллективизация — неразрывная связь.

Результаты форсирования развития и его цена.

Политическая система. Определение и основные черты тоталитарного режима и тоталитарного государства.

Партия — ядро тоталитарной системы. Огосударствление партийного аппарата. Ликвидация остатков внутрипартийной демократии.

Идеологизация общественной жизни. Контроль за средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя.

Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Репрессии.

Принятие Конституции 1936 г. Попытки сопротивления тоталитарному режиму.

Социальная система. Изменение социальной структуры общества. Конституция 1936 г. о социальной структуре советского общества.

Рабочий класс. Источники пополнения. Производственные навыки. Жизнь и быт. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства.

Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в социальной психологии крестьян. Ограничение административных и гражданских прав.

Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование пролетарской интеллигенции.

«Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики.

Номенклатура — верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.

Внешняя политика. Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности.

Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании.

Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР.

Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии.

От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Социально-психологический феномен социалистического реализма.

Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература.

Культурная революция  и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30-е гг. Психологическое состояние общества.

     Знать  основные  понятия  темы: форсированная  индустриализация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, коллективизация, колхоз, совхоз, раскулачивание, тоталитаризм, культ личности, репрессии, ГУЛАГ,  номенклатура, привилегии, система коллективной безопасности, идеология, социалистический реализм, культурная революция.

     Уметь анализировать  последствия  индустриализации  и  коллективизации;  определять  изменения,  произошедшие  в  жизни  рабочих  и  крестьян  за  годы  индустриализации  и  коллективизации;  указывать  основные  направления  внешней  политики  СССР  в  30-е  годы,  называть  выдающихся  деятелей  и  достижения  отечественной  науки  и  культуры  начала  XX  века

Тема 4: Великая Отечественная война (2 ч.)

СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора.

Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги.

Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты.

Подготовка Германии к нападению на СССР.

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий.

Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой.

Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги.

Неудачи советских войск в  Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция.

Тыл. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. 11аука и образование в годы войны. Художественная культура.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага; партизанское движение.

Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.

Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.

Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция.

Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция.

Разгром японских войск в Маньчжурии.

Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы.

       Знать  основные  понятия  темы: секретные протоколы, оккупация, эвакуация, коренной перелом в ходе войны, антигитлеровская коалиция, капитуляция

Уметь излагать  причины  и  итоги  Великой Отечественной  войны.  

Тема 5: СССР в 1945—1952 гг. (2 ч.)

 Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности   и   проблемы   сельского   хозяйства.   Жизнь   и   быт   людей.

 Политическое развитие страны. «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа II послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.

Идеология и культура. Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.

 Внешняя политика. СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне.

      Знать  основные  понятия  темы: конверсия, репарации, «холодная война», «железный занавес», генетика, биологи-менделисты, кибернетика.

Уметь характеризовать  состояние  советской  экономики  после  войны,  изменения  в  международном  положении  СССР  после  II мировой  войны.

Тема 6: СССР в  1953- середине 60-х  гг. (3 ч.)

Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР.

Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищное строительство.

Развитие науки и образования. Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957 г.). Первый  пилотируемый  полет в  космос  Ю. А. Гагарина   12  апреля  1961        г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки.
С.П.Королев. М.В.Келдыш. И.В.Курчатов. А.Д.Сахаров. Ре
форма школы 1958 г.

Духовная жизнь. Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твардовский. Д.Гранин. В. Дудинцев. Р.Рождественский. Е. Евтушенко. А. Вознесенский. А. Солженицын.

Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии.

Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения.  Берлинский кризис  1961  г.  Карибский кризис  1962         г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социа-
лизма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее дви-
жение. Отношения СССР со странами «третьего мира».

      Знать  основные  понятия  темы: волюнтаризм, субъективизм, реабилитация, десталинизация, демократизация, интенсификация экономики, научно-техническая революция, урбанизация, военно-промышленный комплекс, мирное сосуществование.

Уметь дать  общую  оценку  экономических  реформ  Хрущёва;  характеризовать  политику  мирного  сосуществования

Тема 7: СССР  в середине 60-х — середине 80-х гг. (3 ч.)

Политическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г.

Экономика «развитого социализма». Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики.

Общественная жизнь. Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застой. В. Аксенов. А. Солженицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В. Гроссман. И. Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. В. Шукшин. В. Распутин. Ю. Трифонов. Советский театр. Г. Товстоногов. Ю. Любимов. А. Эфрос. М. Захаров. О. Ефремов. Г. Волчек. «Магнитофонная революция». В. Высоцкий. А. Галич. Ю. Визбор. Ю. Ким. Б. Окуджава. Движение диссидентов. Советская музыка. Г. Свиридов. А. Шнитке. Э.Денисов. Балет. М. Плисецкая. Н. Бессмертнова. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев. М. Лиепа. Оперное искусство. И. Архипова. Е. Образцова. Г. Вишневская. М. Биешу. Кинематограф. Г. Козинцев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э. Рязанов. М. Хуциев.

Внешняя политика. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток—Запад. Совещание но безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во внешней политике советского руководства.

   Знать  основные  понятия  темы: номенклатура, «развитой социализм», военно-стратегический паритет, биполярная система международных отношений, доктрина Брежнева, разрядка международной напряженности, хозрасчет, самоокупаемость, «магнитофонная революция».

Уметь характеризовать  особенности  политического  и  экономического  развития  страны;  объяснять  причины  отставания  экономики  западных стран  в  70 -80 –х  годах;  оценивать  характер  отношений  СССР  с  другими  странами

Тема 8:  Перестройка в  СССР. 1985—1991 гг. (4 ч.)

Реформа политической системы. Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы  1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Возрождение российской многопартийности. Либеральные, социалистические, национальные партии и общественно-политические движения. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.

Экономические реформы 1985—1991 гг. Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990 —1991 гг. и ее последствия.

Общественная жизнь. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС (1986 г.). Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистической идеологии и политики.

Внешняя политика. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления.

      Знать  основные  понятия  темы: ускорение социально-экономического развития, «кадровая революция», гласность, свобода слова, многопартийность, плюрализм, реабилитация, новое политическое мышление, рыночная экономика, гражданское общество, правовое государство.

Уметь оценивать  результаты  политики  «нового  мышления».

  Тема 9:  Новая Россия  в 1991 – начале XXI века  (4 ч.)

Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг.

Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность.

Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг.

Духовная жизнь. Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Традиционные религии г. современной России.

Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е гг.

Геополитическое положение и внешняя политика России. Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия — СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг.

Россия на пороге XXI в. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии.

      Знать  основные  понятия  темы: суверенитет, национальная независимость, федерация, конфедерация, демократизация, либерализация цен, приватизация, акционирование, банковская система, национальные интересы, либерализм, монетаризм, конвертируемый рубль.

Уметь дать  оценку  экономическому  развитию  страны  в  90-е  годы,  выделить  положительные  результаты  и  появившиеся  проблемы  в  развитии  экономики  и  политической  жизни  страны;  называть  основные  социально – экономические  и  политические  преобразования  в  российском  обществе  в  2000 – 2001 гг.

Итоговое повторение по предмету (1 ч.)

ИСТОРИЯ КУЗБАССА

Тема 1. Кузбасс в  начале XX в. (2 ч.)

Кузбасс в годы Первой русской революции и  столыпинских  реформ. Административное устройство, размещение переселенцев и развитие сельского хозяйства. Освоение земли переселенцами. Приезд П.А. Столыпина. Создание и деятельность Копикуза. Л.И. Лутугин и его группа геологов. Кузбасс в годы первой мировой войны, революции 1917 г. и колчаковщины.

Тема 2. Политические и социально-экономические преобразования в Кузбассе   (1917-1926 гг.) (4 ч.)

Установление советской власти. Кузбасс в условиях гражданской войны.  Смена политических режимов. Причины Гражданской войны и Мариинский фронт. Власть белогвардейцев и народные восстания.  Определение перспектив развития Кузбасса. Транссибирская магистраль. Расцвет города Мариинска. Мариинск  как город памятник истории и культуры.  Определение перспектив развития Кузбасса в ГОЭЛРО. Переход к нэпу. Взаимоотношения населения и властей. Развитие сельского хозяйства. Районирование в Кузбассе. Создание и деятельность АИК, пуск Коксохима. Работа шахт Кузбасстреста.

Тема  3. Кузбасс в годы индустриализации и первых пятилеток (5 ч.)

Репрессии в Кузбассе.   Планы развития Кузбасса и их форсирование. Создание УКК: угольной и металлургической базы в Кузбассе. Создание новых городов и развитие социально-политической жизни. Начало коллективизации.  Две волны раскулачивания. Сплошная коллективизация. Спецпоселенцы.  Репрессии в Кузбассе. Особенности развития Кузбасса в условиях усиления подготовки к обороне страны.

Тема 4. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны (6 ч.)

В боях за Родину. Всё для фронта. Мобилизация, кузбасские соединения. Подвиги кузбассовцев на фронте. Перевод на военный лад. Освоение выпуска броневого металла. Наращивание угледобычи. Размещение эвакуированных людей и предприятий. Оборонный  комплекс Кузбасса.   Создание 33-х новых заводов. Преодоление трудностей. Кузбассовцы - инициаторы всесоюзного соревнования. Объективная обусловленность образования Кемеровской области. Жизнь и быт населения в военное время. Организация продовольственного снабжения. Жертвенный подвиг кузбасской деревни. Рост промышленного производства в Кемеровской области. Вклад в победу. Герои кузбассовцы. Мариинск в годы войны.

Тема 5. Кузбасс в послевоенные годы  (2 ч.)

 Особенности послевоенного развития края.  Переход на рельсы мирного развития. Конверсия. Спецпереселенцы и лагеря в Кузбассе. Создание совнархозов. Бурный рост угольной и металлургической промышленности. Строительство Запсиба. Развитие энергетической базы, строительство новых ГРЭС, химической и лёгкой промышленности. Ликвидация совнархозов. Подъём и преобразования в сельскохозяйственного производства.  Общественно-политическая жизнь.  Образование, культура, социальное и общественное развитие.

Тема 6.  Кузбасс с середины 50-х до середины 70-х гг. (4 ч.)

Перестройка на рельсы мирного развития. Конверсия. Спецпереселенцы и лагеря в Кузбассе. Создание совнархозов. Бурный рост угольной и металлургической промышленности. Строительство Запсиба. Развитие энергетической базы, строительство новых ГРЭС, химической и лёгкой промышленности. Ликвидация совнархозов. Подъём и преобразования в сельскохозяйственного производства. Образование, культура, социальное и общественное развитие. Общественно-политическая жизнь. Развитие социальной сферы.

Тема 7. Кузбасс в конце 70-х- 80-х годах (4 ч.)

 Снижение темпов роста промышленного производства в стране и в Кузбассе. Особенности развития сельского хозяйства. Попытки перестройки и их крах. Обострение социально-бытовых проблем, нарастание противоречий в обществе, начало рабочего движения.

Тема 8. Кузбасс в условиях кризиса и перехода к рыночным отношениям (4 ч.)

Приватизация и демонтаж колхозного строя. Снижение объемов производства. Реструктуризация угольной промышленности Кузбасса. Рост социальной напряженности. Общественная жизнь и  забастовки в Кузбассе. Особенности краевой перестройки. Деятельность губернатора М.Б. Кислюка. Социально-ориентированный рынок команды А.Г. Тулеева.  Новая власть в Кузбассе.

Тема 9. Кузбасс  в начале  XXI в.  (3 ч.)

Кузбасс  в начале  XXI в.   Кузбасс – топливно-энергетическое сердце страны.  Современная шахта и угольный разрез. Передовики шахтёрского труда.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Практические работы

Всеобщая история

Новейшая история зарубежных стран

(XX –  начале  XXI в.)

28

1.

Введение.

Новейшая история как историческая эпоха.

Периодизация новейшей истории.

1

Раздел 1.  Новейшая история. Первая половина XX в.

15

2.

Тема 1: Страны Европы  и  США в 1900–1918 гг.

Первая мировая война.

4

3.

Тема 2: Версальско – Вашингтонская система в действии.

7

4.

Тема 3: Страны Азии и Латинской Америки в первой  половине XX в.

1

5.

Тема 4: Вторая мировая война и её уроки.

3

Раздел 2.Новейшая история. Вторая половина  XX в.  

12

6.

 Тема 5: Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития.

4

7.

 Тема 6: Страны и регионы мира  во второй половине XX в. : единство и многообразие.

5

8.

Тема 7: XX век  и  культура.

2

9.

Тема 8: Глобализация, тенденции и проблемы современного мира. 

1

Россия  в   XX –  начале  XXI в.

40

2.

Тема 1. Россия в начале XX в. (1900 – 1916 гг.)

8

3.

Тема 2. Россия в 1917 – 1927 гг.

9

4.

Тема 3. СССР в 1928 – 1938 гг.

4

5.

Тема 4. Великая Отечественная  война.

2

6.

Тема 5. СССР  в 1945 – 1952 гг.

2

7.

Тема 6. СССР  в 1953 – середине 60 – х гг.

3

8.

Тема 7. СССР в середине 60-х середине 80-х гг.

3

9.

Тема 8. Перестройка в СССР. 1985 – 1991 гг.

4

10.

Тема 9. Новая Россия в 1991 – начале 21 века

4

11.

Итоговое повторение

1

НРК. История Кузбасса

34

1.

 Тема 1: Кузбасс в  начале XX в.

2

2.

 Тема 2: Политические и социально-экономические преобразования в Кузбассе

 (1917-1926 гг.)

4

3.

Тема 3: Кузбасс в годы индустриализации и первых пятилеток.

5

4.

Тема 4: Кузбасс в годы Великой Отечественной войны.

6

5.

Тема 5: Кузбасс в послевоенные годы .

2

6.

Тема: Кузбасс с середины 50-х до середины 70-х гг.

4

7.

Тема 6: Кузбасс в конце 70-х- 80-х годах .

4

8.

Тема 7: Кузбасс в условиях кризиса и перехода к рыночным отношениям .

4

9.

Тема 8: Кузбасс  в начале  XXI века.

3

Итого:

102

           

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Примечание

1.

Всеобщая история

Введение. Новейшая история как историческая эпоха. Периодизация новейшей истории.

1

Раздел 1. Новейшая история.

Первая половина XX в.     

15

Тема 1. Страны Европы и США в 1900-1918 гг.  

4

2.

Всеобщая история

Мир в начале XX в.

1

Тема 1. Россия  в  начале XX в.

 (1900—1916 гг.) 

8

3.

История России.

Социально-экономическое развитие России в начале XX в.

1

4.

Политическое развитие России в начале XX в. Внешняя политика Николая II.

1

5.

Общественно-политические движения в начале XX в.

1

6

Первая русская революция.

1

7.

Первая русская революция.

1

8.

Реформы П.А. Столыпина.

1

Тема 1. Кузбасс в  начале XX в.

2

9.

НРК.
Кузбасс в годы Первой русской революции и столыпинских реформ.

1

10.

Всеобщая история

«Новый империализм»

1

11.

Первая мировая война.

1

12.

История России

Россия в Первой мировой войне.

1

13.

НРК.

Кузбасс в годы Первой мировой войны.

1

14.

Всеобщая история

Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система.

1

15.

История России

Серебряный век русской культуры.

1

Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии

7

16.

Всеобщая история

Последствия войны: революции и распад империй.

1

17.

Капиталистический мир в 20-е гг.

1

Тема 2. Россия в 1917-1927гг.  

9

18.

История России

От Февраля к Октябрю.

1

19.

История России

От Февраля к Октябрю.

1

20.

Становление советской власти.

1

21.

Политика «Военного коммунизма».

1

22.

Гражданская война.

1

Тема 2. Политические и социально-экономические преобразования в Кузбассе (1917-1926 гг.)

4

23.

НРК.

Установление советской власти. Кузбасс в условиях гражданской войны.

1

24.

Определение перспектив развития Кузбасса.

1

25.

История России

Новая экономическая политика.

1

26.

НРК.

Переход к нэпу.

1

27.

Сельское хозяйство Кузбасса  в период нэпа.

1

28.

История России

Развитие политического процесса.

1

29.

Внешняя политика в 20-е годы.

1

30.

Культура в 20-е годы.

1

31.

Всеобщая история

Мировой экономический кризис 1929-1933гг.

32.

США: «новый курс» Ф. Рузвельта.

1

33.

Демократические страны Европы в 30-е гг. Великобритания, Франция.

1

34.

Авторитарные и тоталитарные режимы в 30-е гг.

1

35.

Авторитарные и тоталитарные режимы в 30-е гг.

1

Тема 3. Страны Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине   XX в.

1

36.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине   XX в.

1

Тема 3. СССР в 1928-1938гг.  

4

37.

История России

Социально-экономическое развитие. Индустриализация.

1

38.

Социально-экономическое развитие. Коллективизация.

1

Тема  3. Кузбасс в годы индустриализации и первых пятилеток

5

39.

НРК.

Планы развития Кузбасса.

1

40.

Создание новых городов и развитие социальной сферы.

1

41.

Коллективизации и развитие колхозного строя.

1

42.

История России

Политическая система.

1

43.

НРК.

Репрессии в Кузбассе.

1

44.

История России

Внешняя политика. Духовная жизнь.

1

45.

НРК.

Кузбасс в условиях усиления подготовки к обороне страны.

1

Тема 4. Вторая мировая война и ее уроки

3

46.

Всеобщая история

Вторая мировая война. 1939-1945гг.

1

47.

Всеобщая история

Вторая мировая война. 1939-1945гг.

1

Тема 4. Великая Отечественная война

2

48.

История России

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия 1941-1942гг.

1

49.

Коренной перелом. Завершающий период Великой Отечественной войны.

1

Тема 4. В годы Великой Отечественной войны.

6

50.

НРК.

В боях за Родину.

1

51.

Перевод экономики на военный лад.

1

52.

Кузбасс – Кемеровская область.

1

53.

Оборонный комплекс Кузбасса.

1

54.

Кузбасская деревня в военное время.

1

55.

Мариинск в годы войны.

1

Тема 5. СССР в 1945-1952 гг.

2

56.

История России

Социально-экономическое и культурное развитие страны в послевоенный период.

1

Тема 5. Кузбасс в послевоенные годы

2

57.

НРК.

Переход на рельсы мирного развития.

1

58.

История России

Политическое развитие. Внешняя политика.

1

59.

НРК.

Общественно-политическая жизнь.

1

60.

Всеобщая история.

Послевоенное мирное урегулирование.

1

Раздел 2. Новейшая история. Вторая половина  XX в

12

Тема 5. Мир во второй половине XX в. основные тенденции развития  

4

61.

«Холодная война». Военно-политические блоки.

1

Тема 6. СССР в 1953-середине 60-х гг.      

3

62.

История России

Изменения политической системы.

1

63.

Экономическое, социальное и культурное развитие.

1

64.

Внешняя политика.

1

65.

Всеобщая история.

Завершение эпохи индустриального общества. Становление информационного общества.

1

66.

Политическое развитие стран Запада.

1

67.

Гражданское общество. Социальные движения.

1

Тема 6.  Кузбасс с середины 50-х до середины 70-х гг.

4

68.

НРК.

Бурный рост промышленного производства.

1

69.

Преобразования в сельском хозяйстве.

1

70.

Общественно-политическая жизнь.

1

71.

Развитие социальной сферы.

1

Тема 6. Страны и регионы мира во второй половине XX в.: единство и многообразие

5

72.

Всеобщая история.

США. Великобритания.

1

73.

Франция. Италия.

1

74.

Германия. Восточноевропейские страны.

1

75.

Страны Азии и Африки  в современном мире.

1

76.

Международные отношения 60-е -90-е гг.

1

Тема 7. СССР в середине 60-х – середине 80-х годов

3

77.

История России

Политическое развитие.

1

78.

Экономика «развитого социализма».

1

79.

Общественная жизнь. Внешняя политика.

1

Тема 8. Перестройка в СССР. 1985-1991 гг.

4

80.

Реформа политической системы.

1

81.

Экономические реформы 1985-1991 гг.

1

82.

Общественная жизнь.

1

83.

Внешняя политика.

1

Тема 7. Кузбасс в конце 70-х- 80-х годах

4

84.

НРК.

Снижение темпов роста промышленности и попытки их ускорения.

1

85.

Особенности развития сельского хозяйства.

1

86.

Обострение социальных проблем.

1

87.

Начало рабочего движения.

1

Тема 9. Новая Россия

4

88.

История России

Российская экономика на пути к рынку.

1

Тема 8. Кузбасс в условиях кризиса и перехода к рыночным отношениям

4

89.

НРК.

Приватизация и демонтаж колхозного строя. Снижение объемов производства.

1

90.

Реструктуризация угольной промышленности Кузбасса.

1

91.

Рост социальной напряженности. Общественная жизнь и  забастовки в Кузбассе.

1

92.

Новая власть в Кузбассе.

1

93.

История России

Политическая жизнь. Духовная жизнь.

1

94.

Национальная политика и межнациональные отношения. Геополитическое положение и внешняя политика России.

1

95.

Россия на пороге XXI в.

1

Тема 9. Кузбасс  в начале  XXI в.

3

96.

НРК.

Кузбасс  в начале  XXI в.

1

97.

НРК.

Кузбасс  в начале  XXI в.

1

98.

НРК.

Кузбасс  в начале  XXI в.

1

Тема 7. XX в. и культура

2

99.

Всеобщая история.

Культура в первой половине XX в.

Культура во второй половине XX в.

1

100.

Всеобщая история.

Культура в первой половине XX в.

Культура во второй половине XX в.

1

Тема 8. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира.

1

101.

Глобализация, тенденции и проблемы современного мира.

1

102.

История России.

Итоговое обобщение  по предмету.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

                                                         

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. yчреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина -  М.: Просвещение, 2012. – 384 с.
  2. Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. учебник  для общеобразоват. yчреждений/ О.С.Сороко-Цюпа  - М.: Просвещение, 2012. – 335 с.
  3. Сороко-Цюпа О.С. «Новейшая история. 1918-1999 гг». 9 класс. [Текст]:  Рабочая тетрадь к учебнику/ О.С.Сороко-Цюпа. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.
  4. Данилов А.А. «История России. XX век». 9   класс [Текст]: Поурочные разработки к учебнику/ пособие для учителей общеобразоват. учреждений/А.А. Данилов – М.: Просвещение, 2010.–174 с.
  5. Данилов А.А. Россия в XX в. 9 класс: Программа образовательных учреждений/ А. А. Данилов, Л.Г.   Косулина. – М.: Просвещение, 2007
  6. История Кузбасса. отв.ред.Н.П.Шуранов.- Кемерово:ИПП «Кузбасс», «СКИФ»,2006.
  7. Сороко – Цюпа А.О.        Новейшей истории зарубежных стран XX –начало  XXI в.  
  8. 9 класс [Текст]: Программа образовательных учреждений/   А.О. Сороко – Цюпа,
  9. О.Ю. Стрелова/ – М.: Просвещение, 2007
  10. Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории  
  11. зарубежных стран: XX-начало XXI века. 9 класс [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/   К.А.Соловьев– М.: ВАКО, 2006. – 208 с.
  12. Сорокина Е.Н. История России. 9 класс. Ч.1: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. 9 класс» [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Е.Н.Сорокина – Волгоград:Учитель–АСТ, 2003.–128 с.
  13. Сорокина Е.Н.  История России. 9 класс. Ч.2.: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. 9 класс» класс [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/  Е.Н.Сорокина– Волгоград: Учитель–АСТ, 2003.–144 с.
  14. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс.
  15. В 2-   х ч. – М.:ВАКО, 2010. – 112 с.
  16. Данилов А.А. Дополнительные материалы к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. XX век»: [Текст] учеб. пособие для 9 кл./ А.А. Данилов     М.: Просвещение, 2002.–64 с., ил.
  17. Матруненков С.И. Хрестоматия по Истории СССР. 1900-конец 1930-х гг.[Текст]: пособие для учителя.–М.: Просвещение, 1988.–287 с.
  18. Пасман Т.Б. Новейшая история зарубежных стран [Текст] задания, тесты, задачи. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 168 с.
  19. Пономарев М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс. [Текст]: к учебнику О.С.Сороко-Цюпы «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 173 с.
  20. Прокофьев А.М. Тесты по всеобщей истории (XX в.) [Текст]:  дидактический (раздаточный) материал. пособие для учителей общеобразоват. учреждений/   А.М. Прокофьев– Казань: Лицей-интернат № 7, 2005. – 33 с.
  21. Селянина Л.В. История России. 9-11 классы [Текст]: тесты. – Волгоград: Учитель, 2007.–143 с.
  22. 3000 тестов и проверочных работ по истории, М.2005г.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
  2. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  3. http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
  4. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
  5. http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  6. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  7. http://www.apkpro.ru – Академия повышения  квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
  8. http://www.1september.ru – газета «Первое сентября»
  9. http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
  10. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
  11. www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
  12. http://www.ug.ru-«Учительская газета».

Технические средства обучения

  1. Компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Проектор
  4. Колонки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 8 класс, 70 часов в год

Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии  с Федеральным Государственным образовательным стандартом  основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на ос...

Рабочая программа по истории 11 класс (2 часа)

Рабочая программа по истории для 11 класса (2 часа) по учебнику Левандовского и Загладина...

Рабочая программа по истории 5 класс на 35 часов по учебнику Михайловского

Прграмма разработана в соответствии с образовательными стандартами  второго поколения для средней школы базовый уровень....

Рабочая программа по истории 6 класс на 68 часов

Предлагаемая программа ориентирована на:учебник Е.В.Агибаловой,Г.М.Донского «История Средних веков» (2012 г.), выпущенный издательством «Просвещение».учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, «История Росс...

Рабочая программа по истории 10 класс (4 часа, ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:1. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического...

рабочая программа по истории 10 класс 3 часа Волобуев

Программа по истории для 10 класса по учебнику Волобуева, рассчитана на 3 часа в неделю...