Интеллектуальный турнир по истории для учащихся 7-9 классов
учебно-методический материал по истории (7 класс) на тему

Коршунова Марина Сергеевна

Интеллектуальный турнир по истории для учащихся 7-9 классов. Можно использовать для предметной недели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТУРНИР

Мероприятие для обучающихся 7-10 классов

  1. Викинг – воин скандинавов,

     Тот народ суровых нравов.

     Как его, скажите, детки,

     Называли наши предки?

                                       (Варяг.)

  1. Русский воин в битве смел –

     Защитить себя сумел

     И России рубежи.

     Как его зовут, скажи?

                                    (Ратник.)

  1. Правил в Киеве тот князь,

     И молва о нём неслась.

     Все соседи князя знали

     И мудрейшим называли.

                    (Ярослав Мудрый.)

  1. Назови боярский дом:

     Там наличники резные,

     Есть и башенки на нём,

     И крылечки расписные.

                                     (Терем.)

  1. Колыбель в избе висит,

     В ней младенец крепко спит.

                           (Зыбка, люлька)

  1. У Печкина прапрадед был.

     Он почту в старину возил.

     По тракту он  в повозке мчался,

     Каким он словом назывался?

                                          (Ямщик.)

  1. В каждом городе большом

     Средь церквей его найдём.

     Как зовётся главный храм,

     Предстоит ответить вам.

                                         (Собор.)

  1. Крестьянин денежки скопил,

     Сукна дешёвого купил.

     Жене сказал пошить бедняк

     Одёжку длинную - …

                                         (армяк).

  1. Колокольный слышен звон,

     Праздник нам вещает он.

     Что христиане отмечают,

     Когда всех мёдом угощают?

                           (Медовый спас.)

  1. Звонарь в седую старину

     Усвоил истину одну,

     Что, если вдруг беда нагрянет,

     Сигнал тревоги бить он станет.

                                           (Набат.)

  1. Как называли записи по годам событий в 11-16 веках? (Летописи.)
  2.  Кто пленил князя Игоря? (Половцы.)
  3. Какой древний русский город хан Батый повелел назвать «Злым»? (Козельск. В 1238 году семь недель маленький город Козельск сдерживал натиск войск Батыя.)
  4. В каком из этих городов княжил Александр Невский? (Псков, Новгород, Суздаль, Тверь). (Князь Новгородский в 1235 -1251, Великий князь Владимирский с 1252 г.)
  5. Какое войско русские разгромили во время Невской битвы? (Шведское.)
  6. На льду какого озера происходило Ледовое побоище? (Чудского)
  7. Какой русский царь был последним царём из Рюриковичей? (Фёдор Иоаннович)
  8. Кем приходилась Елена Глинская Ивану Грозному? (Матерью.)
  9.  Кто из российских правителей признался: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»? (Борис Годунов.)
  10. Против каких завоевателей земли Русской возглавили борьбу Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? (Поляков)
  11.  В качестве кого пытались использовать польские шляхи Ивана Сусанина?

     (Проводника)

  1. Составить новые слова из слова      КУНТСКАМЕРА. Примерные слова:

1.камера,                          6. аркан,                           11. каска,

2. мера,                            7. арка,                              12.метр,

3.стакан,                          8. рама,                             13.камета,

4. куст,                             9. нектар,                          14. каста,

5. уста,                             10. тара,                            15. тумак.

  1. Какой древнерусский город летописец называет "Матерью городов русских"? (Варианты ответа: Киев, Новгород, Псков, Москва, Суздаль, Владимир)
  2. Раба в древней Руси называли: закуп, рядович, холоп, тиун, огнищанин, смерд?
  3. О каком русском князе летописец говорит, что он "ходил легко, как барс, в походы не брас с собою ни шатра, ни котлов, а спал под открытым небом, положив под голову седло"? (Варианты ответов: Кий. Владимир, Святослав, Олег, Рюрик)
  4. О каком сражении летописец писал "И была тут страшная и большая сеча, был слышен треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так, что и замерзшее озеро точно тронулось, и не видно было льда, потому, что он был полит кровью". (Варианты ответов: Куликовская битва, Невская битва, Ледовое побоище, Полтавское сражение, битва на р. Калке)
  5. О каком событии рассказывает поэт?

Был страшный год, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
(1237 г. )

  1. Ой, ты Новгород Великий,
    Господин торговых дел!
    От боев с ордою дикой
    Ты счастливо уцелел.
    Там, куда садится солнце,
    Неспокойно в этот час -
    Ведь задумали ливонцы
    Наши земли взять у нас.
    Шла в поход большая рать.
    Позади остался дом
    И тепло людское.
    Впереди сковало льдом
    Озеро Чудское.
    Ведь спасли они тогда Русскую землицу -
    Села, пашни, города,
    И, стало быть, столицу!
    (1242 г.)

  1. Как мне о битве на Дону
    Рассказ продолжить мой?
    Читатель, я не обману,
    Сказав о битве той,
    Что не было еще такой.
    И, хоть кого спроси, -
    "Мамаево побоище" все знают на Руси!
    Стоял такой великий стон,
    Шел бой с такою кровью,
    Что был в багрец окрашен
    Дон до самого низовья.
    А князя Дмитрием Донским
    С тех пор прозвал народ,
    И слава добрая за ним
    До наших дней живет.
    (1380 г.)

  1. Рано утром было это,
    Было это на заре,
    И стояло бабье лето,
    Бабье лето на дворе.
    И на город полусонный,
    Что в туманах потонул,
    Вдруг нахлынул отдаленный,
    Отдаленный, грозный гул.
    Вот по улицам столицы
    Пробежал людской поток.
    Обезумевшие лица,
    Крики, плач и топот ног.
    "Люди добрые, беда!
    Тохтамыш идет сюда!"
    (1382 г.)

  1. Хан Ахмет собирался на Угре-реке
    С Казимировою силою слиться.
    И осеннею ночью, туманной, густой,
    На прибрежье, под город Калугу,
    Он привел остатки Орды Золотой,
    Чтоб встретить вельможного друга.
    И когда на Востоке забрезжил рассвет,
    Поредела завеса тумана,
    На другом берегу вдруг увидел Ахмет
    Рать московского князя Ивана.
    Государь прочитал и, спокоен и строг,
    Повернулся к Ахметовым людям,
    Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
    И сказал "Дань платить мы не будем!"
    С той поры не решалась нас грабить Орда,
    Иго тяжкое сброшено было,
    А в Орде начиналось несогласье, вражда,
    И распалась татарская сила.
    (1480 г.)

  1. Объединились города.
    Был на Руси Иваном Третьим
    Введен судебник для суда.
    И в нем на двенадцати листах
    В порядке собрались законы,
    В стране единым правом став:
    Служил "Судебник" тот не мало.
    Права хоть были не равны,
    Все ж меньше произвола стало -
    Один закон для всей страны.
    (1497 г.)

  1. И созывается Земский Собор:
    Думные дьяки явились во двор.
    Сердятся, спорят, бранятся, кричат,
    Перья писцов на бумаге строчат.
    Роются думные в сборниках разных,
    В старых судебниках, в книгах указных,
    В древних приказах, в законах все рыщут,
    Да подходящих порядков все ищут.
    То, что им выгодно, то и берут.
    Книга огромная выросла тут;
    В ней все законы господского права
    Были статьями уложены в главы.
    То Уложенье, увидевши свет,
    Прожило двести без малого лет.
    (1649 г.)

  1. Прошло почти три сотни лет,
    Прошло почти три века,
    Но не забудет белый свет
    Такого человека.
    За свой народ душой горя,
    Царя не свергнул Сенька,
    Но бунт к свержению царя -
    Еще одна ступенька.
    И так в Отечестве своем
    Прослыл Степан героем.
    (1667-1671 гг.)
  2. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это один город);
  3. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной);
  4. Где в истории воевали цветы? (В Англии - война Белой и Алой роз);
  5. Когда Русью правил «денежный мешок»? (14 век-Иван Калита);
  6. Когда в истории России в почёте была метла? ( При Иване Грозном метлу возили с собой опричники);
  7. Когда в военной истории нашей страны опасность представляла свинья? (Клином или «свиньёй» наступали немецкие рыцари в Ледовом побоище.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный конкурс по истории для учащихся 9–11-х классов "Патриоты Отечества"

Дидактическая игра, позволяющая сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навы...

Интеллектуальный турнир по русской словесности "Своя игра", 6 класс

Данная игра по русскому языку и литературе может быть проведена в рамках предметной недели. Соревнуются представители 6-х классов. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество очков. И...

Интеллектуальная игра по истории для учащихся 5-7 классов "Своя игра"

Интеллектуальная иградля 5–7-х классов "Своя игра"Цель игры:расширение кругозора;формирование устойчивого интереса к предмету;развитие интереса к изучению истории родного краяПорядок проведения и прав...

Правовой турнир "Я знаю!" (для учащихся 7-8 классов)

Внеклассное мероприятие для учащихся 7 - 8 классов, в рамках правовой недели в школе. P { margin-bottom: 0.21cm;   Цель: формирование правовой культуры подростков, изучение прав ребенка.Задачи : ...

Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» на тему: «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ» для учащихся 7-8 классов.

Предлагаю вашему вниманию сценарий интеллектуальной  игры «Что? Где? Когда?» на тему: «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ», проводимой в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.  Дан...

Турнир знатоков литературы среди учащихся 5-х классов

Турнир знатоков литературы среди учащихся 5-х классов...

Занятие внеурочной деятельности «Турнир знатоков истории октябрьской революции 1917года» 11 класс

Занятие внеурочной деятельности «Турнир знатоков истории октябрьской революции 1917года» 11 класс...