Занятие внеурочной деятельности «Турнир знатоков истории октябрьской революции 1917года» 11 класс
методическая разработка (11 класс)
Занятие внеурочной деятельности «Турнир знатоков истории октябрьской революции 1917года» 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turnir_znatokov.docx | 32.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Турнир знатоков истории октябрьской революции 1917г.
Цель: изучение изменений, происходящих в российском обществе, его поведение и отношение к революционным событиям, формирование представления об этом событии, его влиянии на мировую историю.
Задачи:
Развивающие: развивать интеллект учащихся, пополнять словарный запас, речевые навыки, умение высказывать свою точку зрения перед аудиторией, работать в группах.
Воспитательные: воспитывать патриотизм, чувство долга на примере из жизни биографий и судеб деятелей политической и творческой интеллигенции.
Обучающие: познакомить учащихся с такой драматической страницей из истории Отечества как революция 1917 года; помочь учащимся понять, объяснить причины и смысл этого события, разобрать поведения людей в период революционных потрясений.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие духовно-нравственных качеств личности, воспитание любви к истории своей страны, своему народу;
Метапредметные: - видеть закономерности по типу "причина-следствие" в способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи;
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия;
Предметные:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.
Ход мероприятия:
Подготовка к игре.
Для проведения турнира формируется две команды из учащихся 9, 11 классов. Каждая команда придумывает себе название, эмблему и девиз, выбирает капитана команды.
Турнир проводит учитель. Ведущему – учителю помогает 1 ученик (по желанию).
Для оценивания этапов турнира и определения победителя выбирается жюри.
Приглашаются болельщики команд.
Ведущий.
Объявляет начало турнира. Показ видеоролика «Белая армия, чёрный барон»
-Какие вопросы мы сегодня будем обсуждать?
(Революцию, Гражданскую войну, становление советской власти).
Об истории нашей судить очень сложно:
Было много в ней бед и великих побед;
Только если о прошлом у нас знаний нет,
То вперёд продвигаться стране невозможно.
Исторической правды идёт искаженье
Конъюнктуре в угоду в России сейчас -
Обмануть норовят лжеисторики нас,
Зачеркнуть все советских времён достиженья.
Чтоб Россия пошла по дороге прогресса,
Обязательно все мы сегодня должны
Знать прекрасно историю нашей страны
И уметь постоять за свои интересы!
Нужно правду от лжи отличать научиться,
За Отчизну активно бороться всегда -
Я уверен: Россия сумеет тогда
От пороков тяжёлых своих излечиться.
Ведущий объясняет ход и правила игры.
Турнир состоит из 9 этапов:
I этап. Блиц - вопросы.
II этап. Конкурс капитанов.
III этап. Расшифруйте аббревиатуры.
IV этап. С кем вы, мастера культуры?
V этап. Исторический портрет.
VI этап. Домашнее задание.
VII этап. Страничка из архива.
На каждом этапе участники турнира отвечают по очереди. В случае, если одна из команд затрудняется в ответе или даёт неправильный ответ, то право высказать своё мнение имеет команда-соперница. Жюри следит за соблюдением правил турнира и ставит баллы за правильные ответы. Оценивание производится по 1-балльной системе: 1 балл начисляется команде за каждый правильный ответ. В конце турнира подводятся итоги простым суммированием баллов и определяется победитель турнира.
Ход игры.
Представление команд (капитан, название, девиз, эмблема).
I этап. Блиц-вопросы:
- Кто правили Россией в 1900 г.?
- С какой страной Россия вела войну в 1905 г.?
- Назовите лидера большевиков;
- Сколько революций было в России в 1917 г.?
- Крупнейшую крестьянскую реформу в России в начале XX в. провел - …
- Основными соперниками России в годы Первой мировой войны являлись - …
- В каком году появилась первая в истории России конституция?
- Кто командовал белыми войсками в Сибири в годы гражданской войны?
- Какое получила название политика, проводившаяся большевистским правительством в годы гражданской войны?
- Как стал называться С.-Петербург с 1914г.?
- В 1922 г. в России был учрежден пост генерального секретаря ВКП (б). Кто им стал?
- Назовите основных противников Сталина в борьбе за власть в 1920-1930-е гг.
- Как называется тип политического режима, сложившегося в СССР в конце 1920-1930-е гг.?
- Возвеличивание одного человека..
- Политика устрашения с целью пресечения чего-либо..
II этап. Конкурс капитанов. Кто быстрее?
Задание: подобрать к датам события.
На отдельных листочках написаны даты и события, надо составить
пары и прикрепить на доску.
30 декабря 1922г. – образование СССР
9 января 1905г.- «Кровавое воскресение»
3 марта 1918гг. – Брестский мир
1904-1905гг.- Русско - японская война
1905-1907гг. – 1-я революция в России
Октябрь 1917г.-Октябрьская революция
III этап. Расшифруйте аббревиатуры (на экране):
РСФСР
СССР
ВЧК
ВЦИК
РСДРП
РКП(б)
ВРК
ГУЛАГ
IV этап.
Ведущий:Революция октября 1917 года, гражданская война, а затем приход к власти большевиков остро поставил вопрос, сформулированный Максимом Горьким:
«С кем вы, мастера культуры?»
(так называлась статья писателя, опубликованная в 1932 году).
Иными словами, речь шла об отношении писателей к новой власти и о готовности с ней сотрудничать.
СОГЛАСИВШИЕСЯ
Кто согласился сотрудничать с новой властью?
- М. Горький
- А.А. Блок (в статье «Интеллигенция и революция» он призывал «всем сознанием» слушать «музыку революции»)
- В. Я. Брюсов, вступивший в 1920 году в ряды ВКП (б)
- А.С. Серафимович
- С.А. Есенин
- В.В. Маяковский.
ЭМИГРАНТЫ
Кто из писателей эмигрировал из страны?
Многие крупные писатели, не признав новой власти и восприняв Октябрьскую революцию как катастрофу для России, составили «первую волну» русской эмиграции:
- И.А. Бунин (передавший впечатления от революционных лет в книге «Окаянные дни»)
- А.И. Куприн (вернётся в СССР в 1937 году)
- А.Н. Толстой (вернётся в СССР в 1923 году)
- В.В. Набоков
- Б.К. Зайцев
- А.Т. Аверченко
- Саша Чёрный
- Д.С. Мережковский
- З.Н. Гиппиус
- К.Д. Бальмонт
- В.Ф. Ходасевич
- А.М. Ремизов
- И.С. Шмелёв
- Е.И. Замятин
- М.И. Цветаева (вернётся в СССР в 1939 году)
- и многие другие.
ПОПУТЧИКИ: НЕ УЕХАЛИ, НО И НЕ СОГЛАСИЛИСЬ
Кто это?
Некоторые писатели не определили своего отношения к Советской власти, но остались на родине (их называли «попутчиками»):
- А.А. Ахматова
- М.А. Волошин
- М.М. Пришвин
- И.Г. Эренбург
- Л.М. Леонов
- Б.А. Пильняк
- А. Белый.
V этап. Исторический портрет (угадать, какая историческая личность
изображена на портрете). (Приложение 2)
VI этап. Домашнее задание.
Команды по очереди показывают исторические сценки,
отгадывают, из какого периода истории эта сценка.
VII этап. Страничка из архива.
(Работа с документами). (Приложение 3).
Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире.
Справедливым или демократическом миром, которого жаждет подавляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, которого самым определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (то есть без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций.
Такой мир предлагает Правительство России заключить всем воюющим народам немедленно, выражая готовность сделать без малейшей оттяжки тотчас же все решительные шаги впредь до окончательного утверждений всех условий такого мира полномочными собраниями народных представителей всех стран и всех наций.
Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает сообразно правовому, сознанию демократии вообще, и трудящихся классов в особенности, всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности...
Если какая бы то ни была нация удерживается в границах данного государства насилием, если ей... не предоставляется права свободным голосованием, при полном выводе войск присоединяющей или вообще сильной нации, решить без малейшего принуждения вопрос о формах государственного существования этой нации, то присоединение её является аннексией, то есть захватом и насилием.
Продолжать эту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, Правительство считает величайшим преступлением против человечества и торжественно заявляет свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных равно справедливых для всех без изъятия народностей условиях.
Вместе с тем Правительство заявляет, что оно отнюдь не считает вышеуказанных условий мира ультимативными, то есть соглашается рассмотреть и всякие другие условия мира, настаивая лишь на возможно более быстром предложении их какой бы то ни было воюющей страной и на полнейшей ясности, на безусловном исключении всякой тайны при предложении условий мира.
Тайную дипломатию Правительство отменяет, со своей стороны выражая твёрдое намерение вести переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтверждающих или заключённых правительством помещиков и капиталистов с февраля 25 октября 1917 года. Всё содержание этих тайных договоров... Правительство объявляет безусловно и немедленно отмененным...
Вопросы:
-Как называется данный документ, дата его создания?
- Можно ли считать, что Декрет о земле выполнил требования крестьян, сформировавшиеся после отмены крепостного права?
- В чем, на ваш взгляд, состояла политическая привлекательность декретов?
VIII этап. Живой кадр.
Показ видеороликов. ( Приложение 4).
- Какие исторические события отражены в этих видеороликах?
Ведущий:
Хоть немножко и устали,
Но уменье показали,
Исторические знания,
Дружбу, смелость и старание.
Слово жюри. Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности (Модуль "Мыльные истории") 5 класс. Тема занятия «В нашей школе Юбилей – у нас множество идей» (Изготовление упаковки для Юбилейного Школьного Мыла)
Данная разработка является авторской. Используется на занятиях внеурочной деятельности (Модуль в 5 класс "Мыльные истории)...
План-конспект завершающего занятия внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первый классов «Встреча с Незнайкой».
Планируемые результатыЛичностные1. Воспитание доброты, чувства ответственности друг перед другом.2....
Открытое занятие внеурочной деятельности по английскому языку в 3«А» классе на тему: «Funny Animals»
Открытое занятие внеурочной деятельности по английскому языку в 3 «А» классе на тему: «FunnyAnimals»...
Рабочая программа внеурочной деятельности « В мире истории : науки- помощницы » 5 класс
Программа внеурочной деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и ознакомление с их методами исследований исторического пр...
Открытое занятие внеурочной деятельности по английскому языку в 3 «А» классе на тему: «FunnyAnimals»
Открытое занятие внеурочной деятельности по английскому языкув 3 «А» классе на тему: «FunnyAnimals»Подготовилучитель английского языкаДемидова Марина Валентиновна2016 г.Учебный предмет: английский язы...
Турнир знатоков истории октябрьской революции 1917г
Об истории нашей судить очень сложно:Было много в ней бед и великих побед;Только если о прошлом у нас знаний нет,То вперёд продвигаться стране невозможно.Исторической правды идёт искаженьеКонъюнктуре ...
Конспект урока по истории: "Октябрьская революция" 9 класс
Урок изучения нового материала для 9 класса по теме "Октябрьская революция", цель которого рассмотрение причин, хода революции; формирование представления о новом политическом режиме....