Урок "ПетрI и Аюка-хан: два исторических портрета на фоне эпохи"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Цели урока:
Образовательная: систематизировать знания учащихся по теме, провести сравнительный анализ исторических личностей; выяснить, как отразилась деятельность указанных личностей на ходе развития их государств
Развивающая: продолжить работу по формированию умений логически мыслить, сравнивать сходные и отличительные черты, делать выводы, высказывать свою точку зрения, стимулировать поиск необходимой информации в интерактивном режиме посредством Интернет;
составлять для сопровождения доклада Презентации с помощью компьютерной программы Power Point.
Воспитательная: создать условия для формирования коммуникативных способностей: навыков дискуссионного обсуждения, готовности к совместной профессиональной деятельности в коллективе;
содействовать развитию духовно-нравственных ориентиров учащихся: уважение, толерантное отношение к другой нации, культуре; чувство патриотизма, гордости за свое Отечество;
способствовать выработке активной гражданской позиции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petr_i_i_ayuka-khan.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БУ ДПО РК
«Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования»
Урок
«Петр I и Аюка-хан: два исторических портрета на фоне эпохи»
на конкурс методических разработок для основной школы по ключевым темам региональной истории
Подготовили:
учителя истории и обществознания
МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»
Берикова Н.Б., Горяева Б.Б.
МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»
Яшкуль, 2014г.
Тема: « Петр I и Аюка-хан: два исторических портрета на фоне эпохи».
(сравнительный анализ двух исторических личностей)
Цели урока:
Образовательная: систематизировать знания учащихся по теме, провести сравнительный анализ исторических личностей; выяснить, как отразилась деятельность указанных личностей на ходе развития их государств
Развивающая: продолжить работу по формированию умений логически мыслить, сравнивать сходные и отличительные черты, делать выводы, высказывать свою точку зрения, стимулировать поиск необходимой информации в интерактивном режиме посредством Интернет;
составлять для сопровождения доклада Презентации с помощью компьютерной программы Power Point.
Воспитательная: создать условия для формирования коммуникативных способностей: навыков дискуссионного обсуждения, готовности к совместной профессиональной деятельности в коллективе;
содействовать развитию духовно-нравственных ориентиров учащихся: уважение, толерантное отношение к другой нации, культуре; чувство патриотизма, гордости за свое Отечество;
способствовать выработке активной гражданской позиции.
Метод обучения: самостоятельная, проблемно-поисковая деятельность.
Форма проведения: работа в группах
Тип урока: обобщающий
Межпредметные связи: история, обществознание
Основные понятия: модернизация, сепаратизм ,шерть, хан, тайши, улус.
Даты:
Урок истории в 10 классе
Оборудование: схемы, настенные плакаты с основными понятиями и сведениями, словарь терминов, учебники, таблицы; листы с заданиями для учащихся, Презентации групп, компьютер, проектор, экран, монитор.
Эпиграф к уроку:
Первый закон истории в том,
Чтобы не сметь сказать никакой лжи.
Затем – не сметь умолчать ни о какой правде
И чтобы написанное не вызывало
никакого подозрения
Ни в пристрастности, ни во враждебности.
(Марк Туллий Цицерон)
План урока.
Оргмомент. Вступительное слово учителя.
Сообщения учащихся
Работа в группах
Проблемное задание: Как отдельная личность влияет на ход истории? Роль личности в истории.
Отработка основных понятий в группах
Рефлексия: Мини –дебаты
Проблемное задание: Как отдельная личность влияет на ход истории? Роль личности в истории.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока: «ПетрI и Аюка-хан: два исторических портрета на фоне эпохи». Этот урок не случаен, в преддверии события огромной важности в истории двух народов «400 – летия добровольного вхождения калмыков в состав России» мы не могли не сказать о двух исторических личностях, имена которых олицетворяли эту бурную эпоху: российский император Петр и калмыцкий хан Аюка. Именно они стали столпами российской и калмыцкой политики конца XVII - начала XVIII века.
Учитель: Каким вам запомнился конец XVII - начало XVIII века?
Учитель: Таким образом, в центре исторической драмы XVIII века оказались два человека, имена которых олицетворяли эту бурную эпоху, российский император Петр и калмыцкий хан Аюка. Именно они стали столпами российской и калмыцкой политики начала XVIII века.
И Петр, и Аюка-хан стояли во главе великих держав, диктовавших и определявших ритм эпохальных событий. От личной воли и действий этих двух властелинов во многом зависели судьбы народов их стран, хотя они оба как никто умели подчинять свои личные амбиции политической целесообразности и государственным интересам. Современники и потомки, при всей полярности мнений, очень высоко оценивали масштабы их личностей. Справедливости ради следует отметить, что планка оценок Петра в общественном сознании всегда была выше: титул «Великий», царь-реформатор.
В отношении же Аюки-хана Н.Н. Пальмов писал: «…в калмыцком народе все держится одним Аюкой. Слава Аюки была славою калмыцкого народа. Умер Аюка, умерла с ним его слава, померкла с нею и слава калмыцкого народа. никогда уже больше к нему не возвращавшаяся».
Учитель: Сейчас наша задача проследить взиамоотношения 2-х великих людей этой эпохи в процессе работы в группах.
Ребята, у вас на столах листы с заданиями Результаты работы оформите в таблице. Пока работают группы мы прослушаем сообщения .
Сообщение ученика: Об Аюке ( Биография , к моменту рождения ПетраI Учитель: Аюка был уже взрослым человеком, Удивительная история переплетения человеческих судеб, Великое притягивает великое, родился человек, который должен стать великим реформатором, правителем России.
Сообщение : Детство Петра I
Первое пересечение двух личностей:
В 1697 г. Петр, уезжая за границу в составе великого посольства, официально возложил на хана Аюку охрану юго-восточных границ Русского государства. юридически это нашло свое отражение в договоре хана Аюки и князя Б.А. Голицына, подписанном 17 июля 1697 года.
Работа по группам
Задание группе 1
Работа с документом.
Документ. Договор гласил: «1. В случае похода против Бухарцев, Каракалпаков, киргиз-кайсаков снабжать хана Аюку артиллериею с достаточным количеством ядер и бомб. 2. Указами предписать в Уфу, на яик и в Донские городки, чтобы казаки и башкирцы не заводили ссор с калмыками и запретить им сие под смертною казнию. 3. Ежегодно давать хану Аюки по 20 пудов пороха и по 10 пудов свинца..»
Беседа по вопросам:
- О чем свидетельствует данный документ?
- Почему именно на Аюку было возложено охрана южных границ России?
Вывод: О роли, которое калмыцкое ханство играло при защите южных границ Российского государства и об авторитете самого Аюки свидетельствует то, что в 1697 г. накануне своей поездки за границу в составе «Великого посольства».Петр возложил на калмыцкого хана ответственность за безопасность южных границ Российского государства. Великий русский поэт А.С. Пушкин отразил это в своей «Истории Пугачева»: он писал, что калмыки верно служили России. охраняя южные ее границы.
Задание группе 2
1.Охарактеризуйте внутриполитическую ситуацию в России на момент прихода к власти Петра.
2.Дайте характеристику Петра: личные качества, формирование личности, начало самостоятельного правления, методы и средства достижения цели
3.Выводы.
Список литературы:
- «Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века» под редакцией В. В. Керова, М,, «Астрель», 2002 с.186-200
- Павленко Н.И. и Андреев И.Л. «История России XVIII-XIX вв», М.. «Дрофа», 2003.
- Буганов В. И., Зырянов П.Н. «История России конец XVII-XIX век», М., «Просвещение». 2000
Задание группе 3
1.Охарактеризуйте внутриполитическую ситуацию в Калмыцком ханстве на момент прихода к власти Аюки
2.Дайте характеристику: личные качества, формирование личности, начало самостоятельного правления, методы и средства достижения цели
5.Выводы.
Список литературы:
- Батмаев М.М. «Калмыки в XVII- XVIII веках». Элиста, 1993. с.182-196
- Босхаев А.Н. , Дякиева Р.Б. «Ойрат-калмыки XII-XIX вв», Элиста, 2007 с.74-80
- Лыткин Ю.С. «Аюки-хан калмыцкий» в кн. Лунный свет, Элиста 2003. с.442-452
- Моисеев А.И.. Моисеева Н.И. История и культура калмыцкого народа (VII- XVIII вв) Элиста. 2002, с.77-88
Задание группе 4 (эксперты)
1.Охарактеризовать Аюку и ПетраI по следующим критериям:
- Воспитание
- Личные качества
- Средства и методы достижения цели
- Характеристика государственной деятельности
- Какое наследство оставили?
- Оценка деятельности
Что общего и в чем различие?
Список литературы:
1. Батмаев М.М. «Калмыки в XVII- XVIII веках». Элиста, 1993. с.182-196
2. Босхаев А.Н. , Дякиева Р.Б. «Ойрат-калмыки XII-XIX вв», Элиста, 2007 с.74-80
3. Лыткин Ю.С. «Аюки-хан калмыцкий» в кн. Лунный свет, Элиста 2003. с.442-452
- Моисеев А.И.. Моисеева Н.И. История и культура калмыцкого народа (VII- XVIII вв) Элиста. 2002, с.77-88
- «Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века» под редакцией В. В. Керова, М,, «Астрель», 2002 с.186-200
- Павленко Н.И. и Андреев И.Л. «История России XVIII-XIX вв», М.. «Дрофа», 2003.
- Буганов В. И., Зырянов П.Н. «История России конец XVII-XIX век», М., «Просвещение». 2000
Результаты работы группы 2
Вопросы для сравнения | Российская империя |
1.Что получил в наследство Петр? | |
2.Характеристика: личные качества, формирование личности, начало самостоятельного правления, методы и средства достижения цели | |
Выводы: | |
Мини-дебаты: |
К концу 90-х годов у Петра сложились мировоззренческие и психологические установки, подтолкнувшие его к преобразованиям.
- В первую очередь – это рационалистическое представление о монархе как первом слуге государства, пришедшее на смену идее божественной природы царской власти. Служению государству Петр подчинил всю свою деятельность. Отношение к делу («то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющий душой, на троне вечный был работник» - по словам А.С. Пушкина), игнорированием личных интересов ради государственных, готовностью наказывать даже близких ему людей за нерадение на службе, а тем более – за государственные преступления, он стремился ускорить преобразования, показывал пример подлинного служения государству.
- Позднее Петр, ликвидировав патриаршество и создав в качестве руководящего органа Русской православной церкви Синод, который находился под его фактическим контролем, присвоив себе титул Первого, Великого, Отца Отечества, - стремился сохранить некоторые черты сакральности монарха.
- Главную задачу служения государству Петр I видел в воплощении идей общего блага и полезности, суть которых заключалась в обеспечении богатства государства путем развития промышленности, активной внешнеторговой политики, достижения внешней и внутренней безопасности. - Петр воспринимал насилие как единственное средство, с помощью которого можно преобразовать отсталую Россию. На деле он не отделял себя от государства и полагал, что лишь один знает, как добиться общего блага, а сопротивление реформам воспринимал как проявление невежества и лени. По словам А.И. Герцена, «Петр внедрял Европу как варвар». Это объясняет его жестокость и равнодушие к судьбе отдельной личности. В человеке он видел в первую очередь непосредственного исполнителя своих служебных обязанностей.
- К концу века русские традиции, «старина» стали ассоциироваться у царя не только с отсталостью страны, но и со стрелецкими бунтами, представлявшими непосредственную опасность не только его планам, но и его жизни.
- Патриотизм ПетраI. После возвращения из поездки по странам Западной Европы необходимость реформ Петр стал воспринимать не только умом, но и сердцем. Как человек, любящий свою родину, Петр со всей болью ощущал отсталость страны, несущую в себе угрозу ее национальной безопасности.
- Обновление страны диктовалось также напряженной международной обстановкой и сложной общественно-политической ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира.
- Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления старых форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.
- Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой.
- Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д.
Но с другой – механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.
- Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее носителя – русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам не ослабевала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший раскол общества в культурном и в социальном плане, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала XX века.
Результаты работы группы 3
Вопросы для сравнения | Калмыцкое ханство |
Что получил в наследство Аюка? | |
2.Характеристика : личные качества, формирование личности , начало самостоятельного правления, методы и средства достижения цели | |
Выводы | |
Мини – дебаты: |
Калмыцкое ханство значительно окрепло в годы правления Аюки. Повысился авторитет ханской власти внутри Калмыкии и за ее пределами. При Аюке-хане российское правительство мало вмешивалось во внутренние дела Калмыцкого ханства. Это были отношения равных: шерти – необходимость дополнительно удостовериться в его лояльности. О роли, которое калмыцкое ханство играло при защите южных границ Российского государства и об авторитете самого Аюки свидетельствует то, что в 1697 г. накануне своей поездки за границу в составе «Великого посольства».Петр возложил на калмыцкого хана ответственность за безопасность южных гранц Российского государства. Великий русский поэт А.С. Пушкин отразил это в своей «Истории Пугачева»: он писал, что калмыки верно служили России, охраняя южные ее границы. Хан Аюка действительно был ценен для России. Ведь, Аюка помог российскому правительству не один раз: он участвовал в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), Булавинского восстания (1708), башкирского восстания (1705-1711) и, таким образом, способствовал защите и укреплению стабильности Российского государства. Заслуги Аюки были высоко оценены, и в 1722 г. он дважды лично встречался с императором Петром близ Самары по инициативе последнего.
Сообщение учащегося: Встречи Аюки-хана и Петра
Результаты работы группы 4
Общее:
- Петр и Аюка получили тяжелое наследство стали правителями в сложное время в переломный момент в истории государства России и Калмыцкого ханства, что потребовало от них проведения решительных и кардинальных реформ. в обстановке борьбы за власть
- Воспитание и Петра и Аюки имело один существенный недостаток: Аюка был неграмотен, а Петр допускал до конца жизни грубейшие ошибки при письме. При этом, будучи от природы любознательными они старались исправить недостатки воспитания и не упускали подходящего случая пополнить свои знания.
- Судьба и политические превратности уготовили им тяжелое испытание и они нескоро почувствовали прочную основу под своей властью.
- Но уже на начальном этапе своего правления с честью выдержали суровый экзамен, проявив хладнокровие , гибкость и расчетливость, умение найти наиболее верное политическое решение
- использование одинаковых методов и средств в борьбе за власть (Петр – Софья, Аюка - Дугар)
- Успешные в государственной деятельности, они оказались не совсем счастливыми в личной жизни. Трагедия личной жизни: Петр и Алексей, Аюка - Чакдорчжаб.
Различие: возраст, масштаб деятельности.
Мини-дебаты:
Мини – дебаты: |
2. Н.Н. Пальмов писал: «…в калмыцком народе все держится одним Аюкой. Слава Аюки была славою калмыцкого народа. Умер Аюка, умерла с ним его слава, померкла с нею и слава калмыцкого народа, никогда уже больше к нему не возвращавшаяся» |
1. По словам В. О. Ключевского, «будучи добрым по природе как человек, Петр был груб как царь».
2. С. В. Бушуев: «На весь XVIII в. и шире –петербургский период русской истории –ложится одна гигантская тень –Петра Великого – императора-реформатора. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII в… - все равно нельзя отрицать, что именно Петр стал создателем новой России»
Проблемное задание: Как отдельная личность влияет на ход истории?. Как вы думаете можно ли действия людей прошлого оценивать с позиций современности?
Вместе с учениками учитель формулирует выводы и подводятся общие выводы по уроку.
Для понимания истории важен учет влияния на нее личностей. История населена людьми, личностями. И чем более ярким характером обладает лидер, чем активней он вторгается в жизнь общества, тем более сильное влияние он оказывает на судьбы страны. Ведь каждый лидер становится таковым, потому что он тысячами нитей связан с людьми, с большими массами населения, которые его выдвинуло, поддержало, пошло за ним к их общим целям.
Задача истории – понять закономерность действий людей именно в тех условиях, чтобы представить прошлое правдиво и беспристрастно. Тогда был другой мир, другая жизнь, другие нравы. Их-то мы и попытаемся понять, чтобы познать истинный путь нашего народа и свое собственное место в этом мире, чтобы проложить дорогу в будущее.
И Петр и Аюка – фигуры противоречивые, сложные. Такими их породила эпоха. От своих отцов и дедов унаследовали они черты характера и образ действий, мировоззрение и замыслы на будущее. В тоже время они были яркими индивидуальностями во всем, и именно это позволило им ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.
Однако привычка к власти, раболепие окружающих объясняют, но не оправдывают такие качества этих правителей, как грубость и жестокость, вседозволенность и пренебрежение к человеческому достоинству, произвол в политике и быту.
Примечательная черта их, как правителей, абсолютных монархов, огромный личный вклад в управление государством, искренняя убежденность, что все, исходящее от них, для блага государственного. народного, привлечение к делам одаренных, талантливых и способных людей- администраторов, полководцев, дипломатов, мастеров своего дела.
Урок заканчивается словами В.О. Ключевского, которые можно отнести и к Петру и Аюке: «Самовластие само по себе противно как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединятся с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идет напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о неодолимые припятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 5 классе "Александр Македонский: исторический портрет"
обобщающий урок по теме позволяет дать простор детскому творчеству, развить историческое мышление 5-классников. к уроку прилагается тематическая презентация....
История России в исторических портретах ее правителей IX - XIX вв.
Данный курс по истории России для обучающихся 10 классов составлен как серия исторических портретов правителей России, начиная с Рюрика и заканчивая Николаем II. Большое внимание обращается на х...
Учебный фильм "Композитор эпохи барокко на фоне эпохи"
Младший брат великого композитора Генри Перселла (у них пять лет разница в возрасте) Даниэль Перселл (1664-1717 годы). С подросткового возраста пел в хоре Королевской Капеллы, потом учился играть на о...
Элективный курс по истории России "Личность на фоне эпохи: XIXвек" 8 класс
Программа курса «Личность на фоне эпохи: век XIX» по истории России предназначена дляучащихся 8 класса. Данный курс связан с содержанием основного курса истории России, дополня...
Н.С. Хрущев: исторический портрет личности и эпохи
Урок истории. 10 кл....
Рабочая программа учебного курса "Портрет на фоне эпохи. Век XIX"
Рабочая программа учебного курса "Портрет на фоне эпохи. Век XIX"...
Курс "ХIХ век: портрет на фоне эпохи"
Курс по истории предназначен для учащихся 8 класса (17 часов)...