История России в исторических портретах ее правителей IX - XIX вв.
элективный курс по истории (10 класс) на тему

Ошмарова Ирина Михайловна

 Данный курс по истории России для обучающихся 10 классов составлен как серия исторических портретов правителей России, начиная с Рюрика и заканчивая Николаем II. Большое внимание обращается на характерные черты и особенности исторических лиц, правивших Россией. Изображение исторических лиц оживляется малоизвестными подробностями их личной и дворцовой жизни. Приводятся суждения историков по-разному оценивающих и личность и правление одного и того же исторического лица. В курсе учитывается многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода истории, которое проявляется в раскрытии персоналий. В основу программы положен проблемно-хронологический принцип. Курс рассчитан на 35 часов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoricheskie_portrety_10_2.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

История России в исторических портретах ее правителей (IX – ХIХ вв.)

Элективный курс

для обучающихся 10 классов

Учитель истории

и обществознания:

Ошмарова И. М.

Йошкар-Ола

2012


Пояснительная записка

Россия – страна с традицией самодержавного правления. Монарх венчал пирамиду власти. От его личных качеств многое зависело. Не случайно с новым царем наступала, порой, совсем новая полоса в жизни государства. Объемность и сложность исторического материала курса «История России с древнейших времен до конца ХIХ века» не позволяет достаточно глубоко рассматривать роль личности в истории страны, тогда как для России исторические персоналии играли и продолжают играть определяющую роль в выборе пути развития государства.

Программа элективного курса «История России в исторических портретах ее правителей» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Данный курс составлен как серия исторических портретов правителей России, начиная с Рюрика и заканчивая Николаем II. Большое внимание обращается на характерные черты и особенности исторических лиц, правивших Россией. Изображение исторических лиц оживляется малоизвестными подробностями их личной и дворцовой жизни. Приводятся суждения историков по-разному оценивающих и личность, и правление одного и того же исторического лица. В курсе учитывается многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода истории, которое проявляется в раскрытии персоналий. В основу программы положен проблемно-хронологический принцип.

Данный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю, продолжительность занятия – 40 минут). В ходе учебного процесса предусматривается проведение лекционных, практических, семинарских занятий, предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Цель курса: углубление знаний обучающихся по истории Отечества, развитие их исторического мышления и современного исторического сознания.

           Задачи:

побуждать учащихся к анализу и оценке исторических событий;

способствовать формированию культуры работы с историческими источниками и литературой;

развивать умение аргументировать свои суждения через приобщение к научно-исследовательской деятельности;

развивать умения составлять исторический портрет личности;

способствовать применению знаний учащихся в практической деятельности.

Формы и методы контроля

Формы и методы контроля определяются спецификой курса и возрастными особенностями учащихся. Контроль за процессом обучения предусматривает:

а) оценку личного участия конкретных учащихся в решении учебно-познавательных заданий на занятиях элективного курса;

б) анализ использования учащимися дополнительной литературы (в том числе и художественной) в качестве иллюстративного материала по конкретным темам в процессе изучения и обсуждения содержания курса;

в) проверку освоения творческих, исследовательских и коммуникативных умений;

г) тестирование на занятиях промежуточного контроля.

Предполагается накопительная (бонусная) система оценки деятельности учащихся при освоении элективного курса по следующей таблице:

№ п/п

Виды деятельности учащегося

Количество баллов

1.

Написание учащимся исследовательской работы по одной из заинтересовавших его тем курса с последующим участием в научно-практических конференциях по истории России (данное участие предполагает принцип добровольности, но не обязательности);

30

3.

Подготовка материалов и выступление с ними перед учащимися других классов;

15

5.

Написание учащимся эссе по одной их тем, предложенных учителем;

10

6.

Подготовка отдельной темы к семинару и выступление с ней;

10

7.

Правильные ответы в ходе тестирования на занятиях промежуточного контроля;

5

8.

Активное участие в обсуждении темы в ходе семинара;

5

9.

Активное участие в обсуждении фрагментов видеофильмов;

5

10.

Активная и грамотная работа с документами.

5

В качестве итоговой оценки обучающемуся выставляется ЗАЧЕТ при условии набора им 40-50 баллов.

Ожидаемые результаты

Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;

анализ различных точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;

обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, конференциях.

Ориентация на проблемное изложение, на удовлетворение и поощрение любознательности обучающихся, способствует выработке критического подхода к информации, умению аргументировать свою точку зрения, знания, полученные в одной ситуации использовать в другой, развивая творческие способности.

        Кроме того, изучение элективного курса поможет подготовить учащихся к выполнению заданий типа «С» Единого государственного экзамена, связанных с анализом текста документа, заданий на сравнение исторических событий.


Учебно-тематический план

№ п/п

Дата прове-дения

Раздел програм-мы

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Корректировка

Причи-ны корректировки

Введение: «Личность правителя в истории России»

1

Раздел I.

Русь в IX – XII вв.

7

Летописное предание о призвании варяжских князей в Новгород.

1

Князь Олег – основатель единого древнерусского государства.

1

Игорь, Ольга, Святослав – первые князья династии Рюриковичей.

1

Владимир Святой. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко.

1

Ярослав Мудрый. Укрепление международного положения Руси.

1

 «Русская Правда» – первый письменный свод законов на Руси.

1

Владимир Мономах – великий киевский князь.

1

Раздел II. Русь в XIII – начале XVI вв.

8

Князья периода феодальной раздробленности.

1

Александр Невский. Вторжение шведов, крестоносцев и Литвы.

1

Начало Московской династии. Даниил Московский.

1

Иван Калита. Начало и рост великого княжества Московского.

1

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде.

1

Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

1

Иван III – первый великий князь всея Руси.

1

Политика Василия III по дальнейшему собиранию русских земель.

1

Раздел III. Россия в XVI – XVII вв.



4

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники.

1

Борис Годунов – опричник,  правитель, царь.

1

Избрание на царство Михаила Федоровича Романова.

1

Царь Алексей Михайлович. Формирование абсолютной монархии

1

Раздел III.

Россия в конце XVII – XVIII вв.

7

Император Петр I. «Птенцы гнезда Петрова».

1

Эпоха дворцовых переворотов

1

Женщины на престоле.

Екатерина I. Анна Иоанновна.

1

Елизавета – дочь Петра Великого.

1

Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”.

1

Административные реформы и социальная политика Екатерины II

1

Император Павел I. Усиление полицейской опеки над обществом.

1

Раздел IV.

Российская империя в XIXв.

8

“Дней Александровых прекрасное начало”. Проекты реформ.

1

Роль Александра I в организации разгрома Наполеона.

1

Николай I: обязанный царствовать.

1

Движение и восстание декабристов.

1

Александр II – царь-освободитель или символ застоя?

1

Александр III – человек и государь.

1

Николай II – последний представитель династии Романовых.

1

Итоговое занятие: «Личность правителя на фоне российской истории

1


ЛИТЕРАТУРА

для учащихся

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л.,1989.

Валишевский  К. Дочь Петра Великого. — М., 1995.

Век Екатерины Великой. — М., 2001.

Великие государственные деятели России. — М., 1996.

Кобрин В.Б. Иван Грозный. М.,1989.

Павленко Н.И. Петр I и его время. – М., 1989.

Романовы. Исторические портреты. 1762 – 1917. М.,1997.

Скрынников  Р. Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII века. — Л., 1985.

Чулков Г.И. Императоры. Психологические портреты. М.,1991.

для учителя

Головатенко А. Два кризиса русской государственности: опричнина и смутное время. // Преподавание истории в школе. – 1993. №2.

Записки императрицы Екатерины II. — М., 1990.

Зимин  А. А. Опричнина. — М., 2001.

Каменский А.Б. Политика как искусство возможного. // Родина. 1993, №1.

Ключевский  В. О. Курс русской истории. Т. 1. — М., 1990.

Ковальченко И.Д. Консерватизм, либерализм и радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 года. // Отечественная история. 1994. № 2.

Корнилов А. Отцеубийца. // Родина. 1991. №9-10.

Платонов  С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. — СПб., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Хронология исторических событий.

В материале представлены даты истории России в хронологическом порядке....

Презентация к уроку истории 9 класс "Исторический портрет Петра Аркадьевича Столыпина"

В данной презентации содержитсяавтобиографическийматериал,высказывания современников, эссе учащихся по данной теме"...

Открытое мероприятие по истории России для 8 класса. Воссоздание портрета исторического деятеля

По описанию научных открытий, реформ, философских высказываний и творчеству поэтов и художников той эпохи, участники мероприятия должны назвать не только имя исторического деятеля, но и отношение к не...

Исторические портреты правителей России с древнейших времен до к. XIX в.

Исторические портреты правителей России с древнейших времен до к. XIX в. ( актуально для 9 и 11 классов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ)...

« История России в лицах и судьбах. П.А Столыпин» вечер исторического портрета для 9,11 классов (сценарий)

Одна из знаменитейших и противоречивейших фигур российской истории XX века - Петр Аркадьевич Столыпин был крупным государственным деятелем,  на протяжении пяти  лет занимая пост министра вну...

Разработка интегрированного открытого урока по истории России «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»

У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года....