«Развитие речи на уроках истории и обществознания»
материал по истории на тему

Миронова Галина Николаевна

Проблема развития речи учащих­ся сегодня чрезвычайно актуаль­на. Уровень речевого развития значительного числа школьников явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невы­разительные устные и письменные ответы на уроках, стиль общения на переменах. Поистине угрожающие размеры приняло сквернословие и засорение речи словами-паразитами.

Современная система образования, на­ряду с СМИ и другими социальными ин­ститутами, вносит свой посильный вклад в речевую деградацию.

Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rmo.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бузыкановская средняя общеобразовательная школа

Доклад

Тема: «Развитие речи учащихся на уроках

истории и обществознания»

(выступление на заседании РМО учителей истории и обществознания)

Докладчик: Миронова Галина Николаевна

Должность: учитель истории и обществознания

Категория: I квалификационная категория

ОУ: МКОУ Бузыкановская СОШ

Дата: 27 марта 2013 г.

2013 год


Развитие речи учащихся на уроках

истории и обществознания

Проблема развития речи учащихся сегодня чрезвычайно актуальна. Уровень речевого развития значительного числа школьников явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невыразительные устные и письменные ответы на уроках, стиль общения на переменах. Поистине угрожающие размеры приняло сквернословие и засорение речи словами-паразитами.

Современная система образования, наряду с СМИ и другими социальными институтами, вносит свой посильный вклад в речевую деградацию.

Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания.

В результате изучения истории ученик должен в первую очередь уметь:

  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения;
  • формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы, соотнося их с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • сравнивать и сопоставлять, анализировать исторические события и явления.

 Но для того, чтобы подготовить выпускника в соответствии с данными требованиями, необходимо, прежде всего, развивать речь ребенка.

Какими основными речевыми навыками и умениями должны овладеть школьники на уроках истории и обществознания:

  • Формирование у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций:
  • Устного диалога;
  • Письменного диалога;
  • Умения участвовать в дискуссии;
  • Монологической речи;
  • Развитие письменной речи.

Основные приёмы и методы по развитию речи

на уроке истории и обществознания

  • Художественная литература - важный источник ознакомления учащихся с историческим прошлым. Значение ее в следующем:
  1. живое литературное слово писателя дает образец грамотной и богатой русской речи;
  2. художественные образы повышают наглядность изложения материала, конкретизируют его;
  3. эмоциональное воздействие рассказа учителя на уроке в сочетании с отрывком из художественного произведения способствуют не только формированию представлений о прошлом, но и помогают запомнить материал прочно и надолго;
  4. сравнение описания одних и тех же событий в художественной литературе и историческом сочинении способствует развитию мышления учащихся.

Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы произведений. В первую входят литературные источники изучаемой эпохи, во вторую - историческая беллетристика.

Учителю полезно при подготовке к уроку включить в план своего рассказа отдельные небольшие отрывки, эпитеты, краткие характеристики, яркие описания, меткие выражения из художественных произведений. К примеру, описывая в VIII кл. последствия отмены крепостного права, процитировать знаменитое некрасовское: «Порвалась цепь великая, / Порвалась - расскочилася / Одним концом по барину, / Другим по мужику!..» - и задать вопрос: почему поэт выбрал именно такой образ и чем отмена крепостного права ударила по помещикам и крестьянам?

Подспорьем для учителя могут стать художественно-исторические хрестоматии - к примеру, «История Отечества в литературе, XIX век: Хрестоматия для учителя» (сост. А.В. Шестаков.М., 1991).

  • Устный  диалог: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.

  • Учебная дискуссия. Среди методов, которые помогают учителю формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме.

С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать.

Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.

Элементы дискуссии можно применять на уроках истории уже в 5-ом классе, а в полном объёме данный метод используется в старших классах как на уроках истории, так и на уроках обществознания.

Формы дискуссий:

  • “круглый стол” - беседа, в которой на равных участвует небольшая группа учащихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с аудиторией (остальной частью класса);
  • “заседание экспертной группы”, на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (4-6 человек), а затем они излагают свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с коротким сообщением;
  • “форум” - обсуждение, сходное с “заседанием экспертной группы”, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с аудиторией;
  • “симпозиум” - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждением, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории;
  • “дебаты” - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд, - и опровержений;
  • “техника аквариума” - особый вариант организации коллективного взаимодействия, который выделяется среди форм учебной дискуссии. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.

  • Развитие монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.

Очень полезно на начальном этапе изучение истории учить пересказу текста. Это способствует развитию памяти, вырабатывает и формирует навыки правильной монологической речи.

4.1. Основные приёмы работы над пересказом текста:

  • Составление опорного конспекта с историческими символами;
  • Применение на уроках памяток-алгоритмов (при изучении сложных, богатых событиями исторических явлений, а также при изучении участников этих событий);
  • Работа над связной устной речью (включает в себя «рисование» словесной картинки с использованием картин или ситуативных картинок, составление предложений, рассказа);
  • Использование логических схем и таблиц, помогающих систематизировать, классифицировать материал.

4.2. Приемы работы с учениками, отстающими в речевом развитии.

  • Рассказ по иллюстрации. Ученикам предлагается рассмотреть иллюстрацию и составить предложение о том или другом действующем лице, описать его одежду, действия и т. п. Это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает детей видеть главное, оживляет занятия. Прием старый, но достаточно действенный.
  • Обучение пересказу (пример).

Прочитайте текст, подберите эмоционально окрашенные слова, современные выражения. Подробно перескажите текст.

  • Развитие письменной речи.

Способствует таким формам деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др.

  • Важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся является словарная работа.
  • Способствует обучению конспектирования текста составления плана ответа или статьи, эссе, сочинения, составления памяток, заполнения таблиц и др;
  • Обогащает словарный запас учащихся (работа с понятиями, историзмами, крылатыми выражениями);
  • Словарная работа пронизывает весь процесс обучения истории (правильно пользоваться историческими терминами не только во время ответа на уроке, но и употреблять новые слова в обыденной речи).

Некоторые виды словарной работы:

  • Определение понятий по схеме: П = Р + ВО ( П - понятие, Р - родовое понятие, ВО - видовые отличия). Например, Святейший синод - один из высших государственных органов, учрежденный для управления делами Русской православной церкви; создан по приказу Петра I в 1721 г. вместо отмененного патриаршества и просуществовал до 1918 г. Р - государственный орган; ВО - ведающий делами церкви, существовал в 1721-1918 гг.;
  • Перед ознакомлением с понятием можно задать вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас новое слово?» Сравнение нескольких ассоциаций поможет сформулировать определение;
  • Прием «горячий стул» для закрепления изученного материала: один ученик на стуле сидит спиной к доске, на которой написаны понятия; учитель показывает понятие, которому нужно дать определение, дети говорят определение, ученик на стуле называет понятие;
  • Составление кроссвордов;
  • Задание        найти несколько определений одного понятия в разных словарях и сравнить их друг с другом.

Учащимся старших классов целесообразно давать задания проанализировать слова и выбрать те, которые они применили бы в своей речи, составить речевые конструкции с новыми словами. Помимо словарей, представленных в Интернете, в настоящее время вышли в свет многие интересные издания, способные помочь в словарной работе:

Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. М., 2000.

Курносова И.М., Макаров В.И. Русская история и культура в художественном слове. Словарь. Учебное пособие. М., 2010.

Редкие слова в произведениях авторов XIX века: Словарь-справочник / Сост. Р.П. Рогожникова, К.А. Логинова, С.А. Пономаренко и др. М., 2000.

Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей. М., 1996.

Романова Н.Н., Филиппов А.В., Панькин В.М. Знаки прошлого и настоящего: Краткий словарь. М., 2007.

Рязанцев В.Д. Имена и названия: Словарь эпонимов. М.,1998.

Заключение

В докладе приведены лишь некоторые способы развития речи школьников на уроках истории, обществознания. В принципе, обучает правильной речи сам предмет, текст учебника и дополнительные источники. Важно акцентировать внимание учеников на необходимости грамотной речи и своевременно корректировать ошибки, показывать многообразие нашего языка

Приложение

Памятки ученикам для развития речи на уроках истории:

1. Если вам предстоит произнести речь

Можно выделить четыре категории речей:

  • 1) выученные наизусть;
  • 2) те, которые зачитывают по предварительно написанному тексту;
  • 3) произносимые по предварительно подготовленным наброскам;

 4) произносимые экспромтом.

Чтобы не читать по бумажке, а легко запомнить текст выступления, следует:

  1. продумать то, о чем будете говорить;
  2. записать основные идеи вашего выступления;
  3. продумать общий план выступления;
  4. продумав структуру выступления, записать его и внести в него необходимые детали и подробности;
  5. для страховки полезно выписать на карточку или запомнить основные пункты выступления.

Какой должна быть речь ученика:

  1. Речь должна быть грамотной и правильной, тогда она будет понятна для слушателя.
  2. Обучающийся свободно и самостоятельно, осознавая цели своей речи, выбирает языковые средства и несет ответственность за свой выбор.
  3. Речь говорящего должна быть правдивой и искренней, не нарушающей общепринятые нормы поведения и нравственности.
  4. В процессе общения необходимо соблюдать культуру слушания.

Каким должен быть развернутый устный ответ по истории:

  1. Ответ должен строго соответствовать тому вопросу, который поставлен учителем.
  2. Развернутый ответ состоит из вступления, основной части и заключения, выводов. Вступление может раскрывать причины рассматриваемого события или явления (например, вопрос:«Отмена крепостного права в России», вступление - причины отмены крепостного права). Во вступлении можно кратко сообщить предысторию вопроса (проекты отмены крепостного права при Александре I и Николае I); дать краткую характеристику первоисточников и исторической литературы по рассматриваемому вопросу.
  3. Ответ должен быть последовательным, связным.
  4. Ответ должен быть обоснованным, строиться по принципу: тезис - аргументы - выводы.
  5. В ответе должны быть изложены все основные вопросы содержания темы и приведены все основные факты. Следует пользоваться историческими терминами, понятиями, уметь раскрывать их значение.
  6. При необходимости ответ сопровождается показом по карте, обращением к художественным образам.
  7. Выводы могут содержать оценки исторического материала (свои оценки или оценки ученых). Ответ можно заканчивать выявлением противоречий, проблем, которые являются спорными или нерешенными.
  8. Ваша речь должна быть литературной, грамотной, точной.

Как доказывать свои суждения:

  • Доказательство- последовательное обоснование мыслей, идей, теорий. В истории возможны доказательства:
  1. при помощи научно установленных, не вызывающих сомнение фактов (научно обоснованными считаются те факты, которые взяты из достоверных источников, и, по возможности, подтверждаются другими свидетельствами, подтверждают выдвинутый тезис);
  2. при помощи логически выстроенных аргументов. Аргументы и факты должны относиться к сущности раскрываемого вопроса (доказательство более обосновано, когда во внимание принимаются различные стороны исторических процессов и явлений - экономические, политические, социальные и т. д.).

  • Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода:
  1. Проанализируйте задание, проясните, что требуется доказать.
  2. Определите вывод, который будете доказывать.
  3. Определите источники, какими будете пользоваться для аргументации своих выводов.
  4. Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.
  5. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.
  6. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.

Алгоритм характеристики исторической личности

  1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
  2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
  3. Интересы какого класса (классов, слоев общества) выражает исторический деятель?
  4. Значение его личных качеств.
  5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка для работы с историческим источником

  1. Дайте характеристику историческому источнику: а) автор; б) время создания; в) жанр.
  2. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.
  3. Определите особенности текста, в том числе и художественные, выделите и выпишите в тетрадь основные исторические факты.
  4. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте - исторические факты или художественное описание событий.
  5. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному фрагменту источника.

Памятка «Как написать синквейн»

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк.

Первая строка - тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

Вторая строка - описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка - одно слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.

Литература

  1. Вяземский E.E., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие. М., 2000.
  2. Кинякина О.Н. Мозг на 100 %. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция. Интенсив-тренинг по развитию суперспособностей . М., 2010.
  3. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. СПб., 2004.
  4. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов вузов. М„ 2006.
  5. Пригожий А.И. Манифест чистословия. М., 2007.
  6. Степанищев А.Т. История России: преподавание в школе. Учебное пособие. М., 2001.
  7. Юнина Е.А. Технология качественного обучения в школе: учебно-методическое пособие. М„ 2007.
  8. Шарманова Т. В. Развитее речи на уроках истории // Преподавание истории в школе.- № 10.- 2011.- стр.28-33

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....

Выступление на ГМО учителей истории г. Губкина "Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания"

Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания...

Развитие речи на уроках истории и обществознания

Проблема развития речи учащихся сегодня чрезвычайно актуальна. Уровень речевого развития значительного числа школьников явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невыразительные устные и пис...

Развитие речи на уроках истории и обществознания

Проблема развития речи учащихся сегодня чрезвычайно актуальна. Уровень речевого развития значительного числа школьников явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невыразительные устные и пис...

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...