«Развитие речи на уроках истории и обществознания»
материал по истории на тему
Проблема развития речи учащихся сегодня чрезвычайно актуальна. Уровень речевого развития значительного числа школьников явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невыразительные устные и письменные ответы на уроках, стиль общения на переменах. Поистине угрожающие размеры приняло сквернословие и засорение речи словами-паразитами.
Современная система образования, наряду с СМИ и другими социальными институтами, вносит свой посильный вклад в речевую деградацию.
Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rmo.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бузыкановская средняя общеобразовательная школа
Доклад
Тема: «Развитие речи учащихся на уроках
истории и обществознания»
(выступление на заседании РМО учителей истории и обществознания)
Докладчик: Миронова Галина Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Категория: I квалификационная категория
ОУ: МКОУ Бузыкановская СОШ
Дата: 27 марта 2013 г.
2013 год
Развитие речи учащихся на уроках
истории и обществознания
Проблема развития речи учащихся сегодня чрезвычайно актуальна. Уровень речевого развития значительного числа школьников явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невыразительные устные и письменные ответы на уроках, стиль общения на переменах. Поистине угрожающие размеры приняло сквернословие и засорение речи словами-паразитами.
Современная система образования, наряду с СМИ и другими социальными институтами, вносит свой посильный вклад в речевую деградацию.
Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания.
В результате изучения истории ученик должен в первую очередь уметь:
- формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения;
- формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы, соотнося их с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- сравнивать и сопоставлять, анализировать исторические события и явления.
Но для того, чтобы подготовить выпускника в соответствии с данными требованиями, необходимо, прежде всего, развивать речь ребенка.
Какими основными речевыми навыками и умениями должны овладеть школьники на уроках истории и обществознания:
- Формирование у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций:
- Устного диалога;
- Письменного диалога;
- Умения участвовать в дискуссии;
- Монологической речи;
- Развитие письменной речи.
Основные приёмы и методы по развитию речи
на уроке истории и обществознания
- Художественная литература - важный источник ознакомления учащихся с историческим прошлым. Значение ее в следующем:
- живое литературное слово писателя дает образец грамотной и богатой русской речи;
- художественные образы повышают наглядность изложения материала, конкретизируют его;
- эмоциональное воздействие рассказа учителя на уроке в сочетании с отрывком из художественного произведения способствуют не только формированию представлений о прошлом, но и помогают запомнить материал прочно и надолго;
- сравнение описания одних и тех же событий в художественной литературе и историческом сочинении способствует развитию мышления учащихся.
Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы произведений. В первую входят литературные источники изучаемой эпохи, во вторую - историческая беллетристика.
Учителю полезно при подготовке к уроку включить в план своего рассказа отдельные небольшие отрывки, эпитеты, краткие характеристики, яркие описания, меткие выражения из художественных произведений. К примеру, описывая в VIII кл. последствия отмены крепостного права, процитировать знаменитое некрасовское: «Порвалась цепь великая, / Порвалась - расскочилася / Одним концом по барину, / Другим по мужику!..» - и задать вопрос: почему поэт выбрал именно такой образ и чем отмена крепостного права ударила по помещикам и крестьянам?
Подспорьем для учителя могут стать художественно-исторические хрестоматии - к примеру, «История Отечества в литературе, XIX век: Хрестоматия для учителя» (сост. А.В. Шестаков.М., 1991).
- Устный диалог: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.
- Учебная дискуссия. Среди методов, которые помогают учителю формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме.
С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать.
Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.
Элементы дискуссии можно применять на уроках истории уже в 5-ом классе, а в полном объёме данный метод используется в старших классах как на уроках истории, так и на уроках обществознания.
Формы дискуссий:
- “круглый стол” - беседа, в которой на равных участвует небольшая группа учащихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с аудиторией (остальной частью класса);
- “заседание экспертной группы”, на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (4-6 человек), а затем они излагают свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с коротким сообщением;
- “форум” - обсуждение, сходное с “заседанием экспертной группы”, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с аудиторией;
- “симпозиум” - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждением, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории;
- “дебаты” - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд, - и опровержений;
- “техника аквариума” - особый вариант организации коллективного взаимодействия, который выделяется среди форм учебной дискуссии. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.
- Развитие монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.
Очень полезно на начальном этапе изучение истории учить пересказу текста. Это способствует развитию памяти, вырабатывает и формирует навыки правильной монологической речи.
4.1. Основные приёмы работы над пересказом текста:
- Составление опорного конспекта с историческими символами;
- Применение на уроках памяток-алгоритмов (при изучении сложных, богатых событиями исторических явлений, а также при изучении участников этих событий);
- Работа над связной устной речью (включает в себя «рисование» словесной картинки с использованием картин или ситуативных картинок, составление предложений, рассказа);
- Использование логических схем и таблиц, помогающих систематизировать, классифицировать материал.
4.2. Приемы работы с учениками, отстающими в речевом развитии.
- Рассказ по иллюстрации. Ученикам предлагается рассмотреть иллюстрацию и составить предложение о том или другом действующем лице, описать его одежду, действия и т. п. Это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает детей видеть главное, оживляет занятия. Прием старый, но достаточно действенный.
- Обучение пересказу (пример).
Прочитайте текст, подберите эмоционально окрашенные слова, современные выражения. Подробно перескажите текст.
- Развитие письменной речи.
Способствует таким формам деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др.
- Важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся является словарная работа.
- Способствует обучению конспектирования текста составления плана ответа или статьи, эссе, сочинения, составления памяток, заполнения таблиц и др;
- Обогащает словарный запас учащихся (работа с понятиями, историзмами, крылатыми выражениями);
- Словарная работа пронизывает весь процесс обучения истории (правильно пользоваться историческими терминами не только во время ответа на уроке, но и употреблять новые слова в обыденной речи).
Некоторые виды словарной работы:
- Определение понятий по схеме: П = Р + ВО ( П - понятие, Р - родовое понятие, ВО - видовые отличия). Например, Святейший синод - один из высших государственных органов, учрежденный для управления делами Русской православной церкви; создан по приказу Петра I в 1721 г. вместо отмененного патриаршества и просуществовал до 1918 г. Р - государственный орган; ВО - ведающий делами церкви, существовал в 1721-1918 гг.;
- Перед ознакомлением с понятием можно задать вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас новое слово?» Сравнение нескольких ассоциаций поможет сформулировать определение;
- Прием «горячий стул» для закрепления изученного материала: один ученик на стуле сидит спиной к доске, на которой написаны понятия; учитель показывает понятие, которому нужно дать определение, дети говорят определение, ученик на стуле называет понятие;
- Составление кроссвордов;
- Задание найти несколько определений одного понятия в разных словарях и сравнить их друг с другом.
Учащимся старших классов целесообразно давать задания проанализировать слова и выбрать те, которые они применили бы в своей речи, составить речевые конструкции с новыми словами. Помимо словарей, представленных в Интернете, в настоящее время вышли в свет многие интересные издания, способные помочь в словарной работе:
Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. М., 2000.
Курносова И.М., Макаров В.И. Русская история и культура в художественном слове. Словарь. Учебное пособие. М., 2010.
Редкие слова в произведениях авторов XIX века: Словарь-справочник / Сост. Р.П. Рогожникова, К.А. Логинова, С.А. Пономаренко и др. М., 2000.
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей. М., 1996.
Романова Н.Н., Филиппов А.В., Панькин В.М. Знаки прошлого и настоящего: Краткий словарь. М., 2007.
Рязанцев В.Д. Имена и названия: Словарь эпонимов. М.,1998.
Заключение
В докладе приведены лишь некоторые способы развития речи школьников на уроках истории, обществознания. В принципе, обучает правильной речи сам предмет, текст учебника и дополнительные источники. Важно акцентировать внимание учеников на необходимости грамотной речи и своевременно корректировать ошибки, показывать многообразие нашего языка
Приложение
Памятки ученикам для развития речи на уроках истории:
1. Если вам предстоит произнести речь
Можно выделить четыре категории речей:
- 1) выученные наизусть;
- 2) те, которые зачитывают по предварительно написанному тексту;
- 3) произносимые по предварительно подготовленным наброскам;
4) произносимые экспромтом.
Чтобы не читать по бумажке, а легко запомнить текст выступления, следует:
- продумать то, о чем будете говорить;
- записать основные идеи вашего выступления;
- продумать общий план выступления;
- продумав структуру выступления, записать его и внести в него необходимые детали и подробности;
- для страховки полезно выписать на карточку или запомнить основные пункты выступления.
Какой должна быть речь ученика:
- Речь должна быть грамотной и правильной, тогда она будет понятна для слушателя.
- Обучающийся свободно и самостоятельно, осознавая цели своей речи, выбирает языковые средства и несет ответственность за свой выбор.
- Речь говорящего должна быть правдивой и искренней, не нарушающей общепринятые нормы поведения и нравственности.
- В процессе общения необходимо соблюдать культуру слушания.
Каким должен быть развернутый устный ответ по истории:
- Ответ должен строго соответствовать тому вопросу, который поставлен учителем.
- Развернутый ответ состоит из вступления, основной части и заключения, выводов. Вступление может раскрывать причины рассматриваемого события или явления (например, вопрос:«Отмена крепостного права в России», вступление - причины отмены крепостного права). Во вступлении можно кратко сообщить предысторию вопроса (проекты отмены крепостного права при Александре I и Николае I); дать краткую характеристику первоисточников и исторической литературы по рассматриваемому вопросу.
- Ответ должен быть последовательным, связным.
- Ответ должен быть обоснованным, строиться по принципу: тезис - аргументы - выводы.
- В ответе должны быть изложены все основные вопросы содержания темы и приведены все основные факты. Следует пользоваться историческими терминами, понятиями, уметь раскрывать их значение.
- При необходимости ответ сопровождается показом по карте, обращением к художественным образам.
- Выводы могут содержать оценки исторического материала (свои оценки или оценки ученых). Ответ можно заканчивать выявлением противоречий, проблем, которые являются спорными или нерешенными.
- Ваша речь должна быть литературной, грамотной, точной.
Как доказывать свои суждения:
- Доказательство- последовательное обоснование мыслей, идей, теорий. В истории возможны доказательства:
- при помощи научно установленных, не вызывающих сомнение фактов (научно обоснованными считаются те факты, которые взяты из достоверных источников, и, по возможности, подтверждаются другими свидетельствами, подтверждают выдвинутый тезис);
- при помощи логически выстроенных аргументов. Аргументы и факты должны относиться к сущности раскрываемого вопроса (доказательство более обосновано, когда во внимание принимаются различные стороны исторических процессов и явлений - экономические, политические, социальные и т. д.).
- Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода:
- Проанализируйте задание, проясните, что требуется доказать.
- Определите вывод, который будете доказывать.
- Определите источники, какими будете пользоваться для аргументации своих выводов.
- Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.
- Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.
- Выясните, все ли аргументы исчерпаны.
Алгоритм характеристики исторической личности
- Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
- Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
- Интересы какого класса (классов, слоев общества) выражает исторический деятель?
- Значение его личных качеств.
- Оценка результатов деятельности исторической личности.
Памятка для работы с историческим источником
- Дайте характеристику историческому источнику: а) автор; б) время создания; в) жанр.
- Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.
- Определите особенности текста, в том числе и художественные, выделите и выпишите в тетрадь основные исторические факты.
- Определите, что преобладает в приведенном фрагменте - исторические факты или художественное описание событий.
- Обоснуйте, можно ли доверять приведенному фрагменту источника.
Памятка «Как написать синквейн»
Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк.
Первая строка - тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка - описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.
Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
Пятая строка - одно слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.
Литература
- Вяземский E.E., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие. М., 2000.
- Кинякина О.Н. Мозг на 100 %. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция. Интенсив-тренинг по развитию суперспособностей . М., 2010.
- Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. СПб., 2004.
- Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов вузов. М„ 2006.
- Пригожий А.И. Манифест чистословия. М., 2007.
- Степанищев А.Т. История России: преподавание в школе. Учебное пособие. М., 2001.
- Юнина Е.А. Технология качественного обучения в школе: учебно-методическое пособие. М„ 2007.
- Шарманова Т. В. Развитее речи на уроках истории // Преподавание истории в школе.- № 10.- 2011.- стр.28-33
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей
Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...
Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....
Выступление на ГМО учителей истории г. Губкина "Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания"
Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания...
Развитие речи на уроках истории и обществознания
Проблема развития речи учащихся сегодня чрезвычайно актуальна. Уровень речевого развития значительного числа школьников явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невыразительные устные и пис...
Развитие речи на уроках истории и обществознания
Проблема развития речи учащихся сегодня чрезвычайно актуальна. Уровень речевого развития значительного числа школьников явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невыразительные устные и пис...
Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
В современном обществе цель учителя выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...
План работы преподавателя истории и обществознания по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
План работы по выявлению и развитию творческих способностей...