"Использование информационно-компьютерных технологий на уроках истории и обществознания". Обобщение опыта.
статья по истории по теме

Ткачева Лариса Анатольевна

В статье подчеркивается возросшая роль использования ИКТ на уроках истории и обществознания, которые  позволяют более эффективно решать целый ряд образовательных и воспитательных задач. Рассматриваются дидактические требования к уроку с использованием компьютерных технологий, возможность применения ИКТ на различных этапах урока,  использование электронных учебников, энциклопедий, пособий, презентаций, видеороликов,  видеофрагментов исторической тематики при проведении уроков. Это позволяет сделать современный урок ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Данный обобщенный педагогический опыт может быть использован в проведении уроков истории и обществознания, а также во внеурочной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokakh_istorii.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-компьютерных технологий

на уроках истории и обществознания

Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знаниям, стремился к самостоятельному их получению. Своей главной задачей я считаю помочь ученикам освоить такие умения и навыки,  которые окажутся необходимыми в их будущей жизни: умение учиться, работать с большим потоком информации, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, уметь работать индивидуально и в команде, творчески подходить к делу.

Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности, углубляя знания учащихся, полученные ранее, повышая уровень и сложность выполняемых задач, давая наглядное представление результата выполненных действий. Как говорится в английской пословице:  “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”.  

Использование компьютера на уроках истории и обществознания в настоящее время не является уже экзотикой. Первопроходцем в этом направлении является московский учитель истории и обществознания А. Чернов. В журнале «Преподавание истории в школе» имеется ряд его  публикаций, а так же в Интернете у него есть сайт

http:/lesson-history.narod.ru, где можно познакомиться с его работами.        

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя истории новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, подготовки исследовательских работ, проектов, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.

При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.        

        Информационно-компьютерные технологии позволяют мне более эффективно решать целый ряд образовательных и воспитательных задач:

Во-первых, компьютерные технологии дают возможность воссоздать исторический образ эпох, событий, исторической обстановки, людей и т.д. за счет визуализации, которая способствует эмоционально-образному усвоению материала. Этого часто не хватает при применении обычных технологий.

 Во-вторых, усиливают мотивацию к изучению предмета. Компьютерная среда для многих учащихся стала более привычной, нежели традиционная книжная, и этот момент тоже необходимо учитывать.

В-третьих, работа с анимированными картами позволяет лучше решать задачу по локализации событий в пространстве, четче проследить динамику исторических событий.

В-четвертых, компьютер позволяет самостоятельно создавать любые «наглядные пособия» - видео и аудиоподборки, анимированные карты и схемы, таблицы и т.п.

В-пятых, компьютерные технологии позволяют сделать гораздо более интересной и насыщенной внеурочную деятельность. Например, проведение интеллектуальных игр.

В-шестых, сегодня можно говорить о новой сфере детского творчества - компьютерном. Именно через компьютерное творчество в современное время можно поднять уровень мотивации учащихся. Не каждый школьник с большим желанием займется написанием реферата. А вот проявить себя в создании презентации захотят многие, что, несомненно, будет способствовать повышению уровня мотивации в изучении обществоведческих дисциплин.

В учебном процессе я  использую:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
  • интерактивную доску;
  • электронные энциклопедии и справочники, которые содержат богатый информационно-справочный материал, статистические данные в виде схем, диаграмм, таблиц;
  • тренажеры и программы тестирования;
  • образовательные ресурсы Интернета;
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

            видео и аудиотехнику;

  • научно-исследовательские работы и проекты.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, необходимо соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
  • уточнять, где и когда будут использованы информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
  • согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  • учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
  • анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Информационные технологии я использую на разных этапах урока.

1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование.

2. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

3. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал, основные узловые моменты темы. Необходимо заинтересовать ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение.

4. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования изучаемого материала. С этой целью в конце урока учитель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые предлагают различные издательства. В зависимости от дидактических целей и специфики курса учебных предметов можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники.

Я использую следующие электронные учебники и пособия:

  • электронный учебник по истории Древнего мира и Средних веков для 5-6 класса; «История нового времени» для 7-8 классов (ООО «Кордиа Медиа») историческую энциклопедию «Три века российской истории. Династия Романовых» («Коминфо»)
  • энциклопедию истории России. 862-1917. («Коминфо»)
  • электронный учебник «История России. XX век» («Клио Софт» )  
  • электронное пособие «История искусств»
  • электронное учебное пособие «Основы правовых знаний».8-9 класс. («Кирилл и Мефодий»)
  • учебное электронное издание «Обществознание». Практикум. (ООО «Марис»)
  • экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 класс. История. Обществознание. («Новая школа) и др.

В первую очередь хотела бы отметить, что электронные учебные издания очень помогают учителю сегодня в более эффективной организации урока. И это не только готовые уроки, соответствующие учебным программам, но и тот объем информационно-справочного материала, который учитель  может использовать при подготовке к уроку или на самом уроке. Например, я пользуюсь на уроках практикумом по  обществознанию для 8-11 классов, который можно использовать с любым учебно-методическим комплектом. В частности, словарь, схемы, хрестоматию, справочно-правовую систему ГАРАНТ. Так, в 9 классе по обществознанию по теме «Правовое государство» при объяснении можно использовать схему «Признаки государства», «Признаки правового государства», объяснить, используя словарь, термины «государство», «разделение властей». В зависимости от целей урока можно использовать тексты хрестоматии, работу с таблицами или диаграммами. Весь справочный материал расположен в алфавитном порядке, есть удобная система быстрого поиска и возможность любую нужную информацию сохранять или выводить на печать и использовать в качестве раздаточного материала на уроке. Например, при изучении темы: «Всеобщая декларация прав человека» текст декларации можно распечатать заранее, используя справочно-правовую систему ГАРАНТ, или необходимые статьи Конституции РФ при изучении соответствующей темы.

Я также пользуюсь готовыми уроками электронных учебников, вернее, беру отдельные вопросы той или иной темы в зависимости от целей урока, сложности изучаемого материала, имеющегося времени, подготовленности класса. Хороший результат получается в том случае, если перед просмотром фрагмента урока учащимся задается проблемный вопрос, на который они должны ответить, прослушав и посмотрев учебный материал. Или составить опорную схему.

Особенный эффект дает использование иллюстративного материала электронных учебников и пособий  при преподавании, например, таких разделов истории, как культура. Ведь сколько бы мы не говорили о красоте тех или иных архитектурных сооружений, памятников, полотен великих мастеров, все же лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Использование электронного пособия «История искусств» дает мне возможность по своему усмотрению отобрать учебный иллюстрационный материал, который записан небольшими фрагментами с голосовым сопровождением, и использовать его на любом этапе урока. Можно также на основе имеющегося материала создать свою галерею иллюстраций, которая будет сопровождать объяснение нового материала.

 Но не всегда в таких учебниках я могу найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу. Тогда я начинаю создавать свои уроки с использованием ИКТ, в том числе уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point. Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point могут быть следующими:

1) лекционные,  которые имеют главной целью не иллюстрировать, а зрительно показать сложный материал для записи учащимися в удобной форме;

2) уроки - иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов;

3) уроки - наглядные пособия, которые помогают как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.

Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции я использую различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

Чаще всего в своей практике я провожу уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания, и объяснение нового материала.

Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Использование компьютерных технологий возможно на всех этапах урока. Я использую их при объяснении нового материала,  на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний, что позволяет  обеспечить динамичность, наглядность, более высокий уровень преподавания, изучение большего  объема учебной информации по сравнению с традиционными методами. У учащихся повышается интерес к изучаемому вопросу и в целом к предмету. Но всегда нужно помнить, что все хорошо в меру, в том числе и использование компьютерных технологий на уроке.

При изучении новой темы наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Богатые коллекцией  иллюстраций электронные учебники, я использую для создания свих презентаций к уроку. Так, подготовленные мной презентации по искусству XIX века содержат характеристику основных направлений в искусстве России рассматриваемого периода, портреты и краткие биографические характеристики художников, а также репродукции наиболее известных картин.  Небольшие презентации на 10-12 слайдов не просто иллюстрируют объяснение учителя, а позволяют «окунуться» в эпоху, демонстрируя образ жизни различных слоев населения, достижения  искусства и культуры, создавая яркие образы.

Презентация может выступать и в качестве наглядного пособия, обучая новым умениям и навыкам учащихся: составлять схемы, опорные конспекты, таблицы. Например, при объяснении темы «Средневековая деревня и ее обитатели», ребята учатся составлять схемы. Работая с текстом учебника, они отвечают на вопросы учителя и составляют опорную схему, элементы которой появляются на экране по щелчку учителя по мере прочтения и осмысления учащимися нового материала, а не заранее в готовом виде. Беседуя по прочитанному, учитель задает вопросы:

 - Как называлась земля феодала? – Вотчина.  По щелчку на экране появляются элементы схемы – «Феодальная вотчина».

- На какие части делилась земля феодала? – На господскую и крестьянскую. Параллельно с ответами учащихся появляются остальные элементы схемы, которые ребята записывают в тетрадь.

Рассказ учителя о крестьянской общине сопровождается появлением на экране кратких тезисов. В качестве закрепления материала предлагается работа с историческим источником. Ребята получают раздаточный материал, а на экране появляются вопросы, на которые нужно ответить. Обобщая ответы учащихся, учитель объясняет, какой тип хозяйства называется натуральным. На экране появляется определение натурального хозяйства, которое ребята записывают в тетрадь. Таким образом, удается удачно сочетать элементы традиционного урока, который предполагает работу с текстом учебника, историческими источниками и современные инновационные технологии, которые позволяют иллюстрировать учебный материал по ходу объяснения учителя, а также формировать новые умения и навыки. Аналогичным образом с использованием презентации построен урок «Культура Византии» (Средние века. 6 класс).

Использовать презентацию на уроке можно и при проверке домашнего задания,

например, по теме «В рыцарском замке». (6 класс, история Средних веков). Фронтальный опрос можно провести в форме викторины. На слайдах презентации по щелчку появляются вопросы, сопровождающиеся иллюстрациями, которые являются,

своего рода подсказкой для учеников. Поэтому на основную часть вопросов легко отвечают и слабоуспевающие ученики, что создает ситуацию успеха на уроке. Описать снаряжение и экипировку рыцарей тоже помогают картинки презентации с изображением рыцарей, их вооружения. Также на экране можно показывать фрагменты текста, предварительно задав к нему вопрос, на который учащиеся должны ответить.

Составить связный рассказ по темам: «Мой дом – моя крепость», «На рыцарском турнире», «Посвящение в рыцари» учащимся также помогут иллюстрации, работа с которыми способствует формированию культурно-эстетических ценностей, воспитанию чувства прекрасного.

Необходимо привлекать учащихся и к использованию Интернет-ресурсов. Так домашнее задание объяснить, как возникли и что означают сегодня выражения: «Копья ломать», «Открытое забрало», «Без страха и упрека», «Бросить перчатку»,  предполагает, что учащиеся могут обратиться за помощью к словарям и энциклопедиям, а если их нет - к ресурсам Интернета. 

        Очень удобно использовать компьютерные презентации при повторении блока тем, для систематизации  и контроля знаний. Так, повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Восток» в 5 классе очень удачно сочетает формы традиционного урока, предполагающего работу с контурными картами, историческими источниками, словарно-терминологическую работу, с демонстрацией презентации, наглядно показывающей и поясняющей основные задания урока.

Живой интерес у пятиклассников вызывают темы, посвященные изучению «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Дав заранее задание прочитать отрывки из поэмы, мифы о Троянской войне и приключениях Одиссея, контроль знаний я провожу в виде исторической викторины. Презентация викторины содержит иллюстрации, которые помогают учащимся отвечать на вопросы. Викторина по поэме Гомера «Илиада» предполагает, что, отвечая на ее вопросы, учащиеся будут «примерять» на себя роли участников тех событий и говорить от их имени. Аналогичным образом построена викторина, посвященная личности Александра Македонского. Например: «Юный Александр любил доблесть, подвиги, войну и огорчался, когда слышал о победах своего отца Филиппа. Что однажды сказал друзьям Александр, услышав об очередной победе отца?» - «Если мой отец проживет еще несколько лет, то мне вместе с вами уже не удастся совершить ничего великого…».  Такие вопросы  требуют более точных, дословных ответов, хорошего знания фактического материала, внимательного отношения к историческим источникам.

 По истории России мною подготовлены викторины- презентации «Лицом к истории, или история в лицах» по правлению первых русских князей, литературно-историческая викторина «Северная война», путешествие по Петербургу «Люблю тебя, Петра творенье».

Компьютерные технологии позволяют сделать гораздо более интересной и насыщенной внеурочную деятельность по предмету. Так, внеклассное мероприятие «За золотым руном» по мифам Древней Греции для 5-х классов также сопровождается компьютерной презентацией. Иллюстрации замечательных художников на античные сюжеты помимо того, что несут определенную историческую информацию, воспитывают чувство прекрасного, приобщают к ценностям мировой культуры, расширяют кругозор учащихся.    

Компьютерные презентации используются мною при подготовке тематических классных часов, например, «Екатерине Великой посвящается», «С днем рождения, школа», «Путешествие по станице Медведовской», «Через тернии к звездам» и др.        

И, самое главное, в этом творческом процессе участвую не только я, но и мои ученики. Получив опережающее задание по наиболее интересной для ученика теме, он может оформить собранный материал не только в виде реферата, доклада, сообщения, но и компьютерной презентации. Причем в ходе работы над презентацией идет отбор не только информационного материала, но и иллюстративного - в виде фотографий, репродукций картин и т.д. Старшеклассники часто используют музыкальное и голосовое сопровождение, включают в презентацию видеоролики, что, несомненно, делает данный материал не только интересным в восприятии, но и запоминающимся. Презентации, подготовленные учащимися,  я использую как на  уроках истории, так и на тематических классных часах.

        Большую роль в усвоении исторического материала играет образность, яркость фактов, событий. Это обязательное условие эмоционального восприятия, непроизвольного запоминания, активной мыслительной деятельности учащихся. Более того, без образности нет конкретного изображения происходящего.

Благодаря техническим возможностям сегодня на уроке учитель может использовать небольшие фрагменты исторических фильмов, чтобы более ярко, эмоционально, образно  показать масштабность, грандиозность тех или иных исторических событий. Например, в пятых классах при объяснении нового материала ребята, затаив дыхание, смотрят эпизоды фильма «Троя», связанные с изучением в рамках курса истории Древнего мира поэмы Гомера «Илиада». Прочтение материала учебника, поэтических строк Гомера, подкрепленное просмотром наиболее ярких эпизодов фильма, обязательно останутся  в памяти учащихся. Им, быть может, захочется более подробно узнать об этих событиях, и они возьмут в библиотеке книгу с мифами, или заглянут в энциклопедию. Рассказывая ребятам о воспитании юных спартанцев, о подвиге царя Леонида в Греко-персидских войнах, о беззаветной любви к Родине и мужестве, я использовала фрагменты фильма «300 спартанцев». Воссоздать эпоху римских императоров помогают фрагменты фильма «Гладиатор». Ребята видят на экране, как выглядел Колизей, как проходили гладиаторские бои, какие нравы царили в Риме. Обычно, перед просмотром фрагмента фильма, я задаю проблемный вопрос, на который необходимо будет ответить. Учащиеся анализируют увиденное, излагают свою точку зрения, аргументируют ответ. Причем, как правило, очень эмоционально. Значит, задело и останется в памяти.

Немало художественных фильмов показывают нам интересные страницы отечественной и мировой истории. Так, в фильме «Слуга государев», замечательно показана Полтавская битва, начиная от выступления Петра I перед своими войсками и заканчивая бегством шведов. В небольшом по времени эпизоде, который я использую на уроке, ребята могут почувствовать дух эпохи, увидеть, как героически сражались их далекие предки, каким оружием воевали. Сегодня на экраны выходят фильмы, показывающие трагические страницы отечественной истории. Но далеко не все ребята смогут их посмотреть. Использование на уроках истории фрагментов, иллюстрирующих нашу историю, позволяет привлечь внимание к наиболее актуальным ее страницам, воссоздать

образ эпохи, заставить задуматься и сопереживать, рассуждать о причинах и последствиях и, таким образом, воспитывать.

 Интернет-ресурсы дают возможность использовать видеоролики, по исторической тематике в том числе. Особенно важно, когда поиском и отбором материала занимаются сами ученики. Так найденный в Интернете видеоролик «Перл-Харбор», где показана жесткость войны, я использую при изучении Второй мировой войны, чтобы показать жестокость   войны.

Однако, использование фрагментов кинофильмов на уроке - это достаточно трудоемкая для учителя работа, требующая времени и творческого подхода. Упростить ее может только владение новыми компьютерными программами. Поэтому учителю, использующему компьютерные технологии, придется все время повышать свое мастерство. Но показать историю в лицах, прививать интерес и любовь к отечественной и мировой истории через живых ее участников – эта задача того стоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При этом получает...

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителейКогда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения ...

Серия уроков с использованием проблемно-поисковой технологии на уроках истории и обществознания

Актуальность проблемно-поисковой технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возмо...

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания. Из личного опыта.

Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.Техн...

Использование современных педагогических технологий на уроке Истории и обществознания (из опыта работы)

В данной статье, на основе личного опыта и применения собственной разработки урока обществознания, рассказывается о использовании технологии диалогового взаимодействия.Технология диалогового взаимодей...

Распространение опыта «Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний ».

В настоящее время в России происходит становление новый системы образования. Требования сегодняшнего дня, связанные с реформированием образования ( инициатива «Наша новая школа», переход на ФГОС новог...