Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время
статья по истории на тему

В статье идет речь о том, кто такие одаренные детьми и что для них характерно. Перечислены проблемы, возникающие у категории этих детей и их особенности, которые необходимо учитывать при работе с ними.

Раскрывается методика работы с одаренными детьми, с приведением конкретных практических примеров. А также имеется  приложение с таблицей наших достижений и наград.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания  и во внеурочное время

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

 Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения[1].  Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Одаренные дети - это те, кто отличается от среднего уровня своими потенциальными или функциональными возможностями.

Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем: 
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. 
2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. 
3. Они, отвергая стандартные требования, несклонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 
4. Их волнуют вопросы философского характера. 
5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами. 
        Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности: 
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера. 
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями[2]. 
        При работе я стараюсь учитывать все эти особенности. 

В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Никого особого рецепта по работе с одарёнными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы.  Беда в том, что не все из них об этом знают.

И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит        три        этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему        предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить        себя,        раскрыть        свои        таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили  способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.
       Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:
- уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои        суждения;
- урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;
- урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);
- урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов);
- урок-конференция.
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.
       На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому,  или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
       Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются мероприятия (викторины, конкурсы, турниры), проводимые в рамках предметной недели.  В частности, в этом году, в рамках недели  социально-гуманитарного цикла
 были проведены внеклассное мероприятие «Своя игра», интеллектуальный конкурс «Клуб знатоков», игра «Слабое звено». 

Одной из форм  работы является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня. Исследовательская и проектная деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.

Ежегодно я готовлю с учащимися научно- исследовательские работы.

Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности - это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и, конечно, в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:
• стимулирование интереса детей к предмету;
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области.

Считаю, что предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Ежегодно учащиеся нашей школы становятся победителями и призёрами олимпиад по истории, обществознанию и праву различного уровня. Высокие результаты достигаются благодаря высокому потенциалу детей и систематической работе с одарёнными детьми. При подготовке к олимпиадам и конкурсам, как и все учителя, провожу индивидуальные занятия с детьми, направленные не только на изучение материала, но  намного опережающего школьную программу, на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера.

В прошлом году  ученица 11 класса  стала призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории.

 Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных олимпиад, успешно поступают и учатся в ВУЗах.


Список использованной литературы и источников


1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007. 
2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006. 
3. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51. 
4. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1. С.40. 

ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

 

Информация  об участии в интеллектуальных конкурсах, конференциях и олимпиадах различного уровня за 2013 – 2014 г

Полное наименование мероприятия (этап, сроки проведения)

Организатор мероприятия (этапа)

Количество участников мероприятия (этапа), класс/ возраст

Количество победителей

(Ф.И.О.)

Количество призеров

(Ф.И.О.)

III Всероссийская дистанционная олимпиада по обществознанию для 10-11 классов

(02.09.2013 - 25.12.2013)

Всероссийский

6 чел.

11 кл.

5 чел.

Второй (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников по истории

(20.11.2013 г.)

муниципальный

1 чел.

11 кл

1 чел.

Муниципальный конкурс «Права человека глазами ребёнка»

(декабрь 2013 г.)

муниципальный

2 чел.

5 кл.

1 чел. 10 кл.

2 чел.

1 чел.

Всероссийский конкурс «Дни воинской славы России» (21.11.2013 - 12.03.2014)

Всероссийский

2 чел. 11 кл.

1 чел. 10 кл.

3 чел.

Всероссийская дистанционная олимпиада по Истории для 5 – 11 кл. (11.02.2014 – 05.03.2014)

Всероссийский

2 чел. 11 кл.

1 чел

Межмуниципальный историко-просветительский конкурс

исследовательских и творческих работ школьников «100-летию Первой мировой войны посвящается…»

Межмуниципальный

1 чел.

10 кл.

1 чел.

Всероссийская олимпиада

по истории «Вторая мировая война»

для 9-11 классов. ФГОС

(1.04 – 5.05.2014 г.)

Всероссийский

6 чел.

10 кл.

3 чел.

Всероссийские олимпиады «Я энциклопедиЯ»

(10.04 – 18.04 2014 г.) история

Всероссийский

4 чел.- 10 кл.

2 чел.

Всероссийский конкурс творческих работ «Формула мира» (январь-апрель 2014)

Всероссийский

1 чел.- 10 кл.

1 чел.

XI Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» (ОВИО)  сентябрь 2014 г

муниципальный

5 чел. 5 кл.

9 чел. 6 кл.

6 чел. 7 кл

6 чел. 3 место

1 чел. 2 место

Всероссийский конкурс по истории (3 сентября – 15 октября)

Всероссийский

5 чел. 6 кл.

1 чел. 10 кл

1 чел. 3 место

1 чел. 2 место

Международная детская интеллектуальная викторина по истории «Страницы истории России» (ноябрь 2014 г)

Международная

2 чел.

11 кл.

2 чел.

Всероссийский дистанционный детский конгресс «Дети Третьего Тысячелетия» секция «Открытый микрофон» эссе на тему «Маленьким детям – большие права!»

Всероссийский

1 чел.

8 кл.

1 чел.

Культура в рекламе VS реклама в культуре – 30 октября – 21 ноября 2014 г.

межрегиональный

1 чел. – 11 кл

1 чел.

D:\USRDATA\Desktop\3.jpgD:\USRDATA\Desktop\1.jpg

D:\USRDATA\Desktop\2.jpg

D:\USRDATA\Desktop\5.jpgD:\USRDATA\Desktop\4.jpg

D:\USRDATA\Desktop\6.jpg

D:\USRDATA\Desktop\7.jpg

D:\USRDATA\Desktop\8.jpg

Наши награды

D:\USRDATA\Desktop\w.jpgD:\USRDATA\Desktop\e.jpgD:\USRDATA\Desktop\t.jpg

   D:\USRDATA\Desktop\k.jpgD:\USRDATA\Desktop\o.pngD:\USRDATA\Desktop\ty.jpgD:\USRDATA\Desktop\q.jpgD:\USRDATA\Desktop\hk.jpgD:\USRDATA\Desktop\h.jpgD:\USRDATA\Desktop\i.jpgD:\USRDATA\Desktop\y.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках физкультуры и во внеурочное время

Это доклад на тему о работе с одаренными детьми на уроках физкультуры. О способа,. методах и формах работы на уроке с такими детьми....

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время

Методическая статья, раскрывающая примеры форм работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время...

План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (пр...

«Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время»

Программа работа с одаренными детьми на уроках биологии...