Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"
рабочая программа по химии на тему
Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_plan_samoobrazovaniya.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №40»
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя химии
Снимщиковой Елены Михайловны
Образование: высшее.
Алтайский государственный университет, 1983 год
квалификация Химик. Преподаватель
специальность Химия
Квалификационная категория – высшая, 2010г.
Курсы повышения квалификации:
ПЛАН РАБОТЫ
над методической темой по самообразованию
Снимщиковой Елены Михайловны,
учителя химии
Тема работы гимназии: Формирование модели системы качества образования и технология ее реализации в гимназии.
Тема работы кафедры:
Тема самообразования: «Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа над темой начата: 2011-2012 учебный год
Предполагается закончить работу над темой: 2015-2016 учебный год.
Цель: выявление одаренных детей, создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии способностей. Достижение более высокого уровня моей профессиональной компетентности.
Задачи самообразования по теме:
1. Совершенствование системы выявления особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла, а особенно химии.
2. Обеспечение условий для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности, используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии).
3. Обеспечение высокого методического уровня сопровождения одаренных школьников.
4. Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках темы по самообразованию
Предполагаемые результаты самообразования
- Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
- Создание системы работы с одаренными детьми.
- Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.
- Овладение современными методиками работы с одаренными детьми.
- Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
- Создание комплекта педагогических разработок с применением новых технологий и размещение их на школьном сайте.
- Самоанализ своей профессиональной деятельности, отчет о работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработка дидактических материалов, тестов, создание собственной программы для работы с одаренными детьми, способствующей личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
- Размещение результатов работы над темой самообразования на школьном сайте.
- Обобщение опыта по исследуемой теме.
- Личностное развитие детей. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Умение находить и анализировать нужный материал из научно-популярной литературы или Интернета
Формы выявления одаренных детей
- Личные наблюдения
- Общение с классными руководителями, родителями учащихся
- Работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа
- Олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции
Способы реализации
1. Разработать для каждого учащегося или группы учащихся план работы по развитию способностей.
2. Расширить работу в форме индивидуального или коллективного исследования (научно-практические работы или проекты).
3. Участие в различных конкурсах, олимпиадах в школе и за её пределами на различных уровнях (муниципальном, региональном в очных и заочных формах).
4. Разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.
Направления самообразования
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 2. Повышать квалификацию на курсах для учителей химии 3.Изучение психолого-педагогической литературы | 2011 – 2016 регулярно |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
|
регулярно |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по химии, педагогике, психологии. 3. Разработка персонального сайта-портфолио в сети Интернет, основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов. 4. Общение с педагогами на различных сайтах | регулярно регулярно
2012-2016
2012-2015 |
Охрана здоровья | .1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | регулярно
постоянно |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы | Содержание работы | Срок | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2011-2012 | Школьные и районные МО Изучение психолого-педагогической литературы |
Прогностический | 1. Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов | 2011-2012 | Выступление на заседании школьного методического объединения. Участие в олимпиадах, конкурсах. |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2. Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы | 2011-2015 | 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме «Развитие навыков учащихся по решению нестандартных задач» 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов 2.Оформление результатов работы 3. анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся | 2015- 2016 | 1. Выступление на заседании школьного и районного методического объединения. 2.Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах. 3.Консультативная помощь учителям и учащимся. 4. Участие в работе школьного сайта (разработка и периодическое обновление персональной страницы) |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2014 - 2016 | 1 Размещение результатов работы над темой самообразования на школьном сайте. 2. Участие в конкурсах. |
План работы на год
№ | Направление деятельности | Сроки | Отметка о выполнении |
1 | Постановка целей и задач на 2013 -2014 учебный год. Определение этапов работы. | Август |
|
2 | Составление плана работы над темой | Сентябрь |
|
3 | Составление списка литературы по теме | Сентябрь |
|
4 | Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме | В течение года |
|
5 | Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности | В течение года |
|
6 | Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности | В течение года |
|
7 | Разработка индивидуального плана подготовки учащихся к олимпиаде | Сентябрь |
|
8 | Подготовка экзаменационных материалов для профильных классов (10 -11) | Декабрь |
|
9 | Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости, олимпиад/ | В течение года |
|
10 | Подготовка выступлений на заседания МО | По плану |
|
11 | Участие в предметной неделе | Апрель |
|
12 | Систематизация материалов по теме «Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности» | Апрель |
|
13 | Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании МО | Май |
|
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕНИКОМ
(«одаренным», мотивированным на высокие результаты обучения)
Пастуховым Виталием, учеником 11 Г класса
на 2013 – 2014 учебный год
Учитель: Снимщикова Елена Михайловна
Направление деятельности: интеллектуальная деятельность
Цель: создание условий для проявления личностных интеллектуальных и творческих способностей ученика
Задачи:
- углубить теоретические знания по важнейшим вопросам современной науки химия;
- развивать навыки применения химических знаний при решении задач;
- развивать способности в практической направленности при проведении лабораторных опытов и практических работ;
- совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками информации;
- совершенствовать способности при использовании информационно-компьютерных технологий;
- способствовать формированию личностных качеств на достижение конечного позитивного результата; развивать навыки логического мышления, формировать психологическую устойчивость при участии в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального)
- обеспечить участие Пастухова Виталия в конкурсах, олимпиадах различного уровня
Формы работы: индивидуальная работа
Периодичность занятий: 2 - 3 часа в неделю
Содержание работы с учеником
Пастуховым Виталием, учеником 11 Г класса
на 2013 – 2014 учебный год
Месяц | Содержание работы | Результат (заполняется учителем по результатам занятий, участия в мероприятиях) |
сентябрь | 1 неделя Теоретические занятия по индивидуальному плану: Периодический закон и строение атома 2 неделя Теоретические занятия по индивидуальному плану: Вещества неорганической химии, классификация, химические свойства основных классов неорганических соединений 3 неделя Теоретические занятия по индивидуальному плану: Тема: Щелочные и щелочноземельные металлы 4 неделя Тема: Алюминий. Решение расчетных задач различного типа | Расширение кругозора обучающегося по вопросам неорганической химии. Углубление знаний по вопросам неорганической химии. Углубление знаний по теоретическим вопросам неорганической химии. Приобретение и закрепление практических навыков решения задач |
октябрь | 1 неделя Тема: Железо. Решение расчетных задач различного типа Подготовка к школьному туру олимпиады по химии: разбор заданий теоретического тура школьных олимпиад прошлых лет 2 неделя Участие в школьной олимпиаде по химии 3 неделя Тема: Медь. Решение расчетных задач различного типа 4 неделя Подготовка к I этапу Всесибирской олимпиады школьников по химии. Разбор заданий теоретического тура прошлых лет Участие в I этапе Всесибирской олимпиады школьников по химии. | Углубление знаний по вопросам не органической химии. 1 место в школьной олимпиаде Приобретение и закрепление практических навыков решения задач. Углубление знаний по вопросам неорганической и органической химии Победитель I очного этапа Всесибирской олимпиады школьников по химии. |
ноябрь | Разбор теоретического материала. Решение расчетных задач различной степени сложности. Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по химии. 1 неделя Тема: Хром, кобальт, никель 2 неделя Тема: Общие способы получения металлов 3 неделя Тема: Подгруппа галогенов 4 неделя Тема: Подгруппа кислорода Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии. | Углубление знаний по вопросам неорганической химии. Приобретение и закрепление практических навыков решения задач Углубление знаний по вопросам неорганической и органической химии Призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии. |
декабрь | Подготовка к Региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по химии. Разбор заданий теоретических туров олимпиад разных уровней: Регионального (Алтайский край других регионов РФ), Всесибирского, Всероссийского. | Приобретение практических навыков решения задач. Устранение типичных ошибок |
январь | Выполнение заданий творческого уровня Работа с дополнительными источниками информации. Подготовка к Региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по химии. Участие в Региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии. | Развитие творческих способностей Формирование умений делать выводы. Призер Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии. |
февраль | 1 неделя Тема: Подгруппа азота 2 неделя Тема: Подгруппа углерода 3 - 4 неделя Работа с дополнительными источниками информации. Решение нестандартных задач Участие во II этапе Всесибирской олимпиады школьников по химии | Приобретение навыков работы с дополнительными источниками информации. Углубление знаний по вопросам неорганической и органической химии |
март | Подготовка к школьному химическому марафону в рамках «Недели химия», городским химическим боям «Индиго» Участие в химическом марафоне среди 8-11 классов, в городском химическом бое «Индиго» | Умение решать интеллектуальные вопросы по химии |
апрель | Использование информационных технологий в химии. | Развитие творческих способностей |
май | Участие в заключительном этапе Всесибирской олимпиады школьников по химии Сдача ЕГЭ Подведение итогов в работе за 2013-2014 учебный год |
Подпись учителя ___________________________
Подпись учащегося ___________________________
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
7. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя химии».
8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
9. Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157
10. Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов. // Химия в школе.- №4. – 2006. – с. 2-3
11.Габриелян О.С., Краснова В.Г., Сладков С.А. Современная дидактика школьной химии. // Химия. - №21. – 2007.
12. Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка. // Химия в школе. - №4. – 2007. – с. 2 – 3
Интернет-ресурсы
1.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Пр-271 http://www.mon.gov.ru/
2.Положение о работе с одарёнными детьми. www.soudo.ru/omcso/odar/rabotasodar.doc
3.Работа с одаренными детьми. Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей http://www.effecton.ru/762.html
4.«Рабочая концепция одаренности» Д. Б. Богоявленской http://www.edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc
Учебная исследовательская работа
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках математики разработки учащимися примерных тем проектов, исследовательских работ
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
- Творческое сотрудничество с учителями – предметниками.
4. Участие в системе школьной методической работы:
- Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
- Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
- Участие в заседаниях ШМО естественно – математического цикла, педагогических советах.
- Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей математики, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета
- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
- Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
- Создание системы работы с одаренными детьми.
- Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.
- Овладение современными методиками работы с одаренными детьми..
- Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
- создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную программу для работы с одаренными детьми, способствующую личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
- Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
- Обобщить опыт по исследуемой теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми на уроках физкультуры и во внеурочное время
Это доклад на тему о работе с одаренными детьми на уроках физкультуры. О способа,. методах и формах работы на уроке с такими детьми....
Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"
Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...
Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время
Методическая статья, раскрывающая примеры форм работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время...
План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (пр...
"Методика работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время в процессе реализации ФГОС."
Работа с одарёнными детьми по биологии...
«Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время»
Программа работа с одаренными детьми на уроках биологии...
План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время 2022-2023 учебный год
План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время 2022-2023 учебный год...