"Методика работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время в процессе реализации ФГОС."
методическая разработка по биологии на тему
Работа с одарёнными детьми по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odaryonnymi_po_biologii.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на городском МО учителей биологии, химии
по теме:
"Методика работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время в процессе реализации ФГОС."
Подготовила: учитель биологии
I квалификационной категории
МБОУ СОШ № 31
Мельникова О.В.
31 октября 2017
Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является актуальной в современной школе. В своей работе я придерживаюсь на протяжении своей педагогической деятельности следующей системы.
Первым этапом является выявление детей, проявляющими интерес и высокую активность при изучении биологии. Деятельность учителя должна быть направлена на выявление талантливости и творчества детей. Можно смело утверждать, что половина учащихся обладают той или иной талантливостью, конечно, их доля намного выше в начальной школе. Это говорит о том, что с одаренным ребенком необходимо начать работу с раннего детства и не потерять цепочку преемственности в среднем и старшем звене школы. Важно развивать и прослеживать творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время во всех школах имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. У меня имеется свой банк данных, который ежегодно пополняется учащимися 5 класса, пришедшими из начальной школы. Хорошие результаты дает «Портфолио» - это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика. Мои воспитанники тоже имеют своё портфолио. В настоящее время действенность портфолио намного увеличилась, учащиеся стали относиться к своим успехам и своему развитию более осознанно. Формирование портфолио целесообразно начинать уже в начальной школе. И к концу обучения в школе у учащихся сформируется четкое понимание своих способностей. Возможно, это поможет им определиться и с будущей профессией .
Вторым этапом является помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности. Годы работы в школе меня привели к убеждению, что только широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого на своих уроках максимально стараюсь учитывать индивидуальные способности и интересы учащихся. Практикую изучение программного материала по индивидуальной траектории, под которой подразумеваю углублённое изучение отдельных тем учащимися, которые проявляют особый интерес к предмету. Результатами такого подхода являются научно-исследовательские проекты учащихся и участие в научно-исследовательских проектах, которые также размещены на некоторых общероссийских образовательных порталах.
Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Для этого мои воспитанники принимают участие в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
В своей педагогической деятельности стараюсь использовать современные педагогические технологии. Одна из них - технология развития критического мышления. Эта технология помогает мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. Применение элементов ТРКМ создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала. Для того чтобы развить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, необходимо внедрять в образовательный процесс новые образовательные технологии, развивающие формы и методы обучения.
При работе с одарёнными детьми необходимо решить ряд задач:
- Сформировать устойчивый мотив к учебной и творческой деятельности.
- Овладеть элементами исследовательской деятельности.
- Формировать основы теоретического мышления.
- Развивать самостоятельную и творческую деятельность.
Направление и способы работы с одарёнными детьми
1.Организационное направление
Работа на этом этапе предполагает диагностику и анализ информации об одарённых детях, условиях их обучения и развития.
2.Научно-методическое направление
Создание банка методических материалов для работы с одарёнными детьми.
3.Экспериментальное направление
- Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
- Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.
- Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.
4.Аналитическое направление На данном этапе планируется проанализировать результаты работы, определить проблемы, пути их решения и составить перспективный план на следующий учебный год.
Формы работы с одаренными детьми
- Творческие мастерские.
- Работа по индивидуальным планам развития.
- Элективные курсы.
- Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.
- Кружки по интересам.
- Конкурсы.
- Интеллектуальный марафон.
- Участие в олимпиадах.
- Занятия с преподавателями ВУЗов.
- Обучение в профильных классах.
- Участие в Интернет-олимпиадах.
При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
1-й уровень – потребность в новых впечатлениях .
2-й уровень – развитие любознательности, выраженной в интересе к определённым занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки).
3-й уровень (высший уровень) – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).
Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаются определенным своеобразием (поисковые, проблемные, исследовательские, интерактивные, игровые). Используются, в частности, тематические и проблемные мини-курсы: мозговые штурмы, ролевые тренинги, круглые столы, дискуссии, дебаты, развитие исследовательских умений в форме научно-практической работы пли творческих зачетов и т.п. Прежде всего, методы и формы работы разделяются на урочные и внеурочные. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно (самостоятельное изучение нового материала, решение проблемных ситуаций, выполнение практической работы, задания повышенной сложности, работа с дополнительной литературой).
Широкое распространение получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности находят широкое применение в различных практикумах и при проведении лабораторных работ в условиях деления класса на подгруппы. Среди форм и методов внеурочной работы по биологии широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, индивидуальные занятия, конкурсы, интеллектуальный марафон, интегрированные элективные курсы, вовлечение к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах в школе и вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской деятельности.
Принципы работы с одаренными детьми: в динамическом оптимуме трудности процесса обучения, соотносящиеся с индивидуальностью (нужна специальная, в значительной мере самостоятельная работа, чтобы ее выполнить, использование проблемных ситуаций на уроке и др.); в возложении ответственности на самого ученика, что означает свободный выбор учебных приоритетов в учебном плане, программах, в содержании отдельных предметных тем; свободный выбор уровня трудности; свободный выбор системы оценивания, свободный выбор способов и приемов работы, выход на исследовательские проекты; междисциплинарное обучение, по возможности постановка глобальных проблем, тесная связь с реальностью и опытом ученика; домашние задания в основном творческого задания; внедрение дистанционных форм обучения, требующих владения основами самообразования и самообучения.
Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности нашли широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах на уроках биологии .Создание условий для развития личности ученика, как уже было отмечено, для меня является ключевой. Кроме того важно создавать творческую и инициативную микросреду, так как в одиночку очень сложно чего-либо достичь. В своей работе стараюсь создать условия для развития как учителей, так и родителей.
С родителями провожу всеобучи, также совместные с учащимися мероприятия, приглашаю их на классные часы, различные конкурсы и соревнования.
Как уже было отмечено, от учителя зависит многое – будет ли учащийся развивать свою одарённость или он перейдет в число «буднично-серых людей» (М.Волошин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В ПРЕДВЕРИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.Значение познавательного, а значит р...
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС
Об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС ...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС
Презентация на тему "Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС"...
Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС
Цель: Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.Задачи:Формирование умений самостоятельной исследовател...
Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС
ВЦель Цель: Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации....
Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС
Цель: Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.Задачи:-Обучать планированию действий (учащийся д...