Конспект урока по теме: «Англия в XI- XV веках” для 6 класса
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Проблемный урок с элементами лабораторно- практической работы по теме: «Англия в XI- XV веках”.
План урока
1.Нормандское завоевание Англии и его последствия.
2. Реформы Генриха II.
3.Борьба короля и феодалов. «Великая хартия вольностей»
4. Создание парламента.
5. Восстание Уота Тайлера.
6.От сословно-представительной монархии к неограниченной королевской власти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по теме «Англия в XI- XV веках”
для 6 класса
Выполнена учителем
МБОУ СО школа п.Уральский
Губановой Ю.Л.
п.Уральский 2014г.
Тема урока «Англия в XI –XV веках»
Цели урока.
а) На основании исследования документа, схемы, учебника, актуализации знаний привести к пониманию:
Признаков централизованного государства и его отличия от раздробленного;
Исторического значения объединения государств и их последствия;
Что такое монархия и парламентская монархия.
б) Продолжить работу по формированию навыков и умений по целеполаганию и рефлексии, установлению причинно-следственных связей.
Задачи:
Образовательные:
1. Углубить представление учащихся о причинах и характере феодальных войн.
2. Показать, что народ Англии был решающей силой в процессе объединения страны.
3. Обеспечить усвоение основных дат урока.
4. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории других народов.
Развивающие:
1. Развивать познавательные процессы обучающихся (память, внимание, восприятие, речь).
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделять главное, добывать материал из различных источников, делать вывод.
3. Воспитывать у обучающихся коммуникативные качества (умение слушать, излагать свои мысли, выступать перед аудиторией)
Воспитательные:
Сформировать уважение у школьников к борьбе английского народа за свою независимость.
Тип урока: проблемный урок с элементами лабораторно- практической работы.
План урока
1.Нормандское завоевание Англии и его последствия.
2. Реформы Генриха II.
3.Борьба короля и феодалов. «Великая хартия вольностей»
4. Создание парламента.
5. Восстание Уота Тайлера.
6.От сословно-представительной монархии к неограниченной королевской власти.
Вопросы для вводной беседы с учащимися
- В чем особенности географического положения Англии.
- Вспомните, почему в средние века молитвы начинались словами «Боже, храни нас от ярости норманнов»?
- Как вы думаете, море защищало Англию от вторжений или делало её беззащитной и открытой?
- Основные занятия жителей Англии в средние века?
Проблемный вопрос: В Англии централизованное государство начало складываться во второй половине 11 века, т.е. намного раньше, чем во Франции. Попытайтесь выяснить, почему и как это произошло.
1.Нормандское завоевание Англии и его последствия.
Учитель показывает на карте область на севере Франции – Нормандию и спрашивает, почему она так называется, затем показывает Гастингс – место сражения войска Вильгельма I и англичан в 1066 г. Работа с учебником, учащиеся находят последствия нормандского завоевания и оформляют опорный конспект.
2. Реформы Генриха 2.
Англия после норманнского завоевания стала являть собой образ централизованной монархии в правление Генриха I (1110-1132 гг) и особенно Генриха II Плантагинета (1154-1189 гг). Во время правления Генриха II были проведены важные реформы. Изучение этого вопроса в зависимости от подготовки класса может проходить в двух видах: рассказ учителя, самостоятельное изучение текста учебника и заполнение таблицы.
Реформы | Их содержание | Их значение |
Судебная реформа | 1.Право свободным людям обращаться в суд. 2.Расследование в суде проводили 12 человек из числа местных жителей. | Ограничение власти феодалов над свободными людьми, возникновение суда присяжных. |
Военная реформа | 1.Замена обязательной военной службы денежным платежом «щитовые деньги» 2.Создание наёмного рыцарского войска. | Уменьшилась зависимость короля от военных сил феодалов. |
Администра-тивная реформа | Усиление власти шерифов: собирал налоги, преследовал нарушителей, председательствовал в суде, командовал ополчением. | Власть короля опиралась на чиновников, подчинённых непосредственно ему. |
3.Борьба короля и феодалов. «Великая хартия вольностей»
Вопрос о кризисе королевской власти в Англии изучается на основе рассказа учителя и работе с документом.
После смерти Генриха II его сыновья Ричард Львиное Сердце (1189-1199 гг) и Иоанн Безземельный (1199-1216 гг) продолжали преобразования, пытались и далее укрепить авторитет королевской власти. Иоанн столкнулся с сопротивлением баронов, которые были недовольны увеличением поборов для организации борьбы с французами. Война велась неудачно, король терял свои земли во Франции. Король вынужден был принять требования мятежных баронов и подписать специальный документ 15 июня 1215 г. «Велика хартия вольностей»
«Иоанн, Божьей милостью король Англии… архиепископам… графам и всем верным моим – привет.
- … дали перед Богом своё согласие и настоящей хартией нашей подтвердили… на вечные времена, чтобы английская церковь была свободна и владела своими правами в целости…
12. Ни щитовые деньги, ни какая иная подать не должна взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего…
16. Никто не должен быть принуждаем к несению большей службы чем за рыцарский феод или за другое свободное держание, чем та, какая следует с него…
39. Ни один свободный человек не будет арестован и заключён в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким- либо иным способом обездолен… иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны…»
Вопросы и задания для учащихся.
- О правах, каких сословий говорится в документе? О каких сословиях здесь не упоминается?
- Перечислите права и свободы, названные в документе?
- Объясните, почему англичане считают этот документ «началом английской свободы».
- Создание парламента.
При сыне Иоанна Безземельного, Генрихе III (!216-1272 гг) в стране несколько раз устанавливалось баронское правление, которое неминуемо вело к гражданской войне. Войско восставших под предводительством Симона де Монфора разгромило королевские силы под Льюсом. Пленённые в битве король Генрих и его наследник Эдуард были вынуждены подписать соглашение и принять требования восставших. Чтобы укрепить свою власть Симона де Монфор 20 января 1265 г. в Весминстере собрал первый английский парламент (от французского «парле»- говорить)
Парламент в Англии в 13-14 вв.
Английский парламент утверждал налоги и сборы. В Англии не было вражды между рыцарями и горожанами. Их сплочённость привела к тому, что король был вынужден в 1297 г. издать закон «О неразриашении налогов». С этого времени ни один налог не может собираться без согласия Палаты общин.
- Восстание Уота Тайлера.
Весной 1381 года на юго-востоке Англии началось восстание, охватившее половину страны. Крестьяне громили монастыри и феодальные поместья, жгли списки феодальных повинностей, убивали сборщиков податей. На своём знамени английские крестьяне написали: «Да здравствует король Ричард и его верные общины» и объясняли, что борются не против короля, а против его «дурных советников».
Вопрос: О какой черте крестьянских восстаний это свидетельствует?
Уот Тайлер был заманен на переговоры и убит, после чего феодалы разгромили оставшихся без предводителя восставших.
Вопрос: Как следует охарактеризовать поведение крестьян и действие феодалов?
Во время восстания Уота Тайлера, восставшие были фактически хозяевами Лондона, король написал грамоту, в которой говорилось: «Да станет ведомо, что по особой нашей милости мы отпускаем на волю всех наших подданных и освобождаем каждого и всех от крепостного состояния». Когда же восстание было подавлено, король объявил крестьянам: «Вы были крепостными и останетесь ими; вы останетесь в крепостном состоянии, но ещё несравненно худшем и более тяжком».
Вопрос: На основании этих высказываний оцените поведение короля.
После подавления восстания Уота Тайлера многих его участников судили. Их обвиняли в том, что, захватив замок или монастырь, они уносили документы и судебные протоколы, в которых указывались размеры крестьянских наделов и повинностей, уничтожали списки плательщиков налогов в канцеляриях чиновников.
Вопрос: Чем объясняются такие действия восставших крестьян? О какой причине восстания свидетельствуют эти факты?
6.От сословно-представительной монархии к неограниченной королевской власти.
1 группа работа с текстом.
Текст.
«Неудачный исход Столетней войны возбудил в Англии большое недовольство против Генриха VI. Этим воспользовался представитель Йоркского дома, другой младшей линии фамилии Плантагенетов от того же Эдуарда III, и предъявил свои права на английский престол. Таким образом возникла тридцатилетняя опустошительная война в Англии из-за престолонаследия (1455-1485 гг), известная в истории под названием войны Алой и Белой Розы, так как в гербе Ланкастеровского дома была алая роза, а в гербе Йорского дома- белая роза. Англия разделилась на две партии: северная- за Ланкастеров, южная- за Йорков.
ПослеГенриха VI Ланкастера престол удалось получить Эдуарду IV Йоркскому. После его смерти, за малолетством его двух сыновей, жестокий брат его Ричард сделался опекуном их и правителем государства. Но он, не довольствуясь неполной власть, при помощи ряда убийств добился престола и стал английским королём Ричардом III. Против Ричарда III которого обвинили в убийстве сыновей Эдуарда VI, выступил родственник Ланкастерского дома Генрих Тюдор. Одержав победу в 1485 году при Босуорте, Генрих взошёл на престол под именем Генриха VII.
Задание: составить опорный конспект.
2 группа работа с опорным конспектом.
Задание: составить текст, используя опорный конспект.
Провести сравнительный анализ полученного результата работы групп.
Вывод: Война Алой и Белой Розы ослабила крупную аристократию. Главную роль в управлении страной играли представители графств и городов. В Англии установилась ограниченная парламентом монархия.
7.Закрепление
Правители Англии | Основные события | ||
А | Вильгельм I | 1 | Рождение английского парламента |
Б | Вильгельм II Рыжий | 2 | Осуществление земельной переписи «Книга Страшного суда» |
В | Генрих I | 3 | Принятие «Великой хартии вольностей» |
Г | Генрих II | 4 | Проведение административной реформы: укрепление власти шерифов в графствах |
Д | Иоанн Безземельный | 5 | Издание закона по которому Англия становилась свободной от власти Папы страной |
Е | Генрих III | 6 | Проведение военной реформы: «Щитовые деньги» |
Ж | Эдуард III | 7 | Расширение территории королевского домена за счёт земель на границе с Уэльсом и Шотландиеей |
З | Генрих IV | 8 | Борьба против уиклификанской ереси |
9 | Осуществление судебной реформы, введение суда присяжных | ||
10 | Создание нового королевского домена | ||
11 | Обращение с хартией, восстанавливающей утраченные церковью права | ||
12 | Восстание Уота Тайлера |
Рефлексия
Что узнали.
Каким способом.
Чему научились.
Какие испытывали трудности.
Интересно ли было на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: Англия. Королевский Лондон.
Тема урока: Англия. Королевский Лондон.Тип урока: комбинированный.Цель урока: дальнейшее развитие иноязычной компетенции, создание учебного продукта в условие продуктивной учебной деятельн...

План конспект урока по теме "Русское общество в XI веке"
План конспект урока по теме "Русское общество в XI веке"Автор: Горошенкина Наталья Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ№27" г.ПермиУрок подготовлен по учебнику: Сахаров А.Н. История...

Конспект урока "Образы природы в русской поэзии Х1Х века"(5 класс)
Конспект урока составлен с учётом того, что перед уроком проводилась предварительная подготовка творческих работ ребят. Ученикам всегда приятно, когда на уроке демонстрируются из труды. В конспекте ес...

презентация к уроку истории, тема: " Древняя Русь IX-XIII века, 6 класс
Данная презентация предназначена для урока обобщения по теме "Древняя Русь в 9-13 веках" в 6 классе...

Конспект урока на тему "Французская революция конца XVIII века"
Урок 44. Учебная дисциплина ОДБ. 04 ИСТОРИЯ. ТЕМА: Французская революция конца XVIII векаУрок изучения новых знаний...

План – конспект урока по теме «Россия в начале 20 века».
План – конспект урока по теме «Россия в начале 20 века»....