План – конспект урока по теме «Россия в начале 20 века».
методическая разработка по истории (11 класс)
План – конспект урока по теме «Россия в начале 20 века».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по теме «Россия в начале 20 века».
Учитель Стебенёв А.В. ( МАОУ «СОШ с. Чапаево Сахалинской обл.)
Урок истории в 11 классе (6-ой по КТП в уч. году)
Место и значение урока : 3-ий урок темы-блока из 9 уроков: «Россия на рубеже XIX – XX веков» (1-активная вводная лекция с целью представления и актуализации темы (с постановкой главных задач и проблем темы), тема урока- «Россия в нач. 20 века. Территория и население»; 2- практическая работа с решением проблем по теме урока «Российское общество».
Цели урока:
Развивающая: развитие умений и навыков практической работы в группе, работы с источниками и учебными текстами, определения и аргументации своего мнения, устного доказательного выступления, выделения и решения проблемы, выдвижение гипотез, отбора и анализа материала, обобщения данных и формулирования выводов.
Обучающая: изучение характерных черт и особенностей экономического, социального и политического развития России, особенностей российского монополистического капитализма, пережитков феодализма и противоречий в сферах общественной жизни России, понимание роли и места России в мире в нач. ХХ века.
Воспитывающая: воспитание уважительного и заинтересованного отношения к истории; воспитание патриотизма как любви к Родине не только на основе гордости за успехи и победы, но и сопереживания за трудности, бедствия и поражения.
Тип урока: Комбинированный (изучение и закрепление новых знаний, контроль знаний и работы.
Форма урока : практическая работа в группах с элементами объяснения, консультаций и коллективного обсуждения проблем.
Литература: Тексты учебников Горинов М.М., Данилов А.А, Моруков М.Ю. и др. История России.10 класс. М, «Просвещение», 2016 ; Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России. 11 класс. М, «Просвещение», 2015.
Источники : заявления Николая Второго о «началах самодержавия, об отношении к партиям и конституции, письмо Л.Толстого царю 1902г. «Любезный брат…» о насущных проблемах народа; отчёт саратовского губернатора П.Столыпина 1904г. о земельных проблемах и нужде крестьян, воспоминания А.Извольского о противоречиях реформ С.Витте; письмо обер-прокурора Синода К.Победоносцева 1902г. о «нищете и падении народа»; фрагменты программ партий РСДРП, эсеров, «освобожденцев» и «земцев»; фрагмент сочинений В.Ключевского об аграрном вопросе как главной проблеме России и возможной причине революций; фрагменты из книги современника В.Гиляровского «Москва и москвичи» о жизни и быте рабочих и «низов» общества.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, доска, фрагменты видеозаписией телевизионных ток-шоу с участием историков С.Пивоварова, С.Борисова, С.Мироненко, А.Чубарьяна и др. о состоянии Рссии в нач.20в. и причинах революций в России.
Ход урока
Организационный момент (2 мин.). Приветствие. Объявление темы и целей (кратко), объяснение порядка работы, разделение на 3 группы по 3 человека, раздача листов с текстами.
Изучение нового материала (30 мин.)
1 часть (10 мин.): актуальность, спорность темы в годовщину событий 1917г.Постановка проблемы.
Просмотр отрывка видео телепередачи, в котором хорошо видны различия мнений профессиональных историков, эмоциональность и противоречивость их выступлений («в успешной, а то и процветающей России вдруг- революции», «умный и заботливый монарх, а все вокруг- глупцы и враги России» и т.д.).
Проблема : почему именно в России с её успехами в экономике и социальной сфере в кон.19- нач.20 века и в политике (с 1905г.) произошли трагические революционные потрясения.
2 часть (20 мин.) : самостоятельная практическая работа в группах по изучению текстов, распределение работы в группе // организующие и поясняющие консультации учителя.
3 часть (10 мин.) : коллективное обсуждение проблемы, поочерёдное предоставление слова учащимся групп // ведение обсуждения учителем, роль-регулирующая и направляющая на главную проблему. В итоге должны получиться выводы (возможны импровизации и изменения) :
1 Успехи России были, но частичные, отдельных направлениях.
2 Сохранялись пережитки и острые противоречия, особенно- аграрные.
3 Назревшие проблемы не решались, реформы отставали от проблем
4 Все современники отмечают бедность населения, низкий уровень жизни и недовольство самодержавием даже седи буржуазии и части дворян.
Поэтому Россия закономерно и неуклонно шла к своим революциям, в отличие от западных стран.
Оргмомент (3 мин) : подведение общего итога, выставление оценок (с участием групп, возможны поправки к учительской оценке), пояснение ДЗ:
Вопросы после параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Демо-тест на тему: "Россия к началу Нового времени" по учебнику "История России Нового времени XVI - XVIII века". 7 класс
Демо-тест к теме: "Россия к началу Нового времени" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Российская история Нового времени XVI - XVIII века" для 7 класса. Перед и...
Урок истории на тему "Россия в начале XX века"
Данный урок был показан на районном семинаре учителей истории и обществознания...
Проверочная работа по теме: "Россия в начале века (1900-1917 гг.)"
Проверочная работа по истории для 11 класса...
Презентация к уроку в 11 классе по истории на тему: "Россия в начале XX века. Внешняя и внутренняя политика самодержавия".
Материал подготовлен к учебнику Левандовского А.А., Щетинова Ю.А., Мироненко С.В. ( базовый уровень)....
ИОП по теме "Россия в начале ХХ века"
Индивидуально-ориентированный план поможет организовать дифференцированную подготовку учащихся к уроку...
Раздаточное пособие для обучающихся в кейс-технологии по теме "Россия в начале 20 века"
Раздаточное пособие для обучающихся в кейс-технологии по теме "Россия в начале 20 века" - может быть использован на уроках истории России при изучении России в начале 20 веке....
ТЕСТ ПО ИСТОРИИ РОССИИ по теме: «Россия в начале 20 века»
Тест позволяет проверить знания учащихся по теме "Россия в начале 20 века"....