"Дети блокадного Ленинграда"
методическая разработка по истории на тему
Сценарий урока "Дети блокадного Ленинграда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenarij_ko_dnju_snjatija_blokady_leningrad1_2.odt | 71.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 им.Иса Хуадонти с.Чикола Ирафского района
РСО-Алания
М
Внеклассное мероприятие
Сценарий, посвященный 70-ой годовщине снятия блокады города Ленинграда
«Дети блокадного Ленинграда»
учитель истории
Тегаева Белла Хушиновна
2014 г.
Содержание
1.Внеклассное мероприятие. 2014год
Сценарий, посвященный 670-годовщине снятия блокады города Ленинграда « Дети блокадного Ленинграда» ………………………………3
2. Список использованной литературы ………………………………9
3. Приложение……………………………………………………………….....10
Сценарий, посвященный 70-годовщине снятия блокады города Ленинграда « Дети блокадного Ленинграда»
Цель:
-расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
- расширить представление о жизни детей блокадного Ленинграда;
- формировать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и ее великую историю;
- нравственное воспитание школьников в свете гуманитаризации современного образования.
Задачи:
-формировать у учащихся нравственные понятия и этику истинного петербуржца;
-обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города и страны;
-формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
-знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
-развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;
- формировать историческое сознания, чувства гордости за свою Родину;
Интеграция образовательных предметов: История, Литература, Художественное творчество, Музыка.
Оборудование и материалы (оформление зала):
- проектор,
- экран,
- музыкальная аппаратура с аудиозаписями,
- презентация «Дети блокадного Ленинграда»,
- календарь с изображением даты Блокады,
- детские рисунки по теме,
- макет «Дорога жизни»,
- стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами.
Ход мероприятия.
Ведущий 1.
Ведущий.
Вам, героическим защитникам Ленинграда,
Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,
Вам, пережившим 900-дневную блокаду,
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых.
Ведущий.
22 июня 1941 года немцы напали на нашу Родину. Из заявления Советского правительства:
Звучит голос Левитана.
Ведущий.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война и уже 8 сентября 1941 года немцы были у стен Ленинграда.
В Берлине Гитлер громогласно заявлял: «Через 3 недели мы будем в Ленинграде». Был даже намечен день банкета в гостинице «Астория» и отпечатаны специальные пропуска.
В день благодарной памяти и не проходящей скорби, нам хочется поклониться тем, кто выстоял, выжил и отстоял Великий город – символ нашего Отечества.
В череде военных юбилеев, которые мы отмечаем, и будем отмечать, есть даты, которые сияют особенно ярко. Среди них 27 января 1944 года. 68 лет тому назад великий, особый праздник пришел на нашу ленинградскую землю. Израненный, изнуренный город был полностью освобожден от блокады. Это особая страница Великой Отечественной войны. Мужчины, женщины, дети и старики блокадного города и Ленинградской земли показали врагу, на что они были способны. Весь мир узнал, что означают слова «Блокада», « Ладога», «Дорога жизни». Победа нашему народу досталась дорогой ценой. В 2-х млн. городе, окруженном кольцом блокады, людей, родившихся в 1924 – 1926гг. осталось около 2%, а новорожденных 1941-1944гг. еще меньше. Но жертвы были не напрасны. Если бы Ленинград не выстоял, то не выстояла бы и Москва.
В память о погибших в блокаду, на полях сражений, трудившихся в тылу, не покладая рук, объявляется минута молчания.
Тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память - наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.
Звучит фонограмма «Вставай, страна огромная…»
Ведущий 2.
Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Звучит фонограмма 7-ой симфонии Шостаковича
Ведущий 3.
Блокада! Блокада! Блокада!
Погасли огни Ленинграда.
В снегу от разрывов воронки
Чернеют, как стаи вороньи.
Блокада. Блокада. Блокада.
У Нарвских ворот баррикада.
На фронт уходящие танки.
И с гробиком детские санки.
Блокада. Блокада. Блокада.
И голод, и ноги, как вата.
И смерть каждый день на пороге.
А в школе сегодня уроки.
Уроки с тетрадкой и мелом,
Уроки под страшным обстрелом.
Уроки, как вызов блокаде.
И выстрел… и кровь на тетради.
Ведущий 4.
900 дней продолжалась оборона города Ленинграда. Неисчислимые трудности перенесли ленинградцы. Но были дни, недели, месяцы особенно трагичные – долгая зима 1941 – 1942гг. Фашисты пытали Ленинград и ленинградцев голодом, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город. В осажденном городе скудное продовольствие распределялось по карточкам. 8 сентября по 20 ноября 1941г. 5 раз снижалась норма хлеба на сутки. На 20 ноября 1941г. Она составила 250 граммов хлеба о рабочей карточке и 125 граммов для иждивенцев. Жестокую и великую правду узнали люди, пережившие ленинградскую блокаду. Правду о человеке и его пределах. Голод и дети, блокада и дети – самое большое преступление перед Ленинградом. В 1941 году в городе оставалось не менее 400 тыс. детей. Дети 13 - 14 лет считались иждивенцами. Представить трудно, как хотелось есть подростку.
Людмила Александровна Максакова, бывший директор нашей школы, ныне заслуженная пенсионерка, в блокадное время была школьницей. Сейчас перед вами оживут страницы блокады.
«Особенно запомнилась новогодняя елка 1941 года. В декабре прошел слух, что в школе будет новогодняя елка и что в подарок всем детям дадут еду. То, что будет елка, волновало не так, а вот, что дадут еду без карточек, было равноценно тому, как если бы в наше время всем школьникам пообещали бы выдать по автомобилю.
Прошло много лет, но я до сих пор помню этот обед, состоящий из грибного супа с настоящей картошкой, котлеты с макаронами и куска запеканки из шрота – выжимки каких – то злаков, залитых киселем. Я съела все, кроме котлеты, которую я положила в варежку и снесла маме».
Ведущий 5.
Несмотря на бомбардировки и голод, занятия в школах продолжались. Старшие школьники, кроме учебы, дежурили на крышах, сбрасывая зажигалки, помогали в госпиталях. В начале декабря занятия в школах постепенно сокращались. Многие ученики и учителя эвакуировались…
Другие оставались в Ленинграде, но ходить в школу уже не могли. Холодная зима и голод делали свое дело: уже в середине ноября мороз достиг -15 градус, а середине декабря уже -33 градуса. Омертвело отопление, на топливо разобрали заборы, но «буржуйки» недолго держали тепло. Окна забивали фанерой, замерз водопровод, перестала работать канализация.
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится
очень скромный
дневничок
Его писала
Савичева Таня.
На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет.
Таня Савичева: Я - ленинградская школьница Таня Савичева. Таких как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него: "Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Женя - это моя сестра.
Сценка.
- Таня Савичева:
Тетрадка, тетрадка
В линеечку косую.
Одни примеры пишут,
А я войну рисую.
И смерть идет с косою
В линеечку косую.
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».
- Таня Савичева:
Коптилка – мой фонарик.
Лица не различишь.
Да здравствует сухарик!
Но он мне сниться лишь.
Ни маковой росинки.
Зато дают бурду.
И плавают крупинки
В тарелке, как в пруду.
А куропатка в день съедает всего 22 грамма. Счастливая.
Как пишет, замерзая,
Дрожащая рука,
Страдая и дерзая,
Страничку дневника.
Строка… еще строка…
Таня писала свою летопись…
- Таня Савичева:
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».
Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»
Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы не была в этом страшном блокадном мире.
Расскажи нам, старая чернильница,
Как в тебе чернила застывали.
Расскажи, как можешь, печка бывшая,
Как мы в дни блокады горевали.
Но молчит чернильница.
Печь к теплу дорогу не покажет,
Про огонь забывшая.
Только хлеб живой. Он все расскажет.
С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) – по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам…
Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб – блокадный паек.
- Таня Савичева:
Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года… Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года…»
^ Звучит фонограмма «Взрывы»
Ведущий 6.
За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка.
Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.
- Таня Савичева:
Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.
Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.
- Таня Савичева:
Я не могу уехать без мамы.
«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…»
Ее голос оборвался. Но под сводами ледяной комнаты, как эхо, зазвучали другие голоса, такие же приглушенные, охрипшие:
Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…
Все уходят
Идёт показ слайдов о Тане Савичевой и ее семье.
Выходят на сцену чтецы, выходит хор
Звучит песня.:
В далеком тревожном военном году
Под гром батарей у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась открытой тетрадь.
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы.
В нас голод убивает страх.
Но он же убивает силы…
На Пискаревских пустырях
Все шире братские могилы.
И зря порою говорят:
«Не все снаряды убивают…»
Когда мишенью Ленинград,
Я знаю – мимо не бывает.
Ведущий 7.
Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.
Смотреть на голодающих детей и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей.
Дети ждали хлеба.
Но вот в ноябре-декабре 1941 – январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.
Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.
^ На экране – слайд «Дорога Жизни»
Ведущий 8.
…на Ленинград машины шли:
он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут,
Прислушиваются тревожно:
К заре, сказали, привезут…
Гражданочки, держаться можно… -
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев!
Ведущий 9.
900 дней длилась блокада Ленинграда. На помощь ленинградцам поднялась вся страна. Продовольствие, уголь, нефть, горючее для танков и самолетов доставлялись в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась. Прошло лето. Потом снова настала зима. Потом еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима… и когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было конца.
Позади остались 900 страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло долгожданное освобождение.
Ведущий 10.
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут…
Звучит фонограмма концерта Рахманинова.
Список использованной литературы.
- Адамович, А. Блокадная книга /А. Адамович, Д. Гранин. - М.: Сов. писатель, 1982. - 430 с.
- Байков, Валентин Александрович. - Память блокадного подростка /Валентин
Александрович Байков; Худож. В. Мартусевич. - Л.: Лениздат, 1988. - 133 с.: ил.
3. Берггольц, О.Ф. Стихи и поэмы / Ольга Берггольц; худож. Г.А.В. Траугот. - Л.: Сов.
писатель, 1979. - 463 с.: ил.
4. Бешанов, В.В. Ленинградская оборона / В. Бешанов. - Минск: Харвест, 2006. - 400 с. -
(Неизвестные войны).
5.Был город-фронт, была блокада...: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокад.
дней: Для ст. шк. возраста / Сост. Д. Колпакова и В. Суслов. - Л. : Детская литература,
1984. - 206 с. : ил.
6.Буров, А.В.. - Блокада день за днем, 22 июня 1941 г. - 27 января 1944 г. / А.В. Буров;
Предисл. М. Дудин. - Л. : Лениздат, 1979. - 478 с. : ил.
7.Фонды музея МБОУ « Мичуринская СОШ».
8. Мичуринский вальс. Книга воспоминаний. Приозерск, 2011 г. – 180 с.
Приложение
1. Презентация « Дети блокадного Ленинграда»
2. Фото о проведенном мероприятии.
3. Видео отрывков проведенного мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)
В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...