Рабочая программа для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ ДЛЯ VI КЛАССА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Рабочая программа по истории 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по истории А.Г.Аркадьева, при помощи учебных пособий для 6 класса авторов Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних веков», М., «Просвещение», 2009 г. и А.Н.Сахарова «История России с древнейших времен до конца 16 века», М., «Просвещение», 2008 г, основной образовательной программой МБОУ гимназии №2 на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования.
Структура документа.
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку (общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета); содержание учебного предмета с указанием планируемых результатов и системы оценки индивидуальных достижений обучающихся; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика предмета.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Данный курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования, отражает основные этапы, процессы, события истории нашего отечества с древнейших времен до конца 16 века и зарубежных стран эпохи Средневековья. Учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени основного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представления о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
В данную программу привнесен гимназический компонент образования. Углубленное преподавание истории осуществляется с помощью следующих моментов:
- проблемная подача материала;
- персонификация истории, т.е. мы рассматриваем исторические события и явления через призму конкретных исторических личностей, через внутренний личностный конфликт;
- использование исследовательских и проектных методов обучения;
- использование приемов театрализации на уроках;
- широкое привлечение исторических источников и дополнительных материалов.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.
Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных слов. В основу данной программы заложено использование модульной технологии и реализация деятельностного, компетентного подхода.
Основные цели курса:
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.)
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
- изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Основные умения обучающихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
- работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- изучать исторические источники.
Содержание курса «История средних веков», охватывает период с конца 5 по 15 вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам Истории средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и чужим традициям.
Основные цели курса:
- сформировать у учащихся целостное представление об Истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии – христианства и ислама.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
- умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- умения работать с исторической картой;
- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Место предмета в базисном учебном плане:
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и согласно учебному плану гимназии на изучение предмета история в 6 классе отводится 70 часов в год из расчета 2 учебных часа в неделю. Соответственно: на историю средних веков-34 часа; на историю России – 36 часов
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до конца 16 века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Материально-технические средства:
Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕИСТОРИИ В VII КЛАССЕ (70 ЧАСОВ)
История Средних веков (32 часа)
Ведение. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья (1 час).
Глава I. Становление средневековой Европы (VI-XI века) (6 часов)
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Планируемые результаты. Ученик должен знать сущность исторического развития раннего средневековья; основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.
Система оценивания: устный и письменный опрос; тестирование; проверка качества выполнения практических заданий.
Формы и виды контроля: тестирование; задания на выявление признаков, характеристик, особенностей Средневековья; анализ исторических источников.
Глава II. Средневековое европейское общество (4 часа).
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Планируемые результаты. Ученик должен знать особенности средневекового общества, черты феодализма; основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.
Система оценивания: устный и письменный опрос; тестирование; проверка качества выполнения практических заданий. Формы и виды контроля: тестирование; задания на выявление признаков, характеристик, особенностей Средневековья; анализ исторических источников.
Глава III. Византия и арабский мир. Крестовые походы (6 часа).
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Государства Европы в XIV-XV вв. (7 часов).
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна Д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Германия и Италия в XII-XV веках. Расцвет итальянских городов.
Планируемые результаты. Ученик должен знать сущность сословно-представительных монархий в европейских странах; основные понятия, положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.
Система оценивания: устный и письменный опрос; тестирование; проверка качества выполнения практических заданий (анкетирования, самооценка и т.д.).
Формы и виды контроля: тестирование; задания на выявление признаков, характеристик, особенностей Средневековья; анализ исторических источников.
Культурное наследие Средневековья (4 часа).
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Планируемые результаты. Ученик должен знать содержание духовного мира средневековья; основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.
Система оценивания: устный и письменный опрос; тестирование; проверка качества выполнения практических заданий.
Формы и виды контроля: тестирование; задания на выявление признаков, характеристик, особенностей Средневековья; анализ исторических источников.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) (3 часа).
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Резерв времени 2 часа.
Всего на изучение истории средних веков отводится 34 часа.
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI века (32 часа).
Глава I. Возникновение и развитие Древнерусского государства (13 часов).
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.[1]
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX – начало XII в.)
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Культура Руси в домонгольское время.Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Планируемые результаты. Ученик должен знать процесс возникновения и развития древнерусского государства, особенности, сущность исторического развития в удельный период; основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.
Система оценивания: устный и письменный опрос; тестирование; проверка качества выполнения практических заданий.
Формы и виды контроля: тестирование; задания на выявление признаков, характеристик, особенностей Средневековья на территории русского государства; анализ исторических источников.
Глава II. Борьба в внешней агрессией в XIII в. (5 часов).
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Глава III. Возникновение единого Русского государства (9 часов).
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.). Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Планируемые результаты. Ученик должен знать процесс возникновения единого централизованного Русского государства, подъем национального самосознания; основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.
Система оценивания: устный и письменный опрос; тестирование; проверка качества выполнения практических заданий.
Формы и виды контроля: тестирование; задания на выявление признаков, характеристик, особенностей; анализ исторических источников.
Глава IV. Российское государство в XVI в. (5 часов).
Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.
Русская культура XVI в. Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».
Планируемые результаты. Ученик должен знать условия, особенности развития страны в XVI веке, становление самодержавной сословно-представительной монархии; основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.
Система оценивания: устный и письменный опрос; тестирование; проверка качества выполнения практических заданий.
Формы и виды контроля: тестирование; задания на выявление признаков, характеристик, особенностей исторического периода; анализ исторических источников.
Резерв времени 4 часа.
Всего на изучение истории России отводится 36 часов.
Материально-технические средства:
Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, карт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...