Открытый урок по теме "Российское общество в петровскую эпоху"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Голина Ирина Петровна

Урок "Российское общество в Петровскую эпоху" для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_istorii_petr_1.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории.

Подготовила и провела: Голина Ирина Петровна

Тема урока: «Российское общество в петровскую эпоху»

Тип урока комбинированный

Ресурсы урока: Учебник, фрагменты документов, трудов историков

Цели урока:

-раскрыть особенности социальной политики при Петре Первом, обусловленной модернизацией государства

Образовательнаяраскрыть особенности социальной политики Петра I, обусловленной модернизацией государства; определить изменения в социальном статусе дворян, горожан, крестьян в период преобразований первой четверти 18 века.

Развивающие: развивать навыки аналитического мышления, умения сравнивать, обобщать явления и факты, Устанавливать причинно-следственные связи, давать оценочную характеристику личности, совершенствовать навык работы с текстом учебника, словарём, иллюстрациями.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории России, к личности Петра; уважительное отношение друг к другу.

Формирование УУД:

Личностные воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по реформам Петра I.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Основные события изучаемые на уроке:

1)Дворянское сословие.

2) Города и горожане.

3) Положение крестьян

Основные понятия: Гильдии, магистрат, прибыльщик, ревизия

Основные даты:

1714 г. — указ о единонаследии.

1720 г. — учреждение магистратов.

1721 г. — принятие Регламента Главного магистрата.

Ход урока

Прошлое не безупречно,

Но упрекать его бессмысленно,

А вот изучать необходимо.

(А. М. Горький)

I. Организационный момент

- приветствие, проверка готовности к уроку

II. Проверка домашнего задания (5 мин.)

Учитель предлагает зачитать 2-3 эссе на тему «Роль Петра I в создании российского флота», подготовленное дома; групповое обсуждение.

- Кроссворды, приготовленные учащимися, вывешиваются на доске.

III. Изучение нового материала

Учитель: Прочтите строки записанные на доске

«Явился ПётрОн сквозь бурю и волны устремился к своей цели,

Достиг – и всё переменилось!..

Сильною рукою дано новое движение России,

Мы уже не возвратимся к старине!..»

Н.М. Карамзин

- Объясните смысл этих строк. Согласны ли вы с автором? Почему?

- Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в петровскую эпоху, в которой проводились преобразования.

Побеседуем по темам:

  1. Дворянское сословие;
  2. Города и горожане;
  3. Положение крестьянства.

- И вот мы с вами оказались в обществе дворян:

- Как изменилось положение основных слоёв российского общества за время правления Петра I? (ответы учащихся)

-Что такое сословная структура? Сословие? (работа со словарём)

Работа в тетрадиСоставить и записать в тетрадь сословную структуру (Приложение 1

Учитель предлагает прочитать документ (находится у каждого на парте)

Указ о лишении дворян

поместий за неявку на смотры и на службу, 1711 г.

Киевский губернатор князь Дмитрий Михайлович Голицин 30 апреля 1711г. писал из Киева в канцелярию Правительствующего сената, что в 1709 году, по именному указу, присланы из Преображенского к смотру царского величества в Киевскую губернию к делам офицеры и царедворцы, а кто имяны присланы и оставлены в Киевской губернии к делам, и о том от него ведение послано в Розряд; и из тех царедворцов и офицеров подписались своими руками, что стать было им на срок в Киев в марте месяце 1710 года под потерянием чина и лишении деревень, и оных не явилось за огурством и доныне живут по деревням и на Москве, и о высылке их писано в Розряд, а об отписке поместей их и вотчин писано ж в Поместный приказ, а потому просил поименованных в приложенном списке 53 царедворцов и офицеров выслать в Киев; а за их ослушательное укрывательство об отписке поместей и вотчин указ учинить в канцелярии Правительствующего сената.

Приговор, 1711 г., июля 16 дня. Правительствующий сенат, слушав сей выписки, приговорили: у царедворцев и у офицеров, которые смотру его царского величества определены быть в Киеве, а они, отбывая от службы в Киев не поехали и на Москве ни в которых приказах не явились, за эту вину поместья их и вотчины отписать на него из Поместного приказу, и для того из тех их поместей и вотчин жен и детей их выслать и людям и крестьянам слушать их не велеть .

Какой вывод вы можете сделать из данного документа?

Работа по учебникуПрочитайте пункт 1 параграфа 7:

Объясните происхождение понятий мелкопоместный дворянин, табель о рангах.

-В чём была разница между вотчиной и поместьем? Какие различия между вотчиной и поместьем были упразднены в 1714 г.? Для чего это было сделано?

-Что означала на практике возможность отчуждать наследуемые имения?

- С каких сословий взыскивалась подушная подать?

- Познакомьтесь с Табелью о рангах. Какие возможности для карьерного, имущественного и сословного роста давала военная служба при Петре I?

(Фронтальная беседа по прочитанному)

Вывод учителя. - Издание «Табели о рангах» явилось важным этапом в бюрократизации государственного аппарата и оформлении абсолютизма в России. Он поддержал формирование особой прослойки общества — бюрократии, обособление высшего и среднего слоя чиновничества. Нормы «Табеля о рангах» существовали до начала XX в., претерпевая лишь некоторые несущественные изменения.

- Автоматическое присвоение личного дворянства с получением чина низшего класса по «Табелю» позволяло интегрировать в господствующее сословие наиболее способных выходцев из других слоев общества. Не случайно именно это достижение Петра I в сфере социальной политики просуществовало до падения Российской империи.

- Давая возможность, хотя и ограниченную, «одворяниваться» отдельным представителям других сословий, «Табель о рангах» укреплял монолитность дворянства и его социальную и политическую роль в государстве. Среди выдающихся государственных деятелей первой четверти XVIII в. встречаются лица незнатного происхождения: Меншиков, Ягужинский, Курбатов, Ершов и др.

-В то же время были введены по иностранным образцам знаки отличия за усердную или продолжительную службу — ордена: святого Андрея Первозванного и святой Екатерины. С Петра I вводится также высочайшее пожалование за выдающуюся служебную деятельность высших чинов в графы, князья и бароны.

- Физминутка –

- Вот мы с вами очутились на улицах города петровской эпохи:

Опишите жизнь горожан при Петре I. Существовало ли деление горожан на разные категории. Ответ на данный вопрос вы найдёте в учебнике на с.49 (учащиеся читают, высказывают свои аргументы)

Рассказ учителя: Регламент Главного магистрата (1721 г.) оформил сословную дифференциацию городского населения. Все население делилось на две категории: регулярных и нерегулярных.

- Регулярные состояли из двух гильдий. В состав первой гильдии входили крупные купцы и промышленники, а также художники и ученые; в состав второй — мелкие торговцы и ремесленники (делившиеся по своим производствам на особые разряды или «цехи»).

-Нерегулярные (или как тогда они назывались «подлые») состояли из низших слоев посадских и работных людей. Эти люди были лишены прав выборов в магистрат, они могли выбирать из своей среды только старост, которые ходатайствовали за них перед членами магистрата.

Духовные лица, дворяне и крестьяне, жившие в городах, в состав городского общества не входили и магистрату не подчинялись.

Работа в тетради в парах: Составить схему «Категории городского населения в первой четверти XVIII века»

- И завершая наше с вами путешествие мы познакомимся с ещё с одной категорией общества – это крестьянство и его положением.

-Предлагаю вам прочитать два документа на с.52-53, что нам рассказывают данные документы о крестьянах.

Слово учителя: Положение крестьян при Петре I заметно ухудшилось. Это было связано с увеличением финансовых тягостей и разного рода повинностей, возлагавшихся на крестьянское население, особенно в эпоху Великой Северной войны (доставка подвод, рабочих для постройки крепостей и судов и т.д.), так и еще более введением подушной подати.

- Своеобразным итогом социальной политики правительства стало деление крестьян на шесть разрядов:

1) государственные (подчиненные казне и считавшиеся лично свободными) — 19% всего земледельческого населения страны;

2) дворцовые (принадлежавшие царю и лицам царской фамилии) — около 7,5%;

3) церковные и монастырские — около 11%;

4) помещичьи (частновладельческие) — более 50% всех крестьян;

5) посессионные (прикупленные для работы на заводах);

6) однодворцы (бывшее сословие служилых людей по прибору, обязанных теперь платить подушную подать, но сохранивших право личного землепользования).

- Крестьянство, составлявшее более 90% всего населения страны, регламентирующими актами государства превращалось в источник дешевой рабочей силы, не имевшей каких-либо прав. В 1721 г. впервые официально было разрешено торговать крестьянами (определенным ограничением стала только правительственная рекомендация не продавать крестьян в одиночку).

-Преобразования коснулись и холопов. Они слились в единое сословие с крестьянами. В 1719-1724 гг. холопы были поименно переписаны и положены в подушный оклад. Утратив признак бестяглости, холопы стали разновидностью крепостных крестьян, потеряв какое бы то ни было право на свободу.

-Обратите внимание на иллюстрации на с.50-51, что они вам рассказывают о крестьянском сословии? (Ответы учащихся)

- В целом реформы Петра I значительно укрепили существующий феодально-крепостнический строй в России, тем самым углубив и продолжив ставшее уже хроническим отставание страны (в хозяйственном, технологическом, социальном, правовом и др. отношениях) от более передовых стран Западной Европы. Проблема ликвидации этого отставания станет отныне одной из глобальных проблем как высшего руководства российского государства, так и самого российского общества.

Рефлексия

-Обратите внимание ещё раз на слова историка Н.М. Карамзина. Скажите, что хотел донести этими словами до нас автор?

-Государственные реформы, проведённые Петром, сыграли большую роль в жизни страны. Они значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд европейских держав, продвинули на много десятилетий вперёд.

- Самооценка обучающимися своей работы на уроке.

Учитель предлагает учащимся в каждом секторе мишени определить своё место.

- Спасибо за работу на уроке. Мне приятно было с вами работать.

VII. Оценивание работы. Выставление оценок.

Тезисы к уроку 6.

  1. В 1 четверти 18 века Россия совершила огромный рывок в экономическом развитии: количество мануфактур увеличилось в 7 раз; третье место в мире по выплавке металла.
  2. Россия воевала со Швецией 21 год. Все экономические реформы ориентированы на нужды войны. Поэтому огромная роль государства в развитии промышленности.
  3. 3. Сигналом к началу реформ послужило начало Северной войны (Нарвская битва 1700г.)
  4. Особое внимание уделялось созданию военных заводов и строительству кораблей. ( у России нет военного флота).
  5. Чтобы обеспечить предприятия рабочей силой недворянам разрешили покупать крестьян для работы на мануфактурах и приписывать крестьян к мануфактурам.
  6. Чтобы обеспечить предприятия инженерами, в России создали школы и училища.
  7. По всей Европе опубликовали указ Петра I о привлечении иностранцев для развития промышленности в России.
  8. Развивалась торговля внутренняя и внешняя.
  9. Правительство проводило политику протекционизма и меркантилизма.
  10. Даже сельское хозяйство нацелено на обеспечение армии и флота: новые породы овец (сукно); конные заводы (кавалерия); шелковичные черви (паруса).
  11. Налоговая реформа: введена подушная подать вместо подворной и 40 новых косвенных налогов (на окна, на бороды, на дубовые гробы и даже на серые глаза).
  12. Грандиозные успехи достигнуты ценой перенапряжения сил народа.

Словарные слова.

  1. Крепостная мануфактура – предприятие, на котором работают крепостные работники.
  2. Меркантилизм – вмешательство государства в хозяйственную жизнь, поддержка русских купцов, чтобы вывоз товаров из России был больше, чем ввоз иностранных товаров. Тогда деньги приходят в страну больше, чем уходят.
  3. Подушная подать – налог, который платили все мужчины-крестьяне и горожане с рождения до смерти.
  4. Протекционизм – помощь государства производству и торговле России, русские предприниматели получали привилегии, сырьё, оборудование, деньги.
  5. Выгодный таможенный тариф – установление высоких пошлин на ввоз иностранных товаров, которые выпускались в России, и льготы на вывоз русских товаров за границу.
  6. Модернизация – обновление всех сторон жизни общества.
  7. Табель о рангах – закон, определявший порядок прохождения государственной службы служилыми людьми-дворянами.

Цитаты

В.Татищев. «Пётр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации».

М.Щербатов. «Пётр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были блестящей ошибкой».

Н.М.Карамзин. «Явился ПётрОн сквозь бурю и волны устремился к своей цели. Достиг – и всё переменилось!.. Сильною рукою дано новое движение России. Мы уже не возвратимся к старине

Державин Г. Р. «Доколе не возлюбили мы языка своего, обычаев своих, воспитания своего, до тех пор во многих наших науках и художествах будем мы далеко позади других. Надобно жить своим умом, а не чужим».

Указы Петра1.

1. 30 декабря 1701г. Указ « писать в челобитных имена полностью вместо уничижительных полуимён (Ивашка, Федька), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку не снимать перед царским домом. Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству»

2. «На действительную службу дворян зачислять с 15 лет «с фундаменту» – рядовым солдатом в армию, матросом во флот, юнкером в гражданскую службу. До 15 лет учиться, а дальше служить»

3.До 15 лет все дворяне обязаны учиться. Ежегодно проводить смотры дворян, чтобы определить их на службу. Если не явятся на смотр, искать и ловить «нетчиков», штрафовать, отбирать имения, бить батогами. Священникам запрещено венчать в церкви дворян без документа об образовании. Не хочешь учиться – нельзя жениться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории в 7 классе "Эпоха Петра I"

повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме: "Эпоха Петра Первого"...

Открытый урок по теме: "Художественная культура Европы эпохи Просвещения"

Пояснительная записка; сценарий урока; приложения; самоанализ....

Урок по теме"«Европеизация быта и нравов российского общества в петровскую эпоху», 7 класс

Данный урок посвящён изменениям и преобразованиям в быту и культурре в эпоху Петра 1. Изучение новой темы опирается  на работу с историческими документами....

Открытый урок в 8 классе по теме"Эпоха Дворцовых переворотов"

Конспект поможет :1. При формирование личных представлений о правителях эпохи дворцовых переворотов; 2. Развитие умения анализировать исторические источники, сопоставлять фактические данные, устана...

Российское общество в Петровскую эпоху

Российское общество в Петровскую эпоху8 классИстория России Текст, выделенный красным цветом, дети не записывают в конспект...

"Российское общество в Петровскую эпоху»

Открытый урок по истории 8 класс "Российское общество в Петровскую эпоху»...

Методическая разработка урока истории в 8 классе «Петровская эпоха в истории региона (на примере Казанской губернии)»

    Данная методическая разработка урока была представлена во втором этапе Всероссийского конкурса (с международным участием) "История в школе: традиции и новации", организо...