Индоевропейская общность и место русского языка в пространстве «Славянского мира».
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
В данной работе я сделал попытку систематизировать полученную информацию в стройную схему расположения языков в индоевропейской языковой семье , так как это помогает разбираться в сложных исторических процессах. Овладевая новыми знаниями обучающиеся лучше ориентируются в отношениях между народами , в причинах конфликтов , а так же в объединительных тенденциях и народно-освободительных движениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneurochnogo_meropriyatiya_po_predmetu.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Благовещенск МОАУ СОШ №22
Конспект внеурочного мероприятия по истории для обучающихся 6-х классов.
Тема: «Индоевропейская общность и место русского языка в пространстве «Славянского мира».
Конспект разработал
Учитель истории и
обществознания Дереча
Константин Петрович
2014г.
ЦЕЛИ : узнать о происхождении русского языка и его родстве с другими языками . а также доказать его близость со славянскими языками.
ЗАДАЧИ: систематизировать полученную информацию в стройную схему расположения языков в индоевропейской языковой семье , так как это помогает разбираться в сложных исторических процессах. Овладевая новыми знаниями обучающиеся лучше ориентируются в отношениях между народами , в причинах конфликтов , а так же в объединительных тенденциях и народно-освободительных движениях.
ОБОРУДОВАНИЕ : мультимедиа , интерактивная доска , дидактические материалы.
Ход занятия:
1.Организационный момент.(1-слайд)
2 . (2-слайд)Учитель :Вступление - притча о Вавилонском столпотворении.
«В древние времена в городе Вавилоне люди решили построить башню до самого неба ,чтобы приблизиться к богам. Строители очень быстро возводили башню и она росла в высь .Когда боги узнали об этом ,они решили наказать людей за их дерзость и гордыню .Строители башни начали разговаривать на разных языках и перестали понимать друг друга стройка прекратилась , а люди разбрелись по свету .Когда люди не понимают друг друга , то у них начинаются проблемы .А выражение «вавилонское столпотворение» стали употреблять в случаях неразберихи ,хаоса ,непонимания»(3-слайд)
3 . Посмотрим на слайды ,казалось бы .что может объединять этих разных людей?(4-9 слайды)
Все эти люди говорят на языках индоевропейской семьи, а предки этих народов говорили на одном языке , а затем расселились на огромных пространствах.
4 . Мы сегодня с вами постараемся узнать о месте русского языка в огромном многообразии других языков .Узнаем о его дальних и близких родственниках , то есть о его семье (ведь семья -это родственники) , которая так и называется –ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ.
5 . Давайте рассмотрим карту расселения народов в Европе (слайд-10). Обратите внимание , что только в таких странах , как Финляндия , Венгрия , Эстония , часть Турции(европейская) не говорят на индоевропейских языках , а все остальные народы относятся к индоевропейской семье.
6 . Учитель: Сейчас вы сделаете схему расположения языков по степени их родства в виде дерева , а также заполните таблицу , куда занесёте названия народов , входящие в родственные группы.
Обучающиеся работают с текстом и заполняют схему и таблицу вместе с учителем (на доске )
7 . Учитель :прочитаем текст :
«Индоевропейская языковая семья делится на три ветви:
I.Западная ветвь(заполняем таблицу)
II.Центральная ветвь
III.Восточная ветвь
.подписываем три ветви на схеме-дереве и также подписываем названия в таблице.
8 . Обучающиеся читают «К западной ветви относятся : 1)Германская языковая группа (подписывают на схеме название и заносят в таблицу название народов говорящих на языках этой группы(немцы , англичане , шведы . датчане ) , далее 2)Романская языковая группа-на схему и в таблицу: название группы и народы , говорящие на языках этой группы(французы , испанцы , итальянцы , португальцы , румыны) 3)Кельтская языковая группа (записывают на схеме и заносят в таблицу )название группы и народы , говорящие на языках этой группы(ирландцы , шотландцы , уэльсцы ).
9 . Обучающиеся читают «К центральной ветви относятся : 1)Балтийская языковая группа (записывают на схеме и заносят в таблицу название группы и народы входящие в неё(литовцы и латыши) и 2)Славянская языковая группа (записываем делится на три подгруппы : а)западные славяне (поляки , чехи и словаки) , б)южные славяне (сербы , болгары , хорваты , словенцы ) и в)восточные славяне( белорусы , украинцы и русские «Вот где находится великий и могучий русский язык «) – записываем названия на схеме и заносим в таблицу названия народов).
10 . Обучающиеся читают : «к восточной ветви относятся такие народы :персы (Иран), таджики (Таджикистан), пуштуны(Афганистан и Пакистан) , хинди (Индия)-записывают в таблицу название народов.
11 . Учитель : «Сейчас мы с вами займёмся поиском похожих слов у своих близких и дальних «родственников» по языку. Мы будем искать не современные общеупотребительные слова(-интернет . видео ,автомобиль и т.д.) , а древние слова , которые употребляли ещё в те времена , когда народы индоевропейской языковой семьи говорили на одном языке несколько тысяч лет назад .Когда человек начинает говорить первые слова то он видит перед собой мать, отца, братьев и сестёр(слайд-13,14,15) и другие слова.
12 . По такому же принципу рассмотрим некоторые слова в английском языке(слайд-16) и в немецком языке(слайд-17).Вам необходимо найти слова соответствующие русским словам и обозначить их соответствующими цифрами.
13 . Обучающиеся находят соответствующие пары слов и затем сверяют свои ответы со слайдом на экране.
русские слова английские слова
1)брат -sit
2)мать -cat
3)отец -sister
4)вода -three
5)таможня -brother
6)три -mother
7)сестра -father
8)кот -water
9)сидеть -customs
русские слова немецкие слова
1)мать -grade
2)отец -fater
3)брат -schteit
4)сестра -sone
5)есть(кушать) -drei
6)три -essen
7)солнце -muter
8)стоять -bruder
9)ряд -schwester
14 . Учитель : «Русский язык относится , как мы видим на схеме к восточной подгруппе славянских языков .Для своего исследования мы возьмём один славянский язык из южной подгруппы (сербский). а другой –из западной(польский).Необходимо знать . что в сербском языке используется кириллица(как и в русском) , а в польском-латиница(как в английском , немецком и др.)
- русские слова сербские слова
- 1)радость -брат
- 2)волосы -льубов
- 3)кость -речник
- 4)глаз -истина
- 5)отец -уста
- 6)ружьё -апотека
- 7)солнце -селяк
- 8)сумка - хвала
- 9)сын -прадавница
- 10)белый -кльуч
- 11)розовый - глупи
- 12)тепло -хладно
- 13)холодно -топло
- 14)глупый -розе
- 15)ключ -бели
- 16)врач -син
- 17)любовь -торба
- 18)словарь -сунце
- 19)правда -радост
- 20)рот -пушка
- 21)аптека -отац
- 22)крестьянин -око
- 23)спасибо -кост
- 24)магазин -коса
- 25)брат - лекар
русские слова польские слова
1)брат -staruszek
2)бег -riba
3)белый -kucharz
4)благо -mroz
5)болезнь -miod
6)борода -obwod
7)брови -kotka
8)верно -zajac
9)трава -daleki
10)весело -wrog
11)весло -wnuk
12)вечер -wiecznie
13)вечно -wieczor
14)внук -wioslo
15)враг -wesolo
16)далёкий -trawa
17)заяц -wiernie
18)кошка -brwi
19)мёд -broda
20)круг -chworoba
21)мороз -dobro
22)повар -biali
23)рыба -bieg
24)старик -brat
15 . Обучающиеся находят похожие по смыслу слова и цифрами отмечают соответствующие их русскому аналогу , затем сверяют с правильными ответами на слайде экрана:(сербский-слайды-20.21,22 и польский-слайды-24,25,26).
16 . Учитель: «Проведя исследование слов из сербского и польского языка мы с вами можем сделать вывод о том что эти языки очень похожи на наш родной русский язык. Следующий этап в нашей работе будет посвящён двум языкам восточной подгруппы славянских языков :украинскому и белорусскому ,сюда же входит и русский язык».
17 . Обучающиеся читают текст на белорусском и текст на украинском языках.
( Сказка на украинском языке )
Був собі дід Андрушка, а в нього — баба Марушка, а в баби — донечка Мінка, а в дочки — собачка Хвінка, а в собачки — товаришка, киця Варварка, а в киці — вихованка, мишка Сіроманка.
Раз весною взяв дід лопату та мотику, скопав у городі грядку велику, гною трохи наносив, грабельками підпушив; зробив пальцем дірку та й посадив ріпку. Працював дід не марно: зійшла ріпка гарно. Щодень ішов дід у город, набравши води повен рот, свою ріпку поливав, їй до життя охоти додавав.
Росла дідова ріпка, росла! Зразу така, як мишка, була, потім, як буряк, потім, як кулак, потім, як два, а наприкінці стала така, як дідова голова
( Сказка на белорусском языке )
Жыў дзед, жыла бабка. Была ў іх курачка-рабка. Нанесла курачка яечак поўны падпечак. Сабрала бабка яечкі ў чарапіцу ды паставіла на паліцу. Мышка бегла, хвосьцікам махнула, чарапіца ўпала, яечкі пабіліся.
Плача дзед, плача бабка, курачка кудахча, вароты скрыпяць, трэскі ляцяць, сарокі трашчаць, гусі крычаць, сабакі брэшуць.
Ідзе воўк:
— Дзедка, бабка, чаго вы плачаце?
— Як-жа нам ня плакаць? Была ў нас курачка-рабка. Нанесла курачка яечак поўны падпечак. Сабрала бабка яечкі ў чарапіцу ды паставіла на паліцу. Мышка бегла, хвосьцікам махнула, чарапіца ўпала, яечкі пабіліся.
І воўк завыў.
Ідзе мядзьведзь:
— Воўк, чаго выеш?
— Як-жа мне ня выць? Жыў дзед, жыла бабка. Была ў іх курачка-рабка. Нанесла курачка яечак поўны падпечак. Сабрала бабка яечкі ў чарапіцу ды паставіла на паліцу. Мышка бегла, хвосьцікам махнула, чарапіца ўпала, яечкі пабіліся. Плача дзед, плача бабка, курачка кудахча, вароты скрыпяць, трэскі ляцяць, сарокі трашчаць, гусі крычаць, сабакі брэшуць... А я брахаць ня ўмею, дык і завыў.
Выслухаў мядзьведзь казку і адарваў сабе хвост.
Так з таго часу і жыве з куртатым хвастом.
18 . Учитель: «Ваша задача прочитать текст и понять смысловое содержание прочитанного .Теперь вы должны сделать вывод о том , какие же языки являются самыми близкими для русского языка.»
19 . Заключение:
Продолжите предложение:
- 1)Сегодня я узнал….
-2)Мне было интересно….
-3)В дальнейшем я хочу….
-4)Мне понравилось….
-5)Самым сложным на занятии было….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Русский язык в кругу славянских языков"
РУССКИЙ ЯЗЫК В КРУГУ СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ...
Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса
Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам восполнить пробелы по очень актуальной пробле...
Проект "Русский язык в пространстве Интернета"
Как использовать Интернет во благо? Предлагаю вариант подготовки к экзамену через пространство социальных сетей с внедрением проектной деятельности....
«Роль и место русского языка в системе школьных предметов»
Важнейшее и даже главенствующее место этого учебного предмета в учебном плане определяется ролью русского языка в жизни российского общества, в развитии мышления детей, в формировании их сознания...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Русский язык в кругу славянских языков
Занятие элективного курса...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "В пространстве текста"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «В пространстве текста» предназначена для подготовки учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений к сдаче экзамена по...