Русский язык в кругу славянских языков
элективный курс по русскому языку (8 класс)
Занятие элективного курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_v_krugu_slavyanskih_yazykov.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: РУССКИЙ ЯЗЫК В КРУГУ
СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ
(деловая игра-конгресс)
Цели: показать учащимся родство славянских языков и место русского языка среди них; закрепить знания ребят о возникновении славянского письма и подвигах Кирилла и Мефо-дия; продолжать формировать у учащихся навыки монологической и дискуссионной речи.
Оборудование: иллюстрации с изображением Кирилла и Мефодия; книга «Слово о полку Игореве», репринтные и другие издания славянских книг; таблица-схема «языкового древа»; выставка научно-популярной литературы о русском языке.
Роли в деловой игре: ученые-лингвисты, филологи, этнографы, преподаватели вузов, студенты филологических факультетов, поэты, писатели, журналисты, ведущий - директор Института русского языка.
Ход занятия
Программа конгресса (вручена каждому участнику). 1-й день.
- Открытие конгресса. Обсуждение программы.
- Доклад «Общеславянский язык - прародитель славянских языков».
- Сообщения:
- «Языки-братья»;
- «Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи»;
- «Художественно-языковое совершенство древнерусской
литературы. Ее создатели и авторы».
4. Дискуссия по рассматриваемой проблеме.
5. Подведение итогов первого дня.
2-й день.
- Доклады «Из истории славянской письменности. Первоучители Кирилл и Мефодий»; «Славянский праздник в нашей стране».
- Сообщение «Первые книги на Руси».
- Закрытие конгресса.
Ход конгресса
1-й день.
I. Открытие. Вступительное слово ведущего - «директора» Института русского языка.
- Уважаемые дамы и господа! Сегодня в жизни славянских народов важное событие - открытие конгресса, посвященного проблемам развития славянских языков. В работе конгресса ;
принимают участие ученые-слависты из стран, в которых имеются научные центры изучения славянских языков.
дить программу конгресса, рассчитанного на два дня, и регламент работы.
II. После утверждения программы и регламента участники слушают доклад «ученого-слависта» на тему «Общеславянский язык - прародитель славянских языков». Предлагаем план доклада:
1. Вступление. Роль языка в жизни общества и человека.
2. Основная часть. «Общеславянский язык – прародитель славянских языков»:
а) место славянских языков в индоевропейской семье (славянская ветвь как часть индоевропейского «древа»);
б) время существования общеславянского языка и его разделение на три группы: восточную, западную, южную;
в) родство славянских языков на лексическом, фразеологическом, фонетико-графическом и грамматическом уровнях;
г) близость восточнославянских языков и культур.
3. Заключение. Духовное наследие славянской письменной культуры и современность.
III. Сообщение «ученых-славистов».
- Тема - «Языки-братья». В сообщении на примере одного или нескольких общеславянских слов (например, слова живот) и грамматических форм (например, звательной формы) углубляется мысль о родстве всех трех групп славянских языков (восточной, западной, южной); идет речь об этимологических словарях русского языка и славянских языков.
- Тема - «Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи». В сообщении рассматривается общеславянская лексика, использованная автором «Слова», приводятся примеры фольклорных лексико-фразеологических художественных средств (сравнение битвы с трудом землепашца; использование постоянных эпитетов, языческих образов, плачей и др.).
3. Сообщение «писателя» или «поэта» на тему «Художественно-языковое совершенство древнерусской литературы. Ее создатели и авторы».
Строится оно по следующему плану:
- о богатстве и красоте древнерусской литературы (на примере отрывков из текстов летописей, «Слова о погибели русской земли»);
- о жанрах древнерусской литературы;
- об ораторах-писателях Древней Руси (В. Мономах, Илларион, митрополит Кирилл и др.).
IV. Дискуссия по проблеме существования общеславянского языка. Участвуют «журналисты», «ученые», «преподаватели вузов». Аргументы против признания единого общеславянского
языка: не сохранилось текстов на этом языке; не существует словаря общеславянского языка, и он не может быть составлен; слишком различны славянские языки, непонятны без перевода
представителям другой группы славян; различий столько, что вряд ли можно говорить об исходном едином языке.
Аргументы в пользу существования общеславянского языка: много сходства в языках на разных уровнях: фонетическом, лексическом, грамматическом; этимология находит много общих черт в тех словах, которые в современных славянских языках кажутся не родственными; большинство алфавитов славянских языков близки по количеству и звуковому значению букв, несмотря на разность начертаний (кириллица, латиница); о близости и родстве языков свидетельствует старославянский язык как литературно-письменный язык славян, понятный всем славянским народам в IX-X вв. и отраженный в древних славянских текстах разных народов (мораван, поляков, болгар, сербов, русичей). О едином языке писали древние летописцы, о нем упоминает Ломоносов, его реконструируют сравнительно-историческим методом.
V. Подведение итогов дискуссии и первого дня работы конгресса.
2-й день.
I. Доклад «Из истории славянской письменности. Первоучители Кирилл и Мефодий».
План доклада:
- Вступление. Актуальность проблемы.
- Из истории славянской письменности:
а) необходимость появления письма у славян;
б) общая характеристика первых славянских азбук (появление их в IX - начале X в.; количественный состав кириллицы;
пути появления букв кириллицы; происхождение названия азбук глаголицы и кириллицы).
3. Краткая справка о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия.
4. Заключение. Значение кириллицы в истории славянской письменной культуры.
II. Вопросы к докладчику:
- Как чтут память Кирилла и Мефодия в славянских странах? В нашей стране?
- Есть ли у нас памятники братьям?
III. Доклад на тему «Славянский праздник в нашей стране».
Примерные тезисы и доклады:
1. Родина праздника - Болгария. Деяние Кирилла и Мефодия чествовали в Болгарии издавна. Эта традиция - отмечать День
славянской письменности и культуры 24 мая - сохраняется и досих пор. Организаторам праздника всегда были деятели культуры, учителя, священнослужители. В эти дни проходили манифестации, шествия, чествования отличников учебы и работников народного образования, просвещения и культуры.
2. Возрождение Дня славянской письменности в нашей стране. Прогрессивные славянские идеи неразрывно связаны с именами Кирилла и Мефодия. В России всегда чтили память
солунских братьев, посвящали им стихи, гимны.
В 1985 году состоялись празднества в честь Кирилла и Мефодия, по всей стране отмечался День просвещения. И вот с севера на юг нашей страны пошел он, славянский праздник. Его адреса: Мурманск, Вологда, Новгород, Киев, Минск, в 1992 году -Москва. Идея возрождения Праздника славянской письменности и культуры принадлежит писателям и поэтам исконно русских северных земель.
С тех пор праздник шагает по стране. Он стал традиционным, ежегодным. Его отмечают во многих городах страны. А 1991 год стал особым годом для Кольской земли: 24 мая состоялось освящение и открытие в Мурманске первого в нашей стране памятника Кириллу и Мефодию. Этот памятник - дар Болгарии мурманчанам в память о том, что именно Кольская земля оказалась преемницей старой традиции отмечать День славянской письменности.
С 1991 года 24 мая объявлен официальным праздником славянской письменности и культуры. В последнее время проводят популярный фестиваль музыки и песни в рамках этого праздника - «Славянский базар».
IV. Сообщения на тему «Первые книги на Руси».
Предлагаем примерный план сообщения:
1. Типы древнерусских письменных памятников (надписи, графитти, книги).
2. Эстетика оформления книг (материал, торжественный шрифт, устав, миниатюра, украшения, переплет).
- «Остромирово евангелие» - подлинная рукопись XI века.
- Жанры книг - летописи, грамоты, учебная литература и др.
V. Закрытие конгресса. Принятие резолюции.
Домашнее задание: подготовить сообщения по темам:
I группа - «Основные тенденции развития в звуковой системе русского языка: изменения в системе гласных (падение редуцированных) и согласных в течение несколько столетий;
II группа - «Особенности звукового строя праславянского языка позднего периода: действие закона открытого слога и закона слогового сингармонизма»;
III группа - «Изменения в звуковой системе, приведение к возникновению чередований».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Русский язык в кругу славянских языков"
РУССКИЙ ЯЗЫК В КРУГУ СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ...
Научная работа.Тема: «Сходство романо-германских и славянских языков». Цель: установить сходство между романо-германскими (английским) и славянскими языками (русским), причины взаимопроникновения и влияния.
Научная работа«Сходство романо-германских и славянских языков».Мурманская область, г. Гаджиево, МОУ СОШ №276, 6 Б Выполнила:Волошенко Маргарита,ученица 6 класса БМОУ СОШ №276 г. Гаджиево....
Урок русского языка в 6 классе:«Классификация и происхождение славянских языков»
Урок русского языка в 6 классе...
Индоевропейская общность и место русского языка в пространстве «Славянского мира».
В данной работе я сделал попытку систематизировать полученную информацию в стройную схему расположения языков в индоевропейской языковой семье , так как это помогает разбираться в сл...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Русский язык в кругу других славянских языков
Цели и задачи: познакомить обучающихся с историй возникновения славянских языков, доказать их родственность; развивать навыки составления сочинений разных типов, формировать навыки перевода славянских...