Конспект урока в 5 классе: "Древние Афины"
план-конспект урока (история, 5 класс) по теме

Веселова Евгения Александровна

Конспект урока с применением ИКТ "Древние Афины". Подходит ко всем УМК по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция).

В ходе урока рассматриваются вопросы о возникновении Афин, реформы Солона. Все части урока сопровождаются слайдами презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории в 5 классе.

Тема: Древние Афины

Тип урока: комбинированный.

Цель – познакомиться с городом Афины, занятиями его жителей и реформами Солона.

Задачи: обучающая: сформировать представления у учащихся о процессах, происходивших в Афинал до реформ Солона и после.

  1. развивающая: сформировать умение работы с текстом учебника, историческими источниками, анализировать исторические события;
  2. воспитывающая: воспитать интерес к предмету.

Оборудование урока (средства обучения):

Учебник (Михайловский Ф.А.  История Древнего мира. М., 2007. § 26.),  презентация по теме, DVD-диск «Уроки всемирной истории».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент (2 мин).

Взаимное приветствие

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Александровна. Сегодня мы с вами проведем урок, на котором продолжим изучать историю Древней Греции. Садитесь.


Проверка готовности к уроку.

Давайте проверим вашу готовность к уроку. Посмотрите, есть ли на парте: тетрадь, учебник. Хорошо!


Взаимное приветствие

Учащиеся встают, приветствуют учителя.

Проверка готовности к уроку.

Ребята проверяют наличие на парте перечисленных предметов.

II. Переход к изучению новой темы и проверка ранее изученного материала (5 мин).

Для того, чтобы вспомнить изученный ранее материал, предлагаю поработать с картой. Что изображено на карте?


Расскажите, что вы знаете о Греции (географическое положение, природные условия).


А что вы знаете о греческих городах? Были ли они такими же городами, как современные наши города?



Какой современный полис вы знаете? (Ватикан).


Сегодня мы поговорим о самом известном и богатом греческом полисе – Древних Афинах. И тема нашего урока: Древние Афины. Слайд 1.


А начнем нашу беседу с изучения самого крупного, богатого и знаменитого полиса, который находится на территории Средней Греции в области под названием Аттика. Его название – Афины.

Скажите, пожалуйста. Мы знаем греческую богиню Афину и город-государство Афины. Случайно ли то, что их названия схожи?

Вспомните легенду о том, как Афины получили свое название.

Дети отвечают: Греция, которая расположена на Балканском полуострове.

Ответ: Это полисы.


Ответ: Это город-государство – полис. Небольшой по площади, но имеющий собственную власть, армию, монету.


Ответ: Ватикан.









Один из учащихся рассказывает легенду.

III. Изучение нового материала (15 мин).

Мы с вами узнали о том, как Афина стала покровительницей города.Слайд2.  После этого в качестве дара богине, афиняне преподнесли ей эту золотую статую, которую поставили в Акрополе в главном храме Парфеноне.

Вспомнили о том, как Афина стала покровительницей города. Теперь давайте узнаем с вами, как же жили люди в этом городе.

Раздаю фрагменты документа (Приложение1).

1 минуту читают.

Отвечаем на вопрос и составляем кластер.

Вопрос: перечислите занятия афинян. (записываю их)

Делаем записи на доске.

Внимание: ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ ДЕЛАТЬ НЕ НАДО!

Вопрос: чем питались жители Афин? (записываю их)

Делаем записи на доске.


Мы выделили основные занятия афинян, их пищу. Какой вывод мы можем сделать, смотря на наши записи? Все ли питались одинаково?

От чего зависели занятия и питание жителей Афин?

Следовательно, какой вывод мы можем сделать? Было ли деление людей в древних Афинах?




Итак, мы выяснили, что деление людей существовало. Записываем на кого делились. Теперь посмотрим на кого же делились жители. СЛАЙДЫ 3,4,5.

Мы уже знаем, как жили афиняне. Теперь посмотрите, каким образом и кто управлял городом. В Афинах, как и во всех полисах Греции, власть захватила знать. Слайд 6. Именно из знати формировался совет, получивший название Ареопаг.  Из него ежегодно избирали 9 архонтов, которые управляли полисом. Первоначально все дела решались на основе обычая, который можно было трактовать по-разному. Но возмущенный этим демос стал требовать справедливости, и в греческих городах мудрые правители начали издавать законы. Самым известным законодателем стал афинский правитель Драконт. В 621 году до н.э. он издал законы, которые отличались крайней суровостью. Слайд 7. Но, издание этих законов не улучшило жизнь демоса и знатные люди постоянно притесняли простой народ. Это привело к восстаниям демоса. Слайд 8. И чтобы выступлений и восстаний избежать, в 594 году до н.э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Солон принадлежал к знатному роду последнего афинского царя, но обладал средним достатком и сам зарабатывал себе на жизнь торговлей. Поэтому к нему хорошо относились и знать и демос. Для улучшения жизни в стране, Солон провел реформы.

  Раздаю документ (Приложение 2).

Изучаем документ 1 минуту и отвечаем на вопросы. Просматриваем документ. Читаем по очереди.

1.Кто автор прочитанного вами документа?

2. Чьи законы отменил Солон?

3. Как Солон решил вопрос о долгах населения? Слайд 9.

4. По какому признаку Солон разделил население?

5. Какие права Солон дал каждой группе населения?

6. Какой новый орган власти создал Солон? Слайд 10.

7. Почему в документе народ назван властелином государства?

Слайд 11.

Отсюда можно сделать вывод: в эпоху Солона в Афинах было отменено долговое рабство и зародилась демократия.






Ребята перечисляют занятия.





Ответ: не все.


Ответ: от достатка.


Ответ: было, на богатых и бедных, знатных и незнатных, свободных и зависимых.



Ответ: не нравилось, поэтому представители демоса организовывали заговоры и выступления.




Учащиеся читают документ, отвечают на вопросы.



1.Аристотель.

2.Драконта, т.к. они очень суровы.

3.Отменил частные и государственные долги

4. По имущественному

5. Отмена кабалы, право быть истцом, обращение в народный суд.

6. Совет 400.

7. Т.К. народ участвовал в голосовании.





IV. Повторение и закрепление. (5 мин).

Сейчас предлагаю вам на основе изученного материала, опираясь на план, составить рассказ 4-5 предложений об Афинах. Слайд 12.


Большое спасибо.

Молодцы, хорошо поработали.


V. Итог урока. Информация о Д/З.

(3 мин).

Давайте запишем домашнее задание. Откройте дневники, записываем: прочитать параграф 26, ответить на вопросы для самопроверки..


Хочу вам спасибо сказать за урок. С вами со всеми было приятно поработать. И особенно бы хотелось отметить нескольких человек. .


Спасибо за урок!

Дети записывают домашнее задание в дневник.

Приложение 1.

Занятия древних греков.

Основным источником существования в Древней Греции было сельское хозяйство. Даже городские жители часто имели хозяйство в деревне и пользовались тем, что оно давало. Греческое крестьянское хозяйство было очень небольшим и давало ровно столько, сколько нужно для одной семьи. В хозяйстве работал хозяин, его семья и несколько наемных работников или рабов. Если хозяин жил по большей части в городе, он брал слугу, который присматривал за хозяйством и получал за это плату.

Многие крестьяне держали домашний скот: лошадей, коров, овец, коз,свиней и домашнюю птицу. Как правило, лошадей привозили из Фессалии, богатой пастбищными землями. В других местах разводить их было слишком дорого. На плодородных землях коровы давали много молока; быков использовали при вспашке, а мулов для перевозки грузов. От овец и коз получали молоко, мясо, а из шкур выделывали кожи.

Зерновые культуры выращивали на плодородных землях. Это самые главные культуры, так как хлеб был основным продуктом питания у греков.

Так же греки выращивали виноград и оливки. Виноград собирали в сентябре и большую часть урожая использовали для приготовления вина. Сначала виноград давили ногами в больших чанах. Из этого сока получалось вино самого лучшего качества. Затем давленую виноградную массу помещали по пресс, отжимали и разливали сок в большие кувшины-пифосы, где он постепенно превращался в вино.

Оливки собирали вручную или стряхивали с деревьев при помощи палок. Плоды шли в пищу, но большая часть по пресс - для получения масла. Оливковое масло было одним из основных продуктов питания. Его использовали также для освещения и косметических целей. В афинском государстве считалось преступлением губить оливковое дерево.

Большинство жителей Греции питалось хлебом и кашей. Обычно это был ячменных хлеб, так как пшеница стоила дороже, чем ячмень. Другой доступной пищей были сыры, рыба, овощи, яйца и фрукты. Охота на зайцев и кабанов давала возможность употреблять мясо. Очень популярными приправами был кориандр и кунжут. В терракотовых ульях держали пчел. Мед был единственной сладостью на столе древнего грека. Богатые люди питались более разнообразно. Они ели больше рыбы и мяса и могли позволить себе хлеб из пшеницы.

Приложение 2.

Аристотель. Афинская полития.

(Аристотель, знаменитый философ и ученый Древней Греции, живший в 384-322 гг. до н.э., написал этот трактат, содержащий описание государственного строя Афин).

Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент, и на будущее время… Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.

Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые. Законы же Драконта перестали применять, за исключением законов об убийствах.

Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса. На аристократов, всадников (дружину), демос и рабов-должников (они стали свободными). (Все классы были гражданами, имеющими собственность)… каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки…

Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию. Далее он учредил Совет четырехсот, … а совету ареопагитов назначил охранять законы…

… Вот какие три пункта в Солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное – отмена личной кабалы[1]… далее - предоставление всякому желающему выступать истцом[2] за потерпевших обиду; третье – апелляция[3] к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становится властелином государства.

Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего этого увеличение мер, весов и монеты.


[1] Кабала – это форма тяжелой зависимости, в которую попадают люди, получившие денежный заем.

[2] Истец - лицо, которое обратилось в суд.

[3] Аппеляция - обжалование решения суда в более высокую судебную инстанцию с целью пересмотра дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "В городе богини Афины"

Урок 5 класс "В городе богини Афины"...

Конспект урока истории в 5 классе. Тема урока: В городе богини Афины.

Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Галина Васильевна. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение...

Конспект урока 5 класс "Древнейшие люди"

Данный урок предназначен для ознакомления учащихся с обликом и образом жизни древнейших людей....

Урок истории в 5 классе «Древние Афины».

Комбинированный урок в виде игры-путешествия....

презентация к уроку 4 класс "Древние соборы Руси"

презентация к уроку изо. 4 класс. Программа Неменского....

Конспект урока "Зарождение демократии в Афинах"

Конспект урока по Всеобщей истории 5 класса, разработан для ребенка с ОВЗ...