Конспекты уроков МХК. Понятие культура. Древний мир.
методическая разработка по мхк (9 класс) на тему

В данном разделе публикуется материал к уроками МХК, который можно использовать и для интегрированных уроков. Первая тема рассаматривает понятие культура, культурология, виды и жанры в искусстве, категории анализа художественного произведения. Далее даются материалы к урокам по истории культуры и искусства Древнего мира - культура Двуречья, Древнего Египта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevniy_mir.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1

Введение

Цели: - ознакомление с изучаемым предметом

           - введение новых понятий, необходимых для изучения курса МХК

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ-лекция), частично-поисковый (семантический и структурный анализ языковых единиц)

Ход урока:

1 Организационный момент

2  Объяснение нового материала

А) беседа

-Как вы понимаете слова «культура» и «искусство»?

- Какова разница между этими понятиями?

 - На какие корни можно разложить слово «культурология»?

* cultura – возделывать, выращивать

* cult – обряд, обычай, культ

* logos – слово, наука

      Т.о., культура – понятие сложное и многогранное.

Б) рассказ-лекция

      В словарях понятие К имеет следующее содержание:

      К. – совокупность достижений человеческого общества.

      К. – уровень развития какой-либо области хозяйственной или духовной жизни (культура речи, труда и т.д.)

      К. – степень общественного или умственного развития, свойственная кому-либо (культура человека)

      До недавнего времени российская гуманитарная традиция связывала понятие К с искусством и образованием. Сегодня пришло более сложное, комплексное понимание К:

      К. – созданная людьми неприродная среда с определенным набором способов и форм обитания, обладающая способностью к изменению и развитию.

       Понятие К. имеет множество определений, которые можно объединить по нескольким общим моментам. К. – это то, что отличает человека от животных, это характеристика человеческого общества, то что не наследуется биологически, а предполагает обучение. К. воплощается в материальных и духовных ценностях. Высший уровень иерархии – общечеловеческие ценности. Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, специалисты выделяют такие понятия как материальная и духовная культура.

       МК – совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. С  давних пор по уровню и качеству производимых вещей судили о благосостоянии страны и об общем уровне культуры. Человек – источник и предел эволюции материальной культуры, основные исторические типы которой – раннеземледельческие, развитые земледельческие, ремесленные. Промышленные и технотронные. МК уравновешивает ДК.

      ДК – совокупность всех знаний и форм мышления человека, сфер идеологий и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Основными видами духовного созидания являются наука и искусство.

       К. – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа: К. есть процесс активной деятельности человека, направленный на освоение познания и преображение мира. Степень развитости К всегда зависит от конкретного исторического этапа общества и условий, в которых развивается человек в целом. Главная роль К. в жизни общества состоит в том, что К. выступает средством хранения и передачи человеческого опыта. Отсюда и основные функции культуры:

- гуманистическая – связана с развитием творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности

- познавательная – К – это средство познания и самопознания

- информативная – трансляция социального опыта, которая обеспечивает связь времен – прошлого, настоящего и будущего

- коммуникативная – функция социального общения, которая обеспечивает адекватность взаимопонимания в обществе

- ценностно-ориентационная – К. задает определенную карту жизненных ценностей, на которую всю свою жизнь ориентируется человек

- интегративная – освоение К создает у человека чувство сопричастности и принадлежности к нации, народу, религии, социальной группе и т.д.

- нормативно-регламентирующая – К выступает средством социального контроля за человеком.

       Т.о., будучи сверхсложной системой, К многофункциональна. Многообразие К обусловлено теми изменениями, которые сопровождают человечество на пути его развития, взаимодействиями культур, культурно-информационным обменом, уникальностью каждого отдельного носителя культуры.

       Изучение многообразия культур обусловило необходимость в их классификации на основе повторяющихся особенностей черт культуры, что определяет ее типологию:

- Теория однолинейной эволюции. Высказана в XIX в. Согласно данной концепции, все общества проходят одни и те же стадии культурного развития.

- Теория культурного релятивизма полагает, что пути развития отдельных культур уникальны и поэтому надо изучать индивидуальные черты культуры.

- Теория многолинейной эволюции. В сер. XX в. Кребер пришел к выводу, что в основе развития каждой культуры лежит некая модель, которая вбирает в себя только то, что соответствует ее характеру и особенностям.

      В основе динамики культур лежат ценности и нормы. Одна из важнейших составляющих культурной динамики – культурная преемственность – это то, что каждый культурный этап, с одной стороны, отрицает в предшествующем, а с другой – вбирает в себя его прогрессивное содержание.

      Культурология – наука, которая исследует культуру как целостное явление в его теоретическом и историческом развитии.

      Основоположник культурологи Лесли Алвин Уайт.

      К. – интегративная дисциплина, объединяющая в себе различные методы философии, истории культуры, естествознания, психологии, социологии и др. наук. К. как наука изучает человека и его окружающий мир с точки зрения их существования в культуре.

       Мы изучаем курс МХК – понятие более узкое.

       Мировая – значит – затрагивающая искусство всех времен и народов.

       Мировая история и культура – это жизнь многих и многих поколений. Туманная, загадочная даль! Перед нашим взором пройдут 40 веков мировой истории, пройдут разноречивые и очень непохожие друг на друга народы, жившие в самые отдаленные времена и совсем недавние. У каждого из них были свой жизненный уклад, свои нравы, обычаи, вкусы, свое представление о мире, природе и человеке, своя философия. Но это огромное, разноликое, неспокойное собрание народов, населявшее когда-то нашу планету,  и ныне составляет то могучее множество, имя которому – Человечество. И как бы они ни были далеки друг от друга, как бы ни были различны их культуры, их объединяли всем понятные чувства. Ибо это были люди!

     Человек с самых далеких времен истории стремился благоустроить мир. Не умея еще подчинить себе природу, он создавал сказку - утопию о прекрасной стране. Еще в далекой древности возникла легенда о «золотом веке» - о блаженной поре человеческого счастья. Сейчас данная метафора применяется в литературоведении и искусствознании, означая период наивысшего расцвета в культуре какой-либо страны. Итак, человек мечтал благоустроить и социальный мир. Человеческий мир находился в жестокой схватке умов и сердец тысячелетиями. Гибли города и государства. Целые народы, рассыпаясь подобно песчинкам, терялись среди других народов и племен, иные навсегда сходили с исторической арены, но человечество оставалось жить. Оно мужало и крепло. Вместе с ним укреплялось все разумное и полезное для человека. Люди верили в свои силы, накапливали знания, неуклонно шли вперед. Вперед, т.е. от  худшего к лучшему, от незнания к знанию, от несвободы к свободе. Еще лучшие умы древности понимали объективную закономерность поступательного движения человечества, его стремление к прогрессу. При внимательном рассмотрении фактов мы увидим, что разные народы в разных уголках земного шара претерпевали одинаковую социальную эволюцию. История одного народа часто повторяет историю другого нисколько от него независящего. Здесь действовали особые закономерности, связывавшие духовное развитие общества с состоянием его экономики. Люди в первую очередь должны были есть, спать, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством и религией.

       Художественная – связанная с творческим началом.

       МХК представлена через систему искусств: изобразительное искусство, танец, музыку, театр, литературу и т.д.

       Искусство – вид художественного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.

Виды и жанры искусства

        Вид определяется материалом и техникой, которые применялись для создания данного произведения.

        Жанр определяется его содержанием.

Виды изобразительного искусства

живопись

графика

скульптура

- Монументальная (мозаика, фрески)

- Станковая (энкаустика, темпера, масло)

- рисунок

- эстамп (печатная графика)

- круглая скульптура и рельеф

- станковая и монументальная

                                                  Жанры изобразительного искусства.

портрет

пейзаж

натюрморт

бытовой жанр

исторический жанр

Искусство слова – литература

Искусство звука – музыка

Зрелищно-игровое искусство – театр, цирк, балет, кино, эстрада

Основные категории анализа художественного произведения

    Художник предлагает нам свое видение мира через художественный образ, символ, структуру произведения.

    Художественный образ – это впечатление, замысел автора, реализуемый им в конкретном законченном произведении. Искусство в достаточной мере условно, и использует символы.

    Символ – это материальный объект, заменяющий другой предмет или его свойства. Символ многозначен.

     Художник определенным образом компонует произведение с соблюдением особых правил, композиционно выстраивает его.

     Композиция – это взаимное расположение, соотношение и взаимосвязь всех элементов изображения.

      Стиль – совокупность общих черт и формальных признаков искусства каждой эпохи. Термины «направление» и течение» связаны с идеологической функцией искусства и выражают художественное мировоззрение определенной эпохи или группы мастеров. В современной теории культуры и литературы эти понятия часто заменяют на «тип художественного сознания»

3 Подведение итогов.

- Каким вы представляете предмет нашего изучения?

4 Д/З: Работа со словарем: искусство, течение, направление, живопись, графика, скульптура, портрет, пейзаж, натюрморт.

Урок 2

Основные черты культуры древнего мира. Культура Двуречья

Цели: - ознакомление с искусством древнего мира

           - развитие интереса к антропологии

Оборудование: карточки, репродукции

Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ-лекция), частично-поисковый (работа по карточкам, составление таблицы), репродуктивный

Ход урока:

1 Организационный момент

2  Повторение пройденного материала. Опрос домашнего задания

А) Беседа. Круг рассматриваемых вопросов:

- Разграничить понятия: «культура» и «искусство»

                                           «стиль», «направление», «течение»

Б) Карточки.

 Задание: Какой вид и жанр искусства представлен на репродукции? По каким признакам вы определили?

3 Объяснение нового материала

 Рассказ-лекция

- Как вы думаете, когда зародилось искусство? (палеолит – время формирования кроманьонца – современного человека – 10-15 тыс. лет до н. э.)

     Когда началось искусство? Точный и простой ответ невозможен. Оно постепенно вырастало из неискусства, формировалось и изменялось вместе с создающим его человеком.

     Примерно с середины 19 века начались открытия очагов материальной культуры: стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты. На многих стоянках найдены предметы, которые можно назвать художественными произведениями: силуэты зверей, узоры, загадочные знаки, фигурки из камня и кости, рисунки, резьба, рельефы на скалах:

Испания: Пещеры Альтамира. Главный предмет изображения – зверь.

Франция: Пещеры фон де Гом, Монтеспан

Сахара: росписи горного плато Тассали

Урал: Каповая пещера        

 Искусство первобытных людей отличается примитивностью, которая была результатом осознания связей человека с окружающим миром. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он понимал лучше, чем свой собственный. Себя первобытный человек первоначально не изображал. В самом конце периода палеолита мы видим изображение человеческих ладоней. Среди первых изображений человека археологи нашли каменные статуи, изображавшие женщину с подчеркнутыми признаками пола, лица нет. Таким образом, в данных изображениях подчеркивается идея матриархата, женщина воспринимается как сосуд плодородия. Археологи назвали их «палеолитические Венеры».

      В эпоху мезолита произошла странная вещь – художники разучились рисовать: рисунок потерял изобразительную силу, стал схематичен. Искусство неолита еще более условно: усиливается схематизм, изображение превращается в орнамент, появляются  всевозможные значки, символы.

      В эпоху неолита появляются новые мегалитические памятники («большой камень»): менгиры, дольмены, кромлехи. Они представляют собой гигантские камни – одиночные или групповые в форме «П».

Это идеологические памятники:

 1 надгробия

 2 контакты с другими цивилизациями

Каменная аллея во Франции

Каменные леса в пустынях Мексики

        Трудно представить себе, как их создавал человек, какого упорства стоило собирание в одно место огромных каменных глыб, весом до 40 тонн, нагромождение их одна на другую в строгой правильности – и все это без каких-либо технических средств.

       Неолит – век железа, матриархат сменяется патриархатом, т.е. в центре общества становится мужчина с культом силы и оружия.

        Самыми первыми реальностями, с которыми встретился мыслящий человек, привлекшими его внимание и внесшими в его сознание беспокойные вопросы, были природа, и Он сам, и ему подобные. На пороге цивилизации человек мыслью своей устремлялся к первоосновам бытия, к глубинам мироздания. Он был мудр уже тем, что в его голове возник самый первостепенный вопрос, решением которого занят и наш современник – как впервые появилась жизнь!

       Древнего человека уже волнует вопрос о том, кто дал ему жизнь и зачем.

       Человек, как ребенок, глядел широко открытыми глазами, на все что казалось ему таинственным и непонятным, и как бы спрашивал: «А что это такое?»

       Природа, окружавшая древнего человека, была и благодатна, и сурова, а иногда и жестока. Человек еще не знал эффективных средств самозащиты, он был беспомощен перед стихией и врагами, которые угрожали его жизни и губили его. У древнего человека сложилось впечатление о двойственности мира, о силах разрушения и созидания, о добре и зле.

       Познание древним человеком окружающего его мира вело к фантастичности, т. к. многие явления природы человек не мог понять и объяснить. Человек ждал чуда от каждой вещи: камень, палка, шелест листьев, зверь, - все это было божеством, и самым главным он считал небо, землю, солнце и луну. Многие действия первобытного человека носили магический и вместе с тем утилитарный характер. Это еще не было религией, собственно искусством и познавательной деятельностью, но было первоначально синкретическим единством всех этих форм сознания. Человек искал объяснение великих и устрашающих его загадок мира, не только для того, чтобы защититься, избавиться от болезней и голода, но и для своих духовных потребностей, для утоления жажды познания. Трудно поверить, но уже тогда человека мучило непреодолимое желание знать, просто знать! без каких-либо помыслов непосредственного использования знаний.

        Вера в вымышленные сверхъестественные существа и поклонение им выражалось в изготовлении идолов.

        Система языческих верований – начало возникновения религии. Язычество –  политеистическая религия, вера во множество богов, выражавшаяся в идолопоклонстве, обожествление природы или истукана вместо бога. Считалось, что от воли богов зависит благополучие отдельного человека и общества в целом, поэтому и создавался культ. В честь богов совершались различные обряды, строились алтари, им посвящали храмы и ставили идолов. Языческие боги, которым поклонялось население того или иного города, страны и др., составляли пантеон

    Научная, философская и художественная мысль человека на заре цивилизации,  выражаясь в его религии, в сущности, представляла собой его абсолютное знание. Весь видимый мир он уподоблял себе, он обожествил природу, наполнив мир добрыми и злыми духами. Человек и природа жили в постоянной и нерасторжимой близости.  Человек задумался о своем вмешательстве в порядок жизни природы. Он совершил подвиг и в труде, и в защите своей жизни. Сознание человека проделало большой путь духовного развития, человек поднялся до абстрактного мышления, он создал первые общие понятия: правда, справедливость, истина. Происходит постепенное накопление нравственных ценностей. Трудясь, человек заметил влияние ритма на выполнение работы, так родились первые слова, которые окончательно закрепились в сознании человека, составляя его речь.

     Воссоздать картину жизни человечества древнейшего периода, конечно, трудно. «Письменности не существовало. И мы не знаем не только того, как народы называли себя, но даже языков, на которых они говорили», - пишет современный специалист по археологии Дж. Мелларт. Огромную роль в прогрессе человечества на этом этапе сыграл переход от простого пользования дарами природы к созданным уже человеком продуктам. Это был эпохальный переворот. Люди начали освобождаться от рабской зависимости от природы, что сразу же сказалось на всем их строе жизни. Американский биолог Эдуард Дивей подсчитал, опираясь на открытия этнографов и археологов, что численность населенной части Земли за одно тысячелетие возросла в 16 раз и достигла примерно 80 млн. человек. Люди стали заниматься земледелием и приручением животных. «Эти достижения в свете современных научных данных должны рассматриваться как фундамент человеческой цивилизации», - заключает Джеймс Мелларт.

     Таково было положение человечества до возникновения первых письменных цивилизаций (около 3500 г. до н.э.).

      Земли было много, и люди селились, где хотели. Одни племена и народы достигали каких-то высот цивилизации, другие тысячелетия оставались в первобытном состоянии. Позже пошла война за земли. Кровопролитными войнами заканчивались перемещения племен и народов. Великими вехами в духовной истории людей стали возникновения первой формы общения между людьми – речи,  а потом – письменности. Это был, конечно, длительный процесс. Многие из  языков древности умерли, претерпела изменение и письменность. Но, все начиналось с малого. И первый человек, начертавший когда-то на камне, кости или другом предмете первый знак, дал таким образом первую письменную информацию, не зная и не ведая того, что открыл великую эру, имя которой – цивилизация.

Культура Двуречья

   Месопотамия – греческое слово в переводе означает Междуречье, чаще говорят Двуречье. Реки становятся цивилизирующим началом. В долине между Тигром и Евфратом, в среднем их течении, еще в очень отдаленные времена возникла древняя цивилизация (IV тысячелетие до н.э.), достигшая довольно высокого уровня материального благосостояния. Шумерийцы создали крупные города, изобрели пиктографическое письмо. На территории Двуречья существовало много городов-государств, постоянно воевавших друг с другом. В XXIV в. до н.э. правитель г. Аккада Саргон объединил их, а позднее (XIX в.до н.э.) Шумер был захвачен семитическими племенами-аморитами. На месте древнего шумерийского города Кадингир, что в переводе означает «Врата бога», была основана столица нового государства Вавилон.

    Шумерийская культура была открыта сравнительно недавно. В последней четверти XIX в. французский археолог де Сарзек откопал г. Лагаш (III тыс. до н.э.). Американская экспедиция открыла храм в Ниппуре и богатейшую храмовую библиотеку. Взору ученых открылась древнейшая культура.

     Тысячелетняя история Двуречья полна трагических событий и войн. Несколько раз Вавилон подвергался полному разрушению и потом снова восстанавливался и достигал расцвета. Лучшая его пора – время царствования Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.) и Навуходоносора II (604-561 г. до н.э.). В 538 г. Вавилон пал под ударами войск Кира и вошел в состав Персии.

Особенности социальной и культурной жизни

Шумерского и Ассиро-Вавилонского царства

Социальные достижения

Культурные достижения

Государственность

Законы царя Хаммурапи

Рабовладельческий строй

Земледелие, скотоводство

Рытье каналов, строительство дамб

Библиотека из 30000 клинописных глиняных табличек

Висячие сады Семирамиды

Гробницы

Храм Луны в г. Уре

Вавилонская башня

Ворота  Иштар в Вавилоне

Эпос о  Гильгамеше

3 Сообщения

- Эпос о Гильгамеше

- Вавилонская башня

 4 Подведение итогов:

- Какие виды искусства присутствовали в синкретичной культуре первобытного общества?

- Какие основные материалы использовали для творчества первобытные художники?

- Что характеризует первобытное общество?

5 Д/З: Словарная работа: язычество, религия, миф, мифология

Вавилонская башня

    Знаменитую Вавилонскую башню в V в. до н.э. видел греческий историк Геродот. Реставраторы долго ломали голову над тем, как же была построена Вавилонская башня – семиэтажное строение, названное вавилонянами «Э-теме-нанки» («Дом основания неба и земли»). Ведь без современных машин и методов возведение такой башни потребовало бы круглосуточной работы 10 тыс. человек в течение 20 лет. Судя по найденному подробному описанию башни, она должна была достигать высоты в 91 метр, да еще стоять на искусственной террасе. Для ее сооружения потребовалось 65 млн. кирпичей из обожженной глины.

Эпос о Гильгамеше

    Трудно сказать сейчас, кому принадлежит этот эпос: древнейшему ли племени шумеров, или аккадцев, или ассирийцам, или вавилонянам, населявшим последовательно долину рек между Тигром и Евфратом. Поэма записана на глиняных табличках, но текст сохранился не везде. Но даже собранный из фрагментов и осколков, эпос о Гильгамеше поражает грандиозностью чувств, идей и картин древнего быта. Эпос жил, переходя из поколения в поколение, меняя краски, но сохраняя главную сущность – гимн подвигу, силе, отваге. У полубога Гильгамеша «беспокойное сердце» и благородные помыслы. У Гильгамеша есть друг, который долго жил одиноко, бродя со зверями. Страшен был облик дикого Энкиду. Как сделать из него человека? Прибегли к помощи прекрасной Шамхат. Познал любовь человек-дикарь, «стал он разумный», и тогда Шамхат позвала его к людям, к герою Гильгамешу. Мудрая мать Гильгамеша соединила руки друзей и благословила их на подвиги. Друзья отправились в поход, убили свирепого Хумбаба, убили Быка, но боги решили, что Энкиду должен умереть, и герой умирает на руках друга. Гильгамеш тоскует, его мучает вопрос о жизни и смерти. Герой отправляется на поиски единственного человека, допущенного богами к жизни вечной – Утнапшити. Авторы эпоса так представляли себе мир: огромный мировой океан, на нем плавает Земля. Там же острова блаженных – рай. Земля окружена горами. Между двумя горами медные ворота, бог Шамаш (солнце) проходит через них. Чередуя день и ночь. Где-то за ними находятся воды смерти и преисподней. Охраняют ворота люди-скорпионы. К этим дальним краям и отправляется герой. И вот, наконец, нашел Гильгамеш того единственного, о ком ходили легенды. Утнапишти открыл ему тайну богов. Далее начинается история всемирного потопа. Утнапишти, подобно библейскому Ною, заранее построил ковчег и собрал в него животных. Все человечество стало глиной. Такова история человека, которого  искал Гильгамеш. Утнапишти на прощание открыл ему тайну магического цветка, сказав, что если уколется человек о его шипы, то будет «всегда молод». Гильгамеш возвращается в родной город Урук, но цветок пропал. Заплакал Гильгамеш и по щекам побежали слезы. Таковы эта древнейшая сказка человечества с ее вечными чувствами – любовью, дружбой, самопожертвованием ради людей и с вечными мыслями о жизни и смерти.

Задание:  Определите вид и жанр искусства представленный на репродукции? Почему?

Урок 3

Культура Древнего Египта

Цели: - продолжение знакомства с искусством древнего мира

           - изучение культуры Древнего Египта

Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ-лекция), частично-поисковый (работа с текстом), репродуктивный (опрос)

Оборудование: иллюстрации, мифы Древнего Египта

Ход урока:

1 Организационный момент

2  Повторение пройденного материала. Опрос домашнего задания (письменно):

- перечислите основные черты искусства древнего мира

- дайте определение понятиям: религия, язычество,  мифология

3 Объяснение нового материала

А) Сообщение «История Египта»

Б) Рассказ-лекция

      Египетское искусство – новый важный этап после искусства первобытного строя. Развивается человек, цивилизация, религия и, соответственно, искусство. От первобытных появлений религии – фетишизма (вера  вещь, талисман), анимализма (вера в наличие духов, души) и тотемизма (вера в сверхъестественную связь между определенной человеческой группой и животными, растениями, природными явлениями) – человек перешел к дифференциации богов на высших и низших. Боги приобретают антропоморфные (человеческие) черты и начинают владычествовать не только над природой, но и над социальными явлениями. Складывается достаточно сложная система религиозных представлений, получившая название мифология.

      Миф – фантастический рассказ, в котором в наглядно-образной форме объясняются происхождение мира, богов, человека и т.д. Легенда, миф – вот документ праистории. Он несет в себе весь мировоззренческий комплекс сознания древнего человека. В конкретных образах человек воплощал некие абстракции, свои идеи, одновременно с этим удовлетворяя свои эстетические потребности. В древнегреческом языке слово «айстетикос» обозначало «воспринимаемое чувствами», а в XVIII в. Александр Баумгартен – немецкий философ, произвел от него термин «эстетика» и обозначил им науку о прекрасном.

     Согласно египетской мифологии творцами богов, людей и Вселенной считаются животные, птицы и бог Солнца Ра.

 В) Работа с текстом мифов о происхождении Вселенной. Чтение или пересказ на выбор.

     Ра произошел от небесной коровы, лотоса или гусиного яйца. Божественная корова занимает главное место в процессе мироздания. Она происходит из первоначального хаоса, рождает солнечное божество, которое потом творит Вселенную. Фараоны Египта – дети Ра.

     Мифы о происхождении Вселенной:

1 Утка снесла 6 золотых и 1 железное яйцо, из которых потом появился небесный свод, солнце, месяц, тучи и звезды.

2 Солнце и Луна – два глаза небесного сокола. Солнце по небу катит огромный жук – он сотворил мир.

3 Богиня Нут рождает солнечного младенца, который потом сотворяет людей и жизнь

4 Бог-творец Хнум вылепил весь мир на огромном гончарном круге, сделал людей и животных.

      Солнце противопоставлено мраку и водной стихии, которых олицетворяют Крокодил, Змей, Гиппопотам. Вода соотносится с холодом и смертью.

Нил – божество, изливающее воду из сосудов.

Осирис – культ живого царя и культ плодородия.

Сет убивает своего брата Осириса, но сам после этого повержен своим племянником и сыном Осириса Гором. Осирис же воскрешен Гором и его женой Изидой. Религия Осириса – Гора – вера в бога, дарующего бессмертие.

    Обряд погребения был одним из самых торжественных . По воззрениям древних египтян, умерший, вступавший в загробный мир, представал перед судом богов. Их было 42. Каждый из них заведовал одним каким-то грехом, судил виноватого, оправдывал невиновного. В торжественной обстановке умерший обращался с патетической речью к Осирису.
  Для того чтобы обрести бессмертие покойный должен перечислить ряд грехов, отрицая свою причастность к ним: «Я не делал зла, Я не лгал никому, Я не крал, Я не восставал, Я не говорил зла против царя, Я не призирал бога в сердце моем». Перед нами свод нравственных принципов общества.

      Древний Египтянин, пожалуй, больше, чем кто-либо из его современников в других государствах, размышлял о смерти. Феномен смерти пугал человека и он создал в своей фантазии другую жизнь – загробную. Человек, по мнению египтянина, будет жить до тех пор, пока не исчезнет его тело. Поэтому особенно важно сохранить плоть умершего. Египтяне создали целую науку мумификации. Прошли тысячелетия, а захороненные в саркофагах мумии, великолепно сохранились. В силу тех же религиозных убеждений египтянин стремился к монументальному искусству, он созидал для вечности, избирая для своих творений самые прочные материалы – гранит, диорит, базальт.

    Заупокойный культ, основанный на вере в самостоятельную жизнь души после смерти человека, и культ вечности воплощены в пирамидах:

1 Усыпальница фараона Джоссера – представляет собой мастабу – лестницу в небо, на ступеньках которой душа отдыхала, поднимаясь к небу.

2 Зиккураты – цилиндрическая башня в небо – Вавилонская башня.

3 Классическая пирамида – пирамиды в Гизе (первое чудо света) – усыпальницы Хуфу, Хеопса, Хефрена, Микерина и членов их семей.

     Пирамиды поставлены на границе жизни и смерти – пустыни и орошаемых земель, ориентированы по четырем частям света, вписаны в орбиту космоса. Проявлением первобытного синкретизма можно считать изображение Сфинкса – получеловека-полульва.

    Особенностью египетского искусства является длительное следование  принятым в древности образцам. Пожалуй, ни один народ не был так консервативен в своем искусстве, как древние египтяне. Традиции не менялись тысячелетиями. Египетское искусство безымянно: имена мастеров затерялись, хотя если бы мы их знали, они нам вряд ли о  чем-то сказали. В традиционных формах искусства потерялась творческая индивидуальность и оригинальность авторов. Творцы памятников религиозно-культового значения обязаны следовать определенным канонам.

     В Древнем Царстве сложились строго определенные типы изображений:

- статуя стоящая – фигура напряженно выпрямлена фронтально, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу (статуя вельможи Ранофера)

- статуя сидящая – руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс выпрямлен, взор устремлен вдаль

    В рельефах Древнего Царства установилась традиция своеобразного распластывания фигур: голова и ноги изображены в профиль, а торс развернут, вся фигура обрисована единой упругой линией (Суд Осириса). Эстетика линии – самое высокое достижение пластического искусства. Линия здесь составляет главный эстетический элемент.

     Революция в скульптуре произошла в период династии Аменхотепа – переход к лирике, задушевности (портрет царицы Нефертити – символа женской красоты и обаяния). Нефертити в переводе значит «красавица грядет». Ее скульптурные портреты, как и портрет ее супруга Аменхотепа IV, создал гениальный египетский скульптор Тутмос, их современник. Скульптуры найдены в 1912 г и ныне хранятся в музеях Каира, Лондона и Берлина.

     В эпоху нового царства расцветает город Фивы, создается новый тип культуры. Храм в Корнаке, потолок которого подпирают 134 колоны, завершающихся цветком лотоса – символом жизни и солнца.

    Луксор – храм меньший по объему, отличается симметричной планировкой и обилием колон с капителями в виде листов папируса.

     Заупокойные тексты в литературе представлены: «Текстами пирамид», «Текстами саркофагов», «Книгой мертвых»; сводами мудрых советов: «Поучение Аменемоне»; сказкой: «Сказки о верховных жрецах Мемфиса».

     Г) Сообщение «Книга мертвых»

          В Древнем Египте зародился театр как массовое действо. В основе – эпизоды жизни Осириса. Актерами были жрецы и даже фараоны.

     Менее известна древнеегипетская живопись, представленная энкаустикой.

     Энкаустика – техника рисования разогретыми восковыми красками.

     Фаюмские портреты – это погребальные маски, несущие черты сходства с конкретным лицом и вместе с тем они обобщенно-монументальны. В Москве хранится коллекция фаюмских портретов египтян, сделанных на досках, которая дошла до нас в первозданном виде.

      Несметно богатство культуры Древнего Египта. Многое еще погребено в его песках или на дне моря. Газета «Правда» сообщала: «Средиземное море, свидетель величайших исторических событий, хранит в своих глубинах ответы на множество загадок истории…оно подарило ученым золотую печать – вещественное доказательство того, что Нефертити правила страной вместе со своим супругом...Находка сделана на древнем корабле, затонувшем недалеко от современного турецкого приморского города Каш. Печать представляет не только большую научную ценность. Она – настоящее произведение искусства, свидетельствующее о высочайшем мастерстве ювелиров Древнего Египта» (1987 г, 14 апреля)

   3 Подведение итогов:

- Какие основные черты искусства Древнего Египта вы можете назвать?

(религиозность, каноничность, условность, символичность, монументальность)

4 Д/З: Подготовить рассказ о каком-либо из чудес света.

История Египта

     История Египта уходит далеко вглубь веков. Могучая священная река Нил течет между двумя рядами гор, которые, словно стены, защищают ее от  сыпучих песков пустыни. Около реки кипит жизнь, по обеим сторонам Нила тянутся плодородные равнины, украшенные храмами и дворцами. Могучий, многоводный Нил поражал воображение древнего египтянина. Он протянулся на 6671 км от экватора до Средиземного моря, и только в XX веке открыли его истоки.  История Египта, как она известна нам, начинается с IV тыс. до н.э. Тогда в долине Нила египтяне жили мелкими общинами – номами, занимаясь земледелием, разведением скота и охотой. В 3100 г. до н.э. при фараоне Менесе произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта со столицей в Мемфисе. Ныне только лежащая на песке 10-метровая статуя фараона Рамзеса II  напоминает о величии столицы Древнего царства.

     Расцвет Древнего Египта падает на  XVI – XVвв. до н.э. Потом ему пришлось претерпеть немало вторжений иностранных завоевателей.

    Египет был покорен ассирийцами, дважды персами, а в 1 веке н. э. подчинен греко-македонцами. С этого момента его искусство ассимилируется по всему Средиземноморью, через Византию на Русь.После завоевания Египта Александром Македонским греческая письменность стала вытеснять иероглифическое письмо египтян. Шли века, и в конце концов уже никто не мог прочитать египетские письмена. О существовании богатой культуры Древнего Египта не могли не знать, но папирусы молчали, а каменные документы хранили свою тайну.

     К счастью, французский офицер Бушар обнаружил тексты, которые позднее стали ключом к разгадке. Ученый Шампольон в 1822 г. сообщил Парижской академии о способе дешифровки египетских иероглифов.

     

Книга мертвых

     Древний Египет не знал эпоса, не знал литературного произведения, герои которого прошли бы через всю историю народа, как это было, например, в Месопотамии с мифом о Гильгамеше и Энкиду. Египет не оставил ничего подобного. Может быть, эпические произведения были, но погибли? Не осталось ни одного упоминания. Единственной книгой, связавшей тысячелетнюю историю страны, была «Книга мертвых». В середине III тыс. фараоны V – VI династий приказали записать на пирамидах тексты заупокойных заклинаний, которые существовали задолго до того. Это было повествование о странствиях фараона-покойника в загробном мире, и гимн в честь умершего фараона, и своеобразные скорбные песни о нем. Позднее в Новом царстве сформировался текст «Книги мертвых» - своеобразной литературной обработки текстов пирамид. Она записывалась на папирусах, иллюстрировалась красочными рисунками. Назначение ее ритуальное. До нас дошло 25 списков «Книги мертвых». Полный ее экземпляр хранится в музее города Турина (Италия).

Миф об Осирисе, его супруге Исиде и их сыне Горе

     Осирис был мудр, справедлив и добр, но брат его Сет, злой и коварный бог, из зависти к прекрасному и удачливому юноше убил его и, изрубив тело на куски, разбросал по всему Египту. Супруга Осириса Исида собрала куски и, произнося заклинание, оживила его. Осирис спустился в загробный мир и стал там царем. Осирис считался покровителем мертвых, кроме того он был богом зерна, живительной влаги и самой жизни. Его жена Исида тоже представлялась древнему египтянину как добрая и прекрасная богиня, которая дарила людям счастье, земле плодородие, женщинам – материнство.

Пирамиды

    Филон назвал среди чудес света пирамиды у Мемфиса, большинство авторов – пирамиды вообще, некоторые – три пирамиды в Гизе, а самые придирчивые считают чудом света только большую пирамиду Хеопса, которую нередко называли Библией в камне. Великая пирамида Хеопса устремлена в сапфировое небо. Ее считают самым безупречным с точки зрения геометрии на Земле. Сто тыс. человек трудилось над возведением этой гробницы. И до сих пор она остается самым большим каменным сооружением древнего мира, состоящим из 2 с лишним млн. известняковых и гранитных блоков весом 2,5 тонны каждый. По подсчетам Наполеона, который в 1798 г у подножия пирами сражался с мамлюками, каменных блоков, из которых сделаны строения, хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной  высотой 3 метра и шириной 30 сантиметров.

     В нескольких сотнях метров от нее припал к земле сфинкс с улыбкой, столь же загадочной сегодня, как и в те времена, когда его соорудили.

    Пирамиды Хефрена и Микерина были меньшего размера.

    Единственное полностью уцелевшее чудо из семи, известных  античному миру, секреты строительства которого по-прежнему не известны никому из живущих.

     Великие пирамиды в Гизе построены фараонами IV династии в III тыс. до н.э.

 

Висячие сады Семирамиды

    В 90 километрах от Багдада находятся развалины Древнего Вавилона. В VII в. до н.э. Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений в нем было, но более всего поражали висячие сады царского дворца – сады, ставшие легендой. Греки посчитали их как одно из семи чудес света. Однако знаменитые сады не были созданы не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже по приказу царя Навуходоносора. Висячие сады были разбиты в северо-восточной части дворца на насыпных террасах, покоящихся на сводах. Своды поддерживались мощными высокими колоннами, расположенными внутри каждого этажа. Платформы террас представляли собой сложное сооружение – в их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом. Еще выше свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый плодородный слой земли, в котором потом могли пустить корни большие деревья. Этажи садов, высота которых достигала 28 метров, поднимались уступами и соединялись широкими лестницами, покрытыми розовым и белым камнем. В Вавилон привозилось множество семян редких трав, цветов, кустов, которые вырастали в удивительной красоты растения. День и ночь сотни рабов вращали подземное колесо с кожаными ведрами, подавая в сады воду из Евфрата.

Храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе, в малой Азии.

Для составления проекта и строительства храма был приглашен известный архитектор Харсифрон из Кносса, который предложил построить мраморный храм. Обнесенный двумя рядами колонн. Святилище было огромно:  длиной 110м и шириной 55 м. Высота каменных колонн – до 18 метров (их, по свидетельству Плиния Старшего, было 127 штук). Двускатная крыша была также сделана из мраморных плит. По углам крыши размещались четыре мраморных гигантских быка. Через 200 лет житель Эфеса Герострат поджег храм Артемиды, таким образом он хотел увековечить свое имя в истории. Это случилось в ночь рождения Александра Македонского 21 июля 356 г. до н.э. Решение собрания, «в котором участвовал весь эфесский народ», имя человека, совершившего это преступление должно было исчезнуть из людской памяти. В официальных документах его называли как «один безумец», но в IV в. до н.э. о нем упомянул древнегреческий историк Феопомп, и имя Герострата стало с тех пор нарицательным.

Статуя Зевса

    На юге Греции в храме хранилось изображение Зевса – верховного бога древних греков, которое по праву считается четвертым чудом света. Когда Фидий воздвиг статую, пораженные зрители стали спрашивать: сам ли скульптор взошел на Олимп, чтобы увидеть Зевса или Зевс, спустился с Олимпа, чтобы ему показаться? На что великий скульптор отвечал, что изобразил бога, согласно Гомеру. Александрийский поэт Каллимах (III в. до н.э.) утверждал, что скульптура была высотой около 12,5 м. Страбону даже храм казался для нее тесным: «Она была столь высокой, что, хотя и храм имел немалую высоту, все же казалось, что художник, создавая ее нарушил пропорции, ибо сидящий Зевс почти касался потолка, и на первый взгляд было ясно, что если бы он захотел встать  с трона, то снес бы крышу».

    Одеяние и волосы Зевса были из золота, обнаженные части тела из слоновой кости, трон из кедра, инкрустированного черным деревом и драгоценными камнями. Основа фигуры вырезана из дерева. На троне Фидий изобразил множество сюжетов греческой мифологии и фигуры вполне реальных людей. Плиний, собиравший свидетельства обо всех доступных ему творениях искусства, так говорил об этой статуе: «Много есть прославленных скульптур, но всех превосходит Зевс Олимпийский, созданный Фидием из золота и слоновой кости».

Гробница царя Мавсола

     В Малой Азии, в столице небольшого Карийского государства Галикарнасе находилось пятой чудо света – великолепная гробница. Построенная для царя Мавсола его вдовой – царицей Артемисией в середине IV в. до н.э. Мавзолей удивлял прежде всего своей архитектурной идеей: впервые в греческой архитектуре соединялись три стиля - дорический, ионический и коринфский. Основой сооружения был огромный пьедестал из мрамора, имевший форму прямоугольника. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы помещались богатые скульптурные изображения. Вершина пирамиды была увенчана площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа – Мавсол с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней. Общая высота мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляла 46 м.

Колосс Родосский

      В III в. до н.э. на остров Родос напал македонский царь Деметрий. Однако одолеть свободолюбивых родосцев Деметрию не удалось. В память об успешной обороне острова они решили поставить самую большую статую на свете. Это шестое чудо света известно под названием Колосса Родосского.

     Согласно Филону, Колосс представлял собой мужскую фигуру, стоящую на пьедестале из белого сверкающего мрамора, к которому для устойчивости были прикреплены ступни такого размера, что сами по себе превышали многие статуи. В вытянутой руке Колосс держал факел. Днем и ночью этот огонь служил маяком. Однако есть и такое описание статуи: могучие ноги юноши были чуть расставлены, а ладонь правой руки приставлена в глазам, в левой руке он держал до земли ниспадающее покрывало. Голову юноши украшал вене из расходящихся в стороны лучей. Статуя простояла более 50 лет, но была разрушена землетрясением 225 г. до н.э. и пролежала почти тысячу лет расколотая на берегу бухты. В настоящее время готовится проект ее восстановления.

Александрийский маяк

    Появление известного всем слово «фары» связано с  седьмым чудом света. На острове Фарос в устье реки Нила, рядом с городом Александрией, был около 228 г. до н.э. построен самый большой маяк древности. Это сооружение имело основание в форме квадрата со сторонами 180-190 м. На нем стоял большой дворец с башнями по углам. Из его центра поднималась массивная четырехугольная башня высотой 70-80 м, которая постепенно сужалась, заканчиваясь зубцами. На этой башне стояла еще одна. Более узкая, но тоже довольно высокая, которая заканчивалась каменной площадкой. На этой площадке по кругу располагались колонны, поддерживающие конусообразную башню, которую венчала статуя покровителя морей Посейдона высотой 8 м. В верхушке третьей башни в объемистой бронзовой чаше зажигали огонь, отблеск которого благодаря сложной системе зеркал, был виден на 100 миль вокруг.

     Александрийский маяк простоял более 1500 лет. Маяк страдал от землетрясений и выветривания камня, но его огонь навсегда потух во время землетрясения в VI в. н.э. в самом начале XIV века его разобрали на камни, а на развалинах воздвигли средневековую крепость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 5 класс. Культура Древней Греции.

Урок с использованием презентации...

Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

Карта урока по теме: "Культура Древней Руси. Страницы истории культуры X - XIII веков"

Карта урока поможет педагогам в создании урока по данной теме....

Конспект урока по теме" Культура- понятие, виды и формы, функции"

Тема: «Культура – понятие, формы,  функции, нормы, элементы» -2 часа Предмет  - ОбществознаниеКласс - 9Тема урока - «Культура – понятие, формы,  функции, нормы, элементы».Место и р...

Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении.

Конспект урокапо физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении. Основные задачи:1.Совершенствование ловли и передачи мяча на мес...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...