урок по теме "Деньги"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dengi_2_urok.docx | 14.26 КБ |
dengi_starye.docx | 12.95 КБ |
kamennye_dengi.docx | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: продолжить знакомство со свойствами и функциями денег.
1.Определим функции денег
А)цена товара, выставленная в магазине (мера стоимости)
Б)получение денежного перевода (мера платежа)
В)выплата заработной платы (мера платежа)
Г)сумма, взятая в поездку за границу (мера обращения)
Д) стоимость товара на рынке (мера стоимости)
Е) пенсионер получает пенсию (мера платежа)
Ж) служащий получил зарплату и отложил 1000 рублей, чтобы весной купить сыну велосипед (мера накопления)
2.Расшифруйте старинные названия русских денег
2 копейки-г..ш (грош)
3 копейки-а…н (алтын)
10 копеек-г……к (гривенник)
15 копеек – п….й (пятиалтынный)
20 копеек – д…й (двугривенный)
Полкопейки – д….а (деньга)
Серебряный рубль – ц…й (целковый)
3. Словарь выписать из учебника.
Банк-
Банкнота
Монета
Номинал
Чек
Купюра – денежный знак
Валюта – денежная единица страны
4. В разных странах денежные знаки называются по – разному. Какие валюты можно считать мировыми? Доллар, евро, швейцарский франк, английский фунт стерлингов, японская йена, российский рубль
5 Современные деньги (мультфильм)
6. Самостоятельная работа
Стр. 188 задание 2, 3, 9
7. Домашняя работа
Параграф 17 весь
Предварительный просмотр:
Каменные деньги. Каменный диск внизу - малый экземпляр монет, служивших жителям острова Ява в Тихом океане для оплаты общественных расходов и судебных тяжб. Большие экземпляры достигали 4м. в диаметре.
Деньги-топоры. Когда испанские конкистадоры завоевали Мексику, индейцы использовали для платежей какао-бобы и маленькие медные топоры - их мягкий металл не годился для хозяйственных нужд.
Эфиопские соляные бруски. Бруски самородной соли широко использовались в Эфиопии до 1920-х гг. в качестве денег. Чтобы они не ломались, их обкладывали тростником. Кое-где в Восточной Африке стада крупного рогатого скота до сих пор считаются символом богатства.
Деньги- перья. Эти деньги ( длинной до 10м.) изготовлены из тонких красных перьев, склеенных вместе и связанных растительными волокнами в круги - бухты. На островах Санта-Крус ( Тихий океан) их используют для расчетов при брачных церемониях и покупке океанских каноэ. Чем ярче перья, тем ценнее бухта!
Раковины каури. Самому раннему свидетельству об использовании раковин каури в качестве денег в Китае около 3500 лет. Изображение такой раковины и выбрали для обозначения денег. Раковины каури служили деньгами в 9-18 вв. в Индии, в 17 веке в Таиланде и в 19 веке в Африке.
В Китае очень часто в качестве денег использовали спрессованные бруски чайных листьев(кирпичный чай), зёрна риса.
ПЕРВЫЕ МОНЕТЫ
Монеты - металлические пластинки с рисунком. Первые монеты были изготовлены в 7 в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия ( ныне территория Турции) из электра, природного сплава золота и серебра. Для подтверждения установленного веса кусочков металла на них штамповался рисунок. Отчеканенный рисунок играл роль печати, или клейма, которым правитель гарантировал точность веса монеты. Монеты быстро распространялись в эллинском мире. На монетах часто изображали эмблемы мест изготовления. Лев - символ Карии в Малой Азии; ваза, каракатица и черепаха - островов Андроса, Кеоса и Эгины. Жук был эмблемой Афин. Такие монеты были обнаружены в фундаменте храма богини Артемиды в Эфесе, построенного около 560 г. до н.э. Опыт изготовления монет оказался удачным и вскоре распространился на Европу.
Примерно 600 г до. н. э. Первое достоверное свидетельство о существовании банковских операций, похожих на нынешние. Банкир Тифий имел сеть контор в различных городах Греции и Ионии. Он использовал безналичный расчет - торговцы и путешественники перевозили с собой не деньги, а расписки банка Тифия.
Примерно в это же время в Китае начали чеканить монеты из железа. До этого деньги изготавливались лишь из драгоценных металлов и их стоимость, фактически, равнялась стоимости материала, из которого они были изготовлены. В Китае впервые начали использовать для изготовления денег более дешевый материал и ввели понятие "номинал".
В 500 г до. н.э. Греческие авторы описывают реформы спартанского законодателя Ликурга. Он запретил использование золотой и серебряной монеты, чтобы ограничить деятельность иностранных торговцев предметами роскоши. Спартанские деньги изготавливались большими и тяжелыми, для перевозки даже не очень крупных сумм требовалась телега, запряженная лошадью. Их отказывались принимать к оплате везде, кроме Спарты.
Монета — источник информации
Монеты дополняют записи древних писателей, данные археологических раскопок. На них часто изображали правителей, празднества, спортивные игры, сцены из мифов. Они помогают изучить древний быт, религию, превращаются в прекрасные иллюстрации истории.
На монетах Древней Греции часто изображались божества или священные животные. А монеты Ольвии (греческого города на северном берегу Черного моря) отливали даже в форме дельфина, считавшегося покровителем города.
В Древней Руси на монетах помещали портрет царя, его титул, с XVIII века стали ставить даже дату и место чеканки.
Нумизматика(наука о монетах) оказала большую помощь в изучении истории архитектуры. Как ни миниатюрны изображения древних зданий, встречающиеся на монетах, все же они помогают архитекторам восстановить некоторые черты разрушенных древних построек.
На одной монете Римской империи изображен театр Диониса на фоне афинского Акрополя. Когда археологи исследовали холм Акрополя, они обратили внимание на эту монету. По тому, как расположены здания на холме, можно определить, с какой стороны нужно искать и театр Диониса. Монета помогла отыскать этот замечательный памятник древнего искусства и культуры.
Монеты — ценный источник по истории торговли и экономике
Какие деньги были на Руси?
Вначале у наших предков, как и повсюду, деньгами служили (при обмене) скот или шкуры животных, чаще всего, белки, соболя, куницы. Их на Руси называли «мягкая рухлядь». Надо отметить, что русская пушнина - теплая, мягкая, красивая - привлекала на Русь купцов с Востока и Запада во все времена. До нашествия монголов на Русскую землю в нашем языке не было слова “деньги”. Денежные ценности называли скотом, княжескую казну - скотницей, а казначея - скотником.
Кстати, Древняя Русь знала и раковины каури. Их завезли к нам заморские гости - купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом. А потом уже сами новгородцы распространили их по всей Руси, вплоть до Сибири. А вот, в Сибири раковины каури сохраняли товарное значение вплоть до XIX века!!!
И все-таки прародительницей первых собственных русских денег можно считать гривну. Так назывались длинные полоски серебра которые носили вокруг шеи. Надо что-то купить, снял с шеи и расплатился. А если подешевле попался товар – не беда: тут же топором разрубил гривну пополам и купил. Такая половинка и называлась собственно РУБЛЬ от слова «рубить». Его еще называли «тин», поэтому половина рубля – полтина. При Иване III на новгородских монетах появилось изображение всадника с копьем, отсюда и пошло название – КОПЕЙКА.
Регулирование мира денег в России
Наверно, сколько существуют деньги, столько же и фальшивомонетчики. Они либо уменьшали вес монет, либо добавляли сверх нормы к драгоценному металлу малоценные примеси. Все это называется “порча денег”. Поэтому опытные люди определяли качество денег на зуб. Серебро и золото - сравнительно мягкие металлы, зубы оставляют на них метку. Иногда монету испытывали на звук, бросая о камень. Золотая и серебряная звучат звонко и чисто, медная - глуше. Правители всех времен наказывали фальшивомонетчиков страшной казнью. В Древней Руси подделывателю денег заливали горло расплавленным оловом или отрубали ноги и руки.
Самое раннее упоминание о фальшивомонетчиках на Руси имеется в одной из новгородских летописей. В 1447 году некий Федор Жеребец промышлял изготовлением гривен из неполноценного металла
Да! Это было в эпоху средневековья. Но странное дело: и в наши дни мир финансов потрясает подпольная деятельность фальшивомонетчиков - организованных групп и одиночек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...