Семинар «Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания с целью развития познавательных УУД.»
статья

Гончарова Оксана Анатольевна

В статье раскрыты приемы использования кейс-технологий из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар Гончаровой О. А.

учителя истории и обществознания

МБОУ «СОШ №1» г. Емвы

«Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания

с целью развития познавательных УУД.»

        Самое главное в жизни – это собственный опыт

В. Скотт

Современный мир стремительно меняется, закон ускорения истории приводит к тому, что с каждым годом человечество сталкивается все с большим количеством событий, явлений, открытий и глобальных изменений, а количество информации увеличивается вдвое каждые десять лет.

Личность, способная лишь усваивать определенное количество знаний и действовать по шаблону «как учили», сегодня не конкурентоспособна.

Поэтому современный человек должен быть наделен такими качествами как умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, грамотно работать с информацией, самостоятельно приобретая необходимые знания и применяя их на практике, быть коммуникабельным. Эти качества не формируются сами собой. А значит моя цель, как учителя создание таких ситуаций, попадая в которые мои ученики осознавали бы необходимость формирования этих качеств в себе.

Многим знакома ситуация, когда знания выпускников, полученные школе и профессиональных учебных заведениях, остаются невостребованными. И мы, педагоги, тоже видим эту проблему, пытаемся найти ее решение.

Результаты многочисленных опросов показали, что для наших выпускников сейчас важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для решения конкретных проблем и ситуаций, возникающих в реальной деятельности.  Отсюда, первостепенной задачей в проектировании учебной деятельности является развитие у учащихся способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Решение этой задачи, на мой взгляд, становится возможным в контексте системно-деятельностного подхода как основного требования ФГОС при формировании системы универсальных учебных действий (УУД), в частности, познавательных как метапредметных и личностных универсальных учебных действий, которые направлены на познание мира и решение проблем. Существует множество педагогических технологий, позволяющих реализовать деятельностный подход, некоторые я использую в своей практике: проектная деятельность, проблемно-диалогическое обучение, ТРИЗ и т.д. И как было сказано выше, подробнее остановимся сегодня на технологии анализа конкретных ситуаций или кейс-технологии.

Кейс технология – это обучение действием.     Она основана на решении конкретных проблем, задач.   В процессе изучения темы, учащиеся идут от частного к общему, от типичных ситуаций, примеров к правилу(индукция), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена (на ранних этапах работы с кейсами).

На слайде представлено несколько видов классификации кейсов, но не смотря на их видовое разнообразие, основные этапы работы с ними универсальны.

1. Подготовительный этап — преподаватель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия.

2. Ознакомительный этап — происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, которое может быть индивидуальным или групповым. Поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления. Это может быть видео-кейс, фрагмент фильма, оригинальное название кейса. (слайд)

3. Аналитический этап — это процесс выявления проблемы и выработки решения. Особенностью кейса является то, что он не предлагает учащимся проблему в открытом виде, они должны вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Слайд. Продуктивность групповой аналитической работы эффективна, если организована по определенному алгоритму – это может быть инструкция или ряд вопросов. Вопросы к кейсу можно разделить на обучающие (направленные на закрепление полученных знаний и умений) и проблемные (направленные на развитие мышления, в том числе творческого).

На данном этапе считаю целесообразно использовать метод «Четыре П» или «Лист решения проблем» и ТРКМ.

4. Итоговый этап – это презентация вариантов решения проблемы, которые ребята выработали в группах или индивидуально, в рамках дискуссии выявляется наиболее оптимальный вариант решения проблемы.

Предлагаю несколько примеров использования кейс-технологии на занятиях.

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать необходимую информацию. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Данный метод особенно подходит для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, особенно для решения 27 задания-задачи (С7).

Метод разбора деловой корреспонденции или «Баскетметод».

  Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (информация должна носить избыточный характер, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение. На слайде представлена ситуация из темы курса «Обществознание» «Трудовое право».

Кейс- стади - цель метода — проанализировать ситуацию и выработать практическое решение совместными усилиями группы учащихся. Ситуация должна быть взята из практики.

Это только несколько примеров использования кейсов, и одна из технологий, применяемых мной в целях развития метапредметных познавательных УУД на уроках истории и обществознания.

К преимуществам данной технологии можно отнести следующие моменты:   

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся.

Итогом любой деятельности являются ее результаты.

Это и качественная успеваемость, и результаты государственной итоговой аттестации, содержание заданий которой включает в частности и решение ситуационных задач.

Высокий познавательный интерес к предметам обществоведческого цикла подтверждается не только уровнем качественной успеваемости учеников, но и активным участием школьников в олимпиадах и конкурсах по истории и обществознанию. Наиболее яркие результаты представлены на слайдах.

Участие в этих конкурсах и конференциях, считаю, становятся для детей еще одной ступенью к успешной социализации.

Увеличивается процент обучающихся, испытывающих интерес к истории и обществознанию. О росте мотивации в частности говорит то, что в течение последних лет учащиеся 9 классов выбирают историю и обществознание одними из предметов с углубленным изучением. Данный выбор в дальнейшем подтверждается поступлением выпускников ВУЗы, где эти предметы также являются обязательными.

Прослеживается положительная динамика по всем блокам познавательным УУД  по результатам диагностических работ, включающих в себя задания на         1. Познавательные логические действия, в основе которых лежит освоение учащимися логических приемов познания (выявление сходств и различий, проведение сравнений и установление аналогий, классификация, ранжирование, группировка).

2. Познавательные действия по решению задач (проблем), в основе которых лежит освоение учащимися методологических умений (наблюдение, опыт, измерение), а также общих приемов решения задач (проблем).

3. Познавательные действия по работе с информацией и текстом (извлечение из текста информации, заданной в явном виде; интерпретация информации; поиск информации и оценка ее достоверности).

Я стараюсь непрерывно обогащать и совершенствовать свою педагогическую деятельность, находить новые стимулы к саморазвитию и самообразованию. Стараюсь, по возможности, делиться накопленным положительным опытом, участвуя в профессиональных конкурсах уровнях, часто выступаю на заседаниях школьного и районного методических объединениях.

Кейс – это не просто правдивое описание, а единый информационный комплекс. В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология ориентирована на научение, а не изучение чего-либо, т.е. она предназначена для развития у школьников умение самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны учащихся. Здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний. В рамках традиционного метода учитель играет роль наставника, тогда как при применении кейс-технологии он выступает как тьютор. Практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс-технологию, имея собственную методику и используя разные формы работы с учащимися, сможет это сделать вполне профессионально.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.

Работа раскрывает различные способы и щирокие  возможности использования художественной литературы на уроках истории...

Методический семинар "использование игровых технологий на уроках истории"

Цель: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся.  Для достижения цели были поставлены следующие задачи:u1. Раскр...

Методический семинар. Использование продуктивных технологий на уроках русского языка в целях повышения качества обучения.

Обобщние опыта по использованию элементов продуктивных технологий: проектная деятельность, работ по индивидуальным маршрутам, использование обучающих структур....

городской методический семинаре «Использование кейс-технологии на уроках ОБЖ»

выступление на городском методическом семинаре «Использование кейс-технологии на уроках ОБЖ» городском методическом семинаре «Использование кейс-технологии на уроках ОБЖ»...

Мастер-класс "Использование интерактивных таблиц на уроках русского языка, с целью активизации познавательной деятельности, развития мышления и речи."

Использование в учебном процессе интерактивных таблиц-схем решает целый комплекс проблем учителя:•для детей урок превращается в увлекательно-познавательный процесс,•урок выстроен и с теорети...