урок истории на тему "Манифест 17 октября 1905 года"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Урок - анализ исторического документа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок истории в 9 классе79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Какова роль Манифеста 17 октября 1905 года

в истории России?

Цель: Создать условия для обобщения знаний о начале русского парламентаризма через анализ исторического источника.

Способствовать осмыслению роли «Манифеста 17 октября 1905 года» в истории России через анализ исторического источника и сравнение с современностью.

Задачи:

  1. Проанализировать текст «Манифеста 17 октября 1905 г», определить его историческую роль. Систематизировать знания о начале русского парламентаризма.
  2. Способствовать формированию правильной ценностно-смысловой ориентации учащихся, умению соотносить события с нравственными принципами. ( Личностные универсальные учебные действия).
  3. Формировать общеучебные УУД через смысловое чтение и извлечение необходимой информации из текста.
  4. Формировать универсальные логические действия - анализировать исторический документ, делать выводы, проводить сравнение с современностью.
  5. Воспитывать уважение к российской государственности, личности человека, его правам.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучение истории первой русской революции.

  1. Мотивационно-целевой этап.

Ребята, перед вами исторический источник – документ 1905 года.

Как он называется?

Манифест…

Чей это Манифест?

Императора Николая 2

Давайте обратимся к названию документа. О чем нам расскажет его название?

Что означает слово «порядок»?

Слайд

  1. Войсковое построение, строй
  2. Определенная последовательность
  3. Образ жизни, уклад
  4. Система управления, строй

Тогда что такое «Государственный порядок»?

Система управления государством

Теперь перейдём к слову «Усовершенствование». Что оно означает?

Изменение улучшающее что-либо

О чем же идет речь в данном документе исходя из его названия?

Об улучшении системы управления государством.

Раз речь идет об усовершенствовании государственного порядка, значит в нем что-то было не в порядке?

Как вы думаете что?

Россия была самодержавной монархией, население не имело прав

Осталось еще одно слово в названии документа. «Манифест». Как вы понимаете это слово?

Это особый акт главы государства, обращенный к населению в связи с каким-либо важным политическим событием.

Что за важное политическое событие произошло в 1905 году, что царь вынужден был обратиться с призывом к народу?

Каковы причины этой революции?

Революция 1905 года

Исторический документ – это важная информация для нас. Мы должны его изучить и проанализировать. А по ходу анализа у нас будут возникать вопросы, которые мы постараемся решить.

Прочитайте внимательно документ.

Читают

Итак, бушует революция, 17 октября царь подписывает Манифест об усовершенствовании государственного порядка.

Какую цель преследовал царь?

Почему Манифест родился именно в октябре, а не раньше?

слайд

Как вы думаете, оказал ли Манифест влияние на дальнейшее развитие истории России?

Докажите .

Объединить деятельность высшего правительства для успешного выполнения мер к умиротворению государственной жизни

Всероссийская политическая стачка, угроза целости и единству державы

Гражданские права у населения.

Государственная дума есть.

Давайте определим тему нашего сегодняшнего разговора.

Ответ на этот вопрос – наша цель сегодня.

Какова роль Манифеста в истории России?

3. Основной этап.

Итак, каким же образом царь пытался улучшить государственное устройство России?

Манифест, вкупе с Манифестом императора от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной думы», учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон.

Установить как незыблемое правило…

Какие гражданские права провозглашались в этом документе?

Неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов.

Как вы понимаете эти права?

Неприкосновенность личности –

Свобода совести –

Свобода слова –

Никто не может быть произвольно лишен свободы

Естественное право человека иметь любые убеждения

Право человека свободно выражать свои мысли

Имели ли россияне ранее такие права?

Нет

Впервые в истории России высшая власть стала рассматривать человека не как верноподданного, а как личность, которая имеет право иметь свое мнение, свободно выражать свои мысли. Как реализовывались эти права?

Образование партий

Имеем ли мы сейчас такие права?

Да.

Какие политические права провозглашались?

Политические права давались населению так же впервые в истории России.

Избирательное право.

Кто наделялся политическими правами?

Все классы населения, в том числе не имевшие ранее таких прав.

Реализовалось ли это при выборах в первую Думу?

Нет. Не получили избирательного права женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства.

В настоящее время кто обладает избирательным правом?

Все граждане, старше 18 лет.

На основании этого документа можем ли мы сказать, что государственное устройство России изменилось?

Да, Манифест 17 октября, безусловно, способствовал внедрению демократии в России.

Россия получила законодательную, а не совещательную думу. Это был гигантский шаг в развитии русского парламентаризма.

Манифест 17 октября 1905 года - величайшая дата русской истории, рождение русской демократии, которой сегодня исполнилось 100 лет. По значимости эту дату можно сравнить с 19 февраля 1861 года, отменой крепостного права. Это две великие вехи на пути к свободе.

Были ли в истории современной России моменты перехода к демократизации, переустройству политической системы?

Да, в 90-е годы.

Когда происходил переход от тоталитарного общества к рыночной экономике шла смена всего уклада общественной жизни. Шло и формирование новой политической системы. 12 декабря 1993 года была принята новая конституция России, по которой был учрежден парламент страны – Федеральное собрание.

Это точка отсчета современной России.

Вернемся к теме нашего урока.

Какова роль Манифеста 17 октября 1917 года в истории страны?

Отвечают.

Положил начало русскому парламентаризму.

Ограничил монархию.

Впервые в истории России о человеке заговорили как о личности.

Способствовал уничтожению монархической формы правления.

Образовались политические партии

Удалось ли царю достичь своей цели данным документом?

Революция еще продолжалась и только после декабрьского восстания пошла на спад.

4.Рефлексия.

Перед вами лист бумаги. Напишите небольшое эссе на тему «Какова роль «Манифеста»?

Пишут эссе.

1-2 человека зачитывают

Вывод по уроку.

Оценки за урок.

Домашнее задание:

1 - параграф 5 пункт 4.

2 – изучить различные взгляды на роль «Манифеста».

Для учителя.

Оценки манифеста 17 октября и созданной им ограниченной демократии всегда были полярными.

Одна из крупнейших политических партий страны назвала себя «октябристами», тем самым объявив манифест воплощением всех своих чаяний.

Другая часть общества выразила свое отношение эпиграммой: «Царь испугался, издал манифест: мертвым свободу, живых – под арест!».

«Слава царю, который благо народа поставил выше охранения прерогатив своей власти! Слава русскому народу, который пожелал любить своего царя не за страх, а за совесть!» – провозгласил известный предприниматель и будущий октябрист Сергей Четвериков после молебна в здании Московской биржи на следующий день после опубликования манифеста.

В тот же день Лев Троцкий заявил на митинге в Петербурге: «Царский манифест – всего лишь клочок бумаги. Его нам сегодня дали, а завтра порвут в клочки, как это сделаю я сейчас!» – и демонстративно разорвал документ.

Вдохновитель реформы, премьер-министр Сергей Витте, охарактеризовал свое детище сдержанно: «Манифест 17 октября предотвратил немедленную катастрофу, но не явился радикальным лекарством».

Не только либеральной оппозиции, но и многим высшим сановникам империи казалось, что «теперь начнется новая жизнь». Так, в частности, говорил всесильный в то время фаворит Николая II петербургский генерал-губернатор Трепов, а видный деятель политического сыска Рачковский вообще считал, что «завтра на улицах Петербурга будут христосоваться». Но вышло все с точностью наоборот. Манифест от 17 октября не только не остановил революцию, но дал ей новый импульс. Радикалы из лагеря либералов и социалистов использовали «дар» Николая II для усиления борьбы против режима. Знаменателен тот факт, что именно 17 октября видный либерал Павел Милюков на одном из банкетов заявил своим единомышленникам, что «ничего не изменилось, война продолжается».1

Сам Николай II, оценивая значение Манифеста 17 октября, писал, что решение дать России гражданские свободы и парламент было для него «страшным», но тем не менее это решение «он принял совершенно сознательно». Наконец, император пишет следующее: «После такого дня голова стала тяжелой и мысли стали путаться. Господи, помоги нам, усмири Россию». Россия успокоилась только на 11 с небольшим лет. Но все это время и либералы, и социалисты, и сама власть демонстрировали неспособность к совместной работе на благо страны как в стенах самого парламента, так и в публичной политике. Решение Николая II дать России гражданские свободы и парламент оказалось роковым и для империи, и для него лично. Широко известны многие отрицательные отзывы о значении Манифеста 17 октября 1905 года для России. В частности, двоюродный дядя императора великий князь Александр Михайлович считал, что 17 октября 1905 года Российская империя перестала существовать. Насколько справедливы такого рода оценки?

Однозначного ответа дать нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории "Герои Отечественной войны 1812 года. Взгляд из будущего"

Данный урок был впервые представлен на конкурсе педмастерства в 2011 году. Он представляет собой интерпретацию исторических событий и поступков исторических деятелей....

Урок истории. 8кл. Крестьянская реформа 1861 года.

Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, разм...

Урок истории "Русское зарубежье 20-30 годы"

Урок-панорама, историко-литературный альманах «Русское Зарубежье 20-30 гг. ХХ века в контексте мировой истории». Вы познакомитесь с сообщениями о писателях, философах, поэтах, художниках, музыкан...

Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".

Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....

политическая жизнь в России после манифеста 17 октября 1905 года

характристика изменений в политическом устройстве России в ходе первой русской революции....

Международная научно-историческая конференция «80 лет с начала Великой Отечественной войны – историческая правда, уроки, взгляды современников» 27 октября 2021 года Гомель, Республика Беларусь

Гусак А.В., Завьялова А.А. (МБОУ «Школа №60», г. Нижний Новгород, РФ). Всенародный характер Великой Отечественной войны и всеобщая вовлеченность в дело великой победы на примере нескольких...

Карта урока истории "Герои отечественной войны 1812 года", 9 класс

Урок "Герои отечественной войны 1812 года" по истории России , 9 класс. Разработан по ФГОС, в рамках урока используются кейс - технологии, ИКТ - технологии и метод проектов....