Конспект урока "Новокрестьянские поэты - представители Серебряного века русской литературы. Поэзия Н.Клюева, С. Клычкова, П. Орешина
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Подготовила: Тиханова Анастасия Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ школа № 489 Московского района Санкт-Петербурга
Конспект урока
Класс: 11 класс
Тема: «Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Поэзия Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина, (Обзор).
Базовый учебник: Русская литература 20 века. 1 часть под редакцией В. П. Журавлева.
Цель урока: дать понятие о новокрестьянской поэзии, показать её духовные и поэтические истоки, обзорно рассмотреть творчество Н. Клюева, П. Орешина, С. Клычкова; с помощью сохранившихся отзывов о поэтах определить их своеобразие и место, занимаемое ими в русской поэзии 20 века; проследить политическую ситуацию в стране, обусловившую репрессии по отношению к ним советской власти; показать уникальность новокрестянских поэтов, принадлежащих Серебряному веку русской литературы.
Задачи урока:
- провести оргмомент;
- мотивировать обучающихся к изучению темы урока;
- привести обучающихся к определению цели урока;
- осуществлять рефлексию, самоконтроль, самооценку, выявление затруднений, находить выход из затруднения;
- дать домашнее задание.
Результаты урока:
личностные – тренировка логичного и связного изложения мыслей; воспитание интереса и потребности в чтении, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
предметные – овладение умением сравнительного анализа героев, понимание тематики и проблематики романа, умение интерпретировать
метапредметные – формулировка цели урока, темы, использование различных видов чтения, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
Тип урока: лекция с элементами беседы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовила: Тиханова Анастасия Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ школа № 489 Московского района Санкт-Петербурга
Конспект урока
Класс: 11 класс
Тема: «Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Поэзия Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина, (Обзор).
Базовый учебник: Русская литература 20 века. 1 часть под редакцией В. П. Журавлева.
Цель урока: дать понятие о новокрестьянской поэзии, показать её духовные и поэтические истоки, обзорно рассмотреть творчество Н. Клюева, П. Орешина, С. Клычкова; с помощью сохранившихся отзывов о поэтах определить их своеобразие и место, занимаемое ими в русской поэзии 20 века; проследить политическую ситуацию в стране, обусловившую репрессии по отношению к ним советской власти; показать уникальность новокрестянских поэтов, принадлежащих Серебряному веку русской литературы.
Задачи урока:
- провести оргмомент;
- мотивировать обучающихся к изучению темы урока;
- привести обучающихся к определению цели урока;
- осуществлять рефлексию, самоконтроль, самооценку, выявление затруднений, находить выход из затруднения;
- дать домашнее задание.
Результаты урока:
личностные – тренировка логичного и связного изложения мыслей; воспитание интереса и потребности в чтении, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
предметные – овладение умением сравнительного анализа героев, понимание тематики и проблематики романа, умение интерпретировать
метапредметные – формулировка цели урока, темы, использование различных видов чтения, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
Тип урока: лекция с элементами беседы.
Ресурсы: Оборудование урока: портреты поэтов, презентация «Новокрестьянские поэты».
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Оргмомент | Здравствуйте, дети! Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Отвечают на вопросы учителя. | |
Мотивация и целеполагание | Поэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям, формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянская поэзия, задавшая песенный настрой поэзии многих последующих десятилетий. Крестьянская тема в русской литературе имеет глубокие, ещё фольклорные традиции. Всплеск интереса к этой теме в своё время вызвал к жизни поэзию Некрасова, талантливые произведения «народных» поэтов Кольцова, Никитина, Сурикова, которые делали зарисовки деревенских пейзажей в лубочно-патриархальном стиле, не развивая крестьянской поэзии. В центре творчества «крестьянских» поэтов в основном был рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье. Новокрестьянские поэты, выходцы из деревни: Николай Клюев (1884-1937), Сергей Есенин (1885-1925), Сергей Клычков (1889-1937), Александ Ширяевец (1887-1924), Петр Орешин ( 1887-1938) Они развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в ней. Поэтизация деревенского быта, нехитрых крестьянских ремёсел и сельской природы являлись главными темами их стихов. Лейтмотивом их творчества была гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство. Эти поэты пришли в литературу примерно в одно и то же время и быстро услышали друг друга, сдружились. Однако совместных манифестов, деклараций, как у других поэтов, они не выпустили. Крестьянские поэты, изначально воспевавшие неразрывную связь человека с миром живой природы, воспротивились культу стали и железа. Они увидели в наступлении паровоза, «чугунки» угрозу не только природе, но и нравственным, эстетическим ценностям крестьянской жизни. Одним из самых ярких и трагических свидетельств такого сопротивления стал знаменитый есенинский «Сорокоуст». Навсегда в истории поэзии останется поэтический образ красногривого жеребёнка, отчаянно пытающегося обогнать паровоз. Н. Клюеву, С. Клычкову, П. Орешину суждено было стать современниками и свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. По-разному они переживали эти события, но финал у них был общий. Все они были уничтожены как кулацкие поэты. И затем на долгие годы вычеркнуты из истории литературы. | Слушают учителя. Делают записи в тетради. Смотрят портреты поэтов и презентацию | Регулятивные: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
Операционный | Итак, подведем итог: что объединяет новокрестьянских поэтов? 1.Любовь к малой Родине. 2.Следование вековым народным обычаям и нравственным традициям. 3.Использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований. 4.Обращение к фольклорным сюжетам и образам; введение в поэтический обиход поэтами народных песен и частушек. 5.Отрицание «порочной» городской культуры, сопротивление культу машин и железа.
Представители новокрестьянских поэтов. Н. Клюев. (Чтение стихотворений «Изба – святилище земли», «Голос народа», «Рождество избы».) Образ избы как начала, средоточия жизни, источника вдохновения проходит через многие стихотворения Клюева (см презентацию). Песенная, фольклорная стихия (не случайно и Клюев, и Есенин многие свои стихи называют песнями). Оба сначала овладели приёмами стилизации «под фольклор», а затем осваивают формы фольклорного поэтического мышления, создавая оригинальные произведения, близкие фольклорным не только по форме, но и по существу мысли, образа, идеи. Общим для них был и интерес к героическим страницам русской истории, легендарным образам богатырей и подвижников. Клюеву и Есенину был дан поэтический дар создания живописных картин русской природы. В их песенных стихах органично сочетались психологическое состояние человека и эмоциональный настрой пейзажа. Клюев же не только мастерски живописует родной северный пейзаж. Он, как потомок неистовых проповедников, негодующе обличает тех, кто рожден с холодным, равнодушным сердцем, а потому враждебен природе: В хвойный ладан дохнул папиросой И плевком незабудку обжёг, Зарябило слезинками плёсо, Сединою заиндевел мох… …Заломило черёмуха руки, К норке путает след горностай… Сын железа и каменной скуки Попирает берестяный рай. После Октябрьской революции оказывается, что Клюев со своим «мужицким раем» чужд новой власти, да и она чужда ему. В поэме «Погорельщина» поэт обращается ко временам Андрея Рублёва, но ритмы, фразы современной ему России врываются в Не стало кружевницы Прони, С коклюшек ускакали кони, Лишь златогривый горбунок За печкой выискал клубок, Его брыкает в сутеменки… А в горенке по самогонке Тальянка гиблая орёт- Хозяев новых обиход. В годы «великого перелома» эта поэма не могла быть напечатана. «Я сгорел на своей «Погорельщине», как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском», – писал Н. Клюев. Видя с какой неуёмной ретивостью новые власти отторгают от народа многовековую культуру, поэт пророчески предупреждал: «Направляя жало пулемёта на жар-птицу, объявляя её подлежащей уничтожению, следует призадуматься над отысканием пути к созданию такого искусства, которое могло бы утолить художественный голод дремучей, черносошной России… А пока жар-птица трепещет и бьётся смертельно, обливаясь самоцветной кровью под стальным глазом пулемёта» («Последний Лель»). С. Клычков. Клычкова небезосновательно называют предшественником Есенина. По своей ясности и безмятежности ранняя лирика Клычкова напоминает произведения календарной обрядовой лирики. Так же как и в народной лирической песне, высшим идеалом красоты у поэта является природа. Поэтизация сельской природы, труда крестьянина, народных праздневств – наиболее характерная черта поэзии Клычкова. Праздник и труд у него не противопоставлены, а продолжают друг друга, чем успешней труд, тем радостней праздник. Наиболее последовательно эта мысль выражена в сборнике «Кольцо Лады» (1913 г). В этой книге два главных героя – Дед и Лада. Дед – собирательный образ труженика, хранителя мудрости, трудового и нравственного опыта предков. Лада – образ, пришедший из языческих славянских мифов, девушка-невеста, девушка-мечта. (Выразительное чтение стихотворений. «Дедова пахота», «Лада купается», «Дед отборонил», «Лада в саду», «Лада в хороводе», «Дед с покоса».) П. Орешин. В первой книге стихов «Зарево» (1918 г) нашли отражения те же темы и образы, свойственные стихам А сердце всё изранено, Всё кровью истекло, Проклятое, болезное, Голодно село. Характерная для «новокрестьянской» литературы поэтизация народной жизни присуща и творчеству Петра Орешина. Но это особая поэтизация. Орешин эстетизирует хлебородную мощь земли. Исследователи уже давно заметили особое значение эпитета «ржаной» в его художественной системе: О, край родной, Как ты чудесен: Ржаная степь, ржаной народ, Ржаное солнце, и от песен Землёй и рожью отдаёт. Рожь, жито в русском языке, русской поэзии издавна ассоциировались с жизнью. Это слово становится в стихах Орешина символом грубоватой простоты и силы, непрерывности крестьянской жизни. «Ржаное солнце» - это сразу и сила, и тепло, и свет. (Выразительное чтение стихотворения «О, край родной», «Страда».) Таким образом, поддержав изначально революцию, обещавшую рай на земле крестьянам, новокрестьянские поэты оказались «лишними» после революции. Они стали объектами постоянных нападок, ядовитых «разоблачений» со стороны критиков и идеологов, претендовавших на выражение «передовой», пролетарской позиции. И тогда в их стихотворениях зазвучали мотивы не просто трагедии революционного распятия России, но и вины растоптавшего её непутёвого, разгульного, поддавшегося на подмены и соблазны дьявольских козней её сына – её собственного народа. По мнению А. Михайлова, «общественная дисгармония, к которой привела революция, явилась отражением целого клубка противоречий: идейных, социальных, экономических и других. Однако в задачу советских идеологов входило представить новое государственное устройство как единственно правильное, поэтому они стремились во что бы то ни стало перекодировать механизм национальной памяти. Чтобы предать прошлое забвению, носителей родовой памяти уничтожали. Погибли все новокрестьянские поэты- хранители национальных святынь». Новокрестьяская поэзия с полным правом может считаться неотъемлемой частью творческого наследия русского Серебряного века. Крестьянская духовная нива оказалась значительно плодороднее, чем пролетарская идеологическая почва, на яркие творческие личности. | Отвечают на вопросы учителя. Записи в тетради | Регулятивные: Целеполагание, последовательность действий; Личностные: смыслообразование, желание приобретать новые знания; |
Рефлексия | Возникли ли у вас какие-трудности во время урока? Всё ли было понятно? | Отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: диалог с учителем. |
Домашнее задание | Выучить стихотворение одного из новокрестьянских поэтов и сделать его анализ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).
ППоэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянс...
Презентация "Портретная галерея основных представителей «Золотого века» русской литературы"
Золотым веком русской поэзии принято называть первую треть XIX века. Это время стремительного взлета русской литературы. Время Пушкина и Карамзина, Батюшкова и Жуковского, Баратынского и Тютчева....
Конспект урока по изучению «Серебряного» века русской поэзии
Данный материал поможет учителю подготовить урок по изучению «Серебряного» века русской поэзии, а также познакомит с В.Я. Брюсовым - главой символизма русской поэзии. ...
Андреев Леонид Николаевич - писатель Серебряного века русской литературы
О руском писателе, родоначальнике русского экспрессионизма....
Элективного курса по литературе «Гармония и трагедия Серебряного века русской литературы»
Программа элективного курса «Гармония и трагедия Серебряного века русской литературы» рассчитана на учащихся 11 класса, составляет 34 часа в год. В основе данной программы лежит программа ...
"Своя игра" по Серебряному веку русской литературы в 11 классе (1 полугодие)
Проверка знаний учащихся в игровой форме...