Рабочая программа педагогического консультирования по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование курса педагогического консультирования по истории 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_konsultirovanie.docx | 68.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 166 имени А.А. МИКУЛИНА г.о. Самара
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
«___» __________ 20___ года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по истории педагогическое консультирование
Класс 10
Учитель Калугина Л. Н.
Количество часов: 34 часа; в неделю 2 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Калугиной Лидии Николаевны утверждённой решением педсовета
протокол № 1 от 29.08. 2013г.
САМАРА 2013 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 166 имени А.А.МИКУЛИНА г. о. Самара
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 29.08. 2013 года
Председатель педсовета
_____________ ______
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагогического консультирования
По истории
Ступень обучения (класс) - III ступень 10 класс
Количество часов - 68 Уровень – базовый
Учитель Калугина Лилия Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы А.Н. Сахарова и С.И. Козленко «История России с древнейших времен до конца XIX века». (Профильный уровень). М., « Просвещение» 2009.
Самара 2013 г.
Пояснительная записка.
Программа педагогического консультирования по истории составлена на основе программы А.Н. Сахарова, С.И. Козленко «История России с древнейших времен до конца XIX века» профильный уровень, справочника учителя "История", издательство "Экзамен", 2008 г., "Большого справочника для школьников и поступающих в ВУЗы. История", энциклопедии "Герои русской истории" и литературно-исторических документов.
Курс предназначен для более успешного усвоения важнейших вопросов истории России, "белых пятен" малоизученных страниц, роли личности в истории.
Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы не возможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, всесторонне рассмотреть историческое событие, углубленно изучить территориальные, административные изменения в связи с большим объёмом программного материала и ограниченным количеством часов. Нет индивидуального подхода к изучению трудных исторических вопросов.
Между тем именно индивидуальный подход к изучение истории даёт целостную и объективную оценку исторических событий и явлений, позволяет сформировать собственную точку зрения на происходившее, выявить причинно-следственные связи, дать собственную оценку современным событиям, развивает навыки самостоятельной работы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта:
- История России. Программы общеобразовательных учреждений.10-11классы. М., «Просвещение» 2009.
- Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII века - М.: Просвещение, 2008.
- 2.Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России XVII – XIX век - М.: «Просвещение» ,2008.
- История России с древнейших времён до конца XVIII века. Н.С. Борисов.
М. «Просвещение» 2009 ч.1
- История России XVIII- XIX веков. А.А. Левандовский. М., «Просвещение» 2009 ч.2;
Задачи курса:
- Оказание помощи в изучение документов отечественной истории, роли и значение наиболее ярких личностей в развитии государства, важных экономических, политических и административно-территориальных изменений;
- Развитие навыков самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской работы, выявление причинно следственных связей в истории России, умение составлять содержательный, логический рассказ; составлять интеллектуальные карты и схемы;
- Воспитание гражданских качеств, патриотизма, любви к Родине, гордости за своё прошлое;
- Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве дискуссионным проблемам прошлого и современности
- Формирование желания активно участвовать в жизни нашего общества, преумножая славу Отчизны.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Характерные черты наиболее ярких личностей в истории, как положительные, так и отрицательные;
- Роль и значение деятельности исторической личности;
- Оценка персоналии очевидцами и нашими современниками;
- Суть, основные моменты того или иного исторического документа, дающего подлинное, объективное знание происходящих событий;
- Границы Русского государства в разные исторические периоды;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России.
Учащиеся должны уметь:
- Работать с первоисточниками, документами, картами, энциклопедическими словарями;
- Устанавливать причинно-следственные связи;
- Анализировать, сопоставлять, давать собственную оценку событиям;
- составлять связный рассказ по тому иному вопросу истории, опираясь на документы, факты;
- Читать исторические карты разных исторических эпох, делая сравнения и выводы.
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
- Групповые консультации
- Индивидуальные консультации
- Работа с первоисточниками, документами, архивными материалами, энциклопедическими словарями и другой дополнительной литературой;
- Изучение монографии, исследование о жизни и деятельности исторических личностей;
- Работа с историческими картами.
- Работа с хронологией.
- Составление таблиц , интеллектуальных карт и схем.
- Работа с компьютерными программами.
Таблица тематического распределения
количества часов.
№ п/п | Название раздела, темы. | Количество часов по рабочей программе. |
1 | Введение | 2 |
2 | Предыстория народов России. Начало Руси. | 12 |
3 | Русь в IX –XII вв. | 12 |
4 | Русь в XIII -XV вв. | 8 |
5 | Россия в XVI в. | 4 |
6 | Россия в XVII в. | 7 |
7 | Россия в конце XVII – XVIII вв. | 8 |
8 | Россия в первой половине XIX в. | 8 |
9 | Россия во второй половине XIX в. | 7 |
ИТОГО: | 68 |
Содержание программы.
Введение (2 ч)
Значение изучения истории. Особенности истории как Науки, методы работы историка. История России часть всемирной истории. Основные факторы, определяющие своеобразие русской цивилизации и российской истории: влияние природно-климатических условий, первостепенная роль государственности, особенности социальной структуры общества, многонациональный характер страны, влияние православной веры.
Тема 1. Предыстория народов России. Начало Руси (12 ч)
Восточные славяне в У1—IХ вв. Образование древнерусского государства. Территория России до появления восточных славян. Происхождение славян, их расселение. Освоение славянами Восточной Европы. Хозяйственная деятельность восточных славян: земледелие, торговля. Язычество древних славян. Перемены в общественных отношениях у восточных славян в УI-IХ вв. и предпосылки образования государства. Проблемы происхождения Древнерусского государства и названия ((Русь)). Признание варягов. Норманнская теория. Объединение Новгорода и Киева под властью Олега.
Киевская Русь. Деятельность первых русских князей (и княгини) Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого. Развитие государственности. Государственное управление, роль князей и веча. Княжеская дружина. Социальная структура древнерусского общества. «Русская Правда» как источник по изучению социальной структуры общества. Крещение Руси и его значение. Народные движения и заговоры аристократии. Усложнение межкняжеских отношений, усобицы сыновей Ярослава Мудрого. Восстановление относительного единства Руси при Владимире Мономахе. Основные направления внешней политики Киевской Руси: южное (войны и мирные отношения с Византией), юго-западное (борьба с Хазарским каганатом, набегами печенегов, половцев), западное (дипломатические отношения с европейскими странами), северо-западное (походы русских князей в Прибалтику). Причины распада Киевской Руси.
Культура Киевской Руси. Особенности древнерусской культуры: связь с религиозным культом, анонимность, отличие от средневековой культуры Западной Европы. Фольклор, былины и их герои. Создание славянской письменности Кириллом и Мефодием. Распространение письменности на Руси. Первые русские книги: Остромирово Евангелие, Изборник Святослава, и др. Летописи. Нестор и его Повесть временных лет.«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Жития первых русских святых. Архитектура. Первые русские каменные постройки: Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке. Древнерусская живопись.
Тема 2 .Русь в ХI—ХII вв. (12 ч)
Причины наступления периода раздробленности Руси. Положительные и отрицательные последствия раздробленности. Характерные черты политического строя отдельных русских земель. Владимиро-Суздальская Русь, особенности края и его колонизация славянами. Развитие Владимиро-Суздальской Руси в годы правления Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Новгородская боярская республика: государственное устройство, политическая жизнь, объединения жителей. Галицко-Волынское княжество: борьба князей с боярством. деятельность князей Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича и Даниила Галицкого.
Культура Руси ХII — начала ХIII в. Расцвет летописания, появление летописей в различных землях. Литература. Слово о полку Игореве — шедевр древнерусской литературы. «Слов» а «Моление» Даниила Заточника. «Слово о погибели Русской земли». Каменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (Спасо- Преображенский собор в Переславле-Залесском. Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы Владимира, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и др.). Архитектура Чернигова, Новгорода. Иконопись. Фрески.
Тема 3. Русь в XIII – XV вв. (8ч)
Монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Русские Земли под властью Золотой Орды. Образование Монгольского государства, причины завоевательных походов. Создание Чингисханом мощной армии. Битва на Калке. Поход Батыя на Северо-Восточную Русь, взятие городов, разорение земель. Взятие Киева и поход Батыя на Запад. Причины завоевания русских земель. Значение борьбы Руси против монгольских завоевателей. Нападения западноевропейских рыцарей на Северо-Западную Русь. Победы Александра Невского на Неве и Чудском озере, отражение угрозы агрессии с Запада. Образование Золотой Орды, установление ордынского владычества над Русью. Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде. Сущность и содержание ордынского ига. Последствия монгольского завоевания для истории России.
Образование единого Русского государства в ХIУ—ХV вв Усиление Московского княжества в ХIУ — первой половине ХУ в. Различные судьбы русских земель после монгольского нашествия. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Борьба за первенство в Северо-Восточной Руси. Московское княжество. деятельность князей Даниила Александровича и Юрия Даниловича. Борьба Москвы и Твери. Князь Иван Калита. Отношения с Золотой Ордой. Причины возвышения Москвы. Начало правления Дмитрия донского. Дальнейшее усиление Москвы. Войны с Литвой. Ослабление Золотой Орды. Открытый вызов Орде со стороны Московского княжества. Битва на Ноже. Подготовка к решающему столкновению. Роль Православной церкви. Деятельность митрополита Алексея и Сергия Радонежского. Куликовская битва и ее значение. Нашествие Тохтамыша и восстановление ордынского ига. Значение деятельности Дмитрия Донского. Присоединение земель к Московскому княжеству. Правление Василия I. Василий II и феодальная война. Обретение автокефалии Русской православной церкви. Образование единого Русского государства. Начало правления Ивана III. Завершение присоединения большинства русских земель к Московскому княжеству. Покорение Новгорода. Битва на Шелони. Присоединение Твери. Ликвидация мелких княжеств и уделов. Продвижение на Урал и в Западную Сибирь. Сущность ересей и политика Ивана III по отношению к еретикам. Судебник 1497 г. и его значение для укрепления единого государства. Начало формирования системы крепостного права. Этапы закрепощения крестьян. Причины создания крепостнической системы. Становление поместного землевладения и его роль в укреплении государства. Внешняя политика Ивана III. Походы на Казань. Стояние на Угре. Свержение ордынского ига. Войны с Великим княжеством Литовским и присоединение западнорусских земель. Борьба в Прибалтике. Предпосылки, причины и особенности образования единого Русского государства. Начало складывания самодержавия.
Русская культура ХIУ—ХУ вв. Литература: повести о борьбе с монгольскими завоевателями, памятники Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»), жития святых, хождения, летописи. Деревянное зодчество. Московская архитектура. Роль итальянских архитекторов в развитии русского зодчества. Перестройка Московского Кремля. Особенности архитектуры Новгорода и Пскова. Живопись. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева и дионисия.
Тема 4 .Россия в ХVI (4ч)
Территория и население России в ХУI в. Факторы, оказывавшие положительное и отрицательное влияние на развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли. Изменения в положении различных сословий России. Правление Василия III. формирование московской идеологии: споры иосифлян и нестяжателей, теория, Москва. Третий Рим. Правление Елены Глинской и ее реформы. Последствия боярского правления. Начало правления Ивана Грозного. Восстание в Москве. Венчание на царство. Реформы Избранной рады и их значение. Государственный строй. Зарождение сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Земские соборы. Становление новых центральных органов управления. Приказы. Опричнина Ивана Грозного и ее смысл. Опричный террор и его последствия. Внешняя политика Ивана Грозного. Взятие Казани. Присоединение Астраханского ханства. Поход Ермака и начало освоения Сибири русскими людьми. Борьба с набегами из Крыма. Ливонская война: ее ход и результаты. Итоги правления Ивана Грозного. Царствование Федора Ивановича. Возвышение Бориса Годунова. Введение заповедных лет и пятилетнего срока сыска беглых крестьян. Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Избрание царем Бориса Годунова. Русская Культура в ХУI в. Факторы, влияющие на развитие русской культуры: освобождение и объединение России, становление самодержавной власти. Создание обобщающих трудов: Великие Минеи четьи. Степенная книга, Стоглав, Домострой. Лицевой летописный свод. Публицистика: Максим Грек. Иван Пересветов, переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Подъем архитектуры. Рождение шатрового стиля (церковь Вознесения в селе Коломенском, храм Василия Блаженного и др). Архитектура Соловецкого монастыря. Живопись. Годуновская и Строгановская школы иконописи. Миниатюры. Художественное ремесло.
Тема5. Россия в XVII в. (7 ч.)
Смутное время. Причины Смуты: ухудшение положения крестьян, династический кризис, борьба в верхах общества, стихийные бедствия, вмешательство зарубежных сил. Правление Бориса Годунова. Голодные годы и их последствия. Поход Лжедмитрия 1 и причины его победы. Внутренняя и внешняя политика самозванца. Свержение Лжедмитрия 1 и воцарение Василия Шуйского, крестоцеловальная запись. Восстание под предводительством Ивана Болотникова: причины, ход, подавление. Поход Лжедмитрия II, тушинский лагерь. Польская интервенция, вмешательство Швеции. Падение Василия Шуйского. Семибоярщина. Захват Москвы поляками. Национальный подъем. Первое ополчение. Второе ополчение. К.М. Минин и Д.М. Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. и избрание царем Михаила Романова. Окончание Смутного времени.
Россия после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых. Последствия Смуты. Консолидация общества при Михаиле Романове. Деятельность патриарха Филарета. Правление Алексея Михайловича. Развитие сельского хозяйства, ремесла. Первые мануфактуры. Торговля. Начало складывания всероссийского (внутреннего) рынка. Политика протекционизма. Восстановление и укрепление армии. Дворянская конница и полки иноземного (нового) строя. Увеличение срока сыска беглых крестьян. Поиски новых источников государственных доходов, увеличение налогов. Эксперименты в сфере финансов и причины их неудач. Освоение Сибири, русские землепроходцы. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания, их причины и последствия. Восстание под предводительством СТ. Разина: причины, ход, результаты. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы. дело патриарха Никона. Усиление самодержавия. Внешняя политика России в ХУII в. Заключение Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Смоленская война: причины, ход, результаты. Поляновский мир с Речью Посполитой. Восстание под предводительством Б. Хмельницкого. Борьба украинского и белорусского народов за независимость и политика России. Переяславская рада и решение о воссоединении Украины с Россией. Левобережная Украина в составе России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Успехи и неудачи русских войск. Итоги войны. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 165б—1661 гг. и ее результаты. Обострение отношений с Турцией. Чигиринские походы. Бахчисарайский мир с Турцией. Результаты внешней политики России в ХУII в.: успехи и нерешенные задачи. Русская культура ХУII в. Новые идеи в русской культуре: изменение отношения к властям, обмирщение культуры, усиление светских элементов, интерес к достижениям западноевропейской культуры. Развитие образования. Школы. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Издание учебников, других книг. Новые жанры в литературе — сочинения о Смутном времени (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев), сатирические повести, автобиографии (Житие Аввакума). Новое в архитектуре: Московская, ярославская, Строгановская школы зодчества, московское (нарышкинское) барокко. Усиление светских мотивов в живописи. Симон Ушаков.
Тема 6. Россия в конце XVII - XVIII в. (8 ч.)
Начало правления и реформы Петра 1. Причины борьбы а престол в 70—80-е гг. ХУII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра 1, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра 1 за границу в составе Великого посольства. Первые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования рекрутские наборы. Перемены в положении дворянства. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного управления. Бюрократизация государственного строя. Учреждение Сената как высшего законосовещательного и контрольного органа. Система коллегий, особенности коллегиального управления, дальнейшее подчинение церкви государству. Святейший синод. Создание системы надзора (фискалы, прокуратура). Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором. Табель о рангах и ее значение для социального развития России.
Внешняя политика Петра I. Необходимость для России получения выхода к морям. Азовские походы, их результаты. Рождение российского военно-морского флота. Константинопольский мир. Заключение Северного союза. Подготовка войны со Швецией. Начало Северной войны. Поражение русских войск под Нарвой. Борьба за Прибалтику. Основание Санкт-Петербурга. Поход Карла ХII на Россию. Полтавская битва и ее значение. Петр I как полководец. Дальнейшие победы русской армии и флота. ГIрутский поход, причины его неудачи. Окончание Северной войны. Ништадтский мир и его значение для России. Тяготы войны. Народные восстания (Астраханское восстание 1705—1706 гг., Булавинское восстание на Дону и в Поволжье в 1707—1709 гг.).
«Культурная революция» в России в начале ХVIII в. Причины петровских преобразований в области культуры и быта. Новшества в быту: введение западноевропейской одежды, бритье бород. Переход на новое летоисчисление. Новые формы досуга высших слоев общества. Ассамблеи. Необходимость развития образования. Учеба дворян за границей. Создание новых учебных заведений. Введение гражданской азбуки, распространение книгопечатания. Первая русская печатная газета Ведомости. Меры Петра I по развитию науки. Создание первых публичных библиотек и музея (Кунсткамеры). Учреждение Академии наук, ее задачи. Общественная мысль петровского времени. Идеология. Публицистический характер указов Петра 1. Обоснование необходимости реформ в публицистике Феофана Прокоповича. «Книга о скудости и богатстве». И.Т. Посошкова. Противники Петра. Дело царевича Алексея. Новые черты в культуре. Перемены в архитектуре и градостроительстве. Становление русской реалистической живописи (и. Никитин, А. Матвеев). Значение преобразований Петра I в сфере культуры и быта.
Россия в середине и второй половине ХVIII в. Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники ПетраI (Екатерина I, Петр II). Борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его последствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.
Внутренняя политика Екатерины II . Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветители. Приближенные Екатерины II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования, деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины П. Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству; укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.
Внешняя политика России в ХVIII в. (1725—1796). Главные направления внешней политики России после Петра I: борьба за выход к Черному морю, присоединение земель Речи Посполитой, участие в «большой» европейской политике. Русско-турецкая война 1 735-1739 гг.: основные события результаты. Русско-турецкая война 1768—1774 гг.: причины войны, победы русской армии и флота. Кучук-Кайнарджийский мир и его результаты. Полководческое искусство П.А. Румянцева. Освоение Новороссии. деятельность Г.А. Потемкина. Присоединение Крыма к России. Русско-турецкая война 1787—1791 гг.: причины, ход боевых действий на суше и на море, условия Ясского мира. Полководческое искусство А.В. Суворова. Флотоводческое искусство Ф.Ф. Ушакова. Значение получения Россией выхода к Черному морю и возможности освоения Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Разделы Речи Посполитой: причины, инициаторы, участники. Восстание в Польше в 1794 г. и его подавление. Значение присоединения к России Белоруссии, Правобережной Украины, Литвы и Курляндии. Участие России в Семилетней войне: действия русской армии, ее победы, выход России из войны. Начало борьбы России с последствиями Великой французской революции конца ХVIII в. Итоги внешней политики России в ХVIII в.
Царствование Павла 1. Личность Павла I его взгляды. Стремление к наведению порядка в государстве. Внутренняя политика Павла 1. Указ о престолонаследии, указ о трехдневной барщине, частичное упразднение дворянских привилегий. Внешняя политика Павла 1. Участие во второй антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы АМ. Суворова. Победы флота Ф.Ф. Ушакова на Средиземном море. Причины выхода России из антифранцузской коалиции и сближения с Францией. Недовольство Павлом I в верхах общества. заговор против императора. Переворот 11 марта 1801 г. и убийство Павла 1.
Русская культура ХVIII в. Развитие образования после Петра 1. Сословный характер образования (шляхетские корпуса, Смольный институт). Основание Московского университета, его роль в развитии образования, науки и культуры России. Попытки Екатерины II создать стабильную систему народного просвещения. Открытие новых школ, училищ. Успехи книгоиздания. Просветительская и издательская деятельность Н.И. Новикова. Развитие науки. М.В. Ломоносов и его вклад в науку и культуру России. Становление исторической науки (В.В. Татищев, И.М. Щербатов. И.Н. Болтин). Успехи в изучении географии России. Русские изобретатели И.И. Ползунов и И.П. Кулибин. Общественная мысль. Идеология просвещенного абсолютизма. Журнальная полемика НИ. Новикова и Екатерины II. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Взгляды М.М. Щербатова на положение России. Развитие русской литературы. Классицизм в литературе (В.Е. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин). Сентиментализм в литературе (Н.М. Карамзин). Начало русского театра.Ф.Г. Волков. Становление русской композиторской школы. Успехи в живописи. Портретная живопись (А.П. Актропов. Ц.Т. Левицкий, Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский). Русская скульптура. Ф. И. Шубин. Архитектура: стиль барокко (В.В. Растрелли). Классицизм (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, К.Е. Старов). Итоги развития русской культуры ХУIII в.
Тема 7. Россия в первой половине ХIХ в. (8 ч)
Экономическое и социальное развитие России в конце ХУIII — первой половине ХIХ в. Новое в экономике России. Рост внутренней и внешней торговли. Развитие промышленности. Крепостная мануфактура и мануфактура с вольнонаемным трудом. Начало промышленного переворота в России: причины, основные достижения и их влияние на экономику. Состояние сельского хозяйства. Крепостное хозяйство и влияние на него рыночных отношений. Взаимоотношения между сословиями, влияние развития рыночных отношений на социальные слои.
Реформы Александра 1. Воцарение Александра i. Его взгляды. Молодые друзья. Негласньтй комитет. Внутренняя политика Александра 1. Создание министерств. Крестьянский вопрос. Указ о вольных хлебопашцах. Реформы в сфере просвещения. Реформаторы и проекты реформирования государства. М.М. Сперанский, его проекты, «Записка о древней и новой России» П.М. Карамзина.
Борьба с Наполеоном. Основные направления, способы реализации, результаты внешнеполитической деятельности России. Участие в коалициях против наполеоновской Франции. Тильзитский мир и его последствия. Подготовка Франции и России к войне. Войны со Швецией, Турцией, Ираном. Присоединение Финляндии, Бессарабии, части Кавказа. Накануне Отечественной войны 1812 г. Силы сторон. Причины, основные события войны. Бородинская битва. Полководцы войны 1812 г. (М.И. Кутузов, М.В. Барклай де Толли, П.И. Багратион). Герои (Д.Е. Давыдов, Н.Я. Раевский). Итоги войны 1812 г. Причины победы России. Заграничные походы русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Участие России в создании и деятельности Священного союза. Восточный вопрос в царствование Александра Внутренняя политика второй половины царствования Александра 1. Восстание декабристов. Причины изменения внутриполитического курса. Попытки продолжения реформ. Л.А. Аракчеев и аракчеевщина. Казенный мистицизм. А.Н. Голицын. Движение декабристов (участники, цели, программные документы, судьбы декабристов). Выступление декабристов 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами.
Внутренняя политика Николая 1. Император Николай 1. Особенности николаевской системы управления. Теория официальной народности. С.С. Уваров. Меры по укреплению самодержавия. Свод законов Российской империи. Социально-экономические преобразования. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос: основные проблемы и попытки их решения. Реформы
Внешняя политика России во второй четверти ХIХ в. Крымская война. Кавказская война. Россия и Европа во второй четверти ХIХ в.: основные направления взаимодействия и противоречия. Польское восстание. Восточное направление внешней политики России. Русско-иранская и русско-турецкая войны. Нарастание противоречий между Россией и Англией и Францией в Восточном вопросе. Крымская война: цели, причины, основные события, результаты. Оборона Севастополя. Герои Крымской войны (В.А. Корнилов, Е.С. Нахимов, А.Н. Тотлебен). Кавказская война ход, результаты, последствия. АП. Ермолов. Имам Шамиль и его государство.
Общественное движение в годы царствования Николая 1. Причины активизации духовной жизни, способы организации, основные идеи участников. Дружеские кружки 20—30-х гг. ХIХ б. и их участники. Философическое письмо ПМ. Чаадаева. Западники, славянофилы, их взгляды и деятельность. Русский утопический социализм. АН. Герцен. Петрашевцы.
Русская культура первой половины ХIХ в. Становление национального самосознания. Развитие просвещения, создание системы народного просвещения. Печать и библиотеки. Развитие науки, становление научных школ, главные открытия российских ученых и их влияние на жизнь общества (Н.И. Лобачевский, А.М.. Бутлеров. Н.И. Пирогов и др.). Историческая наука (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв). Русские первооткрыватели: основные направления исследований, открытия, их использование в экономике и культуре. Открытие Антарктиды. Рас- цвет русской литературы, становление основных направлений, жанров, стилей: романтизм, реализм. Великие русские поэты, писатели, драматурги (АС. Пушкин. М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и др.). Ведущие театральные школы, выдающиеся актеры и лучшие роли (П.С. Мочалов, М.С. Щепкин) Поиски самобытных путей в музыке, русские композиторы (М.И. Глинка. А.С. Даргомыжский). Живопись и скульптура: характерные черты, известные творцы и их произведения (Е.П. Брюллов, ПА. Федотов. И.П. Мартос и др.). Архитектура: господствующие стили, наиболее известные архитектурные ансамбли и их создатели. Особенности русского классицизма в архитектуре, переход к стилю эклектики. Быт различных слоев населения.
Тема 8. Россия во второй половине ХIХ в. (7 ч)
Начало правления АлександраII. Крестьянская реформа 1861 г. Александр II. Предпосылки и необходимость Крестьянской реформы. Подготовка Крестьянской реформы, разработка ее условий. Деятели Крестьянской реформы: Я.И. Ростовцев. Н.А. Малютин. Содержание Крестьянской реформы. Выкупная операция. Осуществление реформы, деятельность мировых посредников. Новая организация крестьянского управления и суда. Реформы и процесс модернизации в России: значение Крестьянской реформы.
Социально-экономическое развитие России после Крестьянской реформы. Развитие сельского хозяйства. Влияние реформы на крестьянское хозяйство. Роль крестьянской общины. Влияние реформы на эволюцию помещичьего хозяйства. Изменения во взаимоотношениях помещиков и крестьян. Причины застоя в сельском хозяйстве. Промышленное производство. Влияние реформы ка легкую и тяжелую промышленность. Завершение промышленного переворота и его влияние на жизнь государства и общества. Промышленный подъем конца ХIХ в. Новые промышленные районы России. Роль экономической политики государства. С.К. Витте. Формирование классов индустриального общества — буржуазии и пролетариата. Начало рабочего движения. Развитие внутренней и внешней торговли, транспорта, рост городов, их благоустройство. Итоги социально-экономического развития.
Реформы 60—70-х гг. ХIХ в. Земская и городская реформы. Формирование и основы деятельности земств и городских дух. Роль земств в развитии страны. Взаимоотношения органов самоуправления и государственной власти. Судебная реформа: новая судебная система и новый процесс следствия и судопроизводства. Суд присяжных. Военная реформа. Д.А. Милютин. Всеобщая воинская повинность. Реформы в других сферах жизни (финансы, просвещение, печать).
Общество и власть во второй половине 50-х — начале 80-х гг. XIХ в. Отношение общества к реформам 60— 70-х гг. Появление политически активных слоев общества, способы влияния ка политику самодержавия. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли, их представители. Разночинцы. «3емля и воля» 60-х гг. ХIХ в. Н.Г. Чернышевский. Прокламационная кампания. Нигилизм. Ишутинцы. «Нечаевщина»,. Истоки народничества, его основные идеи. Три течения в народничестве. МА. Бакунин, П.И. Лавров, П.Н. Ткачев. Народнические организации, их состав, способы и формы борьбы: хождение в народ и его результаты. Террор и его последствия. Земля ч воля 70-х гг. ХIХ в. «Народная воля». Борьба власти с революционерами. Попытки сотрудничества с общественностью. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова. Убийство Александра II.
Внутренняя политика и общественное движение в царствование Александра III. Начало правления Александра III. Укрепление государственной власти. Попытки контрреформ (Земские начальники. Земская контрреволюция и др.). Ограничения в сфере просвещения и печати. Попечительская политика. Начало рабочего законодательства. Особенности общественного движения. Кризис революционного народничества. Либеральное народничество. Рабочее движение. Группа “Освобождение труда». Т.В. ГIлеханов. Проникновение марксизма в Россию. Российская социал-демократия. Начало политической деятельности ВИ. Ленина. Либеральное движение, его представители.
Внешняя политика России во второй половине ХIХ в. Основные направления. Борьба за пересмотр Парижского мирного договора и ее итоги. АМ. Горчаков. другие направления внешней политики: Союз трех императоров. Продажа Аляски США. Договоры с Китаем и освоение дальнего Востока. Обострение Восточного вопроса: причины, попытки дипломатического разрешения противоречий. Причины русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Ход военных действий (осада Плевны, оборона Шипки). Герои войны. М.Д. Скобелев. Сан-Стефанский договор и Берлинский конгресс. Александр III — миротворец. Обострение противоречий между Россией и Германией в 80—90-е гг. ХIХ в. Русско-французское сближение. Присоединение Казахстана и Средней Азии к России: ход событий и результаты для Российского государства и азиатских народов. Влияние внешнеполитической деятельности российского государства на развитие экономики и культуры страны.
Русская культура второй половины ХIХ в. демократизация культуры. Формирование системы образования:расширение сети образовательных учреждений и их доступности для различных слоев населения, ориентация на выпуск специалистов, необходимых в хозяйстве страны. Начало высшего женского образования в России. Создание условий для самообразования и повышения уровня куль туры россиян (книжный бум, музеи и их создатели). Российские меценаты (П.М. Третьяков и др.). Важнейшие открытия русских ученых и их значение для развития общества (Д.М. Менделеев, И.М. Сеченов, А.С. Попов и др.). Развитие исторической науки (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров и др.). Географические открытия и исследования (П.П. Семенов-Тян Шанский, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай и др.). Литература. Великие русские писатели (Л.Н. Толстой, Ф.М. ..Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.). Основные направления, темы и жанры литературы, отражение в ней общественных противоречий. Расцвет реализма в литературе. Театральное искусство. Эпоха А.Н. Островского. Выдающиеся русские артисты и особенности ах творчества (П.М. Садовский. М.Н. Ермолова и др.). Расцвет русской национальной музыки. Творчество композиторов Могучей кучка и П. И. Чайковского. Новые тенденции в архитектуре. Изменения в технологии строительства. Творчество передвижников. Основные темы в живописи (Н.Н. Крамской, В.Е. ГIеров, И.Е. Репин и др.). Творческие союзы и их влияние на культурную жизнь российского общества. Влияние российской культуры второй половины ХIХ в. на мировую культуру.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Справочник учителя. История. 5-11 классы. Издательство "Экзамен", Москва , 2008 г.
2.Большой справочник. История. Для школьников и поступающих в ВУЗы. Издательский дом "Дрофа", 2007 г.
3.Герои Русской истории. Издательство "Белый город", Москва, 2006 г.
4.Нестор. "Повесть временных лет".
5.Документ "Слово о полку Игореве".
6.Владимир Мономах "Поучение детям", "Устав"
7.Ярослав Мудрый "Русская правда" Древней Руси.
8.Летописи, былины древней Руси 11-12 вв. Лениздат, 1983 г.
9.За землю Русскую! Памятники литературы древней Руси 11-15 вв. Москва,1988 г.
10.Русская литература 11-18 вв. Москва, 1988 г.
11.Повесть о житие Александра Невского. Перевод В.И. Охотниковой.
12.Л.А.Дмитриев. "Задонщина".
13."Домострой". Перевод В.В.Колесова.
14.В.О.Ключевский. "О земском соборе 1613 г.".
15.Юности честное зерцала.
16.С.М.Соловьёв. "Чтение и рассказы по истории России", Москва, 1990 г.
17.Н.М. Карамзин. "Предание веков", Москва, 1987 г.
18.Н.И.Павлюченко. "Пётр Великий", Москва, 1999 г.
19.Н.И.Павлюченко. "Птенцы гнезда Петрова", Москва, 1999 г.
20.Н.И.Костомаров. "Русская история в жизнеописание о главнейших деятелей", Москва, 2005 г.
21.Е.В.Анисимов. "Россия в 18- первой половине 19 века", М., 1994 г.
22.Ю.В.Плотников. "Историко-художественная хрестоматия по Великой Отечественной войне".
23.И.С.Хромова "Хрестоматия по истории России 2 половины 20 века". М., 1995 г.
24.А.В.Шестаков. История в художественно-исторических образах с древнейших времён до конца 18 века. М., 1985 г.
25.В.И.Иванов "Русь изначальная", М., 1993 г.
26.В.И.Иванов. "Русь Великая". М., 1993 г.
27.Л.Жданов. "Царь Иоанн Грозный", М., 1993 г.
28.Энциклопедический словарь.
Ресурсы Интернета
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Bohan/index.php
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2d93c4a-5cb4-42b9-a38c-649ca28fd9f4/
http://www.zadachi.org.ru/?n=7937
http://www.dazzle.ru/spec/iir5508.shtml
http://www.5ballov.ru/referats/preview/32170
http://www.krotov.info/history/solovyov/lichmanl.html
http ://www.rulers.narod.ru/
http ://www.hronos.km.ru/
http://www.hist.msu..ru/ER/Etext/index.html
Согласовано Согласовано
протокол заседания м/о зам. директора по УВР
учителей гуманитарного цикла от
№ от
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Все- го | Тео-рия | Прак- тика | Дата проведения |
1 | Введение. История России – часть всемирной истории. | 1 | 1 | ||
2 | Становление Российской цивилизации | 1 | 1 | ||
3 | Народы и древнейшие государства на территории России | 1 | 1 | ||
4 | Происхождение славян. Славяне в V-VII в. | 1 | 1 | ||
5 | Восточные славяне в V III – IX вв. | 1 | 1 | ||
6 | Религия восточных славян. | 1 | 1 | ||
7 | Образование Древнерусского государства | ||||
8 | Русь в X – начале XI в. Первые легендарные князья. | 1 | 1 | ||
9 | "Повесть временных лет" | 1 | 1 | ||
10 | Правление Святослава. | 1 | 1 | ||
11 | Правление Владимира Святославича. | ||||
12 | Крещение Руси как русский и европейский феномен. | 1 | 1 | ||
13 | Оборона Руси от печенегов. | 1 | 1 | ||
14 | Летописи, былины Древней Руси. | 1 | 1 | ||
15 | Усобица на Руси после смерти Владимира | 1 | 1 | ||
16 | Зарождение феодальных отношений | 1 | 1 | ||
17 | Правление Ярослава Мудрого | ||||
18 | "Русская правда" - первый сборник документов Руси. | 1 | 1 | ||
19 | Время новых усобиц | ||||
20 | "Слово о полку Игореве" - призыв к единению Руси. | 1 | 1 | ||
21 | Владимир Мономах – великий князь. | 1 | 1 | ||
22 | "Поучение детям" и "Устав" Владимира Мономаха. | 1 | 1 | ||
23 | Политическая раздробленность на Руси. | 1 | 1 | ||
24 | Северо – восточная Русь в XII- начале XIII века. | 1 | 1 | ||
25 | Северо – западная и юго-западная Русь в XII – начале XIII века | 1 | 1 | ||
26 | Культура Руси в X – начале XIII века. | 1 | 1 | ||
27 | Монголо – татарское вторжение на Русь | 1 | 1 | ||
28 | Вторжение крестоносцев. Александр Невский. | 1 | 1 | ||
29 | Русь и Орда | 1 | 1 | ||
30 | Возрождение хозяйства и культуры. | 1 | 1 | ||
31 | Москва – центр объединения русских земель. Первые московские князья | 1 | 1 | ||
32 | Противостояние Орде. Дмитрий Донской. | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 32 | 17 | 14 |
Календарно-тематическое планирование.
II полугодие
№ п/п | Тема | Все- го | Тео-рия | Прак- тика | Дата проведения |
1 | Образование единого государства России. Иван III. | 1 | 1 | ||
2 | Культура и быт XIV - XVвв. | 1 | 1 | ||
3 | Царь "всея Руси" Иван Грозный. Положительные и отрицательные черты личности. | 1 | 1 | ||
4 | Внутренняя политика Ивана Грозного | 1 | 1 | ||
5 | Внешняя политика Ивана Грозного | 1 | 1 | ||
6 | Причины смутного времени | 1 | 1 | ||
7 | Смутное время. | 1 | 1 | ||
8 | Смутное время. Народное ополчение. | 1 | 1 | ||
9 | Первые Романовы. Внутренняя политика | 1 | 1 | ||
10 | Внешняя политика России в XVII веке. | 1 | 1 | ||
11 | Новые явления в экономике России XVII в. | 1 | 1 | ||
12 | Культура России XVII века. | 1 | 1 | ||
13 | Пётр 1 - крепостник или революционер? | 1 | 1 | ||
14 | Реформы Петра I. | 1 | 1 | ||
15 | Внешняя политика России при Петре I. | 1 | 1 | ||
16 | Дворцовые перевороты. | 1 | 1 | ||
17 | Внутренняя и внешняя политика в период дворцовых переворотов. | 1 | 1 | ||
18 | Внутренняя политика Екатерины II. | 1 | 1 | ||
19 | Внешняя политика Екатерины II. | ||||
20 | Правление Павла I. | 1 | 1 | ||
21 | Культура России в XVIII веке. | ||||
22 | Александр I. Внутренняя политика. | 1 | 1 | ||
23 | Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. | 1 | 1 | ||
24 | Движение декабристов. Программы Северного и Южного общества | 1 | 1 | ||
25 | Выступление декабристов. | 1 | 1 | ||
26 | Внутренняя политика Николая I. | 1 | 1 | ||
27 | Внешняя политика Николая I. | 1 | 1 | ||
28 | Общественное движение в годы правления Николая I. | 1 | 1 | ||
29 | Социально – экономическое развитие России в первой половине XIX века | 1 | 1 | ||
30 | Либеральные реформы 60-70 –х гг.XIXв. | 1 | 1 | ||
31 | Общественное движение. Революционное народничество. | 1 | 1 | ||
32 | Внешняя политика России. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. | 1 | 1 | ||
33 | Внутренняя политика Александра III. | 1 | 1 | ||
34 | Внешняя политика России. | 1 | 1 | ||
35 | Культура России во второй половине XIX века | 1 | 1 | ||
36 | Культура России во второй половине XIX века | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 36 | 16 | 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5
Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....
рабочая программа по курсу Новая история и История России 7-8 класс
Рабочая программа соответствует учебникам авторов А.Я. Юдовская и другие, Данилов А.А. и другие...
Рабочая программа по ФГОС «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс
Пояснительная запискак рабочей программе курса «Всеобщая история. История Древнего мира»в 5 классе.Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» разработана в соответствии с тре...
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории "История рыцарства" 6 класс
Курс внеурочной деятельности «История рыцарства» предназначен для учащихся 6-го класса.Актуальность данного курса внеурочной деятельности объясняется незначительным вниманием, уделяемым проблемам Сред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ Всеобщая история .История древнего мира /5 класс/
Рабочая программа по Истории древнего мира для 5 класса ФГОС...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...
Рабочая программа учебного курса по истории для 6 класса «История Средневековья в лицах»
Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе фор...