формирование культуры умственного труда
методическая разработка по истории на тему

Елоева Алета Тотразовна

организация учебной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл организация учебной работы 20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.А.Макоева

с.Чикола Ирафского района РСО-Алания

ТЕМА:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА.

(АЛГОРИТМ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ УРОКАХ ИСТОРИИ)

                                                   Преподаватель истории

                                                         ЧСШ №1

                                                         Елоева А.Т.

                                      Чикола 2012 г.  

       Важным моментом в организации учебной работы является систематическое и целенаправленное формирование развития и совершенствование у учащихся способов учебно-познавательных действий и соответствующих им способов мыслительной деятельности. Применение этих приемов на практике имеет большое развивающее значение: учит последовательности, обоснованности суждений и выводов, аргументированности. Они помогают формировать культуру умственного труда, без которой усвоение знаний невозможно. Важное место в системе этих приемов отводится методам работы с учебником, справочным материалом, справочной литературой, работе с рефератом, работе в учебной паре, группе и т.д.

Поэтому разрабатываются более совершенные специальные рекомендации по рациональному выполнению разного роды учебных заданий – учебных способов действий – алгоритмов (памяток)

Алгоритмы – это инструктивные правописания (правила, инструкции, памятки определяющие четкую последовательность элементарного для данного субъекта операции по решению учебной

задачи и синтеза;

Применение алгоритмов обеспечивает не только усвоение предметных знаний, но и организацию процесса усвоения, вооружая учащихся обобщенными знаниями об умственных действиях, способствуя переносу усвоенного интеллектуального приема из одной учебной ситуации в другую. Алгоритмы являются ценными дидактическими средствами формирования, развития и совершенствования учебной деятельности учащихся. Они разнообразны как по содержанию, так и по функциям.

Первое – это учебный алгоритм как предмет усвоения для учащихся.

Второе – учебный алгоритм как средство обучения(т.е. какие действия, в каком порядке необходимо выполнять, чтобы усвоить соответствующие знания)

Способы учебно- познавательной деятельности не только разъясняются, но и систематически формируются в органическом единстве с изучением программного материала. Их многократное повторение приводит к тому, что у учащихся в процессе обучения постепенно вырабатывается устойчивый навык.

Алгоритмы вводятся поэтапно:

Начальный этап – знакомство с алгоритмом, раскрывающим цель, содержание и порядок учебно-познавательного действия, его усвоение.

Промежуточный этап – процесс обучения способом учебно-познавательной деятельности учащихся, систематическое их применение в иных условиях.

Непроизвольное запоминание достигается благодаря многократному использованию определенных алгоритмов в учебном процессе.

Заключительный этап – самостоятельный перенос усвоенных действий на новые объекты.

Применение алгоритмов способствует: различению учащимися содержательной и операционной сторон изучаемых знаний, выделению из процесса овладения умственными действиями ее ориентировочной основы;

- овладению обобщенными знаниями о способах учебно-познавательной деятельности;

- совершенствованию способов учебных действий (составление плана, характеристики исторического деятеля и способов мыслительной деятельности (анализ, обобщение, сравнение, конкретизация и др.)

- усвоению переноса интеллектуального приема из одной ситуации в другую, при этом эффективность обучения повышается.

Алгоритм можно рассматривать только как рекомендации к их творческому применению. Именно в этом случае использование алгоритмов может облегчить труд учителя и учазихся, положительно повлиять на его результаты.

Рассмотрим алгоритмы способов мыслительных действий.

Проблемное изложение исторического материала оказывается продуктивным, раскрывающим творческий потенциал учащихся при использовании системного подхода, а именно – алгоритмов раскрытия тех или иных исторических проблем.

Алгоритм раскрытия проблем исторического развития.

1. Технический аспект (уровень развития ср. в. пр-ва)

2. Социальный аспект (уровень развития рабочей силы)

3. Структурный аспект (уровень развития разделен.труда)

4. Организационный аспект (уровень развития механизма управления экономикой)

5. Экономический аспект (уровень развития производства распределения, обмена и потребления)

6. Аспект собственности (уровень развития форм собственности)

Алгоритм раскрытия проблем социального развития

1. Идеология

2. Программа (уровень развития задач социального развития)

3. Стратегия (уровень развития способов достижения целей субъектов соц. развития)

4. Социальная основа (уровень развития соотношения сил соц. развития)

5. Тактика (ур. развития соотношения сил и соц.развития)

6. Организация (уровень развития организации субъектов соц.развития)

Алгоритм раскрытия проблем политического развития.

Внутриполитический аспект.

1. Органы власти (характ.законодательных, исполнительных и суд.орг.власти)

2. Законы (хар-ка осн.зак.гос-ва)

3. Устройство (админ.итеррит.устройства)

4. Власть (монархия или республика)

5. Право (хар-ка правов.гос-ва, статусы граждан государства)

6. Политика (хар-ка эк.,соц.,полит.,культурных мероприятий гос-ва) Внешнеэкономический аспект\

1. Идеология (идиен.установкивн.политики)

2. Программа (хар-ка задач вн.полит.гос-ва)

3. Соотношение сил (междун.полож.гос-ва)

4. Стратегия (хар-ка принципов вн.полит)

5. Тактика (хар-ка основных направлений вн.полит)

6. Организация (хар-ка внешнеполит.институтов власти)

Алгоритм раскрытия проблем культурного развития.

1. Наука (хар-ка естеств., технич.,гуманит.знаний)

2. Образование (хар-ка начального,среднего и высш.обр)

3. Искусство (хар-ка лит-ры, живописи, театра, кино)

4. Религия (осн.религ.теч.страны и атеизма)

5. Мораль (хар-ка правового статуса гр.гос-ва)

6. Право (хар-ка правов.статуса граждан гос-ва)

Алгоритм изучения революции.

1. Определить предпосылки революции.

2. Соц.структура общества Раскрыть:

-эк.основу необходимости революции

-наличие революционной ситуации: совокупность объективных факторов к революции – субъективный фактор.

Изучая ход революции определить;

- время и место начала выступлений;

- задачи и характер революции;

- движущиеся силы;

- этапы развития революции;

- результаты, уроки и значение революции (какие задачи были решены полностью, какие частично, какие не решены);

- какие уроки дала революция;

- каково ее значение для развития общества.

Сделайте выводы.

Алгоритм работы с историческим документом.

1. Изберите способ чтения; просмотр

2. Ознакомьтесь с данной книгой, статьей.

Просмотрите данные: аннотацию, оглавление, предисловие, заключение к ним.

- Ознакомившись с документов, определите:

а) автора, установите, кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа;

б) время и место создания текста.

- Установите:

а) каким способом была добыта информация;

б) благодаря чему, для какой цели возникла эта информация;


- Определите:

а) вид источника (письмо, дневник и т.д.)

б) что представляет собой текст; полный документ или отрывок;

в) о чем идет речь в данном документе.

- Выделите главные идеи документа;

разделить мысленно содержание на ряд смысловых частей, выделите главные мысли каждой части;

- делать записи главных мыслей док-та в виде тезисов и цитат;

3. Оцените степень достоверности изложенных в отрывке сведений;

- свидетелем первой или второй очереди является автор источника;

- первичность или вторичность информации.

4. Определите:

- является ли автор представителем определенной точки зрения или он предлагает исключительный взгляд на события;

-в каких ситуациях можно применить эту информацию.

5. Раскройте значение документа и содержащейся в нем информации для современности, для каждого из нас.

6. Дайте обобщающую оценку данному источнику. Встретив незнакомое слово обязательно узнайте и занесите в словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура умственного труда

Культура умственного труда...

Скрытые опасности умственного труда

Данная статья содержит информацию о том, чем может быть опасен длительный умтвенный труд и рекомендации по избежанию этих опасностей....

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УМСТВЕННОГО ТРУДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В режиме дня должно иметь место сочетание умственного труда с физическим, что является непременным условием гармонического формирования личности. Ребенка необходимо привлекать к участию в трудовых дел...

«Культура умственного и физического труда».

ознакомить обучающихся с правилами, определяющими культуру труда, её особенности в учебной работе, в домашнем и общественно полезном труде....

Памятка для родителей и учеников "Правила умственного труда"

Памятка для родителей и учеников о правилах умственного труда....

Воспитание культуры умственного труда учащихся через освоение механизма поэтапного формирования умственных действий

Практика показывает, что знание правил и умение их применять в практической деятельности не одно и то же. Далеко не каждый ученик, заучив правило, может сам установить, как этим правилом воспользовать...

Значение уроков практического труда для формирования у умственно-отсталых школьников социально-значимых умений и творческих качеств личности

Включение умственно отсталых детей и подростков в трудовую деятельность признается одним из главных условий их подготовки к самостоятельно жизни. Труд детей с ограниченными возможностями способствует ...