У р о к истории в 6 классе. "УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ"
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему
Урок подготовлен в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_r_o_k_20_._usilenie_korolevskoy_vlasti_v_kontse_xv_v._vo_frantsii_i_anglii.docx | 49.78 КБ |
Предварительный просмотр:
У р о к 20 . УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о завершающем этапе образования централизованных государств во Франции и Англии, выявить отличительные особенности этого процесса в каждой из этих стран и обобщить имеющиеся знания по данному вопросу; познакомить с понятием абсолютизм |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: характеризуют места сражений, обстоятельства, участников, результаты Столетней войны, знают о крестьянских восстаниях в Англии и Франции, определяют и объясняют свое отношение к Людовику XI и Карлу Смелому, читают историческую карту с опорой на легенду, рассказывают об усилении королевской власти во Франции в конце XV в., указывают хронологические рамки Войны Алой и Белой розы, систематизируют исторический материал. Метапредметные: Познавательные: иллюстрируют усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами, представляют информацию в табличной форме, анализируют и обобщают факты, воспроизводят материал в сокращенном виде, выделяют необходимую информацию из иллюстративного материала, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, структурируют знания, используя знаково-символические средства. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, используют ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, осуществляют итоговый и пошаговый контроль своих действий по результату, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания, вступают в речевое общение, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, соотносят свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений |
Образовательные ресурсы | Презентация «Борьба за власть во Франции между Людовиком XI и Карлом Смелым», подготовленная учителем. История Средних веков. 6 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского / авт.-сост. Н. Ю. Колес-ниченко. - Волгоград : Учитель, 2011. Война Алой и Белой розы (иллюстративный материал) [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://dick-k.narod.ru/Red |
Оборудование | Интерактивная доска (жран), компьютер, мультимедийный проектор |
Основное содержание темы, понятия и термины | Завершение объединения Франции. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимо-действия на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля | |
предметные | формируемые умения (универсальные учебные действия) | ||||||
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |||
II. Проверка домашнего задания | Устный опрос | - Назовите причины и повод Столетней войны. - Каковы были преимущества и недостатки английской и французской армий? Как они проявились на первом этапе войны? - Дайте характеристику основным этапам Столетней войны. - Расскажите о жизни и подвиге Жанны д'Арк | Выполняют задания, приводят примеры | Индивидуальная | Характеризуют места сражений, обстоятельства, участников, результаты Столетней войны | Познавательные: иллюстрируют усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами | Устный опрос |
Составление таблицы | Организует заполнение таблицы «Крестьянские восстания во Франции и Англии» (см. Приложение 1) | Заполняют таблицу вместе с учителем | Фронтальная | Знают о крестьянских восстаниях в Англии и Франции | Познавательнее: представляют информацию в табличной форме, анализируют и обобщают факты. Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания | Таблица | |
III. По- станов- ка учеб- ных за- дач | Беседа | - Вспомните, какие государства мы с вами изучали. В чём заключалась особенность власти во Франции и в Англии? Как вы думаете, что необходимо было этим государства, чтобы восстановить порядок в государстве? Сформулируйте тему и задачи урока. | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | Регулятивные: вы- деляют и сохраняют учебные задачи | ||
IV. Открытие новых знаний | Беседа | Задает вопросы: - Каковы были итоги Столетней войны? (Столетняя война завершилась в 1453 г. Англичане потеряли все свои владения во Франции кроме порта Кале. Франция смогла сохранить свою независимость. Были созданы предпосылки для оконча¬тельной централизации страны.) - Франция одержала победу в этой изну-рительной войне, длившейся с перерывами практически столетие, однако победа досталась ей нелегко. Война нанесла тяжелый удар по хозяйству Франции (вы-деляет последствия войны вместе с уча-щимися): - заброшены пахотные земли; - опустошены города; - уничтожены деревни; - нарушены торговые связи. К XV веку Франции удается преодолеть пагубные последствия военного конфликта, проходившего на ее территории. Однако крупные феодалы по-прежнему не желают склоняться перед королевской властью. В период правления Людовика XI (1461-1483 гг.) формируется тайный союз -Лига общественного блага, главой которого становится герцог Бургундии Карл | Участвуют в диалоге, де- лают записи в тетрадях | Фронтальная | Выделяют последствия Столетней войны | Познавательные: воспроизводят изу- ченный материал в сокращенном виде. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: вступают в речевое общение | Устные ответы |
Презентация «Борьба за власть во Франции между Людовиком XI и Карлом Смелым» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1) | Слушают учителя, делают записи в тетрадях | Фронтальная | Определяют и объ-ясняют свое отношение к Людовику XI и Карлу Смелому | Личностные: соотносят свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения | Записи в тетради | |
Работа с исторической картой «Завершение объединения Франции к концу XV века» (с. 181) | Формулирует вопросы: - Покажите на карте владения короля Франции к XV в. - Какие территории были присоединены к Франции? (К Франции были присоедине- ны Прованс с городом Марселем, Дижон, Берри, Пикардия.) - Какие земли не вошли в состав Франции при Людовике XI? (Независимым оста- лось герцогство Бретань.) Помогает учащимся сделать вывод: к концу XV века владения короля занимали практически всю территорию Франции, объединение страны завершилось | Изучают карту, отвечают на вопросы, формулируют вывод | Работа в парах | Читают историче скую карту с опо- рой на легенду - | Познавательные: выделяют необходимую информацию из иллюстративного материала. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в ре- зультате совместной деятельности | Работа с картой | |
Работа с учебником (п. 2, с. 180) | Предлагает прочитать, что представляла собой централизованная Франция, и отве- тить на следующие вопросы: - Что говорит о том, что объединение страны происходило одновременно с уси-лением королевской власти? (Об этом говорят следующие нововведения: 1) создание постоянного наемного войска вместо отрядов феодалов; 2) введение ежегодного налога с населения для содержания этого войска; 3) управление страной с помощью аппарата чиновников, состоящих на службе у короля.) - Таким образом, Людовик XI обладал постоянным войском, необходимыми финансами и не нуждался более в Генеральных штатах (за время своего правления он созывал их всего однажды). Он сумел подчинить своей власти крупных феодалов, сохранив свои владения; они же лишились своей независимости, став подданными короля. Вместе с учащимися формулирует вывод: Франция к концу XV в. была подчинена единой центральной власти - власти короля | Разрабатывают алгоритм поис- ковых дейст- вий, самостоя- тельно выпол-няют задания, дают аргумен-тированные ответы на вопросы | Индивиду-альная | Рассказывают об усилении коро- левской власти во Франции в конце XV в. | Познавательные: устанавливают при- чинно-следственные связи, делают вы- воды. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Устные ответы | |
Рассказ Учителя Презентация «Война Алой и Белой розы в Англии» | Выделяет последствия объединения Франции (см. Приложение 3) Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах {см: Приложение 4) | Слушают учителя, делают записи в тетрадях Слушают учителя, делают записи в тетрадях | Фронтальная Фронтальная | Рассказывают о последствиях объединения Франции Указывают хронологические рамки Войны Алой и Белой розы | Регулятивные: используют ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале Познавательные: структурируют знания, используя знаково- символические средства. Личностные: проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Записи в тетрадях Конспект | |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Составление сравнительной таблицы | Предлагает заполнить сравнительную таблицу «Короли Англии и Франции. Объединение страны и централизация власти», чтобы закрепить пройденный материал. (Если времени на уроке не хватает, учащиеся продолжают работу дома.) В итоге таблица должна иметь следующий вид (см. Приложение 5) | Заполняют таблицу | Фронтальная | Систематизируют исторический материал | Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют итоговый и пошаговый контроль деятельности по результату | Таблица |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | Закончите предложения: • На уроке я работал... • Своей работой на уроке я ... • Урок мне показался... • За урок я... • Мое настроение... • Материал урока мне был... | Оценивают свою работу, эмоциональное состояние | Фронтальная | Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Оценивание работы учащихся на уроке | |
Домашнее задание | Учебник, § 21; записи в тетрадях. • На основании сведений § 18-21 составить династические схемы «Французские короли XI-XV веков» и «Английские короли XI- XV веков» (с. 184) | Записывают домашнее задание | Индивиду-альная |
Ресурсный материал к уроку
КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ
Параметры сравнения | Франция (Жакерия) | Англия |
Дата | Май 1358 года | Май 1381 года |
Причины возникновения | • Рост налогов в связи с войной. • Грабежи деревень войсками обеих сторон. • Массовое личное закрепощение крестьян. • Безразличное отношение феодалов к ходу Столетней войны | • Введение новых налогов (поголовный налог). • Освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп было крайне трудным. • Введение денежного оброка взамен барщины и натурально оброка, то есть усиление эксплуатации крестьян. • Чума, голод |
Лидер | Крестьянин Гильом Каль | Сельский ремесленник Уот Тайлер |
Участники восстания | Крестьяне | Крестьяне, сельские ремесленники, городские бедняки |
Причины поражения | • Стихийность и неорганизованность восстания. • Доверчивость к врагам. • Плохое вооружение. • Отсутствие поддержки со стороны горожан. • Отсутствие единого плана восстания | • Стихийность и неорганизованность восстания. • Доверчивость к врагам. • Плохое вооружение. • Незнание военного дела. • Помощь богатых горожан королю |
Последствия восстания | 1. Появление у феодалов страха перед крестьянами 2. Ускорение процесса освобождения крестьян от феодальной зависимости. 3. Начало процесса падения барщинной системы | 1. Ускорение процесса освобождения крестьян от феодальной зависимости (крестьяне получили возможность выкупиться на волю). 2. Введена четко фиксированная плата для лично свободных крестьян за пользование наделами. 3. Смягчение законов против бедноты. 4. Отмена барщины |
КОРОЛИ АНГЛИИ И ФРАНЦИИ. ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРАНЫ И ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ
Предпосылки для объединения страны | - Рост городов; - развитие товарно-денежных отношений; - обострение противоречий между крестьянами и феодалами, что повлекло за собой необходимость усиления центральной власти; - поддержка королевской власти горожанами, мелкими феодалами и рыцарями; - создание органа сословного представительства - Генеральных Штатов | - Нормандское завоевание; - рост городов; - развитие товарно-денежных отношений; - обострение противоречий между крестьянами и феодалами, что повлекло за собой необходимость усиления центральной власти; - поддержка королевской власти горожанами, мелкими феодалами и рыцарями; - создание органа сословного представительства - парламента |
Кто был заинтересован в усилении королевской власти? | • горожане, лично свободные крестьяне, мелкие феодалы, рыцари, церковь | • рыцари, горожане, свободные крестьяне, мелкие и средние феодалы |
Действия правите- лей, направленные на централизацию власти | Людовик VI: расширение королевского домена. Людовик VII: увеличение территории королевского домена. Филипп II Август: завоевание Нормандии и части земель на севере страны. Людовик VIII: завоевание графства Тулузского и части сре- диземноморских территорий. Людовик IX: — введение единой денежной единицы для всей страны; - усиление полномочий королевского суда; - ограничение феодальных междоусобиц («40 дней короля»); - издание законов, действовавших на территории всей страны. Филипп IV Красивый: - присоединение к королевскому домену Наварры и Шампани; - Авиньонское пленение пап; - 1302 г. - создание Генеральных Штатов; - образование централизованного государства – сословной монархии. Людовик XI: - создание постоянного наемного войска вместо отрядов феодалов; - введение ежегодного налога с населения для содержания этого войска; - управление страной с помощью аппарата чиновников, состоящих на службе у короля | Вильгельм Завоеватель: создание «Книги Страшного суда» (перепись земель и населения). Генрих II Плантагенет: - судебная реформа; - военная реформа; - усиление власти шерифов. Генрих III: - 1265 г. -создание парламента; - образование централизованного государства - сословной монархии; - не воспрепятствовал Войне Алой и Белой розы - в результате почти полное уничтожение высшей аристократии. Генрих VII: - борьба с непокорными феодалами; - запрет на содержание феодалами вооруженных отрядов; - увеличение налогообложения со всех слоев населения; - создание новой аристократии из своих сторонников |
Значение и послед- ствия объединения страны | - Создание единого централизованного государства во главе с королем; - создание единого налогообложения и законодательства; - покровительство короля росту городов, расширению тор- говли; - развитие культуры; складывание единого французского языка | - Создание единого централизованного государства во главе с королем; - создание единого налогообложения и законодательства; - покровительство короля росту городов, расширению тор- говли; - развитие культуры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 6 классе "УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ"
Урок подготовлен в соответствии с ФГОС....
Конспект урока по истории "Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции".
Учебное занятие: "Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции".Цель и задачи урока:1. Подвести учащихся к пониманию значения образования централизованного...
Презентация по теме 7 класса история : "Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии"
презентация подробно раасказывает об истории возникновения Алой и Белой розы, династических распрях и итогах этой войны....
Презентация к уроку "Усиление королевской власти в Англии и Франции в конце XV в."
на сайте предоставлена технологическая карта к данному уроку....
Технологическая карта к уроку "Усиление королевской власти в Англии и Франции в конце XV в."
К данному уроку на моем сайте смотрите и презентацию....
Централизация в Англии и Франции (презентация по истории авт.учебника Агибалова тема: "Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии")
Предлагаемая презентация поможет учителям истории в раскрытии понятия "Абслотная монархия"...
Технологическая карта "Усиление королевской власти во Франции и в Англии в конце 15 веке"
Технологическая карта урока, разработанного в соответствии с ФГОС, в содержание урока включены элементы обучения школьниковуниверсальным учебным действиям. Данный урок проведен по ходу изучения курса ...