Урок истории в 6 классе "УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок подготовлен в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_6_klasse.usilenie_korolevskoy_vlasti_v_kontse_xv_v._vo_frantsii_i_anglii.docx | 80.72 КБ |
Предварительный просмотр:
У р о к 20 . УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о завершающем этапе образования централизованных государств во Франции и Англии, выявить отличительные особенности этого процесса в каждой из этих стран и обобщить имеющиеся знания по данному вопросу; познакомить с понятием абсолютизм |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: характеризуют места сражений, обстоятельства, участников, результаты Столетней войны, знают о крестьянских восстаниях в Англии и Франции, определяют и объясняют свое отношение к Людовику XI и Карлу Смелому, читают историческую карту с опорой на легенду, рассказывают об усилении королевской власти во Франции в конце XV в., указывают хронологические рамки Войны Алой и Белой розы, систематизируют исторический материал. Метапредметные: Познавательные: иллюстрируют усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами, представляют информацию в табличной форме, анализируют и обобщают факты, воспроизводят материал в сокращенном виде, выделяют необходимую информацию из иллюстративного материала, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, структурируют знания, используя знаково-символические средства. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, используют ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, осуществляют итоговый и пошаговый контроль своих действий по результату, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания, вступают в речевое общение, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, соотносят свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений |
Образовательные ресурсы | Презентация «Борьба за власть во Франции между Людовиком XI и Карлом Смелым», подготовленная учителем. История Средних веков. 6 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского / авт.-сост. Н. Ю. Колес-ниченко. - Волгоград : Учитель, 2011. Война Алой и Белой розы (иллюстративный материал) [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://dick-k.narod.ru/Red |
Оборудование | Интерактивная доска (жран), компьютер, мультимедийный проектор |
Основное содержание темы, понятия и термины | Завершение объединения Франции. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимо-действия на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля | |
предметные | формируемые умения (универсальные учебные действия) | ||||||
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |||
II. Проверка домашнего задания | Устный опрос | - Назовите причины и повод Столетней войны. - Каковы были преимущества и недостатки английской и французской армий? Как они проявились на первом этапе войны? - Дайте характеристику основным этапам Столетней войны. - Расскажите о жизни и подвиге Жанны д'Арк | Выполняют задания, приводят примеры | Индивидуальная | Характеризуют места сражений, обстоятельства, участников, результаты Столетней войны | Познавательные: иллюстрируют усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами | Устный опрос |
Составление таблицы | Организует заполнение таблицы «Крестьянские восстания во Франции и Англии» (см. Приложение 1) | Заполняют таблицу вместе с учителем | Фронтальная | Знают о крестьянских восстаниях в Англии и Франции | Познавательнее: представляют информацию в табличной форме, анализируют и обобщают факты. Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания | Таблица | |
III. По- станов- ка учеб- ных за- дач | Беседа | - Как вы думаете, каковы были последствия Столетней войны во Франции и в Англии? Каково было положение королевской власти? Что необходимо было в этот момент стране? Сформулируйте тему урока. Какие задачи поставим перед уроком? | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | Регулятивные: вы- деляют и сохраняют учебные задачи | ||
IV. Изу- чение нового мате- риала | Беседа | Задает вопросы: - Каковы были итоги Столетней войны? (Столетняя война завершилась в 1453 г. Англичане потеряли все свои владения во Франции кроме порта Кале. Франция смогла сохранить свою независимость. Были созданы предпосылки для окончательной централизации страны.) - Франция одержала победу в этой изну-рительной войне, длившейся с перерывами практически столетие, однако победа досталась ей нелегко. Война нанесла тяжелый удар по хозяйству Франции (вы-деляет последствия войны вместе с уча-щимися): - заброшены пахотные земли; - опустошены города; - уничтожены деревни; - нарушены торговые связи. К XV веку Франции удается преодолеть пагубные последствия военного конфликта, проходившего на ее территории. Однако крупные феодалы по-прежнему не желают склоняться перед королевской властью. В период правления Людовика XI (1461-1483 гг.) формируется тайный союз -Лига общественного блага, главой которого становится герцог Бургундии Карл | Участвуют в диалоге, де- лают записи в тетрадях | Фронтальная | Выделяют последствия Столетней войны | Познавательные: воспроизводят изу- ченный материал в сокращенном виде. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: вступают в речевое общение | Устные ответы |
Презентация «Борьба за власть во Франции между Людовиком XI и Карлом Смелым» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1) | Слушают учителя, делают записи в тетрадях | Фронтальная | Определяют и объ-ясняют свое отношение к Людовику XI и Карлу Смелому | Личностные: соотносят свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения | Записи в тетради | |
Работа с исторической картой «Завершение объединения Франции к концу XV века» (с. 181) | Формулирует вопросы: - Покажите на карте владения короля Франции к XV в. - Какие территории были присоединены к Франции? (К Франции были присоедине- ны Прованс с городом Марселем, Дижон, Берри, Пикардия.) - Какие земли не вошли в состав Франции при Людовике XI? (Независимым оста- лось герцогство Бретань.) Помогает учащимся сделать вывод: к концу XV века владения короля занимали практически всю территорию Франции, объединение страны завершилось | Изучают карту, отвечают на вопросы, формулируют вывод | Работа в парах | Читают историче скую карту с опо- рой на легенду - | Познавательные: выделяют необходимую информацию из иллюстративного материала. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в ре- зультате совместной деятельности | Работа с картой | |
Работа с учебником (п. 2, с. 180) | Предлагает прочитать, что представляла собой централизованная Франция, и отве- тить на следующие вопросы: - Что говорит о том, что объединение страны происходило одновременно с уси-лением королевской власти? (Об этом говорят следующие нововведения: 1) создание постоянного наемного войска вместо отрядов феодалов; 2) введение ежегодного налога с населения для содержания этого войска; 3) управление страной с помощью аппарата чиновников, состоящих на службе у короля.) - Таким образом, Людовик XI обладал постоянным войском, необходимыми финансами и не нуждался более в Генеральных штатах (за время своего правления он созывал их всего однажды). Он сумел подчинить своей власти крупных феодалов, сохранив свои владения; они же лишились своей независимости, став подданными короля. Вместе с учащимися формулирует вывод: Франция к концу XV в. была подчинена единой центральной власти - власти короля | Разрабатывают алгоритм поис- ковых дейст- вий, самостоя- тельно выпол-няют задания, дают аргумен-тированные ответы на вопросы | Индивиду-альная | Рассказывают об усилении коро- левской власти во Франции в конце XV в. | Познавательные: устанавливают при- чинно-следственные связи, делают вы- воды. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Устные ответы | |
Рассказ Учителя Презентация «Война Алой и Белой розы в Англии» | Выделяет последствия объединения Франции (см. Приложение 3) Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах {см: Приложение 4) | Слушают учителя, делают записи в тетрадях Слушают учителя, делают записи в тетрадях | Фронтальная Фронтальная | Рассказывают о последствиях объединения Франции Указывают хронологические рамки Войны Алой и Белой розы | Регулятивные: используют ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале Познавательные: структурируют знания, используя знаково- символические средства. Личностные: проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Записи в тетрадях Конспект | |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Составление сравнительной таблицы | Предлагает заполнить сравнительную таблицу «Короли Англии и Франции. Объединение страны и централизация власти», чтобы закрепить пройденный материал. (Если времени на уроке не хватает, учащиеся продолжают работу дома.) В итоге таблица должна иметь следующий вид (см. Приложение 5) | Заполняют таблицу | Фронтальная | Систематизируют исторический материал | Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют итоговый и пошаговый контроль деятельности по результату | Таблица |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | Закончите предложения: • На уроке я работал... • Своей работой на уроке я ... • Урок мне показался... • За урок я... • Мое настроение... • Материал урока мне был... | Оценивают свою работу, эмоциональное состояние | Фронтальная | Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Оценивание работы учащихся на уроке | |
Домашнее задание | Учебник, § 21; записи в тетрадях. • На основании сведений § 18-21 составить династические схемы «Французские короли XI-XV веков» и «Английские короли XI- XV веков» (с. 184) | Записывают домашнее задание | Индивиду-альная |
Ресурсный материал к уроку
Приложение КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ
Параметры сравнения | Франция (Жакерия) | Англия |
Дата | Май 1358 года | Май 1381 года |
Причины возникновения | • Рост налогов в связи с войной. • Грабежи деревень войсками обеих сторон. • Массовое личное закрепощение крестьян. • Безразличное отношение феодалов к ходу Столетней войны | • Введение новых налогов (поголовный налог). • Освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп было крайне трудным. • Введение денежного оброка взамен барщины и натурально оброка, то есть усиление эксплуатации крестьян. • Чума, голод |
Лидер | Крестьянин Гильом Каль | Сельский ремесленник Уот Тайлер |
Участники восстания | Крестьяне | Крестьяне, сельские ремесленники, городские бедняки |
Причины поражения | • Стихийность и неорганизованность восстания. • Доверчивость к врагам. • Плохое вооружение. • Отсутствие поддержки со стороны горожан. • Отсутствие единого плана восстания | • Стихийность и неорганизованность восстания. • Доверчивость к врагам. • Плохое вооружение. • Незнание военного дела. • Помощь богатых горожан королю |
Последствия восстания | 1. Появление у феодалов страха перед крестьянам'*- 2. Ускорение процесса освобождения крестьян от феодальной зависимости. 3. Начало процесса падения барщинной системы | 1. Ускорение процесса освобождения крестьян от феодальной зависимости (крестьяне получили возможность выкупиться на волю). 2. Введена четко фиксированная плата для лично свободных крестьян за пользование наделами. 3. Смягчение законов против бедноты. 4. Отмена барщины |
КОРОЛИ АНГЛИИ И ФРАНЦИИ. ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРАНЫ И ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ
Приложение 5
Параметры сравнения | Франция (XI-XVbb.) | Англия (XI-XVbb.) |
1 | 2 | 3 |
Предпосылки для объединения страны | - Рост городов; - развитие товарно-денежных отношений; - обострение противоречий между крестьянами и феодалами, что повлекло за собой необходимость усиления центральной власти; - поддержка королевской власти горожанами, мелкими феодалами и рыцарями; - создание органа сословного представительства - Генеральных Штатов | - Нормандское завоевание; - рост городов; - развитие товарно-денежных отношений; - обострение противоречий между крестьянами и феодалами, что повлекло за собой необходимость усиления центральной власти; - поддержка королевской власти горожанами, мелкими феодалами и рыцарями; - создание органа сословного представительства - парламента |
Кто был заинтересован в усилении королевской власти? | • горожане • лично свободные крестьяне • мелкие феодалы • рыцари • церковь | • рыцари • горожане • свободные крестьяне • мелкие и средние феодалы |
Действия правите- | Людовик VI: расширение королевского домена. | Вильгельм Завоеватель: создание «Книги Страшного суда» | |
лей, направленные | Людовик VII: увеличение территории королевского домена. | (перепись земель и населения). | |
на централизацию | Филипп II Август: завоевание Нормандии и части земель | Генрих II Плантагенет: | |
власти | на севере страны. | - судебная реформа; | |
Людовик VIII: завоевание графства Тулузского и части сре- | - военная реформа; | ||
диземноморских территорий. | - усиление власти шерифов. | ||
Людовик IX: | Генрих III: | ||
— введение единой денежной единицы для всей страны; | - 1265 г. -создание парламента; | ||
- усиление полномочий королевского суда; | - образование централизованного государства - сословной | ||
- ограничение феодальных междоусобиц («40 дней короля»); | монархии; | ||
- издание законов, действовавших на территории всей страны. | - не воспрепятствовал Войне Алой и Белой розы - в результате | ||
Филипп IV Красивый: | почти полное уничтожение высшей аристократии. | ||
- присоединение к королевскому домену Наварры и Шам- | Генрих VII: | ||
пани; | - борьба с непокорными феодалами; | ||
- Авиньонское пленение пап; | - запрет на содержание феодалами вооруженных отрядов; | ||
- 1302 г. - создание Генеральных Штатов; | - увеличение налогообложения со всех слоев населения; | ||
- образование централизованного государства - сословной монархии. Людовик XI: | - создание новой аристократии из своих сторонников | ||
- создание постоянного наемного войска вместо отрядов феодалов; - введение ежегодного налога с населения для содержания этого войска; - управление страной с помощью аппарата чиновников, состоящих на службе у короля | |||
Значение и послед- | - Создание единого централизованного государства во главе | - Создание единого централизованного государства во главе | |
ствия объединения | с королем; | с королем; | |
страны | - создание единого налогообложения и законодательства; | - создание единого налогообложения и законодательства; | |
- покровительство короля росту городов, расширению тор- | - покровительство короля росту городов, расширению торговли; | ||
говли; | - развитие культуры | ||
- развитие культуры; складывание единого французского языка |
У рок 21. РЕКОНКИСТА И ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПА ПИРЕНЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове; познакомить с понятиями Реконкиста, кортесы, аутодафе |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знают исторические факты, проводят оценку исторического события, имеют представление об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове; указывают хронологические рамки Реконкисты, читают историческую карту с опорой на легенду, могут рассказать о жизни евреев в Испании, о действиях инквизиции; систематизируют историческую информацию. Метапредметные: Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, в том числе в письменной форме, проводят поиск необходимой информации, разрабатывают алгоритм поисковых действий, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, выполняют учебные действия, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, прогнозируют результат своих действий на уроке. Коммуникативные: строят монологические высказывания, определяют способы взаимодействия при работе с партнером, формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают важность уважения традиций и ценностей разных народов, проводят самооценку своей учебной деятельности |
Образовательные ресурсы | Презентация «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.myshared.ru/slide/222623/ Historic.Ru: Всемирная история. Раннефеодальные государства в Испании (VI-XI вв.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Реконкиста на Пиренейском полуострове» |
Основное содержание темы, понятия и термины | Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Реконкиста, кортесы, аутодафе |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимо-действия на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля | ||
предметные | формируемые умения (универсальные учебные действия) | |||||||
I. Орга-низаци- онный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Орга- низуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | ||||
II. Актуализация знаний | Беседа по пройденному материалу | - Какие цели были у Людовика XI и Карла Смелого? Какими средствами каждый из них добивался этих целей? - Оцените значение победы Людовика XI над Карлом Смелым. - Почему Генрих VII поместил на герб Тюдоров алую и белую розы? - Перечислите признаки централизованного государства | Отвечают на вопросы, проводят оценку исторических событий | Фронтальная | Знают исторические факты, проводят оценку исторических событий | Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания | Ответы на вопросы | |
III. Постановка учебных задач | Беседа | - На предыдущих уроках мы с вами изучили, каким образом шел процесс централизации в Англии и Франции, Сегодня нам предстоит выяснить, каким образом произошло образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Предлагает сформулировать учебные задачи | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | |||
IV. Открытие нового знания | Беседа, рассказ учителя | - Вспомните, когда и каким образом Испания оказалась под властью арабов? (В VIII веке арабы захватили Испанию.) - Если быть точными, то арабы не встретили фактически никакого сопротивления и завоевали эту территорию всего за два года. Они не тронули имущества, обычаев и законов местного населения, установив лишь ежегодную дань (которая показалась жителям столь незначительной, что все согласились ее выплачивать без милейшего сопротивлении). страну христианам удалось лишь через восемьсот лет. - Мусульманские правители Испании вскоре отделились от Арабского халифата. Как называлось это государство? (В середине VIII в. арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат).) - Кого называли эмирами? (Эмир -мусульманский правитель, осуществлявший государственную и духовную власть.) Рассказ учителя (см. Приложение 1) | Участвуют в диалоге, формулируют ответы на вопросы, слушают учителя | Фронтальная | Знают о событиях, происходивших в Испании в VIII-X вв. Раскрывают определение понятия эмир | Регулятивные: учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале; осуществляют пошаговый контроль деятельности. Коммуникативные: строят монологические высказыва-ния с полнотой и точностью. Личностные: понимают важность уважения традиций и ценностей разных народов | Устные ответы | |
Презен- тация «Рекон- киста и образо-вание центра-лизованных го-сударств на Пиренейском полуострове» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существен- ных моментах (см. Приложение 2) | Слушают учителя, делают записи в тетра- дях | Фронтальная | Указывают хронологические рамки Реконкисты | Познавательные: строят речевые высказывания в письменной форме, структурируют учебный материал. Коммуникативные: задают уточняющие вопросы по ходу презентации | Конспект | ||
Работа с исторической картой «Рекон-киста на Пиренейском полуострове» (с. 186) | Формулирует задание и вопросы: - Найдите на карте королевства, упоми- наемые в ходе презентации. (Учащиеся должны показать границы Кастилии, Арагона, Наварры, Португалии и Гранадского эмирата.) - Какие государства остались на полуострове к концу XV века? (К концу XV века на полуострове осталось лишь два христианских государства — Испания и Португалия.) | Изучают карту, формулируют ответы | Работа в парах | Читают историче- скую карту с опорой на легенду | Познавательные: проводят поиск необходимой информации. Коммуникативные: определяют способы взаимодействия при работе с партнером | Работа с картой, устные ответы | ||
Работа с учебником (п. 4-5, с. 189-190) | Предлагает познакомиться с материалом учебника и после этого ответить на следующий вопрос: - Почему изгнание мавров и евреев из Испании обернулось бедой для страны? (Изгнание мавров и евреев негативно сказалось на экономике государства, так как в их лице Испанию покинула значительная часть торговцев и ремесленников.) | Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопрос | Индивиду-альная | Могут рассказать о жизни евреев в Испании, о действиях инквизиции. Раскрывают смысл понятия аутодафе | Познавательные: разрабатывают алгоритм поисковых действий, устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом материале. Коммуникативные: формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу | Аргументированный ответ | ||
V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Устная викторина «Кто? Что?» | Предлагает в качестве закрепления изученного материала сыграть в игру «Кто? Что?», ответив на следующие вопросы: - Кто на Пиренейском полуострове с X века стал носить титул халифа?, (Правитель Андалусии.) - Благодаря кому в Испании стали возделывать | Формулируют ответы | Фронтальная | Систематизируют историческую информацию | Регулятивные: прогнозируют результат своих действий на уроке, уровень усвоения знаний. | Ответы на вопросы викторины |
рис, финиковую пальму и сахарный тростник? (Благодаря арабам.) - Кто в ходе Реконкисты отвоевывал территорию Пиренейского полуострова у мусульман? (Христиане.) - Что образовалось в ходе Реконкисты? (Королевства Кастилия, Арагон, Наварра.) - Какое государство выделилось из королевства Кастилия? - Какое государство образовалось в 1479 году? (Королевство Испания.) - Кто нанес мусульманам сокрушительное поражение и завоевал Гранадский эмират? (Войска Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского.) - Кто был изгнан из испанского королевства? (Евреи.) Учитель отмечает самых внимательных учеников | Коммуникативные: строят монологические высказывания, учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, следуют н поведении моральным нормам и этическим требованиям | ||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | - Ответьте на вопросы: • Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь? • Что нового вы сегодня узнали? • Что запомнилось больше всего? • Довольны ли вы своей работой? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние | Фронтальная | Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Оценива-ние работы учащихся на уроке | |
Домашнее задание | Учебник, § 22; записи в тетрадях. • Сообщение на тему «Влияние мусульманской культуры и образа жизни на народы Пиренейского полуострова». Использовать дополнительную литературу и интернет-ресурсы (с. 191) | Конкретизируют домашнее задание, записывают его |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
С X века правители Испании (Андалусии) стали носить титул халифа. В этот период Андалусия переживала свой расцвет и была передовым государством в экономическом и культурном отношении.
Арабы привнесли в завоеванные государства, в том числе в Испанию, многие новшества. К примеру, в сельском хозяйстве стали активно использоваться новые культуры, такие как рис, гранатовое дерево, сахарный тростник и финиковая пальма. Улучшилась техника виноградарства, появилось шелководство, овцеводство, активно использовалось орошение. В этот период в Испании улучшилась техника обработки металлов, ткацкий промысел, быстрыми темпами развивалось горное дело.
В Испании в этот период наблюдался значительный рост городов, что положительно сказывалось на ее экономическом и культурном развитии. К примеру, в столице халифата - Кордове - насчитывалось около полумиллиона жителей (для средневекового города это очень большая цифра). Страна
представляла собой удивительное смешение разных народов и культур. Здесь уживались испано-римское население, вестготы, арабы, берберы и евреи. Каждый из этих народов внес в развитие страны свой вклад, который наиболее ярко проявился в искусстве Испании того времени.
Приложение 2 РЕКОНКИСТА
Реконкиста - это освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова, продолжавшееся с VIII по XV века.
Истоки Реконкисты находились в Астурии, Галисии и Басконии. В ходе борьбы были образованы новые государства: королевство Кастилия (позднее из неё выделится королевство Португалия), Арагон, Наварра. Усиление Реконкисты и междоусобных войн в среде арабов и берберов привело в конечном итоге к тому, что Кордовский халифат в 1030 г. распадается на множество мелких и независимых друг от друга государств. Этим не преминули воспользоваться христианские правители: в XI веке был занят город Толедо (он стал столицей Кастильского королевства), Сарагоса вошла в состав Арагона, а Лиссабон отошел к Португалии, став ее столицей.
В 1479 г. Кастилия и Арагон объединились в Испанское королевство благодаря брачному союзу Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Наварра была поделена между Францией и Арагоном. Последние остатки мавританского владычества - Гранадский эмират - пал в 1492 г. после десятилетнего вооруженного противостояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перезентация к уроку истории "Этапы борьбы за власть после смерти Сталина"
Указаны хронологические рамки борьбы, краткая характеристика исторических личностей, решения XX съезда КПСС, результаты борьбы....
Урок истории "Большевики приходят к власти"
Сложный в истории период 1917-1918 гг. и объяснение причин и предпосылок прихода большевиков к власти...
Урок истории "Большевики приходят к власти"
Сложный в истории период 1917-1918 гг. и объяснение причин и предпосылок прихода большевиков к власти. Хорошая разработка другого педагога...
У р о к истории в 6 классе. "УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ"
Урок подготовлен в соответствии с ФГОС...
Конспект урока по истории "Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции".
Учебное занятие: "Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции".Цель и задачи урока:1. Подвести учащихся к пониманию значения образования централизованного...
Презентация по теме 7 класса история : "Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии"
презентация подробно раасказывает об истории возникновения Алой и Белой розы, династических распрях и итогах этой войны....
Централизация в Англии и Франции (презентация по истории авт.учебника Агибалова тема: "Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии")
Предлагаемая презентация поможет учителям истории в раскрытии понятия "Абслотная монархия"...