разработка урока истории по теме "Оборона Севастополя" 8 класс
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Интегрированный урок истории и военно- морского дела, ориентированный на самостоятельную работу учащихся по изучению основных сражений Крымской войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_oborona_sevastopolya.doc | 76 КБ |
prilozhenie_no1.doc | 85.5 КБ |
prilozhenie_no2.doc | 32 КБ |
prilozhenie_no_3.doc | 29.5 КБ |
prilozhenie_no_4.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподаватели: Иванова Ольга Алексеевна – история
Кукушкин Сергей Васильевич - ВМП
Крымская война, оборона Севастополя.
8 класс
интегрированный урок по истории России и военно-морской подготовке
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель: создание условий для применения нахимовцами знаний по военно-морскому делу на уроках истории при изучении темы «Крымская война».
Образовательные задачи:
проанализировать основные причины Крымской войны;
рассмотрев основные сражения Крымской войны, научить нахимовцев давать не только историческую оценку событиям, но и изучить тактику сражений;
формулировать выводы по итогам Крымской войны.
Развивающие задачи:
развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности;
развивать умение выделять главное и устанавливать причинно - следственные связи;
формировать навыки работы с текстом, документами;
развивать навыки грамотной устной речи;
Воспитательные задачи:
дать представление об истинном патриотизме на примере защитников Севастополя;
воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.
Оборудование урока: учебник, карты, материалы (подготовленные нахимовцами в процессе проведенной исследовательской работы), презентация.
Используемые технологии: групповое обучение с элементами исследовательской деятельности, технология организации самостоятельной работы обучающихся (тьюторство), ИКТ.
Подготовительная работа
А. В качестве опережающего задания на самоподготовку нахимовцам предложено собрать материалы по теме «Оборона Севастополя», посетить Военно-морской музей. Ребята разбиваются на 3 группы, каждая группа получает свое задание (изучение определённых пунктов из темы) с целью на уроке перед аудиторией воссоздать целостную картину «Обороны Севастополя».
Б. Преподавателями и нахимовцами старших классов организовывается сопровождение и поддержка обучающегося (тьюторство).
В. В рамках занятий по военно-морской подготовке более подробное ознакомление с планами сражений (Синопский бой, оборона Севастополя), вооружением войск обеих сторон и тактикой ведения боя.
План урока
- Организационный момент (рапорт дежурного).
- Актуализация познавательной деятельности:
Задание на повторение причин и периодизации войны.
Восстановление картины и тактики Синопского боя.
Даем оценку и выносим уроки из результатов Синопского сражения.
- Постановка проблемного вопроса преподавателями, формулирование цели и задач урока.
- Открытие нахимовцами нового знания (по результатам исследовательской работы нахимовцев по теме «Оборона Севастополя»)
Работа по группам (каждый защищает проведенную исследовательскую работу):
1 группа – вопросы периодизации обороны Севастополя (работа с картой);
2 группа - стратегия воюющих сторон и тактика ведения боя (просчеты сторон и нововведения в тактике боя);
3 группа - о чем идет речь? (работа с историческими источниками «Воспоминания участников Крымской войны»)
P.S. Герои Севастополя (музыка + просмотр слайдов)
Самостоятельная работа учащихся
По ходу выступления исследовательских групп остальные учащиеся заполняют «Бортовой журнал» (в течение всего урока) см. Приложение № 4
5. Задание на закрепление материала
- Подведение итогов
- Подписание Парижского мира.
- Ответ на проблемный вопрос: «О каких уроках Крымской войны мы должны помнить?»
- Рефлексия (прием «Телеграмма»)
- Выставление оценок
- Задание для самоподготовки
Ход урока
- Организационный момент (рапорт дежурного).
- Актуализация познавательной деятельности:
Используя знания, полученные на предыдущих занятиях, ответьте на следующие вопросы:
- Назовите причины Крымской войны?
- Что послужило поводом к войне?
- Назвать дату начала войны.
- Почему в Западной Европе эту войну называют Восточной, а в России – Крымской?
Периодизация войны.
Самым ярким событием первого периода было Синопское сражение- 18 ноября 1853 года. Сейчас мы с вами, пользуясь картой и схемой сражения, восстановим ход данного сражения.
- А команду к началу сражения дадут нам нахимовцы – сигнальщики;
- краткий рассказ по схеме «Синопское сражение» нахимовца у доски;
- вместе с классом даем оценку сражению и выносим уроки из результатов сражения (записываем в рабочие тетради)
- Постановка проблемного вопроса
О каких уроках Крымской войны мы должны помнить?
По ходу урока учащиеся заполняют «Бортовой журнал», смотрите выше (стараются самостоятельно формулировать и давать оценку, правильность заполнения в общих чертах проверяется в конце урока, более подробно при проверке тетрадей преподавателем).
- Открытие нахимовцами нового знания
(т.к. проведена подготовительная работа по изучению материала, каждая группа представляет результаты работы).
Первая группа: знакомит с периодизацией обороны Севастополя (в своем выступлении использует карту, подборку слайдов «Памятные места обороны Севастополя»).
Задание на закрепление .
Расставьте в хронологическом порядке события:
Альминское сражение;
высадка десанта в районе Евпатории;
первый штурм Севастополя;
затопление кораблей ЧФ между Михайловской и Николаевской батареей;
захват Малахова кургана.
Вторая группа: Учащиеся с преподавателем военно-морской подготовки ранее подробно изучили ход обороны Севастополя и сделали анализ военных действий при обороне Севастополя. Группа знакомит нас с просчетами сторон и нововведениями в тактике и стратегии, свою работу представляет в форме таблицы, которую учащиеся получают как раздаточный материал (см. Приложение № 2). После работы с таблицей учащимися формулируется выводы.
Преподаватель может предложить пример:
«Крымская война явилась важным этапом в развитии военного искусства. После неё произошло перевооружение всех армий нарезным оружием и замена парусного флота паровым. В ходе войны обнаружилась несостоятельность тактики колонн, получили развитие тактика стрелковых цепей и элементы позиционной войны. Опыт К. в. был использован при проведении военных реформ 1860-70-х гг. в России и широко применён в войнах 2-й пол. 19в» И. В. Бестужев-Лада.
Третья группа: Свое выступление группа начинаем со стихотворения Евдокии Петровны Ростопчиной:
Защитники страны родной,
О вы, чья кровь лилась рекой
За Русь Святую нашу, -
Пусть голос наш к вам долетит:
Вас всех Москва благодарит
За кровь и жертву вашу!
Вы лихо, милые, дрались;
Вы в поле ратное неслись
Грозой на супостата;
За Севастопольской стеной
Держался грудью русский строй.
Спасибо вам, ребята!
Ребята делают небольшое сообщение про героев обороны Севастополя.
Свой рассказ заканчивают просмотром слайдов и перед классом ставится задача сопоставить, кто изображен на фотографиях и найти описание или высказывания данного героя в тексте (см. Приложение № 3)
Проверка задания.
5. Задание на закрепление материала
С помощью наводящих вопросов проверяем заполнение «Бортового журнала» и даем оценку событиям.
6. Подведение итогов урока
- Подписание Парижского мира
- Ответ на проблемный вопрос, « О каких уроках Крымской войны мы должны помнить»
7.Рефлексия (прием «телеграмма»)
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою сражения, нахимовцам, которые представляли свои исследовательские работы. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д. Так как у нас работа по группам, то группа отправляет телеграмму другой группе. Для создания позитивной атмосферы в классе, обязательно телеграммы озвучиваются.
8.Выставление оценок
9.Задание на самоподготовку. Заполнить таблицу
этапы войны | основные сражения | тактика ведения боя * | полководцы | результаты |
*учащимся надо пояснить, что в колонке «Тактика ведения боя» они указывают как новшества в тактических формах ведения войны, так и причины неудач и просчеты.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
В 9 часов 30 минут 18 (30) ноября 1853 года
с флагманского корабля «Императрица Мария» был передан сигнал
А Т А К О В А Т Ь
П Р О Т И В Н И К А
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Вопросы для анализа | Русская армия |
Состояние войск и вооружение | Рекрутская система набора в армию (невозможность быстро увеличить армию в случае необходимости, большие расходы на ее содержание). Плохое техническое оснащение армии. Преобладание парусного флота. Необходимость вести ближний бой (т.к. ружья русской пехоты стреляли на 300 шагов), что повышало уязвимость солдат. |
Причины неудач и просчеты | Войска рассредоточены по всей стране. Отсутствие системы ж/д (много времени тратится на переброску войск). В армии процветала показная выучка, парады (как следствие слабая боевая подготовка) Ошибки в разработке стратегических планов войны (отсутствие дееспособного штаба) Бездарность некоторых главнокомандующих (А.С.Меньшиков, вскоре прозванный за бездарное руководство «Изменьщиковым») поражение на р. Альме приказал отступать в сторону Бахчисарая. Севастополь остался без сухопутной армии и был, по существу обречен. |
Новшества в тактических формах ведения войны | Было организовано тесное взаимодействие флота и армии. В систему огня обороны включился и огонь кораблей. Успеху активной обороны русских солдат и матросов способствовало и высокое по сравнению с западными странами состояние военно-инженерного дела в русской армии. Русские построили такую систему огня, которая позволила при значительном превосходстве противника в артиллерии и боеприпасах наносить ему большие потери. Система полевых укреплений. |
Личности, которые внесли значительный вклад в военную науку | Вице-адмирал В. А. Корнилов, считая, что одним из главных объектов атаки англо-французского флота может стать Севастополь, еще задолго до высадки союзников в Крыму обратил самое серьезное внимание на укрепление обороны города с моря. Нахимов, Истомин, военный инженер Тотлебен – организовали активную оборону, соорудив перед линией бастионов систему передовых укреплений. |
Вопросы для сравнения.
- Какая система набора в армию была на тот момент в Англии?
- Техническое оснащение английской армии?
- Какой флот имела армия «союзников»?
Предварительный просмотр:
Работа с текстом:
1. Он всегда появлялся в опасных местах и воодушевлял войска в решительные минуты. При проверке позиции 16(28) июня на 4-м бастионе во время наблюдения за противником ______ был смертельно ранен. Севастополь постигла невосполнимая утрата. В приказе по гарнизону говорилось: "Не мы одни будем оплакивать потерю доблестного сослуживца, достойнейшего начальника, витязя без страха и упрека - вся Россия с нами прольет слезы искреннего сожаления о кончине героя Синопского".
2.Во время обороны Севастополя _____, не имеющая медицинского образования, в числе первых среди «севастопольских патриоток» — жен, сестёр, дочерей участников обороны, оказывала помощь раненым и больным защитникам Севастополя. На свои средства она оборудовала первый походный перевязочный пункт. Не зная её фамилии, долгое время её называли _______.
3._________ по рапорту Нахимова, "проявил примерную неустрашимость и твердость духа, благоразумные, искусные и быстрые распоряжения во время боя" и был произведен в контр-адмиралы. Высадка союзнической армии и осада Севастополя заставили ______ драться на суше. Командовал обороной Малахова кургана. "Дистанция велика, стоит 105 пушек, - писал ______ брату, - и мне пришлось быть и артиллеристом, и инженером, и начальником войск". С первой бомбардировки Севастополя 5 окт. 1854 и до дня смерти ____________ ни на день не покинул бастион. 7 марта был убит.
4._______ разработал четкую систему организации хирургической помощи раненым на войне ("Начала общей военно-полевой хирургии...", на немецком языке, 1864 г., на русском языке, 1865-1866 гг.); впервые в полевых условиях применил эфир для наркоза, предложил и ввел в практику неподвижную гипсовую повязку, привлек помощь медсестер.
5__________, матрос 1-й статьи, герой Крымской войны.
Во время Севастопольской обороны 1854 - 1855 Петр Маркович находился в числе команды так называемых «охотников», разрушавших ночами неприятельские траншеи и захватывавших пленных. Выдающейся храбростью, военной сметкой на вылазках, при разведке во вражеском тылу, захвате языков, разрушении неприятельских траншей. В исторической литературе имя _____ олицетворяет подвиги тысяч безвестных героев — русских солдат и матросов, участников обороны Севастополя. На памятнике адмиралу В.А. Корнилову в Севастополе _______ изображен выбрасывающим из окопа попавшую туда бомбу.
6. Наконец, в последних числах марта 1855 г. батарею Толстого перебрасывают на одну из самых важных позиций обороны города - на 4-ый бастион. Находясь на 4-м бастионе, Толстой пишет рассказ "Севастополь в декабре месяце". Майские события на 4-м бастионе послужили Толстому основой для второго севастопольского рассказа "Севастополь в мае".
С 15 мая до конца августа Толстой находился вне Севастополя, но часто приезжал в город. В последние дни боев, он снова был переведен на городские позиции и огнем своей батареи 27 августа прикрывал эвакуацию войск на Севастопольскую сторону. Эти события отразились в рассказе "Севастополь в августе 1855 года".
7. Между тем Корнилов принимал самые энергичные меры по организации обороны Севастополя. Он поручил инженеру подполковнику Э.И. Тотлебену подготовить оборонительную линию на северной стороне. За 10 дней, считая от времени высадки, у Северного укрепления была создана укрепленная позиция длиной почти в 2 км, на ней было размещено 29 орудий крупного калибра, позицию заняло 11.350 чел. из гарнизона Севастополя.
Предварительный просмотр:
Схема заполнения «Бортового журнала»
Имя_____________________Тема______________________________________
Дата__________________ Время работы_____________________________
Ключевые понятия сообщений: 1 группы________________________ ________________________________ ________________________________ 2 группы________________________ ________________________________ ________________________________ 3 группы________________________ ________________________________ ________________________________ | Рисунок или схема |
Выводы, которые я смогу сделать:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оставшиеся вопросы, которые, по моему мнению, не раскрыты:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие наиболее важные моменты я выяснил?______________________________________
_____________________________________________________________________________
Участие в групповой дискуссии__________________________________________________________________
Ценные идеи, предложения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Связь с опытом (какая информация тебе уже была известна)__________________________
_____________________________________________________________________________
Сумма баллов за работу:_______________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории Отечества в 6 классе
Разработка урока по истории Отечества в 6 классеТема:"Сотрясатель вселенной" Чингисхан и его империя....
Разработка урока истории России для 10 класса "В борьбе за единство и независимость"
Технология проектной деятельности, интерактивного и проблемного обучения на примереурока – семинара по истории России в 10 классе.Тема: «В борьбе за единство и независимость Руси. Куликовская би...
методическая разработка урока истории Древнего мира 5 класс.
Урок по истории Древнего мира 5 класс.Тема урока: "Религиозные верования древних египтян"...
Разработка урока истории Древнего мира 5 класс по теме: Микены и Троя.
Конспект урока....
Разработка урока истории России в 9 классе "Вся власть Советам!" по ОС "Школа-2100"
Урок составлен по технологиям ОС "Школа-2100". Материал соответствует учебной программе и ФГОС....
Разработка урока истории по ФГОС 9 класс. Тема"Внешняя политика СССР в 1919 - август 1939 г."
Технологическая карта урока истории в 9 класса, тема "Внешняя политика СССР в 1919-август 1939 годы". В соправождении с иллюстративным материалом....
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...