Технолоческая карта урока.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Морозова Татьяна Вячеславовна

Технологическая карта урока в 6 классе по теме Куликовская битва".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulikovskaya_bitva.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Вязовская основная общеобразовательная школа  Вязниковского района Владимирской области»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: история

Класс: 6  класс

Автор УМК: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Издательство «Просвещение».2012 год.

Тема урока»  «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Тип урока:  комбинированный.

Учитель Морозова Татьяна Вячеславовна.

Технологическая карта урока

Предмет: история России   класс 6

Тема урока

Место урока по теме

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Второй  урок по теме «Московская Русь в 14-16 веках»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный

Фронтальная, работа в парах, работа в группах. Приемы «Мозговой штурм»,  составление сравнительной таблицы, «Дальше-дальше», продуктивные методы, активные методы.

Цель урока

Задачи урока

  Формирование  представлений: о Москве как о центре борьбы с ордынским владычеством,  о значении Куликовской битвы, рассказать о выдающихся деятелях эпохи – Дмитрии Донском, Сергии Радонежском.

  1. Объяснять и раскрывать значение исторического события – Куликовская битва.
  2. Объяснять роль  исторического события – Куликовская битва в освободительной борьбе русского народа против ордынского владычества.
  3. Расширять опыт оценочной деятельности , формулировать собственную гипотезу.
  4. Совершенствовать умения работать с учебной информацией, анализировать факты, обобщать, делать выводы.
  5.  Осмысливать социально – нравственный опыт предшествующих поколений.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- дату Куликовской битвы, ее героев, значение Куликовской битвы для Руси, ее последствия.

-находить на карте места важнейших сражений;

-пользоваться схемой при описании Куликовской битвы;

-рассказывать  об историческом  событии,  опираясь на три важнейших вопроса  историка (Что произошло? Где произошло? Когда  произошло?)

-объяснять, в чем выразился полководческий талант князя Дмитрия Ивановича, используя схему сражения;

-осмысливать теоретический материал;

-выполнять познавательные и проблемные задания.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая

  технология активных методов обучения, обучение в сотрудничестве, продуктивного чтения.

 бланки выполнения задания, оценочные листы, тетради, карта, презентация, карты-схемы.

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Здравствуйте, ребята!

 Москва современная и Москва 14 века.

Перед вами Москва современная – столица России и Москва 14 века. Какая связь между этими двумя изображениями?

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Личностно-смысловая – я пришел на урок, чтобы…

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения

Не  оценивается

Включение в учебный процесс

II этап: постановка цели и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

 Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить  о чем сегодня будет наш урок?

Работа с эпиграфом урока  Шли годы. И с Москвою во главе                                                Неспешно, потихоньку, понемногу,                                       Из множества разрозненных земель                                            Единое  слагалось государство,                                  Как из перстов слагается кулак.Н. Кончаловская

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют.

Москва – единое сильное государство. Не желает мириться с игом  ордынского

владычества. Связывают положение Московского государства с именем князя Дмитрия Ивановича.

Москва – сильный политический  центр.

Москва – духовный центр русских земель.

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

Учебно-познавательная – анализ эпиграфа, принятие задач урока, коммуникативная – участие в обсуждении.

Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности.

Появление цели урока.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

III этап: актуализация знаний

Организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

 Задание 1. «Мозговой штурм»  - Каждая пара предъявляет свои вопросы другой паре  по теме урока «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» Ответившая пара предъявляет свой вопрос задавшей паре и т.д.

Демонстрируют знания, умения  по предыдущей теме. Критично относятся к вопросам-ответам.

Учебно-познавательная – установление соответствия, анализ.    Продуктивная коммуникация.

Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка – свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах)

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности.

IV этап:  Усвоение новых знаний

Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии.

Итак, Московское княжество – единое и сильное. Могло ли оно претендовать на политическое первенство  среди других русских княжеств? Согласны ли были другие русские князья отдать это первенство Москве? Значит, Москве нужно было побороться за первенство. Послушайте, как это было и ответьте на вопрос «Каким образом удалось Москве получить политическое первенство?» (Учитель ведет повествование,  одновременно выстраивает в    колонку слова:

9 – летний Дмитрий Иванович.

Владимирское княжество.

Тверской князь борется

Сильная воля Дмитрия Ивановича.

Договор князей.

Таким образом, мы видим, что Русь все сильнее желает избавиться от ордынского владычества. Какое положение внутри Московского княжества и Орды было накануне большой битвы?

Используя учебник  проработайте материал на с. 158-159, заполните таблицу. (Учитель предъявляет КОЗ)

 пишут «Русь и Орда накануне битвы»

Могло. Учащиеся предполагают, что нет, что другие русские князья не хотели отдавать политическое первенство Москве.

Опираясь на ключевые слова, учащиеся отвечают на вопрос «Каким образом удалось Москве получить политическое первенство?»

Но Орда просто так не отпустит Русь из своей власти. Значит, впереди у русских и ордынцев будет битва.

 Задание №2 Выполняют КОЗ в группах.  Бланки выполнения розданы.

Учебно-познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Коммуникативная – умение слушать, речь педагога – образец публичного выступления.

Информационная – извлечение информации в структурированном виде, ее фиксация.

Учебно-познавательная – установление соответствий, причинно-следственных связей, анализ, сравнение.

Коммуникативная  - продуктивное сотрудничество – создание таблицы.

Личностно-смысловая -  ценностное отношение к совместной деятельности.

 Участие в диалоге, интерактивной беседе.

КОЗ:   составление таблицы  «Русь и Орда накануне решающего столкновения»

Представление работ. Сравнение с модельным ответом. Самооценивание  по заданным критериям. Работа с оценочными листами.

Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге, принятие точки зрения других.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Создание таблицы.

Самооценка.

Организовать деятельность по изучению хода Куликовской битвы  с эмоциональной «окраской»  с последующей рефлексией -  рассказом по плану.

И вот момент битвы настал.  Появляется запись «Куликовская битва»

Прием «Пометы на полях»

 1.Прочитайте  стр. 150-153

2. По ходу чтения делайте на полях пометки карандашом:

V- уже знаю,

+ - новое

? – не очень понятно

! – ценная информация

С –  страх

В – восхищение

Г – гордость

Организовывает рефлексию по прочитанному материалу в соответствии с пометами.

 Прием «Дальше-дальше» - по желанию учащиеся проговаривают ход Куликовской битвы в соответствии с планом.

 Задание №3 Самостоятельно индивидуально работают с источником информации, делают пометы на полях.  Готовят рассказ по плану.

1.Осведомленность о действиях и состоянии войска противника и их союзников.

2.Выбор места битвы.

3. Поддержка церкви.

4. Расположение войск Дмитрия.   Засадная тактика.

5.Неожиданность появления свежих сил (засадный полк)

6.Разгром полчищ  Мамая.

Учебно-познавательная – установление причинно-следственных связей, соответствий. Информационная - извлечение информации, соотношение знакомого и незнакомого,  ключевыми словами.

Коммуникативная – высказывания учащихся, умение слушать других.

Личностно-смысловая – ценностное отношение к содержанию читаемого, чувство гордости за героическое прошлое России, за ее героев: Дмитрия Донского, Владимира Храброго, Дмитрия Боброка-Волынского.

Взаимооценка по критерию (участвуют все ученики):

соответствие рассказа плана.

Работа с оценочными листами.

Осознанное, продуктивное чтение учебника, структурирование учебного материала, соотнесениение с планом. Взаимооценивание.

Организовать прогнозирование с последующими подтверждениями/опровержениями с помощью источника информации и проверкой по образцу.

.

Ребята, вы уже поняли: Куликовская битва имеет огромное значение для Руси. Предположите, каково значение этой битвы. Выполняется задание  «Значение битвы»

Свои

предположения запишите в тетради (работа в парах, затем учитель просит проверить эти предположения с помощью учебника).

 На основе рассуждений, имеющихся знаний, собственного опыта ответить на вопрос «Сохранили ли народы России чувство свободолюбия, любви к Родине, стремление к единению в современных условиях?

 Задание №4 Учащиеся записывают свои предположения в тетради (работа в парах)

Затем с помощью учебника корректируют их (при необходимости), проверяют и оценивают результат  работы.

Выберите из трех вариантов рисунков образ Руси после Куликовской битвы.

Учебно-познавательная: установление причинно-следственных связей, соответствий,  анализ материала.

Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи. Продуктивная, коммуникация.

 Корректируют свои предположения на основе работы с источником (при необходимости). После этого ответы проверяют с образцом  и оценивают.

Предметная.

Умение ориентироваться в содержании предмета.

Информационная.

Умение использовать информацию    источника, выделять ее  для решения учебной задачи.

Коммуникативная -

освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой деятельности.

.  

VII этап: Рефлексия

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

На основе рассуждений, имеющихся знаний, собственного опыта ответить на вопрос «Сохранили ли народы России чувство свободолюбия, любви к Родине, стремление к единению в современных условиях?

     1.   Каковы  были  Ваши  цели перед  занятием,  и насколько их удалось реализовать?    

       1.           Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись: а) при изучении темы;  б) при ответе на открытые задания.

2.          Каким образом Вы преодолевали трудности? За счет чего?

3.                   Каков главный результат для Вас лично при изучении темы?

4.                   Чему Вы научились лучше всего?

5.                   Что Вам удалось больше всего при изучении темы и почему?

6.                   Что не получилось и почему?

7.                   Опишите динамику ваших чувств и настроений при изучении темы  

Ответы учащихся

.

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Коммуникативная –   монологическая речь  учащихся, учебно-познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе.

Личностно-смысловая – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Не оценивается

Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения.

Соединять части в целое.

Высказывать суждения, свои суждения.  

Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Речевая культура.

Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.

Итог урока.  Домашнее задание.

Осознание учащимися значимости своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

 Наш урок заканчивается. Прошу вас оценить свою работу.

 Запишите домашнее задание: прочитать с 147-154 учебника, ответьте на  вопрос. В 1988 году Русская православная церковь объявила Дмитрия Донского святым. Как вы полагаете, почему ему оказана такая честь?

Оценочная деятельность.

Записывают домашнее задание.

Учебно-познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.

Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности,  осознание успехов/неуспехов, их причин.

Самооценка. Оценка педагогом.

Логическая завершенность урока.

                     

                                                                                                  Приложение 1

Предпосылки объединения русских земель в единое государство.

Социально-экономические

Политические

Духовные

-Постепенное возрождение хозяйства: восстанавливались города, ремесла.

-Существование слабых торговых связей.

-Рост феодального землевладения.

-Стремление бояр приобретать вотчины за пределами своих княжеств.

-Укрепление на Руси власти и лидерства московских князей.

-Необходимость освобождения от ордынского ига.

-Стремление русского народа к стабильности и миру.

-Сохранение единого языка.

-Наличие общей религии.

-Наличие общей культуры.

-Осознание необходимости духовного и культурного единства.

Приложение 2

                                                                                                 Бланк выполнения задания (КОЗ)

                                                                                     Русь и Орда накануне решающего сражения

Линии сравнения

Русь

Орда

Деятельность правителей

Военные столкновения

1374 год

Военные столкновения

1377 год

Военные столкновения

1378 год

Состав  и численность войска

                                                                     Русь и Орда накануне решающего сражения (модельный ответ)

Линии сравнения

Русь

Орда

Деятельность правителей

Дмитрий Иванович открыто высказал неподчинение Орде. Стал готовиться к схватке:

а) увеличил свою дружину;

б) заключил военное соглашение с другими князьями;

в) послал своих разведчиков узнать намерение ордынцев

Началась усобица. Сменилось 25 ханов. Мамай не являлся потомком Чингисхана. Его не признавали. Хотел доказать, что он – продолжатель дела Чингисхана и Батыя. Поэтому стремился восстановить прежнее господство над Русью.

Военные события

1374 год

В Нижнем Новгороде  восставшими горожанами убит ордынский посол и его охрана.

-

Военные события

1377 год

Московский воевода Дмитрий Боброк-Волынский совершил военный поход в ордынские земли на Средней Волге и взял с них большой выкуп.

В ответ на это ордынцы разграбили Нижний Новгород

Военные события

1378 год

Дмитрий Иванович сам возглавил русское войско и разгромил ордынцев. Отказ выплачивать дань.

Новый поход Мамая на Русь. Поражение ордынцев

Состав  и численность войска

Русское войско по численности не уступало ордынскому.

Объединились  дружины и ополчения большинства русских земель. Дружины полоцкого и брянского князей.  Однако Рязанские полки не пришли на помощь Дмитрию Ивановичу. Ядро русского войска составляли москвичи.

Огромное войско – 100-150 тысяч человек. В него вошли ордынские рати, полки народов Поволжья и Кавказа, отряды из Западной Европы.

Критерии оценивания:  за каждую линию сравнения по 2 балла. Максимальный балл – 18

Приложение 3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 План рассказа о  Куликовской битве

  1. Осведомленность о действиях и состояния войска противника и их союзников;
  2. Выбор места битвы.
  3. Поддержка церкви.
  4. Расположение войск Дмитрия. Засадная тактика.
  5. Неожиданность появления свежих сил (засадный полк)
  6. Разгром полчищ  Мамая.
  7. Значение Куликовской битвы.

                  Критерии оценивания  соответствие рассказа плану – 6 баллов.

                                                           частичное соответствие – 4 балла

                                                           полное несоответствие – 2 балла

Приложение 4

         Значение Куликовской битвы

                       

  1. Впервые русским удалось одержать победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.
  2. Победа восстановила веру народа в свои силы.
  3. Единственный способ  избавления от ордынского владычества - объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством.
  4. Битва ускорила распад Золотой Орды.
  5. Дальнейшее усиление Москвы и ее ведущей роли в образовании единого Русского государства.

Критерии оценивания:

Выделены все значения – по одному баллу за каждое значение, максимальное количество – 5.

Приложение 5

Последствия Куликовской битвы

-Крах ордынско - литовских планов ослабления Руси.

-Русь выстояла и победила ордынцев.

-Победа укрепила положение московского князя.

-Подняла моральный дух русского народа.

-Понимание необходимости объединения Руси.

-Создание предпосылок для освобождения Руси от ордынской зависимости.

-Страшная цена победы.

                                                                  Приложение 6

                                   

Итоговое оценивание: шкала перевода баллов в оценку

31 - 29 балл – «5»

28-25 баллов – «4»

24-18 баллов – «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта карта урока. УМК И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. 4 класс. Городская жизнь. Лондон. Урок 53, урок 26 темы

Технологическая карта карта урока. УМК И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. 4 класс. Городская жизнь. Лондон. Урок 53, урок 26 темы...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...