Пока свободою горим...
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

План урока в 8-м классе "Пока свободою горим...", посвященный движению декабристов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_poka_svobodoyu_gorim.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПОКА  СВОБОДОЮ  ГОРИМ…»

Интегрированный урок литературы и истории в 8-м классе

Образовательные цели: - закрепить знания обучающихся о репортаже и интервью как о жанре публицистического стиля; показать разнообразие репортажей и интервью.

- углубить знания о движении декабристов; закрепить знания о восстании декабристов.

Развивающие цели: развитие творческих способностей и познавательного интереса школьников, развитие исследовательских умений, навыков применения теоретических знаний на практике.

Воспитательные цели: воспитание чувств гражданственности и патриотизма, активной жизненной позиции.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Используемые технологии: коллективной творческой деятельности, ИКТ, исследовательского обучения, познавательной игровой технологии.

Основные понятия: репортаж, интервью, жанры публицистического стиля.

Оборудование урока: проектор, экран, презентация.

Литература: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век. Учебник для 8 класса. – М.: 2009.

План урока:

  1. Вводная часть.
  2. Литературные понятия: репортаж, интервью.
  3. Восстание на Сенатской площади.
  4. Чтение стихов о событиях 14 декабря 1825 г. и декабристах.
  5. Рефлексия.
  6. Подведение итогов. Выставление оценок.

Ход урока

1. Вводная часть – цели и задачи урока.

Учитель истории. Сегодня мы проводим нетрадиционный урок, основанный на объединении знаний по двум предметам – литературе и истории.

2. Актуализация опорных знаний о публицистических стилях (слайд 4).

Словарная работа (слайд 5).

Учитель литературы: С каким словом и из какого языка созвучно слово «репортаж»?

Репортаж - англ.report: рапорт, сообщение. Сообщение очевидца-журналиста с места событий, спецификой которого считается оперативность. Репортаж сообщает о новостях и позволяет создать движущуюся панораму действий, передать ощущение динамики жизни.

Интервью – англ.  interview: беседа.

Разговор  между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Учитель литературы: Какое понятие, журналист или репортер, более широкое, а какое – узкое? Кто из вас хотел бы стать журналистом?

Учитель истории: Сегодня мы усложним урок. Вы сами будете авторами исторического репортажа. Вы попробуете себя в роли журналистов XIX века с возможностями века XXI. Мы можем узнать, что происходит на Сенатской площади и наблюдать за событиями этого дня с помощью телевидения. Итак, начинаем.

Учитель литературы:

К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуту верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А.С.Пушкин

3. Восстание на Сенатской площади.

                                Телеканал «Новости Российской империи 24»

Студия: Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайд 7.

Репортаж корреспондента с Сенатской площади (общая информация о восстании).  Слайды 8-9.

Студия: Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайд 10.

Репортаж корреспондента с места событий (восставшие полки). Слайды 11-13.

Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайды 14-15.

Интервью корреспондента с П.Г.Каховским. Слайд 16.

Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайды 18-19.

Репортаж корреспондента из Зимнего дворца. Слайды 20-22.

Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайд 23.

Интервью корреспондента с императором Николаем I. Слайд 24.

Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайды 26-27.

Репортаж корреспондента с Сенатской площади (ранение Милородавича). Слайды 28-30.

Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайды 31-33.

Репортаж корреспондента с места событий (общая информация). Слайды 34-36.

Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайд 37.

Интервью корреспондента с Рылеевым К.Ф. Слайд 38.

Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайды 40-41.

Интервью корреспондента с Трубецким С.П. Слайд 42.

Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайды 44-45.

Репортаж корреспондента с Сенатской площади (общая информация). Слайды 46-47.

Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайд 48.

Репортаж корреспондента с места событий (расстрел восставших). Слайды 49-50.

Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайд 51.

Репортаж корреспондента из Зимнего дворца. Слайды 52-53.

Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайд 54.

Репортаж корреспондента с Сенатской площади (поражение восстания). Слайд 55-57.

Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади (итоги восстания). Слайды 58-59.

Учитель истории:

О, жертвы мысли безрассудной,

Вы уповали, может быть,

Что хватит вашей крови скудной,

Чтоб вечный полюс растопить!

Учитель истории: Итоги восстания. Слайды 61-62.

4. Ученики читают стихи о событиях 14 декабря 1825 г. и декабристах.

5. Рефлексия. Слайды 63-66.

Причины появления движения декабристов:

  • Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг. познакомили офицеров с западноевропейской жизнью.
  • Влияние идей русского и французского Просвещения.
  • Патриотический подъем после войны 1812г, ожидание перемен в России.
  • Реакция во внутренней политике: ужесточение крепостничества, введение военных поселений.
  • Отказ Александра I  от либеральных реформ.

Главная причина – понимание того, что дальнейшее сохранение крепостничества и самодержавия недопустимо.

Междуцарствие: У умершего в Таганроге Александра I детей не было, законный наследник -  брат Константин,         давно тайно отрекся от престола. Младший брат Николай  I – наследник по тайному завещанию. Прошла присяга Константину,  переписка между братьями-наследниками до получения официального отречения Константина.  На 14 декабря 1825 г.  назначена переприсяга Николаю I. Декабристы решили воспользоваться этим. 13 декабря решили: склонить войска к отказу от присяги, привести войска к Сенату и заставить сенаторов созвать Великий Собор.

Причины поражения декабристского движения:

  • несогласованность действий и неподготовленность восстания.
  • узкая социальная база (только дворянство), отсутствие активной поддержки в разных слоях общества.
  • неготовность общества к радикальным преобразованиям.
  • тактика военного переворота.

Значение движения декабристов:

  • Первое открытое выступление против самодержавия.
  • Традиции декабристского движения оказали важное воздействие на идейное воспитание последующих поколений.
  • Идеи декабристов оказали значительное влияние на представителей русской культуры.
  • Восстание декабристов внушило власти страх перед революцией, боязнь преобразований.

Стремясь не допустить подобного впредь, царь усилил репрессивный аппарат, постарался установить контроль не только за действиями, но и за помыслами подданных. В обществе воцарились подозрительность и раболепие.

  • Декабристское движение заложило основы радикального оппозиционного движения в России.

6. Подведение итогов. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

"Пока горит свеча"

Разработка урока литературы .Библейские мотивы в поэзии А.Ахматовой и Б.Пастернака....

час общения "Пока не меркнет свет, пока горит свеча"

В ходе часа общения жители Царства Дружбы и Королевства Доброты будут рассуждать о доброте, милосердии, взаимопощи....

Заседание литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "Пока свеча горит"

Разработка внеаудиторного мероприятия к юбилею М.Ю.Лермонтова.  Миниспектакль...

Фотоматериалы открытого заседания литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "Пока свеча горит"

Презентация содержит фотографии  литературной гостиной с творческим названием "Пока свеча горит"...

Литературно-музыкальная композиция "Пока не меркнет свет, пока горит свеча"

Выявить у воспитанников представления о дружбе, доброте, человечности, способствовать выработки положительных качеств, формированию чувства взаимопомощи, товарищества, доброжелательности; - Формирован...