Пока свободою горим...
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
План урока в 8-м классе "Пока свободою горим...", посвященный движению декабристов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_poka_svobodoyu_gorim.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПОКА СВОБОДОЮ ГОРИМ…»
Интегрированный урок литературы и истории в 8-м классе
Образовательные цели: - закрепить знания обучающихся о репортаже и интервью как о жанре публицистического стиля; показать разнообразие репортажей и интервью.
- углубить знания о движении декабристов; закрепить знания о восстании декабристов.
Развивающие цели: развитие творческих способностей и познавательного интереса школьников, развитие исследовательских умений, навыков применения теоретических знаний на практике.
Воспитательные цели: воспитание чувств гражданственности и патриотизма, активной жизненной позиции.
Тип урока: комбинированный, интегрированный.
Используемые технологии: коллективной творческой деятельности, ИКТ, исследовательского обучения, познавательной игровой технологии.
Основные понятия: репортаж, интервью, жанры публицистического стиля.
Оборудование урока: проектор, экран, презентация.
Литература: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век. Учебник для 8 класса. – М.: 2009.
План урока:
- Вводная часть.
- Литературные понятия: репортаж, интервью.
- Восстание на Сенатской площади.
- Чтение стихов о событиях 14 декабря 1825 г. и декабристах.
- Рефлексия.
- Подведение итогов. Выставление оценок.
Ход урока
1. Вводная часть – цели и задачи урока.
Учитель истории. Сегодня мы проводим нетрадиционный урок, основанный на объединении знаний по двум предметам – литературе и истории.
2. Актуализация опорных знаний о публицистических стилях (слайд 4).
Словарная работа (слайд 5).
Учитель литературы: С каким словом и из какого языка созвучно слово «репортаж»?
Репортаж - англ.report: рапорт, сообщение. Сообщение очевидца-журналиста с места событий, спецификой которого считается оперативность. Репортаж сообщает о новостях и позволяет создать движущуюся панораму действий, передать ощущение динамики жизни.
Интервью – англ. interview: беседа.
Разговор между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Учитель литературы: Какое понятие, журналист или репортер, более широкое, а какое – узкое? Кто из вас хотел бы стать журналистом?
Учитель истории: Сегодня мы усложним урок. Вы сами будете авторами исторического репортажа. Вы попробуете себя в роли журналистов XIX века с возможностями века XXI. Мы можем узнать, что происходит на Сенатской площади и наблюдать за событиями этого дня с помощью телевидения. Итак, начинаем.
Учитель литературы:
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуту верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А.С.Пушкин
3. Восстание на Сенатской площади.
Телеканал «Новости Российской империи 24»
Студия: Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайд 7.
Репортаж корреспондента с Сенатской площади (общая информация о восстании). Слайды 8-9.
Студия: Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайд 10.
Репортаж корреспондента с места событий (восставшие полки). Слайды 11-13.
Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайды 14-15.
Интервью корреспондента с П.Г.Каховским. Слайд 16.
Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайды 18-19.
Репортаж корреспондента из Зимнего дворца. Слайды 20-22.
Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайд 23.
Интервью корреспондента с императором Николаем I. Слайд 24.
Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайды 26-27.
Репортаж корреспондента с Сенатской площади (ранение Милородавича). Слайды 28-30.
Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайды 31-33.
Репортаж корреспондента с места событий (общая информация). Слайды 34-36.
Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайд 37.
Интервью корреспондента с Рылеевым К.Ф. Слайд 38.
Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайды 40-41.
Интервью корреспондента с Трубецким С.П. Слайд 42.
Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайды 44-45.
Репортаж корреспондента с Сенатской площади (общая информация). Слайды 46-47.
Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайд 48.
Репортаж корреспондента с места событий (расстрел восставших). Слайды 49-50.
Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайд 51.
Репортаж корреспондента из Зимнего дворца. Слайды 52-53.
Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади. Слайд 54.
Репортаж корреспондента с Сенатской площади (поражение восстания). Слайд 55-57.
Ведущие новостей информируют о беспорядках на Сенатской площади (итоги восстания). Слайды 58-59.
Учитель истории:
О, жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что хватит вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Учитель истории: Итоги восстания. Слайды 61-62.
4. Ученики читают стихи о событиях 14 декабря 1825 г. и декабристах.
5. Рефлексия. Слайды 63-66.
Причины появления движения декабристов:
- Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг. познакомили офицеров с западноевропейской жизнью.
- Влияние идей русского и французского Просвещения.
- Патриотический подъем после войны 1812г, ожидание перемен в России.
- Реакция во внутренней политике: ужесточение крепостничества, введение военных поселений.
- Отказ Александра I от либеральных реформ.
Главная причина – понимание того, что дальнейшее сохранение крепостничества и самодержавия недопустимо.
Междуцарствие: У умершего в Таганроге Александра I детей не было, законный наследник - брат Константин, давно тайно отрекся от престола. Младший брат Николай I – наследник по тайному завещанию. Прошла присяга Константину, переписка между братьями-наследниками до получения официального отречения Константина. На 14 декабря 1825 г. назначена переприсяга Николаю I. Декабристы решили воспользоваться этим. 13 декабря решили: склонить войска к отказу от присяги, привести войска к Сенату и заставить сенаторов созвать Великий Собор.
Причины поражения декабристского движения:
- несогласованность действий и неподготовленность восстания.
- узкая социальная база (только дворянство), отсутствие активной поддержки в разных слоях общества.
- неготовность общества к радикальным преобразованиям.
- тактика военного переворота.
Значение движения декабристов:
- Первое открытое выступление против самодержавия.
- Традиции декабристского движения оказали важное воздействие на идейное воспитание последующих поколений.
- Идеи декабристов оказали значительное влияние на представителей русской культуры.
- Восстание декабристов внушило власти страх перед революцией, боязнь преобразований.
Стремясь не допустить подобного впредь, царь усилил репрессивный аппарат, постарался установить контроль не только за действиями, но и за помыслами подданных. В обществе воцарились подозрительность и раболепие.
- Декабристское движение заложило основы радикального оппозиционного движения в России.
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
"Пока горит свеча"
Разработка урока литературы .Библейские мотивы в поэзии А.Ахматовой и Б.Пастернака....
Сценарий праздника вечер романса"Пока не меркнет свет,пока горит свеча."
Знакомство с литературным жанром....
час общения "Пока не меркнет свет, пока горит свеча"
В ходе часа общения жители Царства Дружбы и Королевства Доброты будут рассуждать о доброте, милосердии, взаимопощи....
Заседание литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "Пока свеча горит"
Разработка внеаудиторного мероприятия к юбилею М.Ю.Лермонтова. Миниспектакль...
Фотоматериалы открытого заседания литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "Пока свеча горит"
Презентация содержит фотографии литературной гостиной с творческим названием "Пока свеча горит"...
Литературно-музыкальная композиция "Пока не меркнет свет, пока горит свеча"
Выявить у воспитанников представления о дружбе, доброте, человечности, способствовать выработки положительных качеств, формированию чувства взаимопомощи, товарищества, доброжелательности; - Формирован...