час общения "Пока не меркнет свет, пока горит свеча"
классный час (6 класс) по теме
В ходе часа общения жители Царства Дружбы и Королевства Доброты будут рассуждать о доброте, милосердии, взаимопощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАС ОБЩЕНИЯ
«Пока не меркнет свет, пока горит свеча»
Предварительная работа.
- учащиеся разбиваются на две группы: Королевство дружбы и Царство доброты, каждая из групп должна придумать своему государству герб;
-написать сочинение «Что я сделаю, чтобы всегда оставаться человеком».
Цели: выявить у учащихся представления о дружбе, доброте, человечности. способствовать сплочению классного коллектива, формированию чувства взаимопомощи; товарищества.
Оборудование: телевизор, магнитофон, карточки с заданиями, свечи.
Ход классного часа.
- Я очень рада встречи с вами, ребята. Сегодня мы поведём с вами доверительный разговор. Целью нашего разговора является выявление вашего представления о том, что такое дружба, доброта, человечность и другие качества, которыми должен обладать в жизни, наверное, любой человек.
Послушайте такую притчу:
Некий молодой человек шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так и прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь- это грязная дорога, на которой иногда попадаются грязные монеты».
- Как вы думаете, можно ли человеческую жизнь сравнить с дорогой? (размышления ребят).
- Действительно, человеческая жизнь- это дорога, которая складывается из минут, часов, дней, месяцев, лет. И сегодня мы вместе пройдём кусочек этого пути длиной всего- то в 45 минут. А поможет нам в этом, конечно же чудо.( звучит музыка, зажигаю свечу, кадры: снег, зима. Клип Пугачёвой)
- Жизнь- это дар, это благо, который даётся человеку лишь однажды.
Известно, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
- Сегодня по дороге жизни пойдёте вы- жители двух великих государств- Королевства Дружбы и Царства Доброты. Каждое государство имеет свой символ - герб. Как же выглядит ваши государственные символы - герб королевства Дружбы и герб Царства Доброты? Почему они выглядят именно таким образом? (учащиеся показывают рисунки гербов, выполненные заранее и дают им характеристику.
Герб Королевства дружбы:
Дружба- это надёжная рука друга, которую мы изобразили на нашем гербе. Такая дружба согревает всех, как солнце, поэтому на нашем гербе мы поместили и солнце. И всё это на зелёном фоне, потому что от солнца- дружбы распускаются зелёные листья, цветы.
Герб Царства доброты:
Доброта- это яркое солнышко, которое освещает всех нас, а когда светит солнце, всё вокруг становится краше, поэтому мы и изобразили на нашем гербе солнце, красивую радугу и белого голубя, как символ мира, ведь нет мира без доброты).
- А вот навстречу нам по дороге идут герои сказок Г.Х. Андерсена - фея Счастья и фея печали. Они о чём то спорят.
- Фея счастья: «Представьте такую ситуацию: у человека появился новый друг умный, интересный собеседник, но у него очень вспыльчивый характер. Я считаю, что дружба- это прекрасно. Они будут общаться, может быть, у них будут общие увлечения».
Фея печали : «Но тогда ему придётся разделить с ним не только радость дружбы, но и проблемы, которые у него есть. Ко всему у него вспыльчивый характер, он может обидеть и оскорбить».
- Фея счастья: « А что думаете вы, жители Королевства Дружбы и Царства
Доброты?»
- Фея печали: «Согласны ли вы на такие условия дружбы? Нужно ли вам такое счастье? Почему? (учащиеся высказывают мнения:
- «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»,- гласит пословица. Общаясь со своими друзьями, мы стараемся походить на них. Может быть, общаясь со мной, а я постараюсь всегда быть спокойной и терпеливой, моя подруга научится сдерживать и контролировать себя.
- Если это верный, настоящий друг, а у каждого человека не так уж много настоящих друзей и их надо беречь. Поэтому надо быть снисходительным к человеческим слабостям своих друзей, прощать их. Но, конечно, не предательство).
– А что же такое дружба? (ответы детей:
- Дружба- это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость.
- Дружба- это отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов, уважении.
- Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто- либо другой, поймёт моё настроение, мои переживания, разделит радость и огорчения, окажет бескорыстную помощь, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит.
- Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки:
-Нет друга- ищи, а нашёл - береги .
-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
-Старый друг лучше новых двух.
-Друзья познаются в беде.
- Дружба – это высокое, святое чувство, которое нужно пронести через всю жизнь. Дружба, которая может стать примером для меня, показана в фильме «Офицеры». Героев фильма, настоящих друзей, не сломали горести и невзгоды. Они прошли не одну войну, но остались верны друг другу. Такому нужно учиться.
- Вот вы сейчас назвали пословицу « Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Согласитесь, очень хорошо иметь и 100 рублей, и 100 друзей одновременно. Но что найти легче? Поищите в карманах.(дети достают деньги).
- Оказывается, деньги найти легче, чем отыскать друга. На жизненном пути человек встречается с разными людьми: добрыми и злыми, щедрыми и жадными, бескорыстными, мужественными и трусливыми. Как же среди такого множества людей найти друга?
Познакомьтесь с размышлениями о друге современного писателя Феликса Кривина. Попробуйте ответить на вопрос: Кто такой друг? Для чего человеку нужен друг?
Почему рельсы всегда рядом?
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несёт на себе половину вагона. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуту отлучится, другому придётся нести на себе целый вагон.
Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину вагона, чтобы другу не пришлось нести на себе целый вагон.
Ответы детей:
- Друг- это человек, который отдаст последнюю рубашку ради друга.
- Друг- это тот, кто тебя не предаст.
- Друг- это тот, кто выручит из любой беды.
- Друг разделит с тобой радость, заботу, поможет решить проблемы.
- Друг- это постоянная тревога и радость за близкого тебе человека.
- Друг нужен человеку для того, чтобы бескорыстно заботиться о благе другого, преодолевать собственный эгоизм, сопереживать, сочувствовать, сострадать другу.
- А я хочу прочитать стихи В.Шекспира:
настоящий друг везде
верен в счастье и в беде
грусть твоя его тревожит,
ты не спишь- он спать не может,
и во всём без дальних слов
он помочь тебе готов.
- Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много?( размышления ребят:
- Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг- это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассник.
- Какие же черты должны быть присущи настоящему другу? На столе разложены карточки с чертами друга. Я вам предлагаю из множества выбрать те, которые по вашему мнению характеризуют друга.(дети выбирают, звучит музыка).
- Прочитайте, пожалуйста, что же вы выбрали? (ребята зачитывают карточки с чертами характера:
-отзывчивость, добросердечность, смелость, верность, доброта, доброжелательность, вежливость, тактичность, правдивость, преданность, милосердие, честность, сочувствие, щедрость, терпимость, уравновешенность, скромность).
-Сейчас, ребята, вы сами того не подозревая, воспользовались секретом, которым мудрый Лис поделился с маленьким принцем, главным героем одноимённого произведения Антуана де Сент- Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.»
- А как вы понимаете секрет мудрого Лиса? (размышления ребят).
- Вы правы, не всегда можно увидеть ценное в человеке, это нужно почувствовать сердцем.
- А теперь давайте обратимся к тем чертам, карточки с перечислением которых остались лежать на столе и вы их не выбрали ни сердцем, ни глазами.( ученики зачитывают надписи на карточках с отрицательными чертами человека:
предательство, трусость, грубость, злоба, жадность, эгоизм, подлость, лживость, жестокость, безвольность, тщеславие).
- Может ли друг иметь такие качества? Конечно же нет. Они помешают не только дружбе, но и любым человеческим отношениям. Давайте мы их уничтожим. Мы их выбросим из своей души! (ученики рвут карточки)
- Если бы так легко было и в жизни бороться с отрицательными качествами, как это мы сделали сейчас, но в жизни все гораздо сложнее. Однако, если человек знает свои недостатки, то он сможет с ними бороться.
- Все мы очень разные и внешне и по характеру, и по способностям . и в различных ситуациях мы и ведем себя по – разному. В жизни вам придется встретиться с разными людьми: добрыми и злыми, отзывчивыми и равнодушными, лживыми и правдивыми. И сейчас вам предстоит узнать, умеете ли вы разбираться в людях, характеризовать их. Перед вами фотография и очень краткое описание. Посмотрите внимательно на фотографию и дайте характеристику человеку, изображенному на ней: внешность, черты характера, ваше впечатление о нем.(группы получают фотографии и через некоторое время дают собственную характеристику людям, изображенным на них. К одной фотографии подпись: «государственный преступник, а к другой: «герой России». Учащиеся зачитывают характеристики этих людей, а затем обмениваются фотографиями. На фотографиях запечатлен… один и тот же человек.)
- Видите, ребята, мы судим о других людях по – разному. А так сказал Расул Гамзатов о том, с какой меркой нужно подходить к людям :
Вот человек, что скажешь ты о нем? –
Ответил друг, плечами пожимая:
« Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?»
Вот человек, что скажешь ты о нем? –
Спросил я у товарища другого, -
« Яс этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?»
( к людям нужно подходить доброжелательно)
- Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом при дворе царя Креза. Свои бессмертные басни он сочинил в 16 веке до н. э., тем не менее, те истины относительно человеческой натуры, которым он учил, остаются и в наши дни столь же справедливыми. Послушайте басню Эзопа и ответьте на вопросы:
СОЛНЦЕ И ВЕТЕР.
Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.
- Я докажу, что я сильнее, - воскликнул ветер. – Видишь человека в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.
Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган. Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился.
Тогда солнце выглянуло из – за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.
Вопросы:
- О чём говорится в басне? Каков её смысл? Какого принципа взаимодействия с окружающими придерживаетесь вы? Каких результатов достигаете? (приблизительные ответы детей:
- Только доброжелательность поможет в отношении с окружающими, в общении.
- Когда к людям обращаешься всегда на «вы», со словами «спасибо», «пожалуйста», то есть с добрыми словами, то всегда тебе отвечают тем же: всё объяснят, подскажут, посоветуют.
- А с малышами, младшими по возрасту тоже надо быть добрыми. Их надо защищать, им помогать.
- Добро всегда побеждает зло – это мы знаем с детства, из сказок и мультфильмов. Зло-это всё то, что губит человека. К сожалению, зло очень распространено. А судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в пространстве пожилому человеку, на словах заботиться о природе, раскидывая мусор везде).
- А я предлагаю вам сейчас ещё потрудиться вместе и составить цветовую гамму. Для этого вспомните добрые слова (жизнь, любовь, мама, улыбка и т. д.) и выберите те цвета с которыми они у вас ассоциируются. Затем проделайте то же самое с сердитыми словами, сравните, одинаковы ли оттенки цветов. Какие из них приятнее вам? Почему? Затем приклейте их на листы бумаги. (звучит музыка, ребята составляют цветовой диктант:
- добрые слова (красный, жёлтый, зелёный, голубой, оранжевый): любовь, дружба, семья, мама, улыбка, весна, мир.
- сердитые слова (черный, коричневый, темно - синий, фиолетовый): война, зло, грубость, невежество, пьянство, алкоголизм, наркотики, национализм).
- Человек, как большой корабль, плывёт по морю жизни. Чем будет наполнен этот корабль? Грузом каких дел? Решает это каждый сам для себя. Дома вы написали сочинение на тему: «Что я сделаю, чтобы всегда оставаться человеком».
Зачитайте выдержки из ваших сочинений.
- Уважаемые жители Королевства Дружбы и Царства Доброты, вы дальше продолжите ваше путешествие по морю жизни, с парусами, наполненными добрыми делами и поступками, которые вы постараетесь совершать в жизни.( звучит музыка «Есть только миг»)
- А теперь давайте отправим корабли наших стремлений по морю жизни к своей пристани добрых дел ( учащиеся прикрепляют «корабли» к доске)
- В течении всего нашего разговора на столе горела свеча, как символ света, теплоты и жизни. Зажгите и вы у себя свечи, как символы маячков, указывающих путь вашим кораблям жизни ( учащиеся зажигают свечи).
- И пусть ваш жизненный путь озаряет этот свет и сопровождает хорошая песня.
( исполняется песня « Ты - человек» из к\ф «приключения Электроника».)
- Вот о подошёл к концу наш путь, длиною всего в 45 минут. Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, взаимоуважением, бескорыстием. А в память о нашем сегодняшнем разговоре мне хотелось бы подарить вам символические сердечки, которые напоминали бы вам совет мудрого Лиса: «Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Всем большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
"Пока горит свеча"
Разработка урока литературы .Библейские мотивы в поэзии А.Ахматовой и Б.Пастернака....
Литературно-музыкальный вечер"Пока горит свеча"
Атмосфера таинственного, романтичного окружает всех участников вечера, на котором при зажжённых свечах они слушают лирические песни, читают стихотворения, переносятся в разные эпохи....
Социальный проект "Пока горит свеча..."
Цель проекта: способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, толерантного отношения к людям, заинтересованности к происходящим событиям в стране и в мире.Задачи проекта:Развитие чувства патри...
Сценарий праздника вечер романса"Пока не меркнет свет,пока горит свеча."
Знакомство с литературным жанром....
Сценарий интегрированного проекта по предметам: Мировая художественная культура, литература, физика, химия. музыка. "Пока горит свеча и солнце светит"... О влиянии солнечной активности на творчество великих людей.
Интеграция не знает границ. Опубликованный мной проект расскажет о влиянии солнечной активности на деятельность представителей искусства и науки. Он состоит из двух частей. Первая часть--театрализован...
Литературно-музыкальная композиция "Пока не меркнет свет, пока горит свеча"
Выявить у воспитанников представления о дружбе, доброте, человечности, способствовать выработки положительных качеств, формированию чувства взаимопомощи, товарищества, доброжелательности; - Формирован...