Архитектура, скульптура и живопись Западной Европы (XI – XV вв.)
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок по истории средних веков в 6 классе. Тема: " Архитектура, скульптура и живопись Западной Европы (XI – XV вв.)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_zapadnoy_evropy.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Архитектура, скульптура и живопись
Западной Европы (XI – XV вв.)
6 класс
Цели урока:
- изучение особенностей архитектуры, скульптуры и живописи Западной Европы в XI – XV вв.
- развитие навыка критического мышления
- воспитание чувства любви к прекрасному.
Тип урока: урок изучения новой темы.
В XI – XV веках культура Западной Европы переживает подъем. По сравнению с ранним средневековьем сильно продвинулись техника производства, образование, наука.
(что появилось нового в этих областях?)
Архитектура
XI – XV века стали временем блистательного расцвета средневекового искусства.
Ведущим искусством было зодчество, т.е. архитектура. Виктор Гюго в своем знаменитом романе «Собор Парижской Богоматери» пишет: «В те времена каждый родившийся поэтом становился зодчим. Все прочие искусства повиновались зодчеству и подчинялись его требованиям». То время возводили замки и дворцы государей, мосты и ратуши. И все же ведущая роль принадлежала церковной архитектуре, и это не случайно. Именно тогда церковь приближалась к вершине своего могущества. Она не только оказывала огромное влияние на верующих, но и сосредоточила в своих руках колоссальные богатства, значительную часть которых тратила на строительство и украшение храмов.
(каковы были источники богатства церкви?)
Храмы большого размера нужны были не только для того, чтобы быть воплощением всемогущества Бога и его церкви. В это время религиозные чувства человека Средневековья тоже переживали расцвет. Невиданное развитие получили паломничества.
(что такое паломничество?)
Прежние церкви городов и аббатств, стоявшие на наиболее оживленных путях паломников, уже не могли вместить возросшее число молящихся.
Говорят, что «мир как будто стряхивал с себя ветошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей».
Стиль, господствующий в Европе в XI – XIII веках, а в некоторых странах сохранившийся и в XIII веке, называют романским (от латинского слова «Рома» – Рим), поскольку архитекторы этого времени применяли некоторые древнеримские строительные приемы. Это был первый общеевропейский стиль средневекового искусства, распространившийся по всей Европе (черты его видны даже в постройках Владимиро-Суздальской Руси).
Романский храм – удлиненное массивное здание с почти гладкими стенами и высокими башнями. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм. Своей суровостью и мощью романские храмы напоминают крепости. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи. На вид романский храм грубоват и приземист, но в нем заложен стройный замысел. Внутри он состоит из трех или пяти нефов (неф – часть внутреннего пространства собора, образованного рядами колонн). Продольное помещение пересекалось поперечным залом; он отделял алтарную часть от основной части зала, где собирались верующие. Таким образом, романский храм в плане имеет вид креста, в центре его высился не купол, а башня, завершавшаяся пирамидой.
В XII века в северной Франции зародился новый стиль средневекового искусства. Именно во Франции в XIII веке он достиг зрелости, а затем распространился почти по всей Европе, от Португалии до Польши и Литвы, и господствовал вплоть, до конца Средневековья. Современники именовали его «французской манерой», а потомки стали называть готикой (от названия древнегерманского племени готов).
Во многом готический собор сохранял традиции романского. В его убранстве есть и башни, и нефы, ведущие к алтарю. Это естественно: готика не изменила назначения собора, который по прежнему оставался местом молитв и богослужений. Все элементы постройки сохранились, но изменились. Вместо мощных столбов – пучки тонких изящных колонн. Их линии, закругляясь и продолжаясь на своде, причудливо переплетались и «заставляли» тяжелый каменный свод словно теряться в высоте. Многочисленные арки, прежде полукруглые, вытянулись вверх и в высшей своей точке как будто «сломались» – такие арки называют стрельчатыми. Вместо маленьких окошек, пробитых в толще стен романских храмов, появились огромные окна, рядом с которыми почти не видно стены. Внутреннее пространство собора оказалось наполнено светом. В таком храме человек чувствовал себя иначе. Хотя он казался маленьким рядом с огромным собором или внутри его, но храм не подавлял верующего. Он влек взор и мыли человека вверх, к Богу.
Столь разительные изменения стали возможны в результате огромных достижений в технике строительства. Зодчие научились распределять тяжесть сводов, перенося ее со стен на опорные столбы. Благодаря этому можно было поднять своды на большую высоту. Если в самом высоком романском соборе – церкви аббатства Клюни – высота сводов составляла чуть более 30 м, то в самых больших готических соборах она достигала 40 и более метров.
Готический собор был настоящим чудом средневекового искусства. Его неземная красота создавалась долгим трудом часто неизвестных нам гениальных мастеров. Строительство стоило огромных денег и было столь трудоемким, что даже в самом благоприятном случае продолжалось пару десятилетий, а иногда затягивалось на несколько веков.
(сообщение)
Виктор Гюго так пишет о соборе: «Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека, и народа; единое и сложное; …чудесный результат соединения всех сил целой эпохи…»
Скульптура
В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре было до 9 тысяч статуй, не считая рельефов.
Приближаясь к храму, верующие издали видели скульптуру фасадов. Внутрь проходили через богато украшенный – портал (от латинского слова «порта» – вход, ворота). Главный портал обычно находился на западном фасаде здания. Массивные ворота часто украшали рельефами с библейскими сценами. Взгляд входящего неизбежно останавливался на рельефах, расположенных непосредственно над дверями. Чаще всего здесь находилось изображение Страшного суда.
(источник 1)
Войдя в храм, верующий шел в сторону алтаря, а перед ним на стенах, сводах, колоннах последовательно разворачивались библейские сцены: сотворение Адама, Благовещение, Рождество. Верующий еще раз переживал в душе главные события Священной истории. Не случайно храм называли «Библией в камне».
(источник 2)
Самые строгие священнослужители осуждали проникавшую в храмы народную фантазию.
Скульпторы средних веков стремились раскрыть богатство мыслей, чувств и настроений человека. Романские мастера часто изображали людей с немощными, иссушенными страданием телами и некрасивыми, изможденными лицами. Но они более глубоко проникли в их внутреннюю жизнь. Обычно романские фигуры строго вертикальны, вытянуты, неподвижны.
В готических статуях точнее, чем в романских, передан облик людей, под складками одежды четче проступают формы тела, в их позах больше движения. В фигурах намечается поворот и легкий изгиб. У мастеров возрождался интерес к красоте внешнего облика человека. Повышенный интерес вызывал образ Богоматери – Девы Марии (в Западной Европе ее называли «мадонна», что значит «моя госпожа»).
Живопись
Сены романских храмов были покрыты росписями – фресками. Но на стенах готических соборов мало оставалось места для живописных изображений. Огромные окна снизу доверху заполняли витражи. Через витражи свет проникал внутрь храма, играя на колоннах, сводах и полу красочными бликами, и это придавало ему нарядный, праздничный вид.
Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков отражались все стороны жизни людей. По миниатюрам можно представить как менялась мода, как работали и проводили досуг люди разных сословий, во что верили и чему поклонялись.
Проверочный тест
Задание
Представьте себя на месте экскурсовода, рассказывающего туристам о романском и готическом соборах. Допустим, что туристы приехали из далекой страны, в которой нет таких построек, и что они прежде ничего о них не слышали.
Основные понятия урока
Романский стиль (от латинского «Рим») – стиль в искусстве, преобладающий в Европе в XI – XII вв.
Неф – часть внутреннего пространства собора, образованного рядами колонн.
Готический стиль (от названия германского племен готов) – стиль в искусстве, преобладающий в Европе с конца XII по XV в.
Фреска (от итальянского «свежий») – настенная живопись, при которой краски наносились на сырую штукатурку.
Витраж (от латинского «витрум» – стекло) – картина или узор из кусков прозрачного цветного стекла, скрепленные изогнутыми свинцовыми ободками.
Миниатюра – небольшой многоцветный рисунок в средневековых рукописях.
Источники
Источник 1
Наверное, самая знаменитая из средневековых сцен Страшного суда украшает портал собора Сен-Лазар в бургундском городке Отён (это редкий случай, когда известно имя мастера – Гизлеберт).
В центре композиции – неподвижная и грозная фигура Христа, пришедшего, чтобы судить всех по их делам. По правую руку от него – ликующие праведники, по левую трясущиеся от ужаса грешники, обреченные на вечные страдания. Некоторые из них уже попали в когтистые лапы чертей. Рядом ангел и дьявол взвешивают на весах души тех, чьи судьбы еще не определены, они мучительно ждут решения. Некоторые так боятся, что прячутся в складках одежды ангела. Самое замечательное в этом рельефе – богатство человеческих чувств. На лицах, в позах, в движениях людей читается страх или надежда, отчаяние или радость. Главное для мастера – не правдоподобие фигур, а страдания и страсти людей, их богатая духовная жизнь.
Источник 2
Бернар Клервоский о скульптурном убранстве храмов.
…Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле много голов. Здесь, глядишь, у четвероного хвост змеи, там у рыбы – голова четвероного. Здесь зверь – спереди конь, а сзади половина козы, там – рогатое животное являет с тыла вид коня.
Столь велика, в конце концов, столь удивительна повсюду пестрота самых различных образов, что люди предпочтут читать по мрамору, чем по книге, и целый день разглядывать их, поражаясь, а не размышлять о законе божьем, поучаясь.
Какие образы еще встречаются на стенах храмов?
Как автор относится к «библии в камне»?
Сообщение о соборе Парижской Богоматери
Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) выделяется строгим величием. По красоте и пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой совершенно уникальное явление.
Собор строился почти двести лет. Строительство собора было начато в 1163 году и закончено только в середине XIV века. Средства на постройку главного собора Парижа щедро жертвовали король, епископы и простые граждане.
Собор Парижской Богоматери представляет собой пятинефную базилику. Его длина составляет 130 метров, высота башен – 69 метров. Собор одновременно может вместить девять тысяч человек. Фасады собора богато украшены скульптурой, особенно пышно оформлены входы в собор. В зависимости от времени дня и погоды собор окрашивается в самые различные тона серого цвета: от стального до дымчатого. А вечером, в лучах заходящего солнца башни храма выглядят розово-пепельными.
В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из которого сложены стены и своды.
Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам де Пари нет настенной живописи, и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков. В некоторых частях храма преобладает чистый фиолетовый или голубой цвет, в других – жаркие оранжевые или красные тона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Культура эпохи высокого Средневековья (архитектура, скульптура и живопись) " (урок с использованием мультимедийной техники)
Описание урока с иллюстрациями...
Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы.
Предмет: Изобразительное искусство 6 кл. (Т.Я. Шпикаловой)Блок: Исторические реалии в искусстве разных народов;Раздел: Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в иск...
Виды изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика
Изобразительное искусство.Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 2 класс. – М.: Баласс, 2011. Урок 1.Тема: Виды изобразительной деятельн...
Тест 21. Культура России во вт. пол.XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись
Тест 21. Культура России во вт. пол.XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись...
Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс ИСТОРИЯ
Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс ИСТОРИЯ...
Набор материала для подготовки к ЕГЭ по истории. Архитектура Скульптура
Презентация включает иллюстративный и скульптурный материал для подготовки к ЕГЭ по истории. Материалы взяты из открытого банка заданий с краткой аннотацией. Может быть использользован для подго...
Литература, архитектура, скульптура, живопись для подготовки к ОГЭ по истории (3, 5, 13, 14 здания)
Материалы содержат краткое описание литературных произведений (когда написано/опубликовано, автор, краткая характеристика). Менее подробно расписаны архитекетурные сооружения, скульптура, живопись. Да...