Люди мира, на минуту встаньте.
учебно-методический материал (8 класс) по теме
Материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Фашистские концлагеря".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontslagerya.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2-ой ученик
Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей -
Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей!
Аушвиц, Бухенвальд и Треблинка,
Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-
Побывал, прямо скажем, в аду.
Вся Земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная - крематорий
Что ни день, пожирала людей.
И душа леденела от страха,
Ужас гетто вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху!
Разве ж можно такое забыть?!
Звучит песня Муслима Магомаева «Бухенвальдский набат».
1-ый ученик:
11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей. 11 апреля 1945 года узники концентрационного лагеря Бухенвальд - одного из самых страшных лагерей смерти - подняли интернациональное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза.
Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» и колючая проволока сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда. На сотнях квадратных метров всего несколько построек. Санчасть, где нацисты проводили эксперименты над заключенными, сторожевые вышки, оружейная мастерская и крематорий - вот все, что осталось от лагеря смерти.
2-ой ученик:
Крематорий был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключённых под предлогом осмотра у врача. Когда человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников. Бухенвальд был мужским лагерем. Заучить свой порядковый номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. С этого момента набор цифр заменял имя. Заключенные работали на Густловском заводе, который находился в паре километров от лагеря и производил оружие. Число охранников достигало 6000 человек.
1-ый ученик: Свидетельство очевидца:
« ... примерно в середине октября нас, более 2000 человек, погрузили в железнодорожные вагоны и повезли в неизвестном направлении. Мы не получали никакой пищи. В вагонах было тесно и душно. Многие товарищи умерли от недостатка воздуха, тесноты и голода. ... Нас выгрузили в Веймаре, и оттуда эсэсовцы погнали нас по дороге в лес, на гору. По пути нас били дубинками и натравливали на нас овчарок. Товарищей, которые отставали, немедленно расстреливали. Обочины дороги были устланы трупами. ... К вечеру мы подошли к концлагерю Бухенвальд. ... Нас разместили в деревянных бараках, которые были отделены от остальной территории лагеря изгородью из колючей проволоки. В бараках не было ни окон, ни стульев, ни кроватей – ничего…»
2-ой ученик: Над узниками проводилось множество медицинских опытов, в результате которых большинство умерли мучительной смертью. Заключённых инфицировали сыпным тифом, туберкулезом и другими опасными заболеваниями для того, чтобы проверить действие вакцин против возбудителей этих болезней. Заболевания перерастали очень быстро в эпидемии из-за скученности в бараках, недостаточной гигиены, плохого питания, а также из-за того, что эти заболевания не лечились.
Экспериментировали с отравляющими веществами, т.е. определяли на какую массу тела и на какую возрастную группу, какой дозы отравляющего вещества достаточно для наступления смерти.
1-ий ученик: Конвейером смерти в концентрационном лагере Бухенвальд заправляли Карл и Ильза Кох. Карл Кох был назначен комендантом Бухенвальда с 1939 года. В то время как Кох упивался властью, наблюдая за ежедневным уничтожением людей, его жена испытывала еще большее удовольствие от мук заключенных. В лагере ее боялись больше самого коменданта. Любимым развлечением садистки было натравливание свирепой овчарки на подростков, она приходила в восторг, когда собака живьем загрызала детей
2-ый ученик: Позже Ильзу Кох прозвали «фрау Абажур». Она использовала выделанную кожу убитых мужчин для создания разнообразной домашней утвари, чем чрезвычайно гордилась. Даже ее коллегам из СС становилось не по себе, когда фрау Кох хвасталась абажурами, сделанными из человеческой кожи. Наиболее подходящей для поделок она находила кожу цыган и русских военнопленных с наколками на груди и спине. Это позволяло делать вещи «весьма декоративными». По словам фрау Кох, кожу с людей надо снимать вживую, только тогда изделия из нее получаются особенно красивыми.
1-ой ученик: На траурном митинге, посвященном памяти умерщвленных товарищей, 19 апреля 1945 года узники Бухенвальда всех национальностей дали клятву, которая была известна тогда всему миру, но теперь, к сожалению, позабыта: « ... мы прекратим борьбу только тогда, когда последний фашистский преступник предстанет перед судом народов. Уничтожение фашизма со всеми его корнями - наша задача».
3 ученик: Освенцим (пауза). Был создан фашистами на территории оккупированной Польши, около города Освенцим близ Кракова в 1940 году. Это был комбинат уничтожения людей с помощью техники. За годы существования в нем было уничтожено свыше 4 миллионов человек. Крупнейший концентрационный лагерь Освенцим – был одновременно и трудовым лагерем. Стариков и женщин с детьми отправляли в «душегубку» сразу, буквально через несколько часов. В этом лагере проводились чудовищные опыты, а в качестве «подопытных» предпочитали использовать женщин и детей. Очень многие опыты кончались быстрой и мучительной смертью подопытных заключенных. После окончательного использования заключенных для экспериментов их убивали и сжигали. Этим путем стремились уничтожить свидетелей своих бесчеловечных опытов.
4-ый ученик: И опять сквозь ночь смотрят на меня печальные глаза Анны Франк. Она перешагнула рамки своего дневника: теперь мы знаем о ней гораздо больше — знаем, как она жила, как погибла. …
Из рассказов очевидцев мы знаем теперь о том, как жила Анна Франк в Освенциме. Ее содержали в 29-м блоке. Была осень 1944 года. Чувствовалось приближение конца, и комендант, эсэсовская охрана и старосты спешили завершить «ликвидацию». Печи лагерного крематория дымили день и ночь. Людьми овладело равнодушие — атрофия чувств, которая предшествует смерти. Но худая большеглазая девочка из 29-го блока еще замечала, что происходит вокруг. Она сохранила способность улыбаться. У нее не было чулок, и как-то ей удалось раздобыть старые мужские кальсоны. Этот наряд показался ей нелепым, и, оглядывая свои ноги, она улыбнулась.
3-ой ученик:
…Шли назад мы,
робко приминая
Жирную Освенцима траву.
Жаворонок в небе пел. Играя,
И шиповник дикий цвел во рву.
Шли мы. Каменели наши лица,
Словно мы не летом шли – зимой.
…Может быть, и с вами так случится:
Вечером вернетесь вы домой
И, увидев детские в прихожей
Туфельки –
в шнурках и ремешках,-
Как и я, растрогаетесь тоже,
Нежно их подержите в руках…
5 ученик: Маутхаузен (пауза). Создан в июле 1938 года в 4 км. От города Маутхаузен в качестве филиала Дахау. В этом лагере находилось 335 тысяч заключенных человек из многих стран мира. Только по сохранившимся записям в лагере было уничтожено свыше122 тысяч человек. В этом лагере в феврале 1945 года был зверски замучен генерал Карбышев.
"Мне осталось жить недолго, - сказал майор советскому офицеру, - поэтому меня беспокоит мысль о том, чтобы вместе со мной не ушли в могилу известные мне факты героической гибели советского генерала, благородная память о котором должна жить в сердцах людей. Я говорю о генерал-лейтенанте Карбышеве, вместе с которым мне пришлось побывать в немецких лагерях".
6 ученик: По словам офицера, в ночь с 17 на 18 февраля около тысячи пленных немцы пригнали в Маутхаузен. Мороз стоял около 12 градусов. Все были одеты очень плохо, в рванье. "Как только мы вступили на территорию лагеря, немцы загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали: сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее белье и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от меня. Мы понимали, что доживаем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей падали замерзшие или с размозженными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев", - с болью в сердце излагал канадский майор.
5 ученик: "В ту трагическую ночь в живых осталось человек семьдесят. Почему нас не прикончили, не представляю. Должно быть, устали и отложили до утра. Оказалось, что к лагерю вплотную подходили союзные войска. Немцы в панике бежали┘ Я прошу вас записать мои показания и переслать их в Россию. Я считаю своим священным долгом беспристрастно засвидетельствовать все, что я знаю о генерале Карбышеве. Я выполню этим свой маленький долг перед памятью большого человека", - такими словами закончил свой рассказ канадский офицер.
7 ученик: Имя Муссы Джалиля, поэта – борца, облетело весь мир. Мужественная поэзия Муссы не оставляет равнодушным ни одного человека, ни одно поколение. Недолгая, но героическая жизнь поэта, его пламенное, вдохновленное творчество является олицетворением беспримерного мужества и беззаветного служения народу и Родине. Тяжело раненный, он попадает в плен, в концлагерь Маобит. Кошмар фашистского концлагеря не сломил поэта, с большим риском для жизни он создаёт подпольную антифашистскую организацию, которая организовала побеги пленных, распространяла листовки и патриотические стихи. Самому поэту не пришлось дожить до счастливого дня Победы: он был зверски четвертован 25 августа 1944 года в Берлине. Его поэзия и сейчас звучит, как набат, напоминая о том, что дух истинного патриота не сломить.
8 ученик: Другу, который умеет читать по-татарски и прочтет эту тетрадку.
Это написал известный татарскому народу поэт Муса Джалиль. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей, был привезен в Берлин. Здесь он был обвинен в участии в подпольной организации, в распространении советской пропаганды... и заключен в тюрьму. Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в заточении. Он беспокоится за них. Поэтому он из 115 старался переписать хотя бы 60 стихотворений.
Если эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги их и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет, как стихи погибшего поэта татарского народа. Это мое завещание.
9 ученик: Первыми жертвами массовых нацистских преступлений против человечности оказались дети. Именно с них началось уничтожение людей в огромных масштабах "индустриальным способом". Сотни тысяч детей с матерями и без них оказались в концентрационных лагерях и гетто . Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам. Лишь 1 из 10 детей - узников концлагерей - вернулся домой.
10 ученик: Са́ласпилс— лагерь смерти на территории оккупированной нацистами во время Второй мировой войны Латвии, предназначенный для массового уничтожения людей. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. Это не был лагерь уничтожения, такой как Майданек или Освенцим, с газовыми камерами для одновременного убийства большого числа человек, и крематориями для сжигания трупов с заранее просчитанной производительностью так называемых «фабрик смерти». Но в него люди посылались только с одной целью — чтобы они умирали мучительной смертью. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек.
9 ученик: Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла.
Там были женщины и дети,
И эта девочка была…
Сперва велели им раздеться и стать
Затем ко рву спиной.
Но прозвучал тот голос детский,
Наивный, чистый и живой
- Чулочки тоже снять мне дядя?
Не осуждая, не грозя
Смотрели, прямо в душу глядя,
Трехлетней девочки глаза
- Чулочки тоже снять мне дядя?
В смятении на миг эсэсовец обмяк.
Рука сама собой с волненьем вдруг
опускает автомат
Он словно скован, взглядом синим,
И кажется, он в землю врос
- Глаза как у моей Неминьи,
во мраке смутно пронеслось
Охвачен он невольной дрожью
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Её убить, её не сможет…
И дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках, снять
Не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Твоя вот так бы здесь легла?
И всюду взгляд её светился,
И всюду чудилось опять.
И не забудется отныне
- Чулочки тоже, дядя снять?...
7 ученик: Во время пыток, истязаний и расстрелов в лагере «Яновский» в г. Львове всегда играла музыка. Оркестр состоял из заключенных. В числе оркестрантов были – профессор Львовской государственной консерватории Штрикс, дирижер оперы Мунд и другие известные украинские музыканты. Пытки, истязания и расстрелы в Яновском лагере совершались немцами под музыку. Обычно во двор, в центр лагеря, выводили оркестрантов. Это были заключенные музыканты. Стоя сомкнутым кругом, под вопли и крики истязаемых жертв играли они по нескольку часов кряду одну и туже мелодию – «Танго смерти». Так называли ее заключенные. Кто ее написал? Родившись в лагере она там и осталась вместе с расстрелянными оркестрантами. Произошла эта трагедия накануне освобождения Львова, когда немцы стали ликвидировать Яновский лагерь. В тот день 40 человек из оркестра выстроили в круг. Их окружила плотным кольцом вооруженная охрана лагеря. Раздалась команда: «Музик», - и дирижёр оркестра, как обычно, взмахнул рукой. И тут же прогремел выстрел. Это первым пал от пули дирижёр Мунд. Но звуки танго продолжали звучать над бараками. По приказу коменданта каждый оркестрант выходил в центр круга, клал инструмент на землю, раздевался догола, после этого раздавался выстрел и человек падал мертвым.
8 ученик: Бараки. Плац. И музыканты.
Яновский лагерь. Смерть людей.
Под музыку велели оккупанты
Стрелять в людей. Так веселей!
Над серым плацем скрипки зарыдали,
В бараках люди, цепенея, ждали.
Опять расстрел! Вгрызалось в души "танго".
О, "танго смерти", "танго смерти"!
Пощады - нет.
Два года - двести тысяч павших.
Под "танго смерти" шёл расстрел.
И музыкантов, порохом пропахших,
Ждал скорбный, как и всех, удел.
Над серым плацем скрипки зарыдали,
В бараках люди, цепенея, ждали.
Опять расстрел! Вгрызалось в души "танго".
О, "танго смерти", "танго смерти"!
Пощады - нет.
Остались сорок оркестрантов,
Играют "танго". Их черёд!
Под громкий смех и говор оккупантов,
Раздевшись, падают на лёд.
Над серым плацем скрипки не рыдали...
...
Фашистов вышибли и смяли,
Но на Земле фашизм живёт.
И где-то вновь стреляют, как стреляли...
Людская кровь течёт, течёт...
Над всей Землёю скрипки всё рыдают.
Под звёздным небом люди умирают...
Опять расстрел! Терзает души "танго".
О, "танго смерти", "танго смерти"!
Забвенья - нет!
Чтец 1.
Помните! Через века,
через года, –
помните!
о тех,
кто уже не придёт
никогда,
помните!
Не плачьте! В горле
сдержите стоны, горькие стоны. Памяти
павших
будьте
достойны!..
Вечно
достойны!
Чтец 2.
Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью
просторной, каждой
секундой, каждым
дыханьем
будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся, –
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, – пожалуйста,
помните!
Чтец 3.
Песню свою
отправляя в полёт, –
помните!
О тех,
и то уже никогда
не споёт, –
помните!
Детям своим расскажите о них,
чтобы
запомнили!
Детям
детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
Чтец 4.
К мерцающим звёздам
ведя корабли,
о погибших помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди земли.
Убейте
войну, прокляните войну,
люди земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда, –
заклинаю, – помните!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческая игра "Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!"
Мероприятие проводится по аналогии с телеигрой «Колесо истории». Заранее изготовлено колесо с трехцветными секторами и тремя стрелками с каретами разного цвета ( красная, желтая, зеленая). В начале ка...
Внеклассное мероприятие «Горит огонь олимпиады, ему все люди мира рады»
Пояснительная запискаЦелью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми фи...
"Люди мира" Презентация к уроку
Ценность такого урока в том, что учащиеся получают возможность приобрести навыки составления и проведения экскурсий, приобрести опыт работы с аудиторией слушателей. Знания и умения, необходимые для ор...
Урок - игра "Знаменитые люди мира"
Активизация знаний учащихся, развитие творческих способностей и умений....
Классный час (сценарий) "Люди мира, берегите мир!"
Данный материал можно использовать как сценарий к торжественным датам, так и в любое время в качестве патриотического воспитания....
Презентация к сценарию классного часа "Люди мира, берегите мир!"
Презентация к сценарию классного часа "Люди мира, берегите мир!"...
Внеклассное мероприятие "День народного единства.Люди мира"
Материал для педагогов проводящих внеклассное занятие или учителю географии. В материале задействованы мореплаватели, материки....