Историческая игра "Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!"
материал по обществознанию (11 класс) на тему

Анашкина Эльвира Адольфовна

Мероприятие проводится по аналогии с телеигрой «Колесо истории». Заранее изготовлено колесо с трехцветными секторами и тремя стрелками с каретами разного цвета ( красная, желтая, зеленая). В начале каждого тура по очереди вращают колесо, и в случае совпадения цвета кареты и сектора игроку прибавляется 100 верст. За игру победителю необходимо набрать 1000 верст. Отбор игроков происходит заранее. Играть могут все желающие, прошедшие отборочный тур (победители викторины).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Lyudi_mirabudte_zorche_vtroe_beregite_mir.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

( историческая игра)

Памяти жертв концлагерей

в годы Второй мировой войны

посвящается…

Кл. руководитель: Анашкина Э.А.

2007 год

Тема: 

« Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!»

( историческая игра)

Памяти жертв концлагерей

в годы Второй мировой войны

посвящается…

         Цели: воспитание чувства патриотизма; пополнение знаний о Второй мировой войне, об ужасах войны.

       Предварительная подготовка: мероприятие проводится по аналогии с телеигрой «Колесо истории». Заранее изготовлено колесо с трехцветными секторами и тремя стрелками с каретами разного цвета ( красная, желтая, зеленая). В начале каждого тура по очереди вращают колесо, и в случае совпадения цвета кареты и сектора игроку прибавляется 100 верст. За игру победителю необходимо набрать 1000 верст.

       Отбор игроков происходит заранее. Играть могут все желающие, прошедшие отборочный тур ( победители викторины).

       За месяц до начала игры учащимся предлагается список рекомендуемой литературы. Учащиеся читают о концентрационных лагерях – Бухенвальде, Дахау, Равенбрюке, Заксенхаузен, Моабите; готовят краткие сообщения о знаменитых узниках лагерей, о деятельности гестапо и о Нюрнбергском процессе. Оформляется стенд с необходимой информацией. В зале тоже оформляется три сектора определенного цвета. Болельщики садятся за спиной своего игрока. Во время обсуждения игрок может советоваться со своими болельщиками. Только в суперигре игрок остается один на один со своими знаниями. Количество вопросов в суперигре зависит  от того, сколько верст на счету игрока за три тура. Если он набрал 900 верст, то ему задается один вопрос, если меньше, то не более трех, но до первой ошибки. Как только игрок ошибется, игра прекращается. В данной игре затрагиваются вопросы создания первых концлагерей на территории Европы и осуществления руководства над ними. Ребята слышат имена замученных в концлагерях людей (Эрнст Тельман, Дмитрий Карбышев, Мусса Джалиль), узнают о деятельности гестапо в этих лагерях, контроль над которым осуществлял Мюллер. Игра требует предварительной подготовки, необходимо хорошо отрепетировать все сцены и номера художественной самодеятельности.

          Оборудование: карта с обозначением на ней концентрационных лагерей в годы войны, карточки с заданиями, музыкальный центр.

Ход игры.

Ведущий.

 Чем твёрже поступь у Победы,

Тем всенародней торжество,

Но в сорок первом враг не ведал,

Что в сорок пятом ждёт его.

Он полон был бульдожьей спеси,

Пока ееё не порастряс!

Придет Победа с новой песней,

 А в тот суровый, грозный час…

Проведение туров.

I тур

       Ведущий.  Придя к власти в 1933 году, фашисты начали с массовых арестов противников Гитлера среди всех слоев населения. Однако террор был направлен, прежде всего, против коммунистов, которые, являясь ведущей политической силой, организовали антифашистское  национальное движение сопротивления нацистскому режиму.

        Первые концентрационные лагеря были созданы отрядами СД в 1933 году. В 1934 году руководство над всеми концлагерями взяли на себя войска СС.

1-й вопрос. Кто осуществлял руководство охранных отрядов (СС)?

  1. Геринг.
  2. Борман .
  3. Гиммлер.
  4. Геббельс.

         Ведущий.  Были созданы крупные концлагеря Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Равенбрюк. Лагеря, куда были брошены противники  гитлеровского, нового порядка из всех европейских стран.

2-й  вопрос. Когда был создан концентрационный лагерь Бухенвальд?

  1. Август 1934 года;
  2. июнь 1935 года;
  3. июль 1936 года;
  4. июль 1937 года.

( В июле 1937 ода рядом с г. Веймаром, где жили и работали великие немецкие гуманисты, возник лагерь жестокости и бесчеловечности Бухенвальд).

       Ведущий.  Крематорий – последний этап убитых и замученных. Над его трубой днем и ночью стояли гарь и дым.  

 

3- й вопрос. В этом месте эсэсовцы убили и сожгли.

  1.  Эрнста Тельмана;
  2. Генерала Карбышева;
  3. Рудольфа Брейтшейда;
  4. Николая Кузнецова.

( Председатель Коммунистической партии Германии Эрнст Тельман был привезен гестаповцами в ночь с 17 на 18 августа 1944 года в Бухенвальд из Бауцена и был убит в крематории.)

  11 апреля 1945 года подпольный Интернациональный комитет лагеря дал приказ начать вооруженные действия. Военная организация движения сопротивления , состоявшая из 178 групп, которые насчитывали около 850 бойцов, выполнила приказ. 21000 человек были освобождены.

 Звучит песня « Бухенвальдский набат» ( Муз. В Мурадели, сл. А.Соболева).

На фоне « Реквиема» Моцарта ( « Покой вечный дай им» - заупокойная месса, Диес Ире).

     Ведущий. В глубокой скорби склоняем мы головы перед жертвами фашистского варварства. Почтим минутой молчания всех погибших и замученных в концентрационных лагерях людей.

Минута молчания.

II тур

1 – й вопрос. Как называется единственная в мире газета о бывших узниках фашизма?

  1. «Правда о фашизме»;
  2. « Судьбы»;
  3. « «Холокост»;
  4. «Жертвы нацизма».

      Ведущий. На территории лагеря Маутхаузен был заживо заморожен фашистами 70- летний Дмитрий Михайлович Карбышев , попавший в плен с тяжелым ранением. Он выдержал все нечеловеческие испытания фашистского застенка. Он принял мученическую смерть и был верен присяге и долгу, Родине. Сначала его поливали холодной водой, потом горячей, а ан улице был мороз! Постепенно застывая, превращаясь в груду льда, он произнес посиневшими губами: « Думайте о родине, и мужество не покинет вас». Он чувствовал, что его видят заключенные сквозь щели барака, и обращался к ним.

2 – й вопрос. Кем по специальности был Дмитрий Михайлович Карбышев?

  1. Врач;
  2. летчик;
  3. военный инженер;
  4. журналист.

      Ведущий. Судьбы Боброва Николая Изотовича, Крепкова Семена Егоровича, проживающих в поселке Горноправдинск, и Южакова Сергея Фёдоровича, проживающего в поселке Бобровский, похожи на судьбу Соколова Андрея, описанную Михаилом Александровичем Шолоховым в рассказе « Судьба человека». По полной мере, с лихвой, испытали они все ужасы фашистского застенка, ужасы, которые выпали на долю узников концлагерей. Как выдержали эти люди такие тяжкие нечеловеческие испытания, приходится только удивляться. Удивляться их мужеству, стойкости, их умению сохранить свое человеческое достоинство.

Предлагаем вашему вниманию сцену из рассказа М. Шолохова «Судьба человека» ( инсценировка)

*********************************************************************

 

      Ведущий.  Утром и вечером тысячи узников Бухенвальда проходили через ворота, а на их железной решетке надпись.

3 – й вопрос. Какая надпись была сделана на этих воротах?

  1. Добро пожаловать.
  2. Посторонним вход воспрещен.
  3. Каждому – своё.
  4. Что посеешь, то и пожнёшь.

III тур

Ученик читает стихотворение

Е.Евтушенко « В ночи гудели печи, не стихая».

 

В ночи гудели печи, не стихая,

Мой пепел ворошила кочерга,

Но, дымом восходя из труб Дахау,

Живым я опускался на луга.

Мне кое с кем хотелось расквитаться,

Не мог лежать я в прахе и золе,

Не мог в земле убитым оставаться,

Пока убийцы ходят по земле!

Пускай в аду давно уже забито,

Там явно не хватает многих лиц.

И песней поднимаю я, убитых,

И песней я зову искать убийц!

Идите по земному шару гневно,

Ищите и при свете, и во мгле…

Как можешь ты синеть спокойно, небо,

Пока убийцы ходят по земле!

Восстаньте же, замученные дети,

Среди людей ищите нелюдей

И мантии судейские наденьте

От имени всех будущих детей!

И вы не спите, вы не спите, люди.

В Париже, и в Варшаве, и в Орле,-

Пусть ваша память вас ночами будит, пока убийцы ходят по земле.

Звучит песня « Облака» ( музыка В. Егорова)

Ведущий.  Имя Муссы Джалиля, поэта – борца, облетело весь мир. мужественная поэзия Муссы не оставляет равнодушным ни одного человека, ни одно поколение. Недолгая, но героическая жизнь поэта, его пламенное, вдохновленное творчество является олицетворением беспримерного мужества и беззаветного служения народу и Родине. Тяжело раненный, он попадает в плен, в концлагерь Маобит. Кошмар фашистского концлагеря не сломил поэта, с большим риском для жизни он создаёт подпольную антифашистскую организацию, которая организовала побеги  пленных, распространяла листовки и патриотические стихи. Самому поэту не пришлось дожить до счастливого дня Победы: он был зверски четвертован 25 августа 1944 года в Берлине. Его поэзия и сейчас звучит, как набат, напоминая о том, что дух истинного патриота не сломить.

Ученик читает стихотворение М. Джалиля.     

Варварство.

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришёл хмельной майор и медными глазами

Окинул обречённых…мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землёю,

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать – земля.

Своими видел я глазами,

 Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

 В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг,

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжёлый.

Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребёнок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

 Ещё не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться здесь рассудка!

Всё понял, понял всё малютка.

- Спрячь, мамочка меня! Не надо умирать!

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

 Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

 Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?-

И хочет вырваться из рук ребёнок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнёшь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-

И он закрыл глаза. И заалела кровь.

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах,

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слёз, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его, земля, кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…

1-й вопрос. На территории какого государства расположен был концлагерь Моабит?

  1. Германии;
  2. Польши;
  3. Бельгии;
  4. Австрии

     Ведущий. Агенты гестапо и СД существовали во всех лагерях для военнопленных. Мюллер в своей директиве от 17 июля 1941 года предписывал им выявлять « все политические, уголовные и другие по каким – либо причинам нежелательные элементы», а также « всех лиц, которые могли бы быть использованы для возрождения оккупированных территорий, с целью их устранить или подвергнуть « специальному лечению». Приказ рекомендовал агентам подбирать среди военнопленных также и тех, кто «заслуживает доверия», для организации шпионажа внутри лагеря и выявления тех военнопленных, кого следовало устранить.

Кадр из кинофильма  « Вечный зов» ( Максим стал предателем).  

2 –й вопрос. Кто контролировал деятельность гестапо в концлагерях?

  1. Гиммлер;
  2. Геринг;
  3. Мюллер;
  4. Кейтель.

Ученик читает стихотворение Н. Фомичёва.

Арийская культура

Попал я в лагерь из тюрьмы –

В такой,

 Где комендант

Стал неплохим поэтом.

Рифмует он

Ладонь с моей щекой

 И звучной рифмой хвалится при этом.

Танцоры, преуспевшие вполне,

Достигшие заслуженного ранга,

Умеют вытанцовывать на мне

И румбу,

И фокстрот,

 И даже танго.

Художники

От пояса до плеч

Мне кистью – плетью расписали спину

Так, что её хочу я приберечь

Для выставки, как новую картину.

А русские,

Невежды все подряд,

Фашистов бьют,

На запад гонят с дуру.

Вот варвары!

Наверное, хотят

Разрушить

Всю « арийскую культуру»!

     Ведущий. В сентябре 1944 года с инспекцией в Маутхаузен прибыл Гиммлер. В качестве развлечения ему показали казнь 50 советских офицеров. Такова странная природа германской « военной чести», которая была прекрасно описана в книге «Майн Кампф».

3 –й вопрос. Кто был автором книги «Майн Кампф»?

  1. Гиммлер;
  2. Гитлер;
  3. Геринг;
  4. Геббельс.

Звучит песня «Мне снится война» (Музыка М.Кочетковой, слова Е. Смоленской) или песня « За того парня» ( Музыка М. Фрадкина, слова Р. Рождественского) из кинофильма « Минута молчания».

Подведение итогов.

Финал

Вопрос. Кто построил чудовищный механизм уничтожения людей под названием гестапо?

 

Три портрета: Гитлер; Гиммлер; Геринг.

( « У Геринга душа убийцы, он наслаждается ужасом жертв…»)

 

Суперигра

Вопрос. Как назывался судебный процесс над фашизмом, когда и где он проходил?

( 1946 год. Нюрнбергский процесс.)

Награждение победителя.

Мы дождались хохота, смеха.

Гром, огонь и смерть позади.

Но войны тяжёлое эхо

Всё поёт ещё в нашей груди.

Всё поёт ещё голосом фронта

Над строкой, пролетая гроза.

И порой к черте горизонта

Поднимаем с опаской глаза…

Звучит песня « Горячие точки планеты».

Горячие точки планеты,

Где кровью решается спор.

Там дышат тревогой рассветы,

Там ночи, как выстрел в упор,

Меня ваша боль убивает,

Горячие точки земли.

Страданий чужих не бывает,

 И все ваши слёзы – мои!

Горячие точки планеты

Враждой небывалой больны,

Не ласкою солнца согреты,

А страшным дыханьем войны.

Безжалостно смотрят ракеты,

Огнём полыхает простор.

Горячие точки планеты,

Вы всем равнодушным – укор!

Горячие точки планеты:

Всё шире зловещая тьма.

Как руки в проклятье воздеты –

Сожженных кварталов дома.

Пока солнце светит в зените

И дым небеса не затмил,

Трубите тревогу, звоните,

Весь мир поднимите за мир!

Ведущий. На этом наша суперигра подошла к концу, спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в русле новых технологий "Душу мира- маму береги" (Расул Гамзатов) (По произведению В.А.Сухомлинского «Легенда о материнской любви»)

Данная презентация поможет при проведении урока по произведению Сухомлинского В.А. "Легенда о материнской любви". Метод двойного дневника, составление синквейнов, создание символа Души разнообразят ра...

Литературно- историческая гостиная "Памяти павших будьте достойны..."

Гостиная посвящен Великой Отечественной войне....

Сценарий выступления экологической агитбригады«Будь человеком, человек! Ты береги планету эту!»

Для расширения экологических знаний, воспитания положительного отношения к природе, желания беречь и охранять природу вокруг себя....

немецкий язык как втрой иностранный

Пояснительная запискаРабочая программа учебного предмета «английский язык» для 5 класса разработана на основе следующих нормативных документов:- федерального государственного образовательн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Берегите животных»....

Литературно – историческая гостиная на тему: «Памяти павших будьте достойны…»

Сколько бы лет не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к Победе, которую принёс миру русский солдат.Цель:Расширить  знания обучающихся о Великой Отечественной вой...

Культурно-исторические регионы мира.

Иллюстрационный материал к уроку, посвященному культурно-историческим регионам мира....