Сталинизм и послевоенное общество урок в 11 классе
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Сталинизм и послевоенное общество урок для 11 класса по учебнику Киселёва, Попова история России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок в 11 классе Сталинизм и послевоенное общество | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сталинизм и послевоенное общество.
Цели:
способствовать формированию представления о сущности сталинизма, противоречивости отношения к эпохе и личности Сталина. Сформировать собственное отношение к сталинизму и Сталину.
Способствовать продолжению формирования навыков работы с картой, документами.
Воспитывать чувство патриотизма, объективизма.
Оборудование: карта, презентация, подборка документов.
Ход урока:
- Повторение предыдущей темы. Фронтальный опрос. Тестирование (приложение 1)
Вопросы для фронтального опроса.
- В каких международных организациях состоял СССР? Работа с картой.
- Причина образования этих организаций?
- Дайте характеристику этих организаций.
- Какие задачи требовалось решить в четвёртой пятилетке?
- Как они были решены?
- Охарактеризуйте уровень жизни после войны.
- Как объясняла послевоенные трудности официальная пропаганда?
- Дайте определение термину «Холодная война».
- Какими причинами была вызвана «Холодная война»?
- Новая тема.
- Сталинизм в зеркале исторической науки. Объяснение. Работа с документами (приложение 2)
Вопросы:
- Какие существуют мнения относительно сталинского режима?
- Какого мнения придерживаетесь вы? Каково ваше отношение к Сталину как личности?
- Вождь народов. Объяснение. Работа с документами (приложение 3)
Вопросы:
- В чьих интересах раскрывались громкие «дела»?
- Какими методами Сталин сохранял свою единоличную власть?
- Власть и общество. Объяснение. Работа с документами (приложение 4, 5).
Вопросы:
- Каково было взаимоотношение власти и общества?
- Каково было отношение к сталинскому режиму? Однозначное ли?
- Почему и сейчас сохраняется неоднозначное отношение к сталинизму?
- Закрепление новой темы:
- Какова сущность сталинизма?
- Как повлиял сегодняшний урок на ваше отношение к Сталину и периоду его правления?
- Домашнее задание: параграф 24. Работа с документом в конце параграфа. Подготовить сообщение о каком – либо «деле» в период сталинского правления. Подготовить характеристику произведения или кинофильма послевоенного периода.
Приложение 1.
Тест к теме «Холодная война.
- Между какими странами происходила Холодная война?
- Англия и СССР
- СССР и Куба
- США и Англия
- США и СССР
- В каком году началась Холодная война?
- 1946 год
- Декабрь 1944-го года
- 1945 год
- 1947 год
- Какой город во время Холодной войны был разделен на 2 части?
- Москва
- Нью-Йорк
- Берлин
- Вашингтон
- Назовите, кто есть кто из нижеприведённых личностей.
1 2 3 4
- Что произошло 29 августа 1949 года?
- Ялтинская конференция стран США, Англия, СССР
- На Семипалатинском полигоне был испытан ядерный заряд первой советской атомной бомбы
- Разработка первой атомной бомбы в США
- Мирное соглашение США и СССР
- Одним из самых известных разработчиков первой атомной бомбы является...
- Нартов
- Кулибин
- Курчатов
- Давыдов
- Теория мирного сосуществования принадлежит...
- Н.С. Хрущеву
- Л. И. Брежневу
- И. В. Сталину
- М.С Горбачеву
- В результате Карибского кризиса произошло разоружение баллистических ракет со стран...
- Кубы и Европы
- Африки и Азии
- Австралии и Индонезии
- Южной Америки и Африки
- Кем был Уинстон Черчилль?
- Министр Великобритании
- Премьер-министр Великобритании
- Президент США
- Секретарь КПСС
- Речь какого политического деятеля считается точкой отсчета Холодной войны?
- И.В. Сталин
- У. Черчилль
- Ф. Рузвельт
- Н. Хрущев
Приложение 2.
Лауреат Нобелевской премии Б. Шоу о Сталине: «Сталин — очень приятный человек и действительно руководитель рабочего класса», «Сталин — гигант, а все западные деятели — пигмеи».
Г. Уэллс писал о Сталине: «Я никогда не встречал человека более искреннего, порядочного и честного; в нём нет ничего тёмного и зловещего, и именно этими его качествами следует объяснять его огромную власть в России. Я думал раньше, прежде чем встретиться с ним, может быть, о нём думали плохо потому, что люди боялись его. Но я установил, что, наоборот, никто его не боится и все верят в него. <…> Сталин — совершенно лишённый хитрости и коварства грузин.»
Бежавший из СССР в 1928 году бывший секретарь Сталина Борис Бажанов в своих мемуарах характеризует Сталина, как «малокультурного», «хитрого», «невежественного» человека.
В книге воспоминаний «Сталин и трагедия Грузии», изданной в 1932 году в Берлине на немецком языке, одноклассник Иосифа Джугашвили по Тифлисской духовной семинарии Иосиф Иремашвили утверждал, что юному Сталину были присущи «злопамятность, мстительность, коварство, честолюбие и властолюбие».
В газете «Известия» Президент, в частности, отметил, что «Сталин совершил массу преступлений против своего народа… И несмотря на то, что он много работал, несмотря на то, что под его руководством страна добилась успехов, то, что было сделано применительно к собственным людям, не может быть прощено». Согласно позиции Медведева, роль Сталина в победе в Великой Отечественной войне была «очень серьёзной», хотя Медведев считает, что войну «выиграл наш народ». В целом, по мнению Медведева, у Сталина «были и слабые решения, и очень сильные решения, в том числе в военный период. Этого тоже вычёркивать нельзя».
Председатель правительства России Владимир Путин в 2009 году сказал: «Очевидно, что с 1924 по 1953 год страна, изменилась коренным образом, она из аграрной превратилась в индустриальную. Правда, крестьянства не осталось, но индустриализация действительно состоялась. Мы выиграли Великую отечественную войну. И кто бы и что бы ни говорил, победа была достигнута». Вместе с тем премьер отметил репрессии, имевшие место в тот период.
По мнению председателя Совета Федерации С. М. Миронова: «Сталин — кровавый палач, и чтобы кто бы ни говорил, он таким есть и будет».
По словам председателя Госдумы Б. В. Грызлова, как руководитель СССР Сталин «много сделал во время Великой Отечественной войны», хотя «перегибы по внутренней политике» его «не украшают». «Мы знаем, как уважаем он был со стороны тех, кто открывал второй фронт», — заявил глава нижней палаты законодательного органа России.
Приложение 3.
Дело врачей (Дело врачей-отравителей, в материалах следствия Дело о сионистском заговоре в МГБ) — уголовное дело против группы высокопоставленных советских врачей, обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров. Истоки кампании относятся к 1948 году, когда врач Лидия Тимашук обратила внимание компетентных органов на странности в лечении Жданова, приведшие к смерти пациента. Кампания закончилась одновременно со смертью Сталина от инсульта в 1953, после чего с обвиняемых были сняты обвинения, а сами они освобождены от преследований.
Ленинградское дело
общее название ряда судебных дел, сфабрикованных в 1949—52 с целью ослабить Ленинградскую партийную организацию, политически дискредитировать и физически уничтожить ряд партийных и государственных деятелей, выдвинувшихся накануне и в годы Великой Отечественной войны. Было создано в условиях культа личности и режима личной власти И. В. Сталина. «Л. д.» инспирировано Л. П. Берия (заместитель председателя Советского Министра СССР), В. С. Абакумовым (министр госбезопасности СССР) и их подручными при активном содействии секретаря ЦК ВКП(б) Г. М. Маленкова с санкции Сталина.
Приложение 4.
Из книги югославского политика М. Джил аса «Новый класс»
«Для выяснения природы отношений, возникших еще при коммунистической революции и окончательно упроченных индустриализацией и коллективизацией, нужно внимательно присмотреться к роли и способам функционирования государства в коммунизме. Здесь пока будет достаточным подчеркнуть, что государственная машина в коммунизма не есть главный инструмент, формирующий отношения собственности и общественные отношения, она таковые лишь защищает. Правда, все вершится от имени государства и в согласии с его установлениями. Но над ними и за спиной любого государственного акта стоит коммунистическая партия. Причем даже не она в целом, а профессиональная партийная бюрократия. Это факты общеизвестные. Именно эта бюрократия пользуется, управляет и распоряжается в конечном итоге огосударствленным и обобществленным имуществом, как и всей жизнью общества. Бюрократию эту сама ее роль в обществе — монопольное управление и распоряжение национальным доходом и национальными богатствами — превращает в особый закрытый привилегированный слой. Общественные отношения с формальной стороны и извне выглядят похожими на государственный капитализм. Тем более что подходящим выглядит и их историческое происхождение — индустриализация не с помощью капитала, а методами государственного принуждения. На самом деле функцию сию вершит означенный привилегированный слой, использующий государственную машину как инструмент своей политики и как правовое ее прикрытие. Это также общеизвестные факты».
Из протокола заседания Челябинского обкома ВКП(б) (1946 г.):
«Председатель артели «Вперед» Лапов… в кругу своих близких в августе 1945 г. заявил: «Сейчас при Советской власти народ и крестьяне чувствуют себя угнетенными, работают от гудка до гудка. Крестьяне ничего не имеют, во всем ограничены, общественные земли поросли сорняком, качество обработки земли плохое, хуже, чем в старое время. Сельхозинвентарь и машины не берегутся, а ломаются, так как колхозники не считают их своими собственными, а чужими, колхозными. Много колхозных земель пустует, а раньше у каждого крестьянина обрабатывался каждый участок земли. Крестьяне не являются сами себе хозяевами, их заставляют насильно работать… Если бы все наше сельское хозяйство все время развивалось также, как в период проведения НЭПа, то теперь, в 1945 г., каждый крестьянин-единоличник имел бы в своем индивидуальном хозяйстве трактор, автомашину и другой инвентарь. Крестьяне имели бы изобилие продуктов и ни в чем не нуждались».
Чтобы ответить на вопрос о сущности сталинизма, надо установить, чьи интересы выражал Сталин, кто за ним шел. Почему моя мать хранила портрет Сталина? Она была крестьянка. До коллективизации наша семья жила неплохо. Но какой ценой это доставалось? Тяжкий труд с рассвета до заката. А какие перспективы были у ее детей (одиннадцать душ!)? Стать крестьянами, в лучшем случае – мастеровыми. Началась коллективизация. Разорение деревни. Бегство людей в города. А результат этого? В нашей семье один человек стал профессором, другой – директором завода, третий – полковником, трое стали инженерами. И нечто подобное происходило в миллионах других семей. Я хочу лишь сказать, что в эту эпоху в стране происходил беспрецедентный в истории человечества подъем многих миллионов людей из самых низов общества. Не забывайте, что в самих массовых репрессиях сталинских времен, в которых пострадали миллионы простых людей, принимали активное участие миллионы других простых людей, причем одни и те же люди часто играли роль палачей и жертв. Эти репрессии тоже были проявлением самодеятельности широких масс населения. И теперь трудно выяснить, чья доля в них больше – доля высших злоумышленников во главе со Сталиным или доля этих широких якобы обманутых масс населения.
Современник Сталина. Философ, историк.
Приложение 5.
По данным опроса общественного мнения 18 — 19 февраля 2006 г., 47 % жителей России считали роль Сталина в истории положительной, 29 % — отрицательной. Лишь в одной социально-демографической группе, среди граждан с высшим образованием, историческую фигуру Сталина воспринимали позитивно реже, чем негативно. 59 % считали, что «в сталинские времена в лагеря и тюрьмы попадали в основном невинные люди», 12 % — «в основном те, кто это заслужил». Среди граждан моложе 35 лет 39 % относились к Сталину позитивно и 30 % негативно. При этом 38 % считали, что ныне Сталин и его деятельность «очерняются», а 29 % — «оцениваются объективно».
На протяжении многомесячного электронного опроса общественного мнения, организованного телеканалом «Россия», Сталин занимал лидирующие позиции с большим отрывом. Итоговые официальные данные, по которым Сталин занял второе место, уступив Александру Невскому 5504 голоса.
«... феномен Сталина свидетельствует о незавершенности процессов модернизации в нашей стране. Российское общество расслаивается на две большие группы: людей города и людей традиции. Первые принадлежат культуре Большого общества и приняли ценности динамики. Для них постоянное самоизменение, освоение новых знаний, моделей повеления, норм и ценностей естественно и привычно. Они приняли меняющийся мир и стали его органичной частью. Это и называется модернизация. Вторая группа в той или иной мере вписана в современный мир, но в своих базовых ценностях, в структурах сознания, в рефлексах и упованиях принадлежит домодернизационному патриархальному миру. Эти люди взыскуют возращения устойчивого и неизменного бытия идеализированной реальности их отцов и дедов. Не понимают, не хотят, да и не способны меняться. Их идеал — застой, в ходе которого общество медленно, но неотвратимо откатывается к позавчерашним ценностям и моделям поведения. Воспроизводит в новой бытовой и технологической среде традиционную психологию и устойчивые культурные рефлексы.»
Игорь Яковенко. Сталин – культурная проблема. «Новая газета», 18.11.2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольно-обобщающий урок по теме "Первобытное общество" В 5 классе.
Контрольно-обобщающий урок используется при закреплении темы "Первобытность" . Урок- игра где учащиеся могут проверить свои знания исрользуя презентацию к уроку....
Выборы в демократическом обществе. Урок обществознания в 9 классе.
Урок обществознания в 9 классе. Использование кейс-технологий. Работа с сиквелом....
Политическая система общества. Урок для 10 класса.
Учебно-методическое пособие для учителя обществознания, отражающее основные моменты указанной темы....
"Униженные и всеми отринутые парии общества" Урок литературы в 10 классе.
Урок по творчеству Ф. М. Достоевского по роману "Преступление и наказание"...
Обобщающий урок по ФГОС ООО . Тема "Действия с обыкновенными дробями", "Создание открытого акционерного общества" для 5 класса
Форма урока, типы заданий интересны своим содержанием и глубиной замысла. В ходе урока создаётся имитация деловой игры. Происходит интерпретация математической темы в социальный опыт учащихся....
Социальная сфера общества. Урок обобщения и систематизации знаний об обществе.
Цель урока - обобщить знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
Разработка урока по обществознанию «Роль телевидения в глобализации современного общества» для 10 класса
Сила телевидения заключается в глубоком воздействии на способ мышления. Телевидение актуализирует нашу реальность. Телевидение – один из мощнейших факторов глобализации современного общества. Он...