Выборы в демократическом обществе. Урок обществознания в 9 классе.
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме
Урок обществознания в 9 классе. Использование кейс-технологий. Работа с сиквелом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кейс-технологии в обществознании | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 9 классе.
Тема «Выборы в демократическом обществе»
Цели урока: образовательные и развивающие:
— раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателя;
— сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
— ознакомить учащихся с избирательным законодательством, продолжить формирование у них навыков работы с документами правового характера;
— развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию;
воспитательная:
— формировать активную гражданскую позицию.
Основные понятия: выборы, избиратель, избирательные принципы, активное избирательное право, пассивное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, кандидат.
Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», выдержки из Уголовного Кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях.
Кейсы: выдержки из Конституции РФ, материалы с выдержками из основных документов избирательного законодательства, текст с правовой ситуацией и с планом анализа.
Организационный момент: учащиеся в начале урока делятся на три группы. Каждая группа получает комплект фломастеров, бумагу для записей.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя может быть, например, таким: «В жизни всегда приходится выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача — выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие возникают проблемные ситуации на выборах.
2. Работа с основными принципами демократических выборов.
Итак, выборы — это один из способов формирования парламента. В ходе них граждане избирают и главу государства. Во всех демократических государствах выборы проводятся по определенным правилам, или принципам, которые нельзя менять ни при каких обстоятельствах.
Далее раскрываются основные принципы демократических выборов.
Первый из них — всеобщность выборов. По Конституции РФ в выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы.
Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет один голос. Как антитезу этой позиции можно привести указ о выборах в I Государственную думу 1905 г., согласно которому 1 голос помещика приравнивался к 45 голосам рабочих.
Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата.
Тайное голосование исключает оказание давления на избирателя в момент голосования.
Очень важным принципом выборов является их альтернативность, т.е. возможность сделать выбор из нескольких кандидатов.
Демократичность выборов выражается и в том, что должностные лица избираются лишь на определенный срок. Если в каком-либо государстве практикуется перенос или отмена выборов, то это дает повод усомниться в демократичности такой политической системы.
3. Работа учащихся с кейсами.
Учитель предлагает школьникам самим убедиться в необходимости указанных принципов. Для этого моделируются ситуации, в которых какой-либо из принципов нарушается. Учащиеся поделены на три группы, которым предлагается проанализировать предлагаемые ситуации.
Ситуация 1. Вы пришли на избирательный участок. Во время голосования рядом с вами стоит представитель избирательной комиссии и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка.
Ситуация 2. Проходят выборы президента страны. Придя на избирательный участок, вы увидели, что в бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия.
Ситуация 3. На избирательном участке можно увидеть следующую картину: гражданин Н. убедил члена избирательной комиссии в том, что он может проголосовать за больного соседа по просьбе последнего.
Вопросы для анализа ситуации:
- Какой избирательный принцип нарушен?
- На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение избирательных прав?
- Кем конкретно нарушены права избирателей (персоналии, орган);
- Что можно (нужно) сделать для его восстановления?
- Как такая ситуация отразится на результатах выборов?
4. Выступления учащихся с анализом предложенных ситуаций.
5. Закрепление изученной темы.
Закрепление данной темы предполагает два варианта. Первым является – небольшой проверочный тест. Для активизации познавательного интереса и развития творческих способностей учащихся предпочтителен второй вариант – синквейн. Синквейн — это «стихотворение», состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Составление синквейнов является мощным инструментом анализа, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно выполнять это упражнение систематически и целенаправленно, тогда учащиеся научатся осмысленно применять понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего несколько строк.
Порядок написания синквейна:
первая строка — ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
вторая строка — два прилагательных, характеризующие данное понятие;
третья строка — три глагола, выражающие действие понятия;
четвертая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию;
пятая строка — одно слово (обычно — существительное), через которое выражаются ассоциации, связанные с данным понятием.
Учащиеся получают памятки по работе с синквейном. Для получения практических навыков учитель совместно с детьми составляет синквейн-образец. Ключевым будет являться слово «Выборы».
Возможные ответы учащихся:
1. Выборы.
2. Демократические, свободные.
3. Определяют, обязывают, направляют.
4. Выборы — право человека.
5. Демократия.
После составления пробного сиквейна учащимся предлагается самостоятельно составить сиквейн со словом «Избиратель»:
Возможные ответы учащихся:
1. Избиратель.
2. Грамотный, ответственный.
3. Голосует, агитирует, выдвигает.
4. Он определяет будущее страны.
5. Народовластие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выборы в демократическом обществе
1.ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УЗКОМ И ШИРОКОМ ПОНЯТИЯХ.2.ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ЭТАПЫ.3.ЧТО ТАКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ.4.ПОЛИТИЧЕСКИЕ...
Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.
Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Урок обществознания. 11 класс.
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с формами политической деятельности; показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества; участвовать в эвристической беседе, дискуссии, рабо...
Отличительные черты выборов в демократическом обществе
ПЛАН1.Формы политического участия.2.Значение выборов в. демократическом обществе.3.Основы избирательного права.4. Абсентеизм, его причины и опасность. (выполнить самостоятельно в виде сообщения)....
Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме "Выборы в демократическом обществе"
Конспект урока может быть использован в 10 классе при изучении раздела "Политическая сфера"...
Конспект урока обществознания в 11 классе "Выборы в демократическом обществе"
Конспект урока обществознания в 11 классе "Выборы в демократическом обществе"Цель урока: - Познакомить учащихся с принципами избирательного права в демократическом обществе....